Методология педагогики. Методы педагогических исследований. Вклад в современную отечественную педагогику методологов В.В. Краевского, В.И. Загвязинского. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методология педагогики. Методы педагогических исследований. Вклад в современную отечественную педагогику методологов В.В. Краевского, В.И. Загвязинского.

2017-07-09 1890
Методология педагогики. Методы педагогических исследований. Вклад в современную отечественную педагогику методологов В.В. Краевского, В.И. Загвязинского. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание № 1.

Познакомьтесь с содержанием книги В.И. Загвязинского, Р. Атаханова "Методология и методы психолого-педагогического исследования". / М.: Академа,. - Гл. I. - § 2. - С. 13 - 15, 25 – 31; Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студ. вузов/В. И. Загвязинский.-2-е изд.,испр.-М:Академия.-(Профессионализм педагога).

1. Сделайте выписки из текста гл. I "Общая характеристика психолого-педагогического исследования" по вопросам:

- В чём отличие исследования психолого-педагогического от исследования по педагогической психологии?

- Какие существуют разновидности педагогических исследований?

- Почему большинство педагогических исследований носят комплексный характер?

2. Заполните схему:

«Источники исследовательского поиска».

 

 


3. Определите преимущественный характер следующих исследований, обозначив соответствие стрелками:

Тема исследования: Характер исследования:
1. Динамика престижности образовательного учреждения. 2. Влияние здоровья на успешность обучения младших школьников. 3. Сравнительное изучение эффективности разных образовательных технологий. 4. Выявление одарённости детей-дошкольников. а) социологический   б) психологический   в) педагогический   г) валеологический д) комплексный

 

Задание № 2.

Продолжите изучение материалов книги В.И. Загвязинского, Р. Атаханова "Методология и методы психолого-педагогического исследования". / М.: Академа, - Гл. II. - С. 50 – 88; Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педа- гога: Учебное пособие для студ. вузов/В. И. Загвязинский.-2-е изд.,испр.-М:Академия,.-176с.-(Профессионализм педагога).

1. Законспектируйте основные положения главы II "Логическая структура исследования", отразив в выписках сущность понятий:

- проблема, вопрос, проблемная ситуация;

- объект и предмет исследования;

- цели и задачи исследования;

- идея, замысел, гипотеза.

2. Определите, о каких компонентах исследований (база, объект, предмет) идёт речь в следующих фрагментах:

а) коллектив педагогов и учащихся средней школы № 25 г. Тюмени;

б) процесс становления гимназии на базе средней школы с профильным обучением;

в) психолого-педагогическое условие комплексной реабилитации хронически больных детей в оздоровительно-образовательном центре;

г) зависимость между стилем педагогического общения учителя и учащихся и успешностью учебной деятельности.

3. Как могут быть сформулированы тема и объект исследования, в котором выделен следующий предмет: педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования (например, вальдорфской школы Р. Штайнера) к особенностям российской действительности?

4. Попытайтесь выстроить "дерево целей" (систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему "Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой" (тему можно изменить).

5. Отнесите приводимые ниже положения методической системы, разработанной известным педагогом-новатором В.Ф. Шаталовым, к звеньям "понятийной цепи" творческого педагогического поиска:

проблема - исходные теоретические положения - идея - замысел - гипотеза - результат.

А. Необходимо учить всех по достаточно сложным проблемам и учить успешно.

Б. Учащиеся, особенно слабые, не усваивают программный материал и отстают в развитии.

В. Необходима вера в потенциальные возможности ученика: каждый должен учиться победно!

Г. Успех в учении поднимает самооценку, вселяет уверенность, создаёт для каждого "точку опоры".

Д. Максимальная помощь каждому в учении. Использование для этого опорных сигналов, опорных конспектов, многократного повторения, "тихого" опроса и других средств и приёмов.

Е. Прочное усвоение основных предметных знаний и способов деятельности как база для успешного образования и утверждения в жизни.

Задание № 3.

Продолжите изучение материалов книги В.И. Загвязинского, Р. Атаханова "Методология и методы психолого-педагогического исследования". / М.: Академа,. - Гл. III. - С. 89 – 162; Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педа- гога: Учебное пособие для студ. вузов/В. И. Загвязинский.-2-е изд.,испр.-М:Академия,-176с.-(Профессионализм педагога).

1. Составьте схему:

"Методы психолого-педагогического исследования".

эмпирические
теоретические

 

 


2. Ниже приводится краткое описание основных методов исследования. Определите, о каких методах идёт речь.

А. Кратковременное испытание проводится (по заданной стандартной форме) с целью выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам Применяется главным образом для определения пригодности к той или иной профессии.

Б. Сущность метода - сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности. Каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться условным баллом. Применяется для изучения индивидуально-психологических качеств учащегося, в частности его способностей.

В. Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода - ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической сфере жизни ребёнка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.

Г. Исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий.

Д. По просьбе экспериментатора три учителя оценивают в баллах качество выполнения учащимися задания по труду. Затем вычисляется средняя оценка для каждого ученика.

Е. С целью изучения содержания "Я" подростков им предложили составить самоописание на тему "Я, каким кажусь себе". Затем с помощью школьных психологов и филологов выделили в самоописаниях основные темы, после чего экспериментатор подсчитал, у скольких испытуемых встречалась определённая тема.

Ж. У испытуемых с помощью тахистоскопа определили объём внимания. После этого в течение 30 минут испытуемые выполняют рад психотехнических упражнений на развитие внимания, затем вновь определяют объём внимания. Высчитывают разность между показателями объёма внимания, полученными до и после выполнения упражнения.

Задание № 4.

Изучите и проанализируйте конкретный передовой опыт школы, колледжа, педагога (психолога) по приведённой схеме.

АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

(примерная схема)

1. Изучаемый объект

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(педагог, работник, коллектив, объединение)

2. Наименование опыта

________________________________________________________________________________

(направление, тема работы)

3. Цель изучения опыта

 

 

4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, полезность, новизна, применимость в изменённых условиях, адрес для рекомендуемого внедрения).

5. Задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противоречия, "слабые звенья" практики, делающие опыт актуальным.

6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-воспитательного процесса; деятельность воспитателей (педагогов), воспитанников (учеников), её содержание и формы, характер взаимоотношений участников.

7. Результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдвига в адаптации, реабилитации, воспитанности), их надёжность и стабильность.

8. Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, передовой опыт, собственные наблюдения и пробы); характеристики отдельных сторон, "составляющих педагогического процесса": целей, содержания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.

9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление закономерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эффективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта. Роль личности воспитателя, его индивидуального стиля деятельности в созидаемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принципов, технологий), переносимого в иные (но в чём-то сходные) условия. Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство, изобретательство, мастерство).

10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а в необходимых случаях - корректированию опыта.

11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно ценен, необходимые условия для эффективного использования, ограничения, наиболее подходящие способы использования).

(В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. "Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Академа, 2008. - С. 153 - 154.)

Задание № 5.

Используя материал книги В.И. Загвязинского, Р. Атаханова "Методология и методы психолого-педагогического исследования"; Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педа- гога: Учебное пособие для студ. вузов/В. И. Загвязинский.-2-е изд.,испр.-М:Академия,2008.-176с.-(Профессионализм педагога), познакомьтесь подробнее с вопросом об эксперименте как методе научного исследования (см.: с. 108 - 112, 157 - 162).

1. Изобразите в виде схемы:

"Виды эксперимента".

2. Ответьте на вопросы:

- Каковы условия эффективности использования комплексного педагогического эксперимента?

- Чем эксперимент как исследовательская методика отличается от эксперимента как конкретного метода исследования?

Задание № 6.

Из материалов книги В.И. Загвязинского, Р. Атаханова "Методология и методы психолого-педагогического исследования" (с. 15 - 20, 39 - 49); Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педа- гога: Учебное пособие для студ. вузов/В. И. Загвязинский.-2-е изд.,испр.-М:Академия,.-176с.-(Профессионализм педагога).

1. сделайте выписки по следующим аспектам:

- природа и функции образовательных инноваций;

- методология науки; методология педагогики;

- методологические принципы и их сущность.

2. Составьте рецензию на статью С.Я. Казанцева, Л.А. Казанцевой "Методологическая культура студентов в условиях фундаментализации обучения".

Задание №6.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Верно ли утверждение: методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

- Да

- Нет

2. Методы педагогического исследования – это…

- способы сбора информации о педагогических фактах

- способы решения научно-исследовательских задач

- анализ теоретических понятий

- способ организации учебной деятельности

3. Методы опроса относятся...

- к группе методов изучения педагогического опыта

- к группе методов теоретического исследования

- к группе математических и статистических методов

4. Верно ли утверждение: наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование?

- Да

- Нет

 

 

Практическая работа № 3.

Тема: Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса. Закономерности и принципы обучения.

План:

  1. Дидактика как отрасль научного знания. Основные категории дидактики.
  2. Закономерности, принципы, правила обучения. Движущие силы и логика процесса обучения.
  3. Обучение как дидактическая система, ее структурные компоненты.
  4. Функции процесса обучения.
  5. Обучение как сотворчество деятельности учителя и ученика: деятельность учителя, деятельность учащихся.

Методические указания:

Повторите соответствующие разделы теории обучения. Выполните письменно следующие задания, соотнеся их с пунктами плана:

- задание № 1, 2, 3.

- задание № 4.

- задание № 5.

Ход выполнения:

Задание № 1.

Что называется дидактикой? Из приведённых ответов выберите один правильный, обосновав достоверность своего выбора, ошибочность остальных:

а) дидактика - это отдельная наука о закономерностях развития личности

б) дидактика - это наука о закономерностях формирования личности ребёнка

в) дидактика - это раздел педагогики об образовании и воспитании порастающего поколения

г) дидактика - это отрасль педагогики, разрабатывающая теории обучения и образования

Задание № 2.

Из перечисленных альтернатив подчеркните те, которые обозначают основные категории дидактики:

воспитание - преподавание - знание - организация -

образование - классно-урочная система - класс - форма -

развитие - учение - цель - метод -

умение - обучение - содержание - средства -

навыки - структура - эффективность - альтернатива -

процесс - таксономия - формирование - результат -

Задание № 3.

Первой фундаментальной работой по теории обучения является "Великая дидактика" педагога и философа-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592-1670), написанная им в 1632 г. и опубликованная в 1657 г. Заголовок этого труда непривычно длинный, но отражающий вместе с тем его специфику и содержание.

«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех, всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и сёлам каждого христианского государства такие школы, в которых бы всё юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, кратко, приятно, основательно, где для всего, что предлагается, основания почерпываются из самой природы вещей; истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается лёгкий и верный путь для удачного осуществления этого на практике».

На основе анализа полного заголовка "Великой дидактики" Я.А. Коменского, дайте письменное определение дидактики в понимании автора и сформулируйте основные задачи обучения, которые он ставит. В чём основное отличие понимания дидактики Коменским от современных трактовок данного понятия в педагогической теории?

Задание № 4.

Сравните высказывания и предложите свой вариант суждения, который изложите письменно.

"Если закономерности обучения - устойчиво повторяющиеся связи между педагогическими явлениями, то зачем необходимо формировать на их основе принципы и правила, которые опять обращать к практике? Может быть, целесообразнее дать практике возможность самой организовать себя на основе содержащихся в ней закономерностей?"

"Осознанность лежащих в основе практики обучения закономерностей приводит к моделированию обучения в форме законов, принципов и правил, которые в результате могут улучшить эффективность обучения, видоизменяя и совершенствуя отдельные его стороны."

Закономерности, принципы, правила являются (не являются) объективными и не зависят (зависят) от субъективности педагога, так как …

Задание № 5.

В отечественной психологии по вопросу соотношения обучения и развития преобладает точка зрения, обоснованная еще Л.С. Выготским (1896-1934). Согласно этой точке зрения, обучение идет впереди развития.

Выберите правильный ответ и обоснуйте точку зрения Л.С.Выготского.

Задание № 6.

Дайте характеристику основным компонентам процесса обучения как дидактического взаимодействия учителя и ученика, заполнив схему:

преподавание (деятельность учителя) компоненты процесса обучения учение (деятельность ученика)
……………….. целевой ………………..
……………….. стимулирующий ………………..
……………….. содержательный ………………..
……………….. операционно-деятельностный ………………..
……………….. контрольно-регулировочный ………………..
……………….. оценочно-результативный ………………..

Задание № 7.

Установите соответствие между типами педагогического взаимодействия учителя и ученика и их характеристиками.

 

Типы педагогического взаимодействия Доминирующие признаки
«Учитель- ученик»    
«Преподаватель – аудитория»    
«Учитель- группа»    
«Учитель – средства обучения – ученик»    

Характерные черты типов педагогического взаимодействия: доминирование парных педагогических взаимоотношений; индивидуально-дидактический контакт учителя с учеником; различные коммуникации и действенные взаимоотношения с ярко выраженными чертами кооперации; диалог с целью наставления, просвещения; «фронтальное общение»; опосредованное общение учителя с учеником; дистантное обучение.

Задание № 8.

Решите педагогическую задачу:

«Какой упрямый этот Толя…Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.

- Хочешь, скажу по-секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?

На следующий день Толя, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смутившись попросил:

- Скажите, а что вы будете завтра рассказывать?

В о п р о с ы:

1. В чем успех Толи?

2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?

3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогиеские?

Практическая работа № 4.

Тема: Современные дидактические концепции.

План:

1. Дидактические концепции (теории).

2. Дидактические системы, их разновидности.

3. Виды обучения: репродуктивное, объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное.

Методические указания:

Повторите соответствующие изученные разделы и темы курса «Теория обучения». Вспомните основные понятия: «дидактическая теория», «дидактическая система», «вид обучения»; характеристику основных разновидностей дидактических систем, в том числе авторских.

Задание № 1 имеет тестовый характер и направлено на выявление знаний ключевых понятий по разделу.

Задание № 2 предполагает ориентирование в современных авторских дидактических системах, понимание ведущих концептуальных идей обучения и умение соотносить их с известными разновидностями дидактических систем (личностно-ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, оргдеятельностные, интенсивные, ремесленные и др.).

Задание № 3 позволит соотнести имеющиеся знания по вопросу о видах обучения с практическим их применением.

Ход выполнения:

Задание № 1. Тест.

● Кто из педагогов вычленил следующие ступени обучения:

«ясность - ассоциации - система – метод»?

а) Я.А. Коменский б) И.Ф. Гербарт в) Дж. Дьюи

● Какой дидактической системе присущи принципы активного учения, самостоятельный поиск учащимися решения учебных задач; отсутствие стабильных учебных программ, наличие учителя-помощника?

а) прогрессивистская б) традиционная

● Кому принадлежит концепция «обучения через совершение открытий»?

а) И.Ф. Гербарту б) Дж. Дьюи в) Д. Бруннеру

● Заполните пропуски:

«Полный акт мышления по Дьюи имеет следующие ступени»:

1) ощущение …….;

2) формулировка ….;

3) выдвижение …..;

4) логическая проверка гипотез;

5) действие в соответствии с принятой гипотез.

● Выберите правильный ответ о подходе современной дидактики к трактовке схемы развития процесса обучения:

а) ясность, ассоциации, система, метод;

б) ощущение трудности, формулировка проблем, выдвижение гипотезы, деятельность в соответствии с гипотезой;

в) подготовка к изучению знаний, решение познавательной проблемы; обобщение и систематизация добытых знаний, применение на практике;

г) подготовка, изложение, согласование с ранее полученными знаниями, обобщение, применение;

д) ясность, изложение, обобщение, система, метод.

● Установите соответствие между педагогом и его вкладом в разработку проблем теории обучения:

а) Ю.К. Бабанский б) И.Я. Лернер в) Л.В. Занков г) В.С. Леднёв д) Г.И. Щукина е) М.И. Махмутов ж) М.Н. Скаткин з) С.Г. Шаповаленко и) А.И. Берг к) В.П. Беспалько л) Г.П. Щедровицкий проблемное обучение программированное обучение развивающее обучение теория конструирования содержания образования концепция опережающей функции науки по отношению к педагогической практике формирование познавательных интересов в обучении средства обучения, их классификация и роль в учебном процессе игра в обучении

● Основоположник эвристического обучения:

а) Сократ б) Коменский в) Руссо

● Основоположник системы разветвлённого программирования:

а) Скиннер б) Краудер в) Паск

● Один из первых разработчиков теории проблемного обучения:

а) М.Н. Скаткин б) В.П. Беспалько в) В. Оконь

Задание № 2.

Установите соответствие между основными дидактическими концепциями и их характеристиками

Концепция Сущность дидактической концепции
Дидактический энциклопедизм  
Дидактический формализм  
Дидактический прагматизм  
Функциональный материализм  
Парадигмальная концепция обучения  
Кибернетическая концепция обучения  
Ассоциативная теория  
Теория поэтапного формирования умственных действий  

- Обучение как непрерывный процесс реконструкции опыта» обучающихся, формирование новых отношений и типов поведения через практические занятия;

- Передача обучающимся большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности;

- Интегральная связь познания с деятельностью, ведущие идеи как критерий отбора учебных дисциплин;

- Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся

- В обучении необходимо «фокусно» концентрировать внимание на основных фактах и событиях

- Обучение на основе обогащения сознания обучающегося образами и представлениями

- Обучение как процесс передачи и переработки информации

- Обучение на основе создания ориентировочной основы учебных действий

Задание № 3.

Познакомьтесь с приведёнными ниже наиболее значимыми элементами авторских дидактических систем (С.Н. Лысенковой, М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова) и ответьте на вопросы:

В - Какая дидактическая идея здесь представлена?

В - В чём психолого-педагогический смысл данной идеи?

В - Предположите, кому из педагогов принадлежит эта идея. Почему вы так решили?

В - К какому виду дидактических систем можно отнести данные примеры?

«10 октября … V экспериментальный класс. Тема урока: «Решение уравнений». К началу урока подготовлена классная доска, на которой учителем сделаны записи и числовые пометки. Ежедневно работая по таким опорным сигналам, ученики овладевают основными умственными операциями анализа и синтеза, приучаются выделять значимые данные задачи, устанавливать связи между ними и представлять условия в наглядной и лаконичной графической форме. Это становится привычкой, навыком мышления; приём используется и при самостоятельном решении задач, без какого-либо требования или установки. Учащиеся записывают на черновиках краткие условия, не перенося их затем в чистые экземпляры, где ограничиваются только выполнением действий и пояснениями к ним. Краткая запись нужна ученику как опора для рассуждения и самопроверки, и не для чего более…»

«На этапе формирования навыков (обобщённых знаний) по теме, которая уже изучена в период перспективы, рождается новая перспектива - опережающее изучение следующей новой темы. И, следовательно, вводя новый материал, опять опираюсь на сильных учеников - им скучать не приходится. Помогает в этом распределение опроса на уроке. Распределение опроса в работе по теме на трёх этапах с перспективной подготовкой делает всех учеников любимыми. Опрос средних, слабых учеников намечаю по трудным темам на втором этапе, поэтому они отвечают смело и получают оценку на балл выше своих возможностей в обычных условиях обучения».

«Добровольно организованная разновозрастная группа «школьников» решает погрузиться в науку «анатомия и физиология с основами цитологии и биохимии». В это самое время другая подобно же организованная группа может погрузиться в науку «органическая химия». Приезжают ведущие специалисты, профессора из Шуйского и Армавирского (или других) вузов. После выхода из погружения начинается период самоподготовки. Группа разбивается на подгруппы от 2 до 3-5 человек; к ним идут на помощь в качестве учителей и их помощников те, кто уже сдал зачёты и защитил право быть учителем. После того как в подгруппах завершился период самоподготовки, ребята идут на зачёты…»

Задание № 4.

Используя заданный параметр (по своему выбору) - учебный вопрос репродуктивного характера, сформулируйте проблемный вопрос; проблемную задачу; проблемное задание.

Оформите запись в виде таблицы:

Средство организации познавательной деятельности учащихся Формулировка вопроса, задачи, задания
  Вопрос (репродуктивного характера)  
  Проблемный вопрос  
  Проблемная задача  
  Проблемное задание  

В каких случаях проблемное обучение эффективно, а в каких - нецелесообразно?

Сравните проблемное обучение и программированное: в чём выражается предполагаемый образовательный результат; какие для этого используются средства; критерии оценки образовательной деятельности.

Практическая работа № 5.

Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

План:

1. Понятие о содержании образования, его роли в процессе обучения и формировании культуры личности.

2. Государственный образовательный стандарт.

3. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

4. Сравнительная характеристика основных концепций содержания образования.

Методические указания:

1. Задание № 1 предполагает проверить усвоение основных понятий по разделу "Содержание и стандартизация образования. Базисный учебный план; учебные программы, учебники" путём выполнения тестового задания.

2. Задание № 2 ориентировано на развитие аналитического мышления: путём систематизации знаний об основных концепциях содержания образования выделить согласно заданным параметрам характерные черты данных концепций.

Ход выполнения:

Задание № 1. Тест.

● Выберите наиболее полное определение понятия «содержание образования»:

а) перечень предметов, отражающих педагогически адаптированные основы наук, которые должны изучаться в школе;

б) знания, умения, навыки, необходимые для усвоения учениками;

в) опыт различных видов деятельности и эмоционально-ценностных отношений;

г) знания, умения, навыки, овладение которыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, готовность их к творческой деятельности, труду.

● Какой главный фактор (система) из перечисленных влияет на формирование содержания образования:

а) культура и наука;

б) потребности общества и личности, предъявленные через цели;

в) возможности личности и характер учебной среды.

● Отметьте те принципы, которыми руководствуются при отборе содержания образования (по Подласому И.П.):


а) научности,

б) доступности,

в) связи теории с практикой,

г) наглядности,

д) природосообразности,

е) историзма,

ж) систематичности,

з) вариативности,

и) последовательности,

к) гуманности,

л) соответствия возрастным возможностям,

м) интегративности.


● К какому из 5 уровней в структуре содержания образования относят учебные курсы (по концепции Леднёва В.С.)?

а) 1, б) 2, в) 3, г) 4, д) 5

● Установите соответствие между организацией учебного процесса и видами структуры его содержания:

 

а) возвращение к изученному материалу, предполагающее его усложнение, расширение на последующих ступенях обучения б) непрерывное, последовательное изучение учебного материала в) постепенное расширение и углубление знаний г) сочетание прерывистого, но углублённого и расширенного освоения содержания учебного материала с последовательным изучением на отдельных этапах ключевых разделов и тем 1) структура изложения со-держания учебного материала 2) смешанная структура 3) концентрическая структура 4) линейная структура

● Кого из выдающихся педагогов считают основоположником идей материального образования?

а) Я.А. Коменского

б) Г. Спенсера

в) Г. Кербенштейнера

г) Дж. Дьюи

● Кому из отечественных педагогов принадлежит понятие о содержании образования как педагогически адаптированном социальном опыте человечества, тождественном по структуре человеческой культуре?

а) М.А. Данилову, Б.П. Есипову, В.А. Онищук

б) В.С. Леднёву

в) И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину, В.В. Краевскому

● Какие нормативные документы отражают содержание образования соответственно ГОСТу?

а) Закон РФ "Об образовании"

б) Базисный учебный план

в) образовательные программы

● Вставьте пропущенные слова:

"Государственный образовательный стандарт - это минимум … образования, максимум … нагрузки,

а также требования к …, …, … учащихся.

● Из перечисленных выберите основные компоненты Базисного учебного плана:

а) инвариантный,

б) федеральный,

в) региональный,

г) вариативный,

д) школьный.

● Что представляет собой учебная программа?

а) нормативный документ, определяющий порядок изучения учебных дисциплин, количество часов и критерии оценки

б) нормативный документ, определяющий содержание и объём знаний по учебному предмету, количество часов, отводимых на изучение тем и разделов курса, а также критерии оценки

в) документ, в котором перечислены те принципы, которые будут изучаться в определённом классе, количество часов на их изучение

Задание № 2.

Проведите анализ различных подходов к концепциям образования на основе различных теорий, оформив результаты в виде таблицы.

Вопросы для сравнения Материализм Формализм Прагматизм Культуро-сообразность
1. Авторы.        
2. Основная идея(и).        
3. Сущность модели.        
4. Понятие содержа-ния образования.        

Практическая работа № 6.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.