Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

2017-07-09 2583
Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Наукой

Искусством

3) образованием.

Творчеством

2) Верны ли следующие суждения о знаниях, получаемых в школе?
А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным представлениям.
Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям учащихся.
  1) верно только А
  2) верно только Б
  3) верны оба суждения.
  4) оба суждения неверны

3) Образование предполагает:

Получение знаний об окружающем мире, обществе, человеке.

Создание новых знаний

Усвоение этических норм и ценностей

Изучение чужого опыта

4) Гуманизация образования — это:

Отказ от выставления низких отметок

Свободное посещение занятий в школах

Большее внимание к индивидуальным особенностям личности.

Уменьшение учебной нагрузки

5) Система образования регулируется:

Государством. 3) Социальной группой

Обществом 4) Отдельными людьми

6) Человек получает образование в результате:

Адаптации 3) Взросления

Социализации. 4) Старения

Эссе

1) Эссе "Учиться - это модно!"

2) Эссе "Ученье - свет, а неученье - тьма!"

3) «Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами». (Д.С. Лихачёв)

4) «Прежде всего поучай сам себя, тогда научишься чему-либо от других» (И.В. Гете).

«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». (Э. Тоффлер)

«…без полноценного усвоения традиционной грамотности компьютерная грамотность не может быть использована во всех своих возможностях, человек превращается в компьютер».(И.А. Негодаев)

 

 


Религия

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия

План:

1. Религия, понятие

2. Проблемы происхождения религии

2.1. Богословно-технологический подход

2.2. Материалистический подход

3. Признаки религии

3.1. вера в сверхъестественное

3.2. организация. поклонения высшим силам

3.3. стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала(Бога)

4. Структура религии

4.1. религиозное сознание

4.2. религиозный культ

4.3. религиозная организация

5. Ранние формы религии

5.1. тотемизм

5.2. анимизм

5.3. фетишизм

5.4. магия

6. Мировые религии

6.1. буддизм

6.2. христианство

6.3. ислам

7. Функции религии

7.1. мировоззренческая

7.2. терапевтическая

7.3. коммуникативная

7.4. регулятивная

7.5. культурная

7.6. интеграционная

8. Роль религии в жизни человека и общества

Понятия

Религия (от латинского religio - святыня, набожность, предмет культа) - внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы - Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Культ (от латинского cultus - возделывание, уход, почитание, поклонение) - система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному.

Магия - вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир

Фетишизм - поклонение неодушевленным предметам: фигуркам, амулетам и т.д.

Тотемизм - поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику

Анимизм - вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.)

Эсхатология - религиозное учение о конце света, гибели этого мира. Э. большое распространение получила в христианстве и иудаизме.

Сакральный – термин обозначающий все то, что относится к религиозной вере, религиозному культу. Синонимы: обрядовый, традиционный.

 

Схема

 

Практикум

1Запишите слово, пропущенное в схеме:

Эссе


Искусство

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия, культурология

План:

1. Искусство как особая форма духовной культуры.

2. Основные этапы развития искусства в истории

3. Характерные признаки искусства:

3.1. иррационализм;

3.2. символизм;

3.3. субъективизм;

3.4. образность

3.5. наглядность.

4. Важнейшие функции искусства:

4.1. гедонистическая (доставляет человеку радость);

4.2. компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворенность реальной жизнью);

4.3. коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);

4.4. эстетическая (преобразование мира на основе красоты);

4.5. воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);

4.6. познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).

5. Основные виды искусства:

5.1. по типу используемых средств:

5.1.1. искусство слова (литература);

5.1.2. искусство звука (музыка);

5.1.3. искусство цвета (живопись);

5.1.4. искусство жеста (танец, пантомима);

5.2. по количеству использованных средств

5.2.1. простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка)

5.2.2. сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

5.3. по соотношению произведения искусства и реальности

5.3.1. изобразительные (реалистическая живопись, скульптура, фотография)

5.3.2. выразительные (орнамент, музыка);

5.4. по отношению к пространству и времени

5.4.1. пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура),

5.4.2. временные (литература, музыка)

5.4.3. пространственно-временные (театр, кино);

5.5. по времени возникновения

5.5.1. традиционные (поэзия, танец, музыка)

5.5.2. новые (фотография, кино, телевидение, видео)

5.6. по степени применимости в быту

5.6.1. прикладные (декоративно-прикладное искусство)

5.6.2. изящные (музыка, танец).

6. Универсальное и национальное в развитии искусства.

7. Роль искусства в современном мире

 

Понятия

Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Синкрети́зм — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство.

Возрожде́ние — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению. Импрессиони́зм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Эсте́тика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.

Иррационализм – философское учение, утверждающее невозможность познания действительности только научными методами предполагающее существование областей миропонимания, недоступных разуму, делает акцент наинтуитивно-эмоциональном способе постижения действительности

Символизм – направление в искусстве или наличие вымысла и условности.

Субъективизм – мировоззренческая позиция, игнорирую­щая объективный подход к действительности или черта искусства, предполагающая, что оно всегда несет на себе отпечаток личности художника.

Наглядность - способность быть легко воспринимаемым зрительно.

Образность - наличиевымысла и условности; искусство не предназначено для точного копирования жизни: через искусство человек погружается в мир художественных образов, но при этом он всегда осознает эту иллюзорность и условность.

Практикум

1 Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство влияет на мировоззрение личности.

2) Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.

3) Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.

4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.

5) Роль искусства проявляется в оппонировании научным концепциям.

2 Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию воспитательной функции искусства. (Примеры должны быть связаны с различными видами искусства.)

3 Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) достоверность и проверяемость результатов; 4) нацеленность на получение объективной истины;5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4 Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Религия Взгляды и представления людей, основан­ные на вере в сверхъестественное
... Отражение окружающей действительности в художественных образах

5 Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство отражает мир в художественных образах.

Б. Искусство ориентирует людей в системе эстетических ценностей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6 В отличие от науки, искусство

1) утверждает ценность субъективного образного восприятия мира

2) помогает познавать окружающий мир

3) устанавливает закономерности развития природы и общества

4) отражает действительность в понятиях

7 Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А.Духовная культура является своеобразной целостностью искусства, науки, нравственности и религии.

Б.В рамках определённой исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8 Искусство, в отличие от других форм духовной культуры,

1) утверждает ценность эстетического отношения к миру

2) создаёт определённый запас знаний о мире

3) формирует картину мира

4) отражает действительность в понятиях

9 Для художественного творчества обязательно(-а)

1) стремление к точному отражению действительности

2) простота формы произведения

3) обоснованность применяемых методов

4) использование образно-символических средств

 

10 Верны ли следующие суждения об искусстве как форме (сфере) духовной культуры?

А. Художественный образ в искусстве является важным элементом познания мира.

Б. Художественные произведения – это всегда лишь результат вымысла, они отражают внутренний мир художника и не связаны с действительностью.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Эссе

«Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д. Дидро).


Мораль

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия, этика

План:

1. Понятие о морали

2. Развитие норм морали

2.1. табу

2.2. обычаи

2.3. традиции

2.4. моральные нормы

3. Функции морали:

3.1. воспитательная

3.2. регулирующая

3.3. стабилизирующая

4. Особенности морали:

4.1. Поддержка основной часть населения

4.2. Выработка в течение нескольких сотен лет

5. Основа морали- общечеловеческие нравственные нормы и ценности:

5.1. «золотое правило» нравственности;

5.2. нравственные категории;

5.2.1. добро и зло;

5.2.2. долг и совесть;

5.2.3. справедливость;

5.2.4. честь и достоинство;

5.2.5. счастье.

5.3. принципы и нормы морали.

6. Соотношение морали и нравственности

7. Соотношени права и морали
Этика как наука о морали

8. Мораль в современном мире.

 

Понятия

Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений.

Гедонизм – способ обоснования морали, основная цель которого – получение наслаждения и избежание страдания. Как нравственный принцип, Г. предписывает людям стремление к земным радостям.

Табу – понятие, связанное с первобытной культурой и обозначающее строгий категорический запрет на особо выделенные предметы, действия и слова, нарушение которого влечет за собой строгое наказание со стороны коллектива.

Цинизм – моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям.

Эвтаназия – термин обозначающий безболезненное приведение безнадежно больного к смерти.

 

Схемы

Практикум

Эссе

«Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми». (Т. Карлейль).
1.16. понятие общественного прогресса

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия

План:

1. Различные взгляды на направленность общественного развития

1.1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенг­лер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорот.

1.2. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах общества.

1.3. Французские просветители — непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

1.4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса.

2. Понятие прогресса и регресса.

2.1. прогресс

2.2. регресс

3. Формы общественного прогресса

3.1. реформа

3.2. революция

4. Традиционные критерии прогресса:

4.1. развитие человеческого разума

4.2. совершенствование нравственности людей

4.3. прогресс науки и техники

4.4. развитие производительных сил, включая самого человека

4.5. возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

5. Относительность прогресса

6. Противоречивость прогресса

7. Гуманистические критерии прогресса:

7.1. средняя продолжительность жизни человека,

7.2. детская и материнская смертность, состояние здоровья,

7.3. уровень образования,

7.4. развитие различных сфер культуры,

7.5. чувство удовлетворенности жизнью,

7.6. степень соблюдения прав человека,

7.7. отношение к природе и др.

8. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.

Понятия

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой–либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.

Схема

Практикум

1. Динамизм общества как системы отражается в

1) наличии связи с природной средой

2) совокупности институтов и подсистем

3) способности к прогрессу

4) наличии общественных отношений

2. С помощью такого критерия общественного развития, как успехи науки и техники, можно показать прогрессивный характер

1) отмены крепостного права в России в 1861 г.

2) распространения информационных технологий в современном обществе

3) ликвидации сословных привилегий

4) договора о нераспространении ядерного оружия

 

3. Проиллюстрируйте примерами любые три критерия социального прогресса. В каждом случае сначала укажите критерий, а затем приведите пример.

4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

 

5. Реформа, в отличие от других форм социальных изменений,

1) затрагивает все сферы общественной жизни

2) обычно осуществляется властью

3) представляет собой резкие качественные изменения

4) предполагает радикальное обновление социальных отношений

6. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Источниками прогресса могут быть стремление человека к познанию, технические усовершенствования или социальные противоречия.

Б. Одним из критериев прогресса можно считать создание условий для свободы выбора и самореализации личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

8. Проблема социальной ответственности учёных приобрела особую остроту, так как

1) учёные сделали открытия, имеющие непредсказуемые последствия

2) наука потеряла своё значение в обществе

3) общество полностью утратило контроль за деятельностью учёных

4) государство увеличивает финансирование науки

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы __________ (А): эволюция и революция. Учёные называют __________ (Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе __________ (В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.

Важным является вопрос о __________ (Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею __________ (Д).

В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального __________ (Е) и духовного развития».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) направленность

2) социальные изменения

3) процесс

4) потребности

5) эволюция

6) информация

7) общественный прогресс

8) социальная революция

9) благосостояние

10. Верны ли следующие суждения о формах общественного развития?

А.Реформы всегда происходят «сверху», проводятся правительством.

Б.Революция предполагает резкие качественные изменения в различных сферах общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Эссе

«Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

«У человечества нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. (О. Шпенглер)

«Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли).

«Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (С. Лем).

«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться» (К. Краус).

«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас).
1.17. Многовариантность общественного развития

(типы обществ)

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия

План:

1. Определение общества в узком и широком смысле

2. Источники многовариантности и движущие силы развития общества
-преобразовательная деятельность людей
-природно-климатические условия
-выдающиеся личности

3. Классификация типов обществ

3.1. По наличию письменности

3.1.1. Письменные

3.1.2. Дописьменные

3.2. По уровню сложности (ступени управления и степень расслоения)

3.2.1. Простые

3.2.2. Сложные

3.3. По К. Марксу (формации)

3.3.1. Первобытное

3.3.2. Рабовладельческое

3.3.3. Феодальное

3.3.4. Капиталистическое

3.3.5. Коммунистическое

3.4. По У. Ростоу

3.4.1. Традиционное (аграрное)

3.4.2. Переходное

3.4.3. Стадия сдвига

3.4.4. Стадия зрелости

3.4.5. Общество высокого массового потребления

3.5. По Д. Беллу, А. Тоффлеру

3.5.1. Доиндустриальное

3.5.2. Индустриальное

3.5.3. Постиндустриальное

4. Традиционное общество и его особенности

4.1. Понятие о традиционном обществе

4.2. Характерные признаки традиционных обществ:

4.2.1. аграрный характер экономики;

4.2.2. сращивание власти и собственности;

4.2.3. патриархальный характер общества и государства;

4.2.4. преобладание коллективистских форм общественного сознания;

4.2.5. низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.

4.3. Основные разновидности традиционных обществ:

4.3.1. общества древнего средневекового Востока;

4.3.2. античные общества Греции и Рима;

4.3.3. средневековое феодальное общество в Западной Европе;

4.3.4. древнерусское и средневековое российское общество.

4.4. Специфика социальной стратификации традиционных обществ:

4.4.1. кастовый или сословный строй;

4.4.2. преобладание предписанных статусов;

4.4.3. церковь и армия как важнейшие социальные лифты;

4.4.4. ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.

4.5. Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.

5. Индустриальное общество –

5.1. Понятие индустриального общества

5.2. Признаки индустриального общества

5.2.1. урбанизация;

5.2.2. индустриализация;

5.2.3. классовое деление общества;

5.2.4. классовый антагонизм;

5.2.5. переход власти в руки собственников;

5.2.6. представительная демократия;

5.2.7. относительно малая социальная мобильность.

5.3. Новое индустриальное общество (Гэлбрейт)

5.3.1. система крупных корпораций (монополизация экономики)

5.3.2. существенное усиление экономической активности государства

5.3.3. плановый характер экономики

5.3.4. процесс слияния "индустриальной системы" с государством (технократия)

5.3.5. "депролетаризация" рабочего класса

5.4. Будущее индустриального общества.

6. Информационное (постиндустриальное) общество и его особенности

6.1. Понятие об информационном обществе

6.2. Предпосылки рождения информационного общества:

6.2.1. научно-техническая революция;

6.2.2. формирование новой научной картины мира;

6.2.3. микропроцессорная революция.

6.3. Характерные признаки информационного общества:

6.3.1. приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;

6.3.2. развитие электронных средств массовых коммуникаций;

6.3.3. применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;

6.3.4. признание приоритетности прав и свобод человека.

6.3.5. изменение социальной структуры общества.

6.4. Противоречивый характер информационной цивилизации:

6.4.1. вытеснение человека из целого ряда сфер;

6.4.2. усиление зависимости человека от персонального компьютера;

6.4.3. вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;

6.4.4. углубление отрыва человека от естественной природной среды.

6.5. Перспективы развития постиндустриального общества.

Понятия

Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Традиционное общество — это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ — сельское хозяйство.

Индустриальное общество — это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Таким образом, определяющий фактор развития индустриального общества — промышленность.

Постиндустриа́льное о́бщество - это общество, в экономике

которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг

Схема

Линии сравнения Традиционное (доиндустриальное) Индустриальное Постиндустри­альное (инфор­мационное)
Основной фактор производ­ства Земля Капитал Знания
Основной продукт производ­ства Пища Промышлен­ные изделия Услуги
Характер­ные черты производ­ства Ручной труд Широкое при­менение меха­низмов, техно­логий Автоматизация производства, компьютериза­ция общества
Характер труда Индивидуаль­ный труд Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность Резкое повы­шение творче­ского начала в труде
Занятость населения Сельское хо­зяйство — око­ло 75% Сельское хо­зяйство — око­ло 10%, промышлен­ность — 85% Сельское хозяй­ство — до 3%, промышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%
Основной вид экс­порта Сырье Продукты про­изводства Услуги
Социаль­ная струк­тура Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации
Продолжи­тельность жизни 40—50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздейст­вие челове­ка на при­роду Локальное, не­контролируе­мое Глобальное, не­контролируе­мое Глобальное, контролируе­мое
Взаимо­действие с другими странами Несуществен­ное Тесная взаимо­связь Открытость об­щества
Полити­ческая жизнь Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии — «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образ

Практикум

1. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

А) серийное производство товаров массового потребления

Б) выдвижение на первый план сферы услуг

В) преобладание натурального хозяйства

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Д) появление массовой культуры

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

1) традиционное (аграрное) общество

2) индустриальное общество

3) постиндустриальное общество

2. В стране Z господствует натуральное хозяйство. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Устная информация преобладает над письменной.

2) Происходит быстрый рост городского населения.

3) Преобладают экстенсивные технологии и ручные орудия труда.

4) Основными социальными ячейками являются община и семья.

5) Широко распространяются научные знания.

6) Интенсивно развивается инфраструктура.

3. Информационные технологии являются важнейшим фактором производства в стране Z. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общественные взаимодействия регулируются существующими в стране социальными нормами.

2) Одним из доминирующих в стране секторов производства является сфера услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

5) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

6) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни общества.

4. Основу экономики в стране Z составляют микроэлектроника, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заранее заданными свойствами, биотехнологии и др. Всё больше трудоспособного населения находит работу в сфере услуг. Какой тип общества складывается
в стране Z? Назовите любые три признака, соответствующих этому типу общества, не упомянутых в тексте задания.

5. В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство гарантировало личную свободу граждан и создаёт условия для самореализации личности.

2) Происходит становление сословной социальной структуры.

3) Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

4) Преобладает натуральный обмен (бартер).

5) Произошла механизация производства.

6) Производство концентрируется на крупных предприятиях,
в промышленных районах.

6. Для традиционного общества свойственно

1) доминирование семьи партнерского типа

2) преобладание общинных отношений

3) преобладание серийного производства продукции

4) осуществление научно-технической революции

7. Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) преобладание промышленности

3) слабый уровень разделения труда

4) решающее значение сферы услуг в экономике

8. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А.В период индустриального общества произошёл промышленный переворот.

Б.В постиндустриальном обществе человек ценится в первую очередь как представитель родовой или этнической общности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП ОБЩЕСТВА   ОСНОВНОЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА  
Аграрное   …  
Постиндустральное Информация

10. В стране Z происходит индивидуализация массового серийного производства, создаются условия для непрерывного образования. Какие
иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

3) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

4) Используются правовые механизмы регуляции социальных отношений.

5) В структуре экономики преобладает сфера услуг.

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

Эссе

«Цивилизованное общество напоминает ребенка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Д. Томсон).

«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).
1.18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Место в системе социально-гуманитарных наук: философия

План:

1. Процесс глобализации и его противоречия

1.1. Понятие о глобализации.

1.2. Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:

1.2.1. экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));

1.2.2. политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);

1.2.3. социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);

1.2.4. глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).

1.3. Основные положительные последствия глобализации:

1.3.1. ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;

1.3.2. повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;

1.3.3. распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;

1.3.4. сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общени


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.294 с.