ВОПРОС 30. Возрастные особенности обучающихся. Характеристика студенчества как возрастной группы. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ВОПРОС 30. Возрастные особенности обучающихся. Характеристика студенчества как возрастной группы.

2017-07-09 1458
ВОПРОС 30. Возрастные особенности обучающихся. Характеристика студенчества как возрастной группы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Это способность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и учителем. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка родителей, помощь в преодолении этих трудностей. При этом учитель обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

В этот период можно выделить ведущую деятельность, которая должна учитываться педагогом. Она включает в себя приобретение новых знаний, умение решать различные задачи и др.

Огромную роль имеет такое явление, как переключение с семьи или детского сада на школу, т. е. у школьника происходит смена главенствующих авторитетов. Авторитет родителей теперь становится для него не главным или не таким главным. Большее значение чаше всего приобретает учитель. При этом нужно отметить, что родителям нельзя ругать за это ребенка, так как такое непонимание может закрепить приоритет учителя. Учитель будет «хорошим», а родители – «плохими» и «несправедливыми».

Учителю же не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом к всевозможным творческим занятиям. Такие проявления нужно поддерживать, развивать, подсоединять к системе педагогически организованных и целенаправленных дел.

 

ШКОЛЬНИКИ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая.

В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.

Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

Социальная активность школьника среднего возраста в основном обращается на усвоение норм, ценностей и способов поведения. Поэтому важность заключается в реализации всех принципов обучения, инициирующих умственную деятельность подростка: его проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию и др. Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

 

СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Старшеклассник (период ранней юности с 14–15 до 17 лет) входит в новую общественную ситуацию при переводе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения. Это новый образ жизни, выбор профессии, референтных групп людей. В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

У старшеклассника формируется своеобразная форма учебной деятельности. Она определяется такими элементами, как самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д. И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

 

СТУДЕНТЫ

Период юности, на который приходится студенческий возраст, имеет специфические закономерности и представляет собой важный этап в развитии личности. В этот период происходит становление специалиста, формирование его мировоззрения, идеалов, убеждений. Студенческие годы для молодого человека следует рассматривать не только как подготовку к будущей профессиональной деятельности, но и как первую ступеньку к зрелости.

В этот период молодой человек осуществляет выбор профессии, овладевает ею и начинает пробовать себя в других сферах жизни, самостоятельно планирует свою деятельность и поведение, активно отстаивает самостоятельность суждений и действий. В этом возрасте формируются мировоззрение, этические и эстетические взгляды на основе синтеза имеющихся знаний, жизненного опыта, самостоятельных рассуждений и действий. Многие из сферы теоретических представлений переходят в сферу практических свершений (любовь, брак, создание собственной семьи). Однако, в связи с материальной зависимостью от родителей и необходимостью подчиняться существующим в учебном заведении распорядка, возникает экономическое противоречие между разнообразием желаний и возможностью их осуществления, которое студент иногда пытается решить дополнительным заработком в ущерб своей основной учебной деятельности.

Совмещения работы с обучением на дневной форме создает еще одно противоречие - чрезвычайный дефицит времени, который сказывается и на качестве учения, или на семейных взаимоотношениях, а в конечном итоге приводит к снижению интенсивности интеллектуального и эмоционального жизни. Когда у студента возникает выборочный интерес к той или иной отрасли знаний и возникает желание углубиться именно в эту отрасль, ресурсы времени оказываются недостаточными.

Следующее противоречие заключается в том, что хронически не хватает времени на переработку постоянно растущего потока информации. Знаниями же становится только та информация, которая была переработана и усвоена.

Существует еще одна особенность психического развития студентов: если в средней школе обучение и воспитание всегда опережают развитие, то в высшем учебном заведении развитие студентов иногда опережает обучения и особенности воспитания.

Уже с первых курсов студентов характеризует способность к критическим соображениям, нередко в них можно наблюдать скептически критическое и ироничное отношение к ряду преподавателей, к режиму высшего учебного заведения. Острая критика других людей часто сочетается у студентов с не менее острой самокритикой. Самооценка у них осуществляется путем сравнения идеального и реального «Я». Вместе с тем образ идеального «Я» еще не утвердился и может быть случайным, а реальное «Я» воспринимается нечетко и иллюзорно. Это вызывает внутреннюю неуверенность в себе, что часто сопровождается внешней резкостью и развязностью.

Исследования психологов показали, что в этот период юности развитие таких важных для обучения психических процессов, как мышление, память, внимание происходит неравномерно.

Отдельно следует остановиться на проблеме адаптации первокурсников к обучению в высших учебных заведениях. Резкая смена многолетнего стереотипа работы, к которому привыкли юноша или девушка, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым ситуациям. Перестройка динамического стереотипа у каждого студента протекает индивидуально. Среди главных трудностей, с которыми сталкиваются первокурсники, психологи выделяют следующие:

• негативные переживания, обусловленные выходом из школьного коллектива;

• неопределенная мотивация выбора профессии, недостаточная психологическая готовность к ней;

• отсутствие навыков самостоятельной работы, умение конспектировать, работать с научной литературой, словарями, каталогами и т.п.;

• неумение осуществлять психологическую саморегуляцию поведения и деятельности, которая усугубляется отсутствием ежедневного контроля со стороны преподавателей;

• поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие.

Следует различать также две составляющих адаптации студентов в высшем учебном заведении:

а) профессиональную адаптацию - приспособление к характеру содержания, условий и организации учебного процесса, развитие навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическую адаптацию - приспособления студентов к академической группе, налаживание взаимоотношений с одногруппниками, нахождения собственного стиля поведения.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.