М. Горький. «Богостроительные» идеи в повестях «Мать» и «Исповедь» — Мегаобучалка — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

М. Горький. «Богостроительные» идеи в повестях «Мать» и «Исповедь» — Мегаобучалка

2017-07-09 485
М. Горький. «Богостроительные» идеи в повестях «Мать» и «Исповедь» — Мегаобучалка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пафос революционного движения истории определяет сюжет, ком­позицию и романтическую символику произведения. Движение жизни показано прежде всего в развитии характеров людей. Источник этого Движения – идея социализма.

По-новому решается Горьким проблема отношений героя и массы. Идея романа в том, что своих героев создает народ, а они, в свою очередь, влияют на развитие народного социального сознания. Такого героя Горький и показал в образе Павла Власова.

Народность, идеи социализма раскрывается Горьким и на примере Пелагеи Ниловны, история жизни которой отразила процесс пробуж­дения сознания человека, его творческих сил в эпоху революции. Сначала Ниловна принимает участие в революционной работе ради сына, но вскоре ее материнское чувство распространяется на всех товарищей Павла, всех борцов за свободу; осознавая правду их идеалов, мать сама активно включается в борьбу, становится пропагандистом, агитатором. Ее судьба приобретает обобщающее значение судьбы народной.

Революционная работа способствует росту осознанной активности и других героев романа – Весовщикова, Рыбина. Процесс «выпрям­ления» человека в революции – основа и сюжетного движения, и композиционного строения произведения. Утверждение положитель­ных идеалов и характеров, которые как бы воплощают историческую закономерность общественного развития, становится в реализме Горь­кого эстетическим законом.

Новаторство реализма Горького тех лет отчетливо обнаружилось в принципах построения характеров. Говоря в свое время о горьковском романе, В. Боровский сожалел, что автор удалил из него «мелочное», лишил роман бытовой красочности и впал «в один из грехов роман­тизма». Боровский, в частности, счел образ матери романтизирован­ным и нетипическим. Работая над последующими редакциями романа, Горький как бы оспаривал слова Воровского; правя текст, он не вводил новые бытовые детали, не усиливал «частную индивидуализацию» характеров, но, напротив того, снимал детали, подчеркивая черты идейной и психологической общности людей рабочего коллектива, складывающейся в революционной работе. В таком направлении вел он работу над образами Ниловны, Весовщикова, Рыбина, Павла Вла­ сова, над языком романа.

Образ матери у Горького действительно овеян романтическим ореолом. Однако эта горьковская романтика качественно отличается от романтики 90-х годов. Смысл горьковской «романтизации» образ в романе – в стремлении показать путь высокого, «праздничного» обновления жизни в революции. Познание Ниловной нравственных и социальных законов жизни имело уже иной идейно-эстетический характер, чем в ранних романах и повестях Горького.

Эти черты реализма, социалистический идеал писателя и дал повод в 1930-е годы объявить метод творчества Горького методом социалистического реализма.

Социалистическая партийность романа, явное влияние на писателя большевистской идеологии сразу же привели к тому, что либеральная и модернистская критика объявила Горького писателем конченым, заявила, что публицистика «съела» в нем художника.

Однако критики всех направлений не уловили существенного: понятие социализма героями романа и самим Горьким было гораздо шире общественно-политического содержания этого термина.

Приме­чательно, что после выхода повести Горького «Исповедь» это стало ясным, и вся критика заговорила о «возрождении» писателя.

«Мать» и «Исповедь» были произведениями одной темы, но разра­ботанной на разном материале.«Мать» – о рабочем движении, борьбе за освобождение от социального и духовного гнета; «Исповедь» – об исканиях русским народом правды, справедливости, духовной свобо­ды.

В понимании Горького социализм есть «великий процесс собира­ния разрозненных жадностью, пошлостью, ложью, злобой людей в единого великого Человека, прекрасного, внутренне свободного, цель­ного»[ 118]. В таком новом Человеке, который родится в революции, была «великая мечта» его души.

В романе «Мать» новый человек видится писателю в образе пролетарского революционера, борющегося за ос­вобождение народа от общественного и духовного рабства. В «Испо­веди» переход к общественно и духовно справедливому строю жизни осуществится, по мысли Горького, уже не только силами пролетариата, но и усилиями всего народа, объединенного коллективистской психо­логией; духовное обновление его возможно в некоей новой религии, которой и станет социализм. Недаром и в «Матери», и в «Исповеди» так много говорят о Боге, Христе, Евангелии. Идея социализма, нового мира коллективизма, думал Горький, более доступна народу, если ее облечь в привычную религиозную оболочку. Для нового Человека Горький поэтому и пытался найти новую «религию» – социализм.

Во время написания повести «Исповедь» Горький жил на Капри и участвовал в организованной А. Богдановым и А.В. Луначарским школе для рабочих. В школе он читал лекции по истории русской литературы. В эти годы под влиянием русских «богостроителей» (Богданова и прежде всего Луначарского) Горький обратился в «богостроительную веру». Однако существо богостроительской религии Горький понимал иначе, чем, например, Луначарский. Для него это прежде всего «радо­стное и гордое чувство сознания гармонического единства человека со вселенной»[119], высокое чувство коллективизма. И только.

Какая же сила поведет к этой гармонии? Луначарский, говоря о повести Горького и отвечая на этот вопрос, писал, что это, конечно, пролетариат. Горький считал, что народ – «бог-народушка». Богостроительские идеи Горького были попыткой найти пути обновления жизни в единении рабочих и широких народных масс в «радости духовного единства всех людей».

Вскоре Горький, однако, отходит от философской концепции «Исповеди». Богостроительские увлечения писателя не были органич­ны для материалистического понимания им мира. И в 1909 г. он пишет повесть «Лето», произведение ярко выраженной тенденции. В ее образах, сюжетных ситуациях ощутимы отголоски идей и ситуаций романа «Мать». Горький изображает борьбу передовых людей уже в деревне, сельской молодежи, которая начинает осознавать, что путь к освобождению лежит только через революционное действие.

 

9. Основной конфликт в пьесе М. Горького "Враги".

 

Пьеса М.Горького «Враги», стала новым этапом в его творчестве (1906). В ней он отображает непримиримую вражду между рабочими и работодателями. В основе пьесы социально — психологический конфликт, выраженный уже в заглавии самой пьесы, характерен не столько взрывом ненависти, сколько в глубоком различии в отношении к жизни, морали двух противоборствующих сторон. Рабочие изображены стойкими борцами за справедливость, работодатели — узкими эгоистами.

Рабочие требуют уволить мастера Дичкова за грубость, но хозяева понимают, что дело не в Дичкове и упорствуют, так как осознают, что рабочие сознательно идут к своей цели — уничтожению капитала. Главный вопрос — кто хозяин? Горький показывает нового хозяина, пока потенциального рабочего.
Убийство Михаила Скроботова Акимовым — это крайнее выражение конфликта, так как противоречит революционной тактике большевиков, звавших не к индивидуальному террору, а к организационной борьбе против общества.

В этой пьесе Горький подчеркивает, что победа рабочих в сплоченности. Это и понимают хозяева Скроботовы, они бессильны перед пролетариатом. Автор, устами жены брата директора фабрики, Татьяны, предсказывает победу рабочих. Рабочие фабрики и сами осознают свою силу, верят в неизбежность победы пролетариата. Это видно в завершающих пьесу словах Левшина: «Не погасите нас никаким страхом, не погасите!»

Происходящие события в этой пьесе, являются сплошной проповедью против имущих классов. В самой концовке действия прозвучал монолог Левшина, в котором М. Горький еще раз подчеркнул суть сюжета, который попытался раскрыть в этой пьесе — «Не тот убил, кто ударил, а тот, кто злобу родил!».

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.