Сценарий беседы «Притча о блудном сыне» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сценарий беседы «Притча о блудном сыне»

2017-07-09 976
Сценарий беседы «Притча о блудном сыне» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методическая преамбула

Мы хотим представить сценарий беседы на тему: «Притча о блудном сыне»: сила христианской любви». Актуальность этой притчи в современных условиях трудно переоценить. Она повествует о том, как непослушный сын, раскаявшись, нашёл в себе силы попросить прощения у отца, а отец смог простить сына.

На наш взгляд, очень важно сегодня в метафорической и аллегорической форме доносить до учащихся смысл ключевых ценностей. Ценностная основа заложена во ФГОС. Поэтому, привлекая притчевый материал, мы имеем возможность достигнуть результатов, обозначенных в общеобразовательных программах. Беседу целесообразно проводить в 4-5 классах как на уроках ОРКСЭ и ОДНК, так и во внеурочной деятельности. После беседы важно провести рефлексию. Это можно сделать с помощью самой простой таблицы:

 

Что я знал о притче до беседы? Что я узнал о притче после беседы? Какие чувства я испытываю по отношению к героям притчи? Узнал ли я себя в ком-либо из них? Почему?

 

Притча позволяет задуматься учащимся над такими добродетелями, как любовь, покаяние, прощение, щедрость, доброта, об их значении и необходимости для счастья. Мы искренне убеждены в том, что без нравственности нет счастья. Нравственность – основа благополучия. Это основной тезис как общечеловеческой, так и христианской этики. Поэтому мы ставим следующие воспитательные цели:

ü раскрыть смыслы (буквальный и духовный) «Притчи о блудном сыне»;

ü раскрыть значение покаяния как основы духовного обновления человека;

ü способствовать проживанию ценностной основы притчи.

Для достижения данных целей мы применили технологию развития критического мышления. Ее цель – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательную деятельность. Технология развития критического мышления относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается то или иное занятие, является так называемая базовая модель технологии, которая представлена на схеме:

 

Стадии Задачи Содержание
Вызов ü Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;   ü Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;   ü Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.   Настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.
Реализация смысла ü Помочь активно воспринимать изучаемый материал;   ü Помочь соотнести старые знания с новыми.     Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.
РефлЕксия ü Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;   ü Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.     Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, – именно поэтому данный этап называют сотворчество. Основное его содержание: осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания.

 

Такая структура, по мнению психологов, соответствует этапам восприятия информации: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.

Оборудование: отрывок из Евангелия от Луки, иллюстрации и картины художников на сюжет «Притчи о блудном сыне» (см. Приложение), фильм «Блудный сын» детской анимационной студии «Да» г. Санкт-Петербург.

Ход беседы

ВЫЗОВ

Учитель: Добрый день! Для начала предлагаю вам посмотреть мультфильм.

Просмотр мультфильма

Учитель: Как вы думаете, чем дети чаще всего огорчают родителей?

Дети: Не слушаются.

У.: Как называет того, кто слушается?

Д.: Послушный.

У.: Да. Послушный – это тот, кто имеет добродетель – послушание. От какого слова происходит слово «послушание»?

Д.: Слушать, слышать.

У.: Это значит слышать звуки произносимых слов?

Д.: Нет, не только. Исполнять то, что от тебя требуют.

У.: Кого мы называем «послушным»?

Д.: Того, кто исполняет то, что от него требуют.

У.: Именно поэтому Иисус Христос в Евангелии от Матфея (13, 13) говорил о непослушных Богу людях так: «Имеют уши и не слышат». Можно ли так сказать о непослушных детях?

Д.: Да!

У.: Для того, чтобы мы с вами не только слушали, но и слышали, Иисус Христос однажды рассказал следующую притчу.

РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА

Чтение «Притчи о блудном сыне» (Лк. 15, 11-32).

У.: Итак, мы с вами прослушали притчу о двух сыновьях одного отца. Что заявил отцу младший сын?

Д.: Он потребовал у отца наследство.

У.: Антоний Сурожский говорит, что это не просто зачин рассказа (начало притчи), но ужасные слова, порождаемые человеческой гордыней: «Отец, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я хочу жить своей жизнью, а ты стоишь на моем пути. Я не могу ждать, когда ты умрешь: к тому времени я уже не смогу наслаждаться тем, что могут дать богатство и свобода. Умри! Ты для меня больше не существуешь. Я уже взрослый, мне не нужен отец. Мне нужна свобода и все плоды твоей жизни и трудов; умри и дай мне жить!» [1].

Разве не так же и мы обращаемся к родителям, требуя от них всего и сразу, да побольше, исключительно для себя? Требуя того, что не заработали и не заслужили. Так мы становимся эгоистами и покидаем своих ближних, уходя в далекую страну своего удовольствия, где наслаждаемся свободой от всяких обязанностей по отношению к ближним. А как вы думаете, мог бы отец отказать сыну?

Д.: Конечно!

У.: Но он этого не сделал. Скорбя душой, отец все-таки делит имение, уступая безумному желанию сына, потому что он прекрасно понимает, что сын, пока не испытает своего желания до конца, все равно его не послушает: Действительно, перед нами образ отца-Бога, который никогда не нарушает нашу с вами свободу. Человек волен совершать грех, если он этого желает. Что произошло с блудным сыном дальше, как вы запомнили? Стал ли он счастливым, когда начал жить вдали от отца?

Д.: Нет. Он стал несчастным. Он обнищал, он начал голодать.

У.: Младший сын питался плодами рожкового дерева, но не свежими, а после того, как их использовали для приготовления вина. Это была отвратительная пища, которой кормили в то время свиней. Вот как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов): «Несчастный, томимый голодом, рад был бы наполнить чрево тем грубейшим кормом, которым питались свиньи!» [2]. Перед нами результат непослушания младшего сына: лентяй становится непригодным даже есть пищу, которой кормят свиней! И о ком тогда вспомнил сын?

Д.: Об отце.

У.: Только оказавшись в такой грязи, блудный сын «приходит в себя». Так было и с блудным сыном, который увидел, как скверно он живёт, и как хорошо живут даже не сыны, а наёмники у его отца – вот это и есть состояние помилования. Он помиловал себя и тогда пошёл к отцу и у него стал просить о помиловании. Так и грешники просят помилования у Бога.

А теперь давайте посмотрим на реакцию отца. Посмотрите внимательно на иллюстрации. Что вы видите? Как отец встретил своего блудного сына?

Просмотр иллюстративного ряда

Д.: Он побежал ему навстречу! Он заплакал от радости! Он обнимает сына!

У.: Кто из вас запомнил, с каких слов начинает сын свой разговор с отцом после возвращения?

Д.: «Я согрешил пред Богом и пред тобою и недостоин называться твоим сыном».

У.: Что означают эти слова?

Д.: Сын понял, как сильно он согрешил, насколько он виновен перед отцом.

У.: Но почему же он говорит, что согрешил и против Бога? Кто может сказать, какую из 10-ти заповедей нарушил сын?

Д.: Заповедь о почитании родителей, какую дал Бог. Значит, он виноват и перед Богом.

У.: Почему после встречи с отцом сын испытывает чувство стыда?

Д.: Он не ожидал такого царского приема. Он не ожидал такой любви от отца, который ждал его и выбежал встречать со слезами на глазах.

У.: Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует,...любовь не гордится,...не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

Христианские священники говорят часто о том, что многие «боятся» каяться, стесняются исповедоваться, хотя в Библии сказано, что «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10). А сейчас давайте вспомним и о старшем сыне. Обрадовался ли он возвращению брата в отчий дом?

Д.: Нет, наоборот, он обиделся на отца и позавидовал брату.

У.: Он позавидовал любви Божией. Это образ мнимых праведников, которых называли фарисеями: «Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15, 1-2). Святые отцы так говорят: «Итак, вся цель притчи сей, сказанной по поводу ропота фарисеев на Господа за принятие Им грешников, состоит в том, чтобы научить нас не отвергать грешников и не роптать, когда Бог принимает их, хотя бы мы и были праведны» [3, с. 236].

РЕФЛЕКСИЯ

Подведем итоги. На блудного сына похож всякий человек, который грехами удаляется от Бога и от ближних, а настоящий христианин должен радоваться об обращении грешников, а не завидовать Божией любви к ним.

Итак, запомните: матери и отцы прощают своих детей за непослушание, но Господь во много раз их добрее, и поэтому всегда простит кающегося грешника. Св. отцы говорят, что нет греха непростительного, но есть нераскаянный (Исаак Сирин). Лишь бы мы вовремя осознали свой грех непослушания и попросили прощения.

Заполнение таблицы

Что я знал о притче до беседы? Что я узнал о притче после беседы? Какие чувства я испытываю по отношению к героям притчи? Узнал ли я себя в ком-либо из них? Почему?

Литература

1. Антоний Сурожский, митр. О блудном сыне. Проповедь. 11 февраля 1990 г. // Электронный ресурс: http://www.pravoslavie.ru/.

2. Игнатий (Брянчанинов), свт. Неделя о блудном сыне. Слово о покаянии // Электронный ресурс: http: // www.pravoslavie.ru /put /4030. htm.

3. Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник или Толкование на Святое Евангелие. Евангелие от Луки. – М.: Лепта, 2001.

 

Приложение


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.