Деловая культура и практика отношений в области нравственного поведения — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Деловая культура и практика отношений в области нравственного поведения

2017-07-09 381
Деловая культура и практика отношений в области нравственного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деловая культура и практика отношений в области нравственного поведения

· Деловой этикет — это свод правил поведения в деловых, слу­жебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека. Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без внутренней культуры, без соблюдения этичес­ких норм не могут сложиться настоящие деловые отношения. Деловой этикет предписывает соблюдение правил культурного поведения, уважительного отношения к человеку.

· Шесть основных заповедей делового этикета.

· 1. Делайте все вовремя.

· 2. Не болтайте лишнего.

· 3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.

· 4. Думайте о других, а не только о себе.

· 5. Одевайтесь, как положено.

· 6. Говорите и пишите хорошим языком.

· Специфика делового поведения состоит в том, что оно, с одной стороны, всегда сопряжено со взаимодействием и взаимозависимостью (и как совместная трудовая деятельность работников внутри предприятия, и как взаимодействие субъектов рынка - поставщиков, потребителей, партнеров), а с другой - принципиально связано с наличием противоречий в интересах взаимодействующих сторон.

· Именно экономическая практика потребовала утверждения общих норм делового поведения: честности, правдивости, обязательности, трудолюбия, соблюдения обещаний и договоров. В случае нарушения этих норм одной из сторон, страдают интересы остальных участников экономического взаимодействия, снижается уровень доверия, и тем самым разрушается основа поддержания и развития деловых отношений, так как у участников нет ожидания взаимовыгодного сотрудничества. Следовательно, нормы деловой этики регулируют поведение участников рынка и позволяют разрешить конфликт между индивидуализмом как основой коммерческой инициативы и необходимостью обеспечивать социальное единство, согласовывать интересы индивидуума и общества. С одной стороны, они накладывают ограничения на поведение участников рынка, а с другой - создают основу рыночных отношений, формируя такие ожидания, которые обеспечивают достаточный уровень доверия.

Основные преимущества и недостатки малого предпринимательства

Преобладающее большинство занятого в экономике населения работает на предприятиях численностью менее 500 человек. Однако практически все исследования, касающиеся вопросов управления, ориентированы на менеджеров крупных структур. Поэтому возникает необходимость рассмотреть особенности управления малыми предприятиями.

Вместе с тем, несмотря на относительный рост численности персонала и объема выпускаемой продукции на малых предприятиях по сравнению с крупными, доля прибыли последних в общем объеме неуклонно растет.

Объяснение подобного рода эффектов лежит в области макроэкономики и выходит за рамки настоящего курса, однако мы можем отсюда заключить, что положения менеджера крупной компании и менеджера мелкого предприятия различаются не только уровнем их заработной платы или размахом работы, но и рядом других качеств, которые рассмотрим несколько подробнее.

Например, в нашей стране важным моментом является реакция руководителя на вынужденную замену. Влияние вынужденной замены на работу менеджера особенно заметно на отечественных предприятиях машиностроительных отраслей. Ситуации, когда отсутствуют нужное сырье, необходимая комплектация, выходит из строя уникальное оборудование, настолько распространены, что являются нормой для повседневной деятельности администрации. При отсутствии "вдруг" на предприятии, например, резисторов (конденсаторов, болтов, резины, клея и т. д.) требуемой марки работа не останавливается — происходит процесс вынужденной замены. Либо в ущерб качеству требуемый резистор меняют на резистор похуже, либо используют более качественный (например, более долговечный, хотя в данном случае долговечность может быть не критичным параметром) и дорогостоящий. Таким образом, риск потери в качестве или в затратах не приводит к остановке в производстве.

Процедура вынужденной замены пронизывает всю работу предприятия. Функции подсобного рабочего, находящегося в загуле, выполняет квалифицированный станочник (бывает и наоборот, но реже), неисправное оборудование одного типа меняют на менее производительное оборудование другого типа и т. д.

Происходит замена поставщиков и потребителей, разработчиков и смежников, потребляемых ресурсов и выпускаемой продукции и т. д.

В рыночной экономике подобного рода явления существенно сглажены, но в переходный период с ними необходимо считаться. Поэтому следует иметь в виду, что если в настоящее время крупные предприятия относительно устойчивы и способны, пусть и с потерями, выдержать процесс вынужденной замены, то малым фирмам оперативно произвести замену порой просто нечем. Статистики разорения малых фирм в нашей стране не ведется, но можно предположить, что процент обанкротившихся малых предприятий из-за неприспособленности к требуемым заменам достаточно велик.

Почему же малые фирмы, находясь в условиях, куда менее привилегированных, имея гораздо меньше средств для проведения жизненно важных стратегических исследований, тем не менее отвоевывают свою долю на рынке? Вероятно потому, что малые предприятия имеют свои достоинства. Эти достоинства не слишком бросаются в глаза, но они весьма существенны.

Прежде всего, это известный предпринимательский дух. Люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы. По данным многих исследований, производительность труда у работников предприятий с численностью занятых менее 500 человек по крайней мере на 50% выше, чем на предприятиях с числом занятых свыше 4,5 тыс. человек.

Существует множество критериев отнесения предприятия к группе малых: численность работающих, объем продаж, величина капиталовложений и т. д.

С точки зрения вопросов управления к малым имеет смысл относить предприятия, которые управляются одним-двумя руководителями, что обеспечивает оперативность управления.

Другим не менее важным преимуществом малых фирм является более высокая скорость прохождения информации. В первую очередь это обстоятельство объясняется значительно меньшим объемом информации на малых фирмах. Менеджеры крупной компании на различных уровнях управления в условиях дефицита времени и интенсивного потока информации вынуждены подразделять информацию на срочную и долговременную (которая иной раз попадает под "сукно"), причем вероятность того, что в разряд последней попадет срочная информация, достаточно велика, а не принятое, равно как и невыполненное, вовремя решение оборачивается значительными потерями. Менеджер мелкой фирмы может себе позволить подходить ко всей информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь.

Кроме того, наличие большого числа уровней управления в крупных корпорациях увеличивает протяженность между объектом и субъектом управления, что также снижает оперативность в работе. Хотя компьютеризация и внедрение различного рода гибких организационных структур в определенной степени компенсируют эти недостатки, преимущества малых фирм в этом отношении очевидны.

Все сотрудники на виду, их работа происходит на глазах у всего предприятия. Поскольку фирма может постоянно пребывать в зоне риска (а средний срок жизни малых фирм— шесть лет), то это стимулирует сотрудников на непрерывные поиски улучшений.

Недаром существует достаточно тесная корреляционная связь между размерами фирм и нарушениями трудовой дисциплины, текучестью кадров и другими сопутствующими явлениями. Работая в огромном коллективе, менеджер сталкивается с массой вопросов, которые легче всего решаются их дроблением.

Если малое предприятие не является дочерней организацией и предоставлено само себе, то оно имеет гораздо большую маневренность, поскольку ограничения, накладываемые головной компанией, не сковывают ее. Однако при неудачах отсутствуют страховка и поддержка, которые головная компания оказывает дочерним фирмам.

Одной из самых значительных перемен в последнее время явилось расширение доступа к внешней информации всех, даже мельчайших субъектов рынка.

Строго говоря, доступ к информации был и раньше, однако малые фирмы не имели средств для ее оплаты, да и степень оперативности потребляемой информации была у малых фирм на относительно низком уровне. Одной этой причины было достаточно, чтобы мелкий предприниматель разорялся за несколько лет (если в редчайшем случае он не вставал на ноги). Сейчас поток информации значительно расширился и, что особенно важно для малых фирм, стал относительно дешевым доступ к средствам и носителям информации (компьютерным сетям, факсам, телексам и т. д.). Поэтому мелкий производитель экономит не только на издержках, но и оперативно получает информацию о том, что можно продать, где и за сколько.

Помимо общественной поддержки (традиционно в западном, прежде всего американском, мире общественное мнение было всегда на стороне малого бизнеса, который ассоциируется с американской мечтой) небольшие предприятия, как правило, имеют определенные налоговые льготы и другие, законодательно предоставляемые преимущества.

Серьезные фирмы разрабатывают определенную, на их взгляд, лучшим образом функционирующую структуру управления, под которую впоследствии подлаживается и хозяйственная деятельность. Небольшие по размеру фирмы не имеют такой строго очерченной структуры и взаимоотношения между сотрудниками складываются скорее не из их первоначальных обязанностей, а в большей степени обусловлены оперативной ситуацией.

В Англии принят порядок - вначале дать людям протоптать на газоне дорожки, а уже после этого их асфальтировать. Подобным образом складываются отношения между персоналом в небольших структурах - построение организации осуществляется в соответствии с самопроизвольно сложившимися отношениями, чего в крупных организациях в полной мере достичь невозможно.

Рынок по своей природе анархичен, однако внутри предприятия должен быть строгий порядок и соответствующая иерархия, иначе из этого анархичного рынка его (предприятие) выкинут. Крупные фирмы должны следить за поддержанием внутреннего равновесия, а на малых оно по большей части достигается автоматически.

Кроме того, определенным образом построенная управленческая структура малых предприятий гораздо в большей степени адаптирована к возможным изменениям внешней среды, и менеджеру приходиться не заниматься процессом формализации связей между сотрудниками, а лишь учитывать их в своей работе.

Таким образом, малые размеры фирмы обеспечивают ей управляемость и что важнее — преданность делу. При этом создается такое положение, при котором не теряются значение и роль каждого отдельного работника.

Недостатками крупных фирм (и соответственно преимуществами малых) является то, что советы директоров далеки от нужд рынка, они одобряют и утверждают планы, а не товары, управляющие крупных компаний не привержены к риску и нововведениям.

Для малых фирм характерны также совмещение профессий, универсальные знания и умения (в отличие от узкой специализации на конвейере).

Управленцам на крупных фирмах, чтобы достичь такой квалификации и активности сотрудников, приходится тратить много времени, отвлекать значительные средства на обучение и переобучение персонала.

Малые предприятия не способны проводить научных исследований и вкладывать серьезные средства в перспективные начинания (во всяком случае, не способны это делать до тех пор, пока они еще являются малыми). Однако в любом отрицательном явлении имеются свои положительные стороны.

Малые предприятия успешно функционируют именно в тех направлениях, где не требуется значительных вложений в основные средства и сравнительно низки управленческие расходы, что положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и повышает адаптационные возможности предприятия. Даже в предприятиях научной ориентации небольшой коллектив работает с колоссальной отдачей.

Насколько сильны плюсы мелкого бизнеса, можно судить по их не слишком активному желанию встать под опеку крупной организации. В этом случае за приобретение стабильности и устойчивого положения мелкие фирмы расплачиваются своей независимостью.

Это приводит к следующим последствиям:

материнская фирма становится единственным источником финансирования. В случае возникновения разногласий дочернее предприятий лишено возможности привлекать капитал посредством продажи акций третьим лицам;
возможности сбыта продукции лишь материнской компании или в лучшем случае—под ее контролем. При отказе выкупить произведенную продукцию или предложении купить ее по неприемлемым ценам дочерняя фирма лишена возможности маневра;
необходимости делиться своей прибылью и подконтрольному распределению прибыли, оставшейся в распоряжении;
увеличению периода окупаемости затрат и соответственно работе в условиях стратегического (а не тактического) риска;
прочим негативным последствиям.

Функции предпринимательства

Основная предпринимательская функция – творческо-поисковая или инновативная, связанная с поиском и использованием новых идей и средств их реализации в процессе производства.

Организаторская функция предпринимательства предполагает организацию собственного дела и управление производственным процессом.

Ресурсная функция предпринимательства проявляется в том, что предпринимательская деятельность вовлекает в эффективное использование материальных и нематериальных ресурсов и факторов производства. Среди них – трудовые ресурсы, земля и другие природные ресурсы, средства производства, научные достижения. Эффективное потребление ресурсов, находящихся в собственности предпринимателя, является одним из важнейших условий предпринимательского успеха. Вместе с тем стремление к максимальной прибыли нередко приводит к хищническому использованию природных ресурсов. Поэтому требуются соответствующие государственные меры, устанавливающие меру ответственности за хищническое отношение к природным ресурсам.

Социальная функция предпринимательства состоит в том, что в предпринимательской деятельности проявляются индивидуальные таланты и возможности; формируется особый слой людей, способных организовать и вести собственное дело.

Общеэкономические функции предпринимательства – производственная, доходная и функция обеспечения занятости.

Производственная функция состоит в производстве продуктов и услуг, удовлетворяющих нужды потребителей. Развитие предпринимательства является одним из высоко значимых условий экономического роста, увеличения объема валового внутреннего продукта.

Доходная функция обеспечивает поступление доходов от предпринимательской деятельности в бюджеты различных уровней и увеличение национального дохода.

Функция обеспечения занятости предполагает рост числа рабочих мест, сокращение безработицы.

Деловая культура и практика отношений в области нравственного поведения

· Деловой этикет — это свод правил поведения в деловых, слу­жебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека. Хотя этикет и предполагает установление лишь внешних форм поведения, но без внутренней культуры, без соблюдения этичес­ких норм не могут сложиться настоящие деловые отношения. Деловой этикет предписывает соблюдение правил культурного поведения, уважительного отношения к человеку.

· Шесть основных заповедей делового этикета.

· 1. Делайте все вовремя.

· 2. Не болтайте лишнего.

· 3. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы.

· 4. Думайте о других, а не только о себе.

· 5. Одевайтесь, как положено.

· 6. Говорите и пишите хорошим языком.

· Специфика делового поведения состоит в том, что оно, с одной стороны, всегда сопряжено со взаимодействием и взаимозависимостью (и как совместная трудовая деятельность работников внутри предприятия, и как взаимодействие субъектов рынка - поставщиков, потребителей, партнеров), а с другой - принципиально связано с наличием противоречий в интересах взаимодействующих сторон.

· Именно экономическая практика потребовала утверждения общих норм делового поведения: честности, правдивости, обязательности, трудолюбия, соблюдения обещаний и договоров. В случае нарушения этих норм одной из сторон, страдают интересы остальных участников экономического взаимодействия, снижается уровень доверия, и тем самым разрушается основа поддержания и развития деловых отношений, так как у участников нет ожидания взаимовыгодного сотрудничества. Следовательно, нормы деловой этики регулируют поведение участников рынка и позволяют разрешить конфликт между индивидуализмом как основой коммерческой инициативы и необходимостью обеспечивать социальное единство, согласовывать интересы индивидуума и общества. С одной стороны, они накладывают ограничения на поведение участников рынка, а с другой - создают основу рыночных отношений, формируя такие ожидания, которые обеспечивают достаточный уровень доверия.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.