Восточный Саян, Тувинская АССР,1979 г. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Восточный Саян, Тувинская АССР,1979 г.

2017-07-09 191
Восточный Саян, Тувинская АССР,1979 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КАА-ХЕМ

Восточный Саян, Тувинская АССР,1979 г.

Живучи на Руси, нельзя не путешествовать хотя бы туда – сюда иначе, чего доброго, окажется, что и не на Руси ты живешь, а в каком-то славяно-греко-латинском закоулке, из которого, пожалуй что, и не выберешься без посторонней, предположительно революционной помощи.

Венедикт Ерофеев роман-анекдот «Москва – Петушки»

…Итак - лето кончилось!

Граждане уже ходят в калошах, покорно ожидают гриппа, часто подходят к батареям центрального отопления и ласкают их холодными пальцами…

Но это простые граждане, а не туристы. Поверив справочникам и путеводителям, утверждающим, что Тува отличается особым микроклиматом и ненастье не удержится здесь более одного-двух дней, мы едем на Каа Хем!

Нас семеро (счастливое число).

Руководитель – Игорь Константинович Грамотнев.

Распределение остальных портфелей такое:

Сережа Брижак – завхоз;

Юрий Петрович – «товарищ преседателя»;

Виктор Дмитриевич Ковальский – «великий знахарь» и человек, у которого есть все;

Виталий – официальный медбрат и штурман(младший);

Андрей (г.Ярославль) – человек без определенных занятий, но должен же кто-то критиковать начальство;

И, наконец, я – Галина Васильевна- теоретически фотограф и летописец;

 

Вот об этом и хотелось сказать особо. К сожалению, поручив мне столь ответственное дело, наш уважаемый руководитель, наверное, просто забыл свой первый поход- «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю…».

Так что за все написанное ниже я никакой ответственности не несу.

 

День первый – 26 августа

Мы сравнительно благополучно сели в немного опоздавший, но все-таки свой поезд и вот – едем. Спим, едим…опять спим, опять едим… и т.д.

И еще дружно воюем с завхозом, клеймя позором его скупердяйство и нежелание выдать сразу все вкусности. В промежуток между сном и едой смотрим друг на друга…

В мирное время все немного философы. Идет упорная борьба за должность «зам. по панике» - когда выйдем, когда прийдем, куда прийдем и т.д.

Борьба в самом разгаре, лидер еще не определился.

Понемногу устраиваем свой быт. Едем вчетвером в одном купе, Сережа – в соседнем. Но с его способностью «работать над собой» он бы не выжил в нашем – здесь хоть иногда бодрствуют.

Юрий Петрович воспитывает меня в духе – «адмирал первый после Бога!» - внимаю!

Вечером в ознаменование отъезда распили флягу с чем-то, а потом долго говорили и пели. Кто про что пел и для чего пел, знает сам, описывать не берусь, но пели хорошо.

Все еще немного дома и что-там будет дальше?...

 

День второй – 27 августа

Примечательное событие – установлен контакт с проводницей. Зовут ее Света и Сережа у нее – свой человек.

Срочно устанавливается график дежурств, и начинают вариться супы и прочие деликатесы на зависть и назло поварам из вагона-ресторана, разделяющего и разлучающего нас с Мельниковыми.

Угроза адмирала «завалить всех работой, чтобы матросы службу знали», разбилась вдребезги о коробку с домино, принесенную Ковальским. Уверена, об этом матче сообщали все информационные агентства мира, настолько напряженным и бескомпромиссным было это состязание.

Представляю участников:

команда профессионалов – Игорь и Сережа, оба имеют огромный опыт и еще большее самомнение;

наша команда – Виктор Дмитриевич и игрок второго эшелона –я.

Играть приходится в исключительно сложных условиях - постоянный психологический прессинг со стороны профессионалов и вдобавок неудовольствие и улюлюканье публики в лице Андрея (да, к сожалению, зрелищность игры мы не смогли обеспечить).

Сегодня ночью мы пересекли Урал – границу между Европой и Азией!

Я в Азии в первый раз, надеюсь не в последний.

 

День третий – 28 августа

Про этот день я, чтобы не быть многословной, могу сказать кратко – играем в домино! О счёте скажу ещё короче – профессионалы посрамлены!

Вечером Свете понадобились два «два дюжих мужика», это, конечно, Серега и Ковальский.

Все, что нужно, они сделали, а расчёт производился портвейном. Пьём за МПС, т.к. опаздываем на 12 часов. По мнению Светы, если наш поезд прибудет в Абакан вовремя, это будет сенсация, об этом напишут все газеты, что укрепляет наш оптимизм.

Со скрипом, но начались хозработы - ремонтируется и шьётся недостающая амуниция. Заодно расхваливается своя и дружно ругается чужая.

 

День четвертый – 29 августа

Этот день описывать трудно – т.к. он не запланированный «опаздываем на 18 часов». На основе периодической печати проведена политинформация на тему: «Проблемы железнодорожного транспорта», лектор: В.Д. Ковальский.

Лекция выслушана с глубоким вниманием, завтра надеемся приехать.

 

День пятый – 30 августа.

Прибыли – холод собачий! Деться некуда – раннее утро, туман, а ночью был дождь…

Дотянули до шести утра, и Игорь сразу разбудил телефонным звонком директора местного мясокомбината. Он, кажется, не обиделся и даже пригласил посетить комбинат. Игорь легкомысленно отказался, но, сходив в местную столовку, сам понял что зря. Позвонил снова, извинился, напросился в гости. На вокзале встретили ребят, возвращающихся с Каа –Хема. Выслушали кучу советов, пожеланий счастливого пути, в которых сквозила лёгкая зависть – они возвращаются, а у нас еще всё впереди!

На комбинат нас пригласили к обеду, а пока мы посетили Хакасский музей, точнее осмотрели только коллекцию стелл с наскальными рисунками, т.к. сам музей был закрыт. Отправили вещи машиной в Кызыл.

На комбинате нас привели в кабинет директора тов. Кардаша. Очень интересный и своеобразный человек, в прошлом партийный работник. Всех поразили его энергия, собранность и результаты его работы в течение одиннадцати лет. Показали музей комбината, оранжерею, провели по настоящему зоопарку со львами, тиграми, трёхлапым белым медведем и пр. и пр. и пр. Затем пригласили отобедать «чем бог послал, а в этот день бог послал….» Как мы выжили после такого обеда трудно сказать, директор проявил акт милосердия – на вокзал нас доставили персональным автобусом.

Рейсовый автобус Абакан – Кызыл – битком, но мы как то бескровно отвоевали себе кусочек жизненного пространства. Дорога – сплошной серпантин, «пугачёвские деревни» крепкие, основательные дома, просторные дворы, навесы над воротами и никакой «мерзости запустения».

 

День шестой – 31 августа

И вот действительно конец лета! Столица Тувы встретила нас в четыре утра гораздо хуже, чем столица автономной области. Холодно, намного грязнее, некуда податься – метро закрыто, автобусы не содют. Припёрлись, мягко говоря, в аэропорт – ну и что! Сорок человек с двадцать седьмого числа мечтают вылететь в Кунгуртуг. Над нами солнце, а сопки в дымке, перевалы закрыты – сиди и пой на все лады «Летайте самолётами аэрофлота…»

Спасибо ребятам, встреченным Абакане – они посоветовали устроиться в недостроенном доме рядом с аэропортом. Отель пять звездочек – целый особняк в нашем распоряжении! Аэропорт рядышком – слышно все объявления диспетчера, а перед глазами лётное поле с неподвижными самолетами – картина маслом – засидка. Ждём…. почти пятеро суток!

 

День десятый – 4 сентября.

Утром поздравляем Игоря. Лично у меня создалось впечатление, что адмирал не доволен тем, что у него сегодня день рождения и что он вообще родился. Хотя радоваться, конечно, в данной ситуации трудно – если сегодня не улетим, то завтра едем домой. Да тут еще сидит толпа бездельников, изнывающих от ничегонеделания и ждущая активных действий от других. Юрий Петрович с Игорем отправляются в последний раз испытывать судьбу – на прием к военному коменданту Кызыла (в ходе подготовки к аудиенции Юрий Петрович извлек из недр своего рюкзака кремовую рубаху с полковничьими погонами – пардон с погонами капитана первого ранга и в таком прикиде пошёл с визитом). УРА! Сработало – нас отправят немедленно, даже вперёд местных.

Радостная суета сборов и ещё одно испытание перед вылетом проверка вещей на благонадёжность. Мой рюкзак – клей, бензин, три охотничьих ножа – от двух до пяти лет общего режима, а у Андрея в упаковке катамарана – ружьё и патронташ – до восьми лет строгого режима. Идём на досмотр. Мой рюкзак проходит так, с лёгким испугом. Иду с ним к выходу и слышу вопль – шёпот Игоря: «Оружие». Оборачиваюсь – трясут катамаран! Сразу нахлынули мысли типа – «Не забуду мать родную», да и Андрея, по-моему, сразил столбняк. Когда прозвучала команда: «Упаковывайте!»- Андрей не сразу мог попасть в отверстие упаковки катамарана диаметром сантиметров сорок. Но потряс всех Серёга, начав не торопясь выкладывать носки, трусы, банки с икрой кабачковой… мент не устоял и отпустил всех с миром. Прилетели в Кунгуртуг вечером, еле успев на почту и в магазин докупать отспоренные крупы и сахар. До реки нас довезли. Поставили палатки – в первый раз, и река шумит рядом – красота. ЗАВТРА ВЫХОД.

 

День одиннадцатый – 5 сентября.
Будит нас бодрый голос дежурного В.Д. Ковальского: «А на улице-то мороз!». Да-да – солнце, а трава, листья хрустят под ногами, замёрзший шиповник прозрачен, а тут его море! Решено – в обед варим компот.

Андрей готовит фирменную манную кашу, такую жидкую, что возникает вопрос, а сыпал ли он вообще туда манку? Фирменное блюдо- это реклама, а в рекламе дозволено всё, к тому же меня это устраивает, трудно найти человека более равнодушного к манной каше.

Начинается сборка судов и упаковка вещей. Серёжа колдует над огромной кучей продуктов, пытаясь при распределении их по судам учесть уйму противоречивых факторов – вес, объем, гастрономические привязанности, наличие полного ассортимента на судне и т.д. Странно, что с математической точки зрения эта задача кажется невыполнимой, ему это как-то удаётся. Остальное доделываем мы сами, проведя интенсивный обмен типа: две банки сгущёнки на мешок риса и т.д. Мы с Игорем пытаемся подогнать к «фигуре» нашей лодки шитый «вприглядку» чехол.

Наконец-то лодки надуты, катамаран собран, в шестнадцать тридцать выход!

Наша лодка травит, идём по реке как пьяный гусь. На очередном перекате рвём днище. Надо чиниться. Весь вечер мои мужчины при свете фонаря мылят лодку зубной щеткой.

 

КАА-ХЕМ

Восточный Саян, Тувинская АССР,1979 г.

Живучи на Руси, нельзя не путешествовать хотя бы туда – сюда иначе, чего доброго, окажется, что и не на Руси ты живешь, а в каком-то славяно-греко-латинском закоулке, из которого, пожалуй что, и не выберешься без посторонней, предположительно революционной помощи.

Венедикт Ерофеев роман-анекдот «Москва – Петушки»

…Итак - лето кончилось!

Граждане уже ходят в калошах, покорно ожидают гриппа, часто подходят к батареям центрального отопления и ласкают их холодными пальцами…

Но это простые граждане, а не туристы. Поверив справочникам и путеводителям, утверждающим, что Тува отличается особым микроклиматом и ненастье не удержится здесь более одного-двух дней, мы едем на Каа Хем!

Нас семеро (счастливое число).

Руководитель – Игорь Константинович Грамотнев.

Распределение остальных портфелей такое:

Сережа Брижак – завхоз;

Юрий Петрович – «товарищ преседателя»;

Виктор Дмитриевич Ковальский – «великий знахарь» и человек, у которого есть все;

Виталий – официальный медбрат и штурман(младший);

Андрей (г.Ярославль) – человек без определенных занятий, но должен же кто-то критиковать начальство;

И, наконец, я – Галина Васильевна- теоретически фотограф и летописец;

 

Вот об этом и хотелось сказать особо. К сожалению, поручив мне столь ответственное дело, наш уважаемый руководитель, наверное, просто забыл свой первый поход- «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю…».

Так что за все написанное ниже я никакой ответственности не несу.

 

День первый – 26 августа

Мы сравнительно благополучно сели в немного опоздавший, но все-таки свой поезд и вот – едем. Спим, едим…опять спим, опять едим… и т.д.

И еще дружно воюем с завхозом, клеймя позором его скупердяйство и нежелание выдать сразу все вкусности. В промежуток между сном и едой смотрим друг на друга…

В мирное время все немного философы. Идет упорная борьба за должность «зам. по панике» - когда выйдем, когда прийдем, куда прийдем и т.д.

Борьба в самом разгаре, лидер еще не определился.

Понемногу устраиваем свой быт. Едем вчетвером в одном купе, Сережа – в соседнем. Но с его способностью «работать над собой» он бы не выжил в нашем – здесь хоть иногда бодрствуют.

Юрий Петрович воспитывает меня в духе – «адмирал первый после Бога!» - внимаю!

Вечером в ознаменование отъезда распили флягу с чем-то, а потом долго говорили и пели. Кто про что пел и для чего пел, знает сам, описывать не берусь, но пели хорошо.

Все еще немного дома и что-там будет дальше?...

 

День второй – 27 августа

Примечательное событие – установлен контакт с проводницей. Зовут ее Света и Сережа у нее – свой человек.

Срочно устанавливается график дежурств, и начинают вариться супы и прочие деликатесы на зависть и назло поварам из вагона-ресторана, разделяющего и разлучающего нас с Мельниковыми.

Угроза адмирала «завалить всех работой, чтобы матросы службу знали», разбилась вдребезги о коробку с домино, принесенную Ковальским. Уверена, об этом матче сообщали все информационные агентства мира, настолько напряженным и бескомпромиссным было это состязание.

Представляю участников:

команда профессионалов – Игорь и Сережа, оба имеют огромный опыт и еще большее самомнение;

наша команда – Виктор Дмитриевич и игрок второго эшелона –я.

Играть приходится в исключительно сложных условиях - постоянный психологический прессинг со стороны профессионалов и вдобавок неудовольствие и улюлюканье публики в лице Андрея (да, к сожалению, зрелищность игры мы не смогли обеспечить).

Сегодня ночью мы пересекли Урал – границу между Европой и Азией!

Я в Азии в первый раз, надеюсь не в последний.

 

День третий – 28 августа

Про этот день я, чтобы не быть многословной, могу сказать кратко – играем в домино! О счёте скажу ещё короче – профессионалы посрамлены!

Вечером Свете понадобились два «два дюжих мужика», это, конечно, Серега и Ковальский.

Все, что нужно, они сделали, а расчёт производился портвейном. Пьём за МПС, т.к. опаздываем на 12 часов. По мнению Светы, если наш поезд прибудет в Абакан вовремя, это будет сенсация, об этом напишут все газеты, что укрепляет наш оптимизм.

Со скрипом, но начались хозработы - ремонтируется и шьётся недостающая амуниция. Заодно расхваливается своя и дружно ругается чужая.

 

День четвертый – 29 августа

Этот день описывать трудно – т.к. он не запланированный «опаздываем на 18 часов». На основе периодической печати проведена политинформация на тему: «Проблемы железнодорожного транспорта», лектор: В.Д. Ковальский.

Лекция выслушана с глубоким вниманием, завтра надеемся приехать.

 

День пятый – 30 августа.

Прибыли – холод собачий! Деться некуда – раннее утро, туман, а ночью был дождь…

Дотянули до шести утра, и Игорь сразу разбудил телефонным звонком директора местного мясокомбината. Он, кажется, не обиделся и даже пригласил посетить комбинат. Игорь легкомысленно отказался, но, сходив в местную столовку, сам понял что зря. Позвонил снова, извинился, напросился в гости. На вокзале встретили ребят, возвращающихся с Каа –Хема. Выслушали кучу советов, пожеланий счастливого пути, в которых сквозила лёгкая зависть – они возвращаются, а у нас еще всё впереди!

На комбинат нас пригласили к обеду, а пока мы посетили Хакасский музей, точнее осмотрели только коллекцию стелл с наскальными рисунками, т.к. сам музей был закрыт. Отправили вещи машиной в Кызыл.

На комбинате нас привели в кабинет директора тов. Кардаша. Очень интересный и своеобразный человек, в прошлом партийный работник. Всех поразили его энергия, собранность и результаты его работы в течение одиннадцати лет. Показали музей комбината, оранжерею, провели по настоящему зоопарку со львами, тиграми, трёхлапым белым медведем и пр. и пр. и пр. Затем пригласили отобедать «чем бог послал, а в этот день бог послал….» Как мы выжили после такого обеда трудно сказать, директор проявил акт милосердия – на вокзал нас доставили персональным автобусом.

Рейсовый автобус Абакан – Кызыл – битком, но мы как то бескровно отвоевали себе кусочек жизненного пространства. Дорога – сплошной серпантин, «пугачёвские деревни» крепкие, основательные дома, просторные дворы, навесы над воротами и никакой «мерзости запустения».

 

День шестой – 31 августа

И вот действительно конец лета! Столица Тувы встретила нас в четыре утра гораздо хуже, чем столица автономной области. Холодно, намного грязнее, некуда податься – метро закрыто, автобусы не содют. Припёрлись, мягко говоря, в аэропорт – ну и что! Сорок человек с двадцать седьмого числа мечтают вылететь в Кунгуртуг. Над нами солнце, а сопки в дымке, перевалы закрыты – сиди и пой на все лады «Летайте самолётами аэрофлота…»

Спасибо ребятам, встреченным Абакане – они посоветовали устроиться в недостроенном доме рядом с аэропортом. Отель пять звездочек – целый особняк в нашем распоряжении! Аэропорт рядышком – слышно все объявления диспетчера, а перед глазами лётное поле с неподвижными самолетами – картина маслом – засидка. Ждём…. почти пятеро суток!

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.