Место игры в работе с детьми, их организация и методика проведения. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Место игры в работе с детьми, их организация и методика проведения.

2017-07-09 370
Место игры в работе с детьми, их организация и методика проведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач.

Б. П. Никитин условно делит дидактическую игру на три этапа. Каждому этапу игры соответствует и определенные педагогические задачи. На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть. На втором этапе, педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

- определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

- установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;

- подготовка игрового оборудования;

- определение времени игры в режиме дня.

Проведения дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

- объяснение хода и правила игры, во время которого воспитатель обращает внимание на необходимость чёткого выполнения правил;

- показ игровых действий воспитателем;

- определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил);

- определение количества играющих;

- выработка у детей игрового настроения, желания играть;

- руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

- подведение итогов игры;

Анализ игры направлен:

- на выявление приёмов ее подготовки и проведения;

- на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;

- усложнение игры и обогащение новым материалом.

При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

- чётко, эмоционально и выразительно разъяснить детям задачу и правила игры;

- занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;

- вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

- давать возможность каждому ребенку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

- варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

- осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребенка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринужденной, игровой форме и быть незаметным. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игры.

Рассмотрим несколько вариантов организации работы воспитателя по обучению детей умению ставить игровые задачи. Выбор того или иного варианта руководства будет зависеть от имеющихся игровых умений детей.

1. Ребенок не умеет ставить игровые задачи и по этой причине не включается в игру. В игре взрослый и ребенок решают её совместно, при этом инициатива сначала принадлежит взрослому, он является носителем игрового опыта.

2. У ребенка уже имеется незначительный игровой опыт, выражающийся в том, что иногда он самостоятельно ставит игровые задачи, а иногда испытывает затруднения. Совместная игра организуется так, что инициатива сначала принадлежит взрослому, он подсказывает, советует. Постепенно инициатива переходит к ребенку.

3. Ребенок овладел умением ставить игровые задачи, и поэтому в играх он ставит их самостоятельно. Взрослый не оставляет без внимания играющего ребенка, он поощряет его, одобряет, вселяет уверенность. В таких случаях игровая инициатива принадлежит ребёнку, он играет один, взрослый может включиться в игру для оказания помощи в постановке новой оригинальной, другими словами, инициативой игровой задачи.

Воспитатель руководит дидактической игрой по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.

В работе воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех её этапах: организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.

Таким образом, проведение дидактической игры предполагает соблюдение следующих этапов:

1. Подготовка к проведению дидактической игры;

2. Проведение игры;

3. Анализ проведенной игры. При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать условия и требования, предъявляемые к дидактическим играм.

 

Рекомендации по использованию дидактических игр в семье.

Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направленно на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательное отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищем.

Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, представить, переложить их, разобрать на составляющие части (разобранные игрушки), вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень.

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у старших детей (4-6 лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующие эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

Воспитатель намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, вступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создает соответствующие игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определенному результату. Поддерживая и побуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Такая работа проводиться и дома с детьми. Только при совместном сотрудничестве с родителями можно достигнуть высоких результатов в развитии дошкольников.

Рекомендации по планированию дидактических игр в семье

Планирование дидактических игр должно занимать значительное место в планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия в дошкольном учреждении, а так же дома. Кроме того, в часы, отведенные для игр, дидактические игры планируются и организуются как в совместной, так и самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всей семьёй, с одним родителем или же индивидуально. В плане должен предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чем отстают.

· Дидактические игры кратковременны (10-20мин);

· Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлечённость игровой задачей, стараться, чтобы в это время не снижалось умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром, на прогулке, во второй половине дня, вечером, перед сном.

Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию объединиться с друзьями. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной деятельностью или из-за нерационального использования времени – время игры сокращается. Этого нельзя допускать!

Планируя дидактические игры, необходимо заботиться об усложнениях игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).

При планировании дидактических игр воспитателем в воспитательно-образовательном процессе необходимо, чтобы новые игры взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности в семье с детьми.

Дидактические игры в большинстве случаев проводится тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.

Например, ребенок на основе знаний может на ощупь определить предмет в «Волшебном мешочке» и называть его или найти сходные или различные качества изображаемых на картинках предметов. Эти игры опираются на способность детей сознательно запомнить и воспроизводить то, что они воспринимали. Необходимо, чтобы в дидактических играх определенных результатов достигали все члены семьи, а не только ребенок, на которого сделан акцент. Каждый член семьи должен проявлять себя активно.

Дидактическая игра – это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети знания обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают знания тем полнее, чем шире их можно применить на практике в различных условиях. Достаточно часто бывает, когда ребенок усваивает на занятии определенные знания, но не умеет использовать их в измененных условиях. Поэтому знания, полученные на занятиях нужно укреплять дома.

В связи с тем, что дидактическая игра является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей, необходимо планировать использования дидактических игр в индивидуальной работе с детьми дома. Как часто и много? По мере необходимости, очень индивидуально, в зависимости от потребностей и уровня развития ребенка. Индивидуальная работа с детьми дома с использованием дидактических игр может планироваться по всем видам и типам игр.

В дидактической игре применяются знания, полученные на занятии, обогащаются сведенья, полученные посредством личного опыта, активизируется, познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей.

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым педагогом, дома с родителями, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

А.М. Горький, защищая право ребенка на игры, писал: «Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой».

Обучение дома должно быть таким, чтобы оно вызвало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызвало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.

 

Раздел 2. Планирование и проведение дидактических игр с растениями.

2.1 Диагностика уровня знаний детей про растения в базовом дошкольном заведении, составление плана индивидуальной работы с каждым и определение эффективности дидактических игр с растениями в формировании навыков различия растений с использованием дидактических игр.

Опытно-экспериментальная работа проводилась мной с подгруппой – 12 детей. Диагностика выявления знаний о комнатных растениях у детей 5-6 лет осуществлялась при различных условиях: в свободное от занятий время в 1-ю и 2-ю половину дня. Выбирая условия проведения – учитывалось сложность заданий, индивидуальные особенности детей, количество участников и использование материала диагностики.

Проведение диагностики с использованием игровых заданий и упражнений для отбора необходимого материала и иллюстраций, осуществлялось за столами.

Эта работа проводилась в три взаимосвязанных этапа:

1 Констатирующий;

2 Формирующий;

3 Контрольный.

Проанализировав психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме формирования знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними (в процессе экспериментирования у детей 5-6 лет, был произведен констатирующий этап эксперимента).

Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о комнатных растениях.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Подобрать диагностический инструментарий, позволяющий определить уровень сформированности знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста.

2. Организовать обследование детей по уровням сформированности знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировав полученные результаты обследования и сделать выводы.

Критерии оценки знаний были заимствованы из исследований П.Г.Саморуковой и Л.М.Маневцевой. На основе их исследований были выявлены следующие критерии:

Критерии Показатели
1.Полнота знаний Количество знаний о комнатных растениях.  
2.Глубина знаний 1.Установление связей между происхождением растений и биологическими потребностями (в свете, тепле и влаге). 2.Соотношение связей между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием.
3.Осознанность знаний 1.Понимание сущности и специфики ухода за комнатными растениями. 2.Наличие понимания специфики ухода за комнатными растениями в объяснительной речи ребенка.

На основе критериев и показателей была составлена таблица «Уровней сформированности знаний о комнатных растениях».

Критерии оценки 1 уровень 2 уровень 3 уровень
Полнота знаний Ребенок знает название 6-7 растений, находящихся в группе (герань душистая, бегония, пятнистая крапчатая, фикус, кливия, бальзамин султанский, примула); их части (стебель, лист, цветок, корень). Может подробно описывать растения, отмечать расположение листьев (их форму цвет и поверхность), а так же особенности строения стебля и цветов. Ребенок знает не все растения, которые находятся в группе, затрудняется в определении частей растений. Испытывает затруднение в определении растений, определении расположения листьев, а так же особенностей строения стебля и цветов. Ребенок не знает название растений, находящиеся в группе, не всегда выделяет части растения. Не умеет описывать растения, не всегда получается отметить расположение листьев, а так же особенностей строения стебля и цветов.
Глубина знаний Ребенок устанавливает связь между происхождением растений и биологическими потребностями в свете, тепле и влаге; между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. Знает, что от правильного ухода зависит состояние комнатного растения, что за ними нужно ухаживать по-разному в зависимости от времени года. Ребенок затрудняется в установлении связи между происхождением растений и биологическими потребностями в свете, тепле и влаге. Также затрудняется в установлении связей между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. Знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, что за нами нужно ухаживать по-разному в зависимости от времени года. Ребенок не устанавливает связи между происхождением растений и биологическими потребностями в свете, тепле и влаге. Не всегда устанавливает связи между уходом за комнатными растениями и их ростом и развитием. Не знает, что от правильного ухода зависит состояние растения, что за ними нужно ухаживать по-разному в зависимости от времени года.
Осознанность знаний Ребенок объясняет сущность и специфику ухода за растениями. Уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры (любит свет, любит тень, нужно часто поливать…), рассматривает комнатные растения, как часть живой природы, способен к обобщению (комнатные растения, влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые, засухостойкие). Ребенок не всегда объясняет сущность и специфику ухода за растениями. Не уверенно отвечает на заданные вопросы, приводит примеры (любит свет, любит тень, нужно часто поливать…), не рассматривает комнатные растения, как часть живой природы, испытывает затруднения в обобщении растений (комнатные растения, влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые, засухостойкие). Ребенок не объясняет сущность и специфику ухода за растениями. Не всегда отвечает на заданные вопросы, не приводит примеры (любит свет, любит тень, нужно часто поливать…), не рассматривает комнатные растения, как часть живой природы, не знает какие комнатные растения: влаголюбивые, светолюбивые, тенелюбивые, засухостойкие.

 

Для выявления уровней знаний детей о комнатных растениях были использованы методики Саморуковой П.Г, Маневцевой Л.М. и комплексная методика Смирновой В.В. «Тропинка в природу».

Для выявления полноты знаний была проведена индивидуальная беседа по рассматриванию комнатных растений.

Цель: выявить объем знаний детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Условия обследования: беседа проводилась в уголке природы, вне занятий во вторую половину дня.

Оборудование: растения – натуральные объекты.

Ход обследования: беседа проводилась индивидуально по следующим вопросам.

· Что это?

· Назови это растение?

· Где растет это растение?

· Что нужно делать, что бы растение хорошо росло?

· А за всеми комнатными растениями?

· Покажи герань?

· Покажи где у растения стебель?

· Какого цвета у герани стебель?

· Покажи где у растения листья?

· Какой они формы, цвета?

· Покажи где у герани цветы?

· Герань любит свет?

· Это растение нужно много воды или мало?

(Данные вопросы задавались по каждому растению, находившемуся в уголке природы)

Для выявления глубины знаний была предложена дидактическая игра «Собери растение, называя его части».

Цель: выявить умение устанавливать связь между происхождением растений и биологическими потребностями (в свете, тепле и влаге); выявить знания об особенностях внешнего строения комнатных растений.

Условия проведения происходили за столами в уголке природе, вне занятий, во вторую половину дня с подгруппой детей.

Оборудование: Дидактическая игра «Собери растение, называя его части».

Ход обследования: каждому ребенку раздается конверт с разрезанными картинками, на которых изображены части растения. Дается задание собирать картинку. Во время дидактической игры задается следующие вопросы:

· Что это за часть растения?

· Почему части растения следует расположить именно так, а не по-другому?

· Зачем растению листья, стебель, цветы?

· Почему одному растению нужно больше воды, а другому меньше?

· Зачем опрыскивают растения?

· Как называются ваши растения?

Для выявления осознанности знаний использовались диагностическая карта № 3 из исследований Смирновой В.В, Балуевой Н.И, Парфеновой Г.Ш. «Тропинка в природу».

Цель: выявить знания детей о понимании ухода за комнатными растениями в процессе объяснительной речи ребенка.

Условия проведения происходили за столами в уголке природы, вне занятий, во вторую половину дня с подгруппой детей.

Оборудование: дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Ход обследования: каждому ребенку раздавались карточки с картинкой. Предлагалось рассмотреть карточку, найти что художник нарисовал неправильно и рассказать, что не правильно и как должно быть на самом деле.

После проведения констатирующего этапа эксперимента был проведен качественный и количественный анализ результатов и определены уровни сформировнности знаний о комнатных растениях у детей 5-6 лет.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.