Распространение идеи реабилитации развития и педагогической интеграции в Германии и в других странах — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Распространение идеи реабилитации развития и педагогической интеграции в Германии и в других странах

2017-07-09 589
Распространение идеи реабилитации развития и педагогической интеграции в Германии и в других странах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Опыт Мюнхенского детского центра, представляющий собой новаторскую модель интеграционной системы обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями на базе Монтессори-педагогики, оказался возможным благодаря деятельности Общественного фонда «Солнечный свет» (Aktion Sonnenschein), основанного 19 марта 1968 г. в Мюнхене (Германия). Ранняя социальная интеграция – один из важнейших элементов большой концептуальной программы Мюнхенского детского центра. Концепция Т. Хелльбрюгге исходит из положения о том, что не изоляция в детский дом или специальную школу, а включение слабого ребенка в мир здоровых людей – семью, детский сад и школу – должно стать целью всех педагогических, медицинских и психологических усилий. Интеграции должны предшествовать диагностико-терапевтические шаги, только в этом случае интеграционно-педагогическая система может оказаться успешной. Таким образом, идея интеграции перешагивает не только границы специальной педагогики, но и объединяет науки.

Важное новшество этого междисциплинарного подхода заключалось в том, что в центр внимания были поставлены не способности ребенка (низкие, средние или значительные), не его отдельные нарушения, а сам ребенок, его целостное развитие в гармонии с самим собой и с окружающим миром. Отсюда и проистекает мысль Т. Хелльбрюгге о том, что не педагоги, не врачи и не психологи призваны сыграть главную роль в развитии и становлении человеческой личности, а семья, родители и, в первую очередь, мать.

Импульсом к основанию фонда «Солнечный свет» явились результаты систематических исследований, посвященных изучению такого явления, как депривационный синдром. С помощью специальной диагностики, ключевой категорией которой является «этология», то есть поведение ребенка, было установлено, что в условиях институционализированного общественного воспитания детей в дошкольных одновозрастных группах значительно страдает их социальное и языковое развитие. Выводы, к которым пришли Т. Хелльбрюгге и его коллеги, были очевидны: если даже полностью здоровые дети в условиях моновозрастной группы проявляют признаки отставания в развитии, то каких последствий следует ожидать в отношении детей с ограниченными возможностями? С более оптимистичной точки зрения такое рассуждение выглядело следующим образом: какие шансы могут скрываться за новым междисциплинарным подходом, в центр внимания которого поставлено социальное развитие ребенка, если главными специалистами – диагностами, терапевтами и реабилитологами (не только в медицинском, но и в психолого-педагогическом смысле) – являются родители.

Новая концепция с такими программными компонентами, как ранняя диагностика, ранняя терапия и ранняя социальная интеграция детей, звучала слишком непривычно и показалась излишне новационной, а потому натолкнулась сначала на стену непонимания как в министерских, так и в академических кругах. Предпринятые попытки найти поддержку различных государственных структур с целью внедрения новых идей в практику не увенчались успехом, что и обусловило возникшую необходимость создания нового общественного объединения «Солнечный свет» как выразителя идеи реабилитации развития, в том числе идеи совместного обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями.

О широком спектре деятельности фонда «Солнечный свет» свидетельствует список имен – основателей этой организации. Инициатором и президентом фонда «Солнечный свет» стал Т. Хелльбрюгге (врач и педагог).

 

Кроме него, к числу основателей относятся также

• М. Аурин (Монтессори-педагог);

• Й. Пехштейн и М. Фишер (исследовательская группа социальной педиатрии и подростковой медицины);

• Б. Уффрехт (директор Баварского благотворительного союза);

• Э.Э. Лингардт (председатель Баварского союза защиты детей) и

• К.Ф. Пипенбург (главный редактор журнала «Родители» («Eltern»).

 

Рис. 6. Логотип Международного фонда «Солнечный свет»

Именно редакцией журнала «Родители» («Eltern») были предложены логотип (рис. 6) и название для нового общественного объединения – «Солнечный свет» («Sonnen-schein»).

Как уже упоминалось, фонд «Солнечный свет» был учрежден в 1968 г. В том же году был основан интеграционный детский сад по системе М. Монтессори. Следующим важным этапом выступает 1970-й год, когда была открыта интеграционная Монтессори-школа, а также учреждены ежегодные курсы по Монтессори-педагогике. В 1971 г. был основан первый дочерний детский центр в г. Майнце (Германия), который возглавил друг и коллега профессора Т. Хелльбрюгге профессор Й. Пехштейн. 1972 год ознаменовался открытием специальной школы при Мюнхенском детском центре. И в том же году был проведен I международный конгресс по социальной педиатрии в г. Бриксен (Италия), который проводится с тех пор каждый год и имеет широкий резонанс во всем мире.

В 70-х гг. XX в. продолжалось развитие и расширение сфер активной деятельности фонда «Солнечный свет». Концепция Т. Хелльбрюгге обогатилась за это время многими диагностическими и терапевтическими программами.

В 1983 г. состоялся переезд отделений Мюнхенского детского центра, в том числе интеграционных детского сада и школы по системе М. Монтессори, в новый архитектурный комплекс в Мюнхене. К тому же 1983 году относится учреждение Немецкой академии реабилитации развития детей, которая в 2000 г. получила статус международной. Фонд «Солнечный свет» с 1998 г. также стал Международным фондом «Солнечный свет» (Internationale Aktion Sonnenschein).

Как видно из вышеприведенной хронологии, открытие нового большого комплекса Детского центра произошло в 1983 г. История строительства этого комплекса свидетельствует о большом числе сложностей, связанных с реализацией идеи создания такого Центра, где учителя, воспитатели детского сада, педиатры, детские психологи, терапевты различного профиля работали бы вместе под одной крышей. Решением проблемы стало поэтапное осуществление каждого элемента этого междисциплинарного проекта. Планирование и строительство каждого конкретного подразделения Детского центра проводилось как отдельное небольшое предприятие. В конечном итоге, выстроенные самостоятельные корпуса для детского сада, школы, клинического и амбулаторного отделения были соединены переходами, что обеспечило осуществление большого замысла по созданию Детского центра, охватывающего следующие институты:

– Монтессори-детский сад с совместным воспитанием детей с различными образовательными возможностями;

– Монтессори-школа с совместным обучением и воспитанием детей с различными образовательными возможностями;

– Монтессори-школа для умственно отсталых детей и Монтессори-школа для детей с трудностями в обучении;

– амбулаторное отделение и социально-педиатрическая клиника;

– лечебно-педагогическое отделение для умственно отсталых детей, требующих дополнительной помощи;

– Международная академия реабилитации развития;

– Институт социальной педиатрии и подростковой медицины при Мюнхенском университете.

Разработанная с помощью фонда «Солнечный свет» концепция Мюнхенского детского центра вызвала большой интерес как в Германии, так и во всем мире. С самого начала основатели Центра уделяли большое внимание обучению и повышению квалификации специалистов, что и стало предпосылкой основания учебных курсов по подготовке специалистов в различных областях этого междисциплинарного проекта. Со временем спрос на обучение настолько возрос, что при поддержке фонда «Солнечный свет» совместно с «Фондом ребенка с ограниченными возможностями» в г. Франкфурт-на-Майне была основана Немецкая академия реабилитации развития, которая в 2000 г. получила статус Международной. За время своего существования Академия организовала более 350 учебных курсов в Германии и по всему миру для педагогов, детских психологов, педиатров, терапевтов различного профиля и др., которые проводятся и в настоящее время.

Отдельного внимания заслуживают основанные фондом «Солнечный свет» международные учебные курсы по педагогике М. Монтессори. За время существования этих курсов в них приняли участие более 700 педагогов, врачей, психологов из разных стран мира; отрадно отметить, что среди перечисляемых ниже стран есть и Россия:

Австрия

Аргентина

Белоруссия

Болгария

Боливия

Босния

Бразилия

Венгрия

Германия

Греция

Индия

Индонезия

Иран

Испания

Италия

Канада

Китай

Колумбия

Корея

Латвия

Литва

Мексика

Перу

Польша

Россия

Румыния

Словакия

США

Танзания

Турция

Украина

Финляндия

Франция

Хорватия

Чехия

Чили

Швейцария

Швеция

Эквадор

Эль Сальвадор

Эстония

Япония

 

Эти международные учебные курсы рассчитаны, в первую очередь, на людей, имеющих педагогическое, психологическое или медицинское образование. Проводимые курсы по Монтессори-педагогике различаются по трем основным группам:

• Международный учебный курс по Монтессори-педагогике, готовящий специалистов для работы с детьми в возрасте от 3 до 6 лет. Десятимесячное обучение охватывает следующие ступени:

– Основной курс-введение в Монтессори-педагогику;

– «Упражнения практической жизни»;

– «Сенсорный материал»;

– «Язык»;

– «Математика»;

– «Космическое воспитание».

• Международный учебный курс по Монтессори-педагогике, готовящий специалистов для работы с детьми в возрасте от 6 до 12 лет. Так же, как и предыдущий курс, он продолжается в течение 10 месяцев и охватывает такие ступени обучения:

– Основной курс-введение в Монтессори-педагогику;

– «Математика»;

– «Геометрия»;

– «Язык»;

– «Космическое воспитание / География»;

– «Космическое воспитание / История»;

– «Космическое воспитание / Биология».

Все слушатели, прошедшие полное десятимесячное обучение по программе двух вышеприведенных курсов и успешно сдавшие письменный и устный экзамены, получают диплом Международной академии реабилитации развития.

• Кроме того, существует возможность пройти обучение по одной ступени из вышеуказанных больших курсов. Условием подобного обучения является предварительное прослушивание в течение 1 недели Основного курса-введения в Монтессори-педагогику.

 

Теоретические основы, в том числе детская антропология и дидактические принципы Монтессори-педагогики, являются неотъемлемыми компонентами всех курсов, которые проводятся в форме лекций и семинаров. Общие для всех курсов теоретические компоненты дополняются, помимо того, специфичными для конкретного курса элементами, связанными с возрастными особенностями детей, а также целевой направленностью слушателей.

Практическое обучение ориентировано на международные стандарты Монтессори-практики с расширением программы за счет таких аспектов, как «реабилитация развития» и «социальная интеграция». Большая часть времени отводится на занятия по дидактике на основе Монтессори-материала, который изучается в полном объеме. Слушатели должны овладеть точной техникой работы и демонстрации всех упражнений, входящих в программу данного курса. Следует добавить, что курсы предусматривают также учебную практику в детском саду или школе по системе М. Монтессори.

Помимо проведения различных учебных курсов организуются также семинары и конгрессы, среди которых особо следует выделить проводимые дважды в год семинар-конгрессы в г. Бриксен (Италия): Международный весенний (Пасхальный) семинар-конгресс (Oster-Seminar-Kongress) для повышения квалификации педиатров и Международный осенний семинар конгресс по социальной педиатрии (Herbst-Seminar-Kongress). В отличие от четкой педиатрической специфики Весенних семинар-конгрессов Осенний семинар-конгресс имеет междисциплинарный характер; здесь специалисты различного профиля – аудиологи, воспитатели детских садов, врачи, лечебные педагоги, логопеды, мануальные терапевты, музыкальные терапевты, ортопеды, психологи, социальные педагоги, учителя интеграционной школы, учителя специальных школ, а также физиотерапевты и многие другие – имеют возможность совместно обсудить проблемы междисциплинарной работы и познакомиться с различными элементами Мюнхенской концепции. Иными словами, подобные совместные семинары создают базу для комплексного подхода к изучению ребенка.

Основание общественного фонда «Солнечный свет» позволило, таким образом, не только реализовывать концепцию Т. Хелльбрюгге через создание Мюнхенского детского центра, но и проводить активную деятельность по распространению и внедрению этой концепции как в Германии, так и в других странах.

Начиная с 1990 г. в Германии стали регулярно открываться детские центры по примеру Центра в Мюнхене. Специалисты новых центров, как правило, проходят соответствующее обучение на курсах, организуемых Международной академией реабилитации развития. С целью активизации деятельности в отдельных регионах были основаны филиалы фонда «Солнечный свет»: в городах Регенсбург, Бонн, Грейфсвальд, Эрфурт, Дрезден, Лейпциг и других крупных городах Германии.

Детский центр, открытый в г. Эрфурт, стал одной из активнейших дочерних организаций Мюнхенского центра, так что даже возникла необходимость основания Тюрингского фонда «Солнечный свет» (Aktion Sonnenschein Thuringen e.V.), с помощью которого новый детский центр значительно расширил сферу своей деятельности, соединив лечебно-педагогическое отделение с индивидуальной Монтессори-терапией и Монтессори-терапией малых групп (1991), а также открыв интеграционную Монтессори-школу. Кроме того, в рамках Мюнхенской концепции Эрфурт рассматривается и как важный образовательный центр, где педагоги, психологи и врачи имеют возможность пройти курсы по нейрокинезиологичес-кой диагностике и терапии В. Войты, Монтессори-педагоги-ке, Мюнхенской функциональной диагностике развития.

Концепция Т. Хелльбрюгге получила широкую известность за пределами Германии, что стало возможно благодаря международной деятельности фонда «Солнечный свет». Региональные представительства этого фонда были открыты во многих странах: «Promyc Slonca» в Польше, «Surya Jyothi» в Индии, «Yayasan Suryakanti» в Индонезии, «Rayo de Sol» в Аргентине и др. Открытие филиалов явилось важным шагом к самостоятельной эффективной работе в каждом конкретном регионе, подразумевающей внедрение идеи междисциплинарной работы с детьми. С другой стороны, основание дочерних центров по всему миру не означает их отрыва от продолжающего свою активную деятельность Мюнхенского фонда «Солнечный свет», основными направлениями которой являются:

– организация и проведение обучающих курсов по различным специальностям как в Мюнхене, так и в других городах, в том числе за пределами Германии;

– выделение стипендий слушателям (в первую очередь иностранным) курсов;

– организация и проведение различных информационных мероприятий (семинаров, конгрессов, лекций);

– обмен специалистами;

– предоставление помощи открывающимся детским центрам в виде Монтессори-материалов, а также медицинских приборов (например эхо-скрина);

– финансовые инвестиции с целью открытия новых детских центров;

– инициация благотворительных мероприятий (концертов, ярмарок и т. д.).

Таким образом, из приведенных направлений деятельности Международного фонда «Солнечный свет» по распространению и внедрению в практику концепции Т. Хелльбрюгге становится очевидным, что ключевым, приоритетным направлением были и остаются образовательные программы, нацеленные на подготовку, обучение, повышение квалификации специалистов тех дисциплин, которые задействованы в рамках данной концепции.

Яркими примерами международного сотрудничества являются совместные проекты Мюнхенского фонда «Солнечный свет» с коллегами из Индии, Индонезии, Греции, Хорватии, Польши, Аргентины, Японии и многих других стран. Приведем несколько примеров.

Одним из самых давних контактов Мюнхенского детского центра можно назвать сотрудничество с японской стороной, начатое еще в 1968 г. Результатом совместной работы стало основание дочернего центра «Umeda Akebano Gakuen» в Токио. Монтессори-педагогика в ее новой, интеграционной ипостаси вызвала в Японии такой интерес, что следствием этого стало даже открытие специальной кафедры Монтессори-педагогики при Токийском реформаторском университете «Sofia».

Аргентинский фонд «Солнечный свет» («Rayo de Sol»), с помощью которого был открыт детский центр «Centro Modelo de Reeducation» в г. Кордобе, помимо диагностической, терапевтической и педагогической деятельности занимается также вопросами подготовки специалистов, поскольку этот центр стал главным подобным институтом реабилитации развития не только для всей Аргентины, но и представляет собой модельный центр для всей Южной Америки.

Особо следует выделить проекты и контакты Мюнхенского детского центра и Международного фонда «Солнечный свет» в Польше. Основанный в 1990 г. в Варшаве немецко-польский фонд «Солнечный свет» («Promyk Slonca») заложил основу для создания дочернего центра в Польше. Таким образом, Краковский детский центр, открытый в 1993 г., стал первой организацией в Польше, принявшей за основу концептуальную идею реабилитации развития детей. В связи с большой потребностью в специалистах Детский центр в Кракове стал вскоре и центром повышения квалификации. Большая финансовая и профессиональная поддержка польскому центру была оказана Международной академией реабилитации развития в Мюнхене. Проводимые в Кракове обучающие курсы способствовали распространению идей немецкого ученого не только среди польских специалистов. Прослушать курсы лекций в Краков приезжают коллеги из Прибалтики, в первую очередь Литвы и Латвии, а также из России (в частности, из г. Казань).

Отдельно следует упомянуть российские проекты Международного фонда «Солнечный свет». Немецко-российское сотрудничество в области реабилитации развития и педагогической интеграции детей выражается в основании региональных представительств фонда «Солнечный свет». Подобные филиалы были открыты в Москве (1994), в Красноярске (1996), в Казани (2000) и в Санкт-Петербурге (2000). Региональные общественные фонды «Солнечный свет» создаются, в первую очередь, с целью распространения и внедрения концептуальных идей Т. Хелльбрюгге. Кроме того, эти фонды призваны создать базу для открытия детских центров по примеру Мюнхенского центра, где бы на практике осуществлялось тесное междисциплинарное сотрудничество.

Другим важным направлением совместной работы являются образовательные программы. В этой связи необходимо выделить курсы и семинары по Монтессори-педагогике, проводимые в Москве Российской Ассоциацией Монтессори-педагогов при поддержке Международной академии реабилитации развития (Мюнхен) и при участии мюнхенских специалистов по интеграционной Монтессори-педагогике. По прохождении этих видов обучения слушатели получают соответственно диплом или сертификат Международной академии реабилитации развития (Мюнхен).

Говоря о совместных проектах Международного фонда «Солнечный свет» с российской стороной, нельзя обойти вниманием и партнерские контакты с г. Казань. В 2000–2001 гг. были заключены соглашения о сотрудничестве между Международной академией реабилитации развития, Казанской государственной медицинской академией и Казанским государственным медицинским университетом. Данные соглашения отвечают актуальной постановке вопроса о необходимости внедрения удачно зарекомендовавшего себя зарубежного опыта в практику отечественных педагогических и педиатрических учреждений. Соглашения исходят из того, что в Казани возникает узловой центр реабилитации развития, в компетенцию которого входит следующий круг вопросов:

1. Обучение и повышение квалификации специалистов (педагогов, педиатров, детских психологов, физиотерапевтов и т. д.).

2. Проведение научных исследований.

3. Внедрение в практику программ реабилитации развития детей:

– педагогический блок: программы Монтессори-педагогики, разработанные в Мюнхене. Первым шагом стало открытие кабинета педагогической Монтессори-терапии, работающего на базе детской больницы № 8. Монтессори-материалы для оснащения кабинета были переданы в дар Казанскому отделению Международного фонда «Солнечный свет» Теодором Хелльбрюгге. Монтессори-педагоги, работающие в рамках Монтессори-терапии, прошли обучение на курсах Монтессори-педагогики в Мюнхенском детском центре и в Краковском центре реабилитации развития;

– педиатрический блок: кинезиологическая диагностика и терапия В. Войты, программы Мюнхенской функциональной диагностики развития и развивающая терапия, программа раннего выявления и коррекции нарушений слуха (с помощью аппарата эхо-скрин);

– психологический блок: видеоинтерактивная диагностика и терапия.

С 2005 г. начат новый этап сотрудничества Международной Академии Реабилитации развития (Мюнхен, Германия) и Казани: стартовала Международная программа обучения по Монтессори-педагогике и Монтессори-лечебной педагогике, разработанная Марией Монтессори (Международная ассоциация Монтессори, AMI), Маргарете Аурин и проф. Теодором Хелльбрюгге (Международная Академия Реабилитации развития). Это программа для повышения квалификации специалистов различных отраслей. Обучение включает в себя рассмотрение медицинских (неврологических) и психологических основ реабилитации, ведущих принципов и практического применения метода Монтессори в работе с детьми от 0 до 3 лет, от 3 до 6 лет, от 6 до 12 лет, а также некоторые аспекты работы с детьми с различными и множественными нарушениями, вопросы совместного обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями. Программа разделена на 4 цикла, проходящих в течение одного года.

Завершая обзор более чем тридцатилетней деятельности Международного фонда «Солнечный свет», представляется важным выделить существенные результаты этой работы. Так, основание Мюнхенского детского центра с его дальнейшим архитектурным воплощением в городском районе Гроссхадерн (Grosshadern, Мюнхен) позволило реализовать на практике междисциплинарную концепцию Т. Хелльбрюгге. При этом создание Института социальной педиатрии и подростковой медицины при Мюнхенском университете стало предпосылкой тесного междисциплинарного сотрудничества педагогов, психологов и врачей в рамках Мюнхенского детского центра.

 

 

Заключение

 

Гуманизация социальных отношений декларируется большинством современных областей знания в качестве стратегического курса развития. Для всех здравомыслящих людей очевидно, что межчеловеческие отношения находятся в состоянии глубокого кризиса, о чем не в последнюю очередь свидетельствует и напряженная политическая ситуация. Если не изменить этого положения дел сегодня, то человечество рискует своим будущим.

Представляется важным подчеркнуть, что концепция реабилитации развития и совместного обучения детей с различными образовательными возможностями, разработанная Т. Хелльбрюгге, выступает актуальной гуманной альтернативой по отношению к традиционной изоляции детей с ограниченными возможностями в детских домах и специальных школах. Педагогическая интеграция на основе идей М. Монтессори, обеспечивающая создание благоприятных условий для социального и, как следствие, когнитивного, психического и физического развития всех детей, обогащает коммуникативный и нравственный опыт ребенка, одинаково важный как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями.

Примечательно, что главными источниками формирования и развития идеи интеграции, положенной в основу концепции Т. Хелльбрюгге, явились концептуальные подходы антрополого-гуманистической педагогики, а также идеи отечественной медико-психолого-педагогической (в том числе педологической) школы (В.П. Кащенко, Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский) и развернувшиеся в середине ХХ в. в Германии и других зарубежных странах интеграционные педагогические процессы, захватившие не только педагогическую теорию и практику, инфраструктуру медицинской и психологической реабилитации, но и общество в целом. Тем самым синтез таких явлений, как реабилитация развития и педагогическая интеграция, оказывается нам совсем нечуждым. Наши великие соотечественники внесли свой весьма существенный вклад в развитие всечеловеческой идеи гуманизма.

Положительный опыт реализации концепции реабилитации развития и совместного обучения детей с различными образовательными возможностями в Мюнхенском детском центре обогащает отечественную науку и практику технологией этого процесса (обучение и привлечение к интеграционным процессам родителей в качестве сотерапевтов, междисциплинарное сотрудничество педагогов, психологов и педиатров в организации диагностико-терапевтических мероприятий, внедрение идей Монтессори-педагогики в процесс реабилитации развития, обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями). Мы считаем, что этот опыт следует использовать в практике современной российской системы образования и здравоохранения, которые в данном случае объединятся НА БЛАГО РЕБЕНКА. Очевидно, что для внедрения подобных идей требуется преодолеть ряд барьеров интеграции, среди которых важнейшими являются:

– профессиональная неготовность и некомпетентность специалистов и отсутствие соответствующих образовательных учреждений;

– недостаточный уровень материально-технического обеспечения и недостаточность учебно-методической литературы;

– непонимание со стороны министерств и ведомств;

– неприятие и низкий уровень толерантности в обществе;

– разобщенность международного педагогического сообщества в отношении данной проблемы.

В связи с этим перспективным видится комплексное исследование проблемы реабилитации развития и педагогической интеграции на стыке педагогики, медицины и психологии. Невозможно жить дальше в тупиковых условиях самоизоляции, обособления, агрессии и недоверия. Расширение границ нашего сознания и восприятия социальных проблем за счет преодоления стереотипов мышления будет способствовать не только решению данной проблемы, но и выведению человечества на новый уровень развития.

Архитектурный комплекс Мюнхенского детского центра (район Гроссхадерн, Мюнхен, Германия)

 

 


[1]Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – 3-е изд., доп. – М., 1999. С.108.

 

[2]Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под общей ред. А.И. Дьячкова. – М., 1965. С. 14.

 

[3]См. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. С. 400.

 

[4]Мальцева Е. К вопросу о воспитании и обучении ненормальных детей за границей и в России // Русская школа. – 1915. – № 4. С. 37.

 

[5] Мальцева Е. К вопросу о воспитании и обучении ненормальных детей за границей и в России // Русская школа. – 1915. – № 4. С. 39.

 

[6] Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания: Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. ТЛ. Процессы умственной жизни. – Петроград: Типография Б.В.С., 1915.

 

[7]Там же.

 

[8]Там же.

 

[9]Там же.

 

[10] Кащенко В.П., Крюков С.Н. Воспитание и обучение трудных детей: Из опыта Санатория-школы доктора В.П. Кащенко. – М., б. г. С. 10.

 

[11]Там же.

 

[12]Там же.

 

[13]Там же.

 

[14]Там же.

 

[15]Там же.

 

[16] Михайлова Е.Н. Генезис и развитие коррекционного направления в педагогике // Вестник Томск. гос. пед. ун-та. Вып. 4. – 1998. С. 60–64.

 

[17] Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети: Их изучение и воспитание / Вступ. ст. Н.А.Семашко. – 2-е изд. – М., 1929. С. 5.

 

[18]Там же.

 

[19]Там же.

 

[20] Михайлова Е.Н. Генезис и развитие коррекционного направления в педагогике // Вестник Томск. гос. пед. ун-та. Вып. 4. – 1998. С. 63.

 

[21] Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1983. С. 62.

 

[22]Там же.

 

[23]Там же.

 

[24]Там же.

 

[25] Hanselmann, H. Einfuhrung in die Heilpadagogik. – 7.Aufl. – Zurich: Rotapfel, 1962, S.14.

 

[26]История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: Учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. С. 380.

 

[27]Там же.

 

[28] Кыргесаар Я., Острат А. Генрих Ганзельманн и швейцарская специальная педагогика // Учебная деятельность и личность аномальных детей. Труды по дефектологии. – Тарту, 1990. С. 170.

 

[29]Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – 3-е изд., доп. – М., 1999. С. 122–123.

 

[30]Там же.

 

[31]Там же.

 

[32]Там же.

 

[33]Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. С. 353.

 

[34] Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты // Дефектология. – 1993. – № 3. С. 5.

 

[35] Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1997. – № 1. С. 7.

 

[36]Там же.

 

[37]Информация о причинах отклонения федеральных законов, принятых Государственной Думой // Информационно-аналитические бюллетени ГД. – 1999. – № 9. п.2.2.

 

[38]Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – 3-е изд., доп. – М., 1999. С. 142.

 

[39]Там же.

 

[40]Там же.

 

[41]Там же.

 

[42] E. Moro (Э. Моро) – немецкий педиатр.

 

[43] Hellbrugge T. Erlebte und bewegte Kinderheilkunde: Wissen-schaftliche und praktische Grundlage zur Grundung des Instituts und des Lehrstuhls fur Soziale Padiatrie und Jugendmedizin der Universitat Munchen. – Munchen: Prokon Verlag, 1994. S. 84.

 

[44] Т. Хейс (Th.Heuss) – немецкий политик и публицист, первый президент ФРГ (1949–1959); премия им. Т. Хейса и «Крест за федеральные заслуги» – высшее гражданское отличие в Германии.

 

[45]Kindliche Sozialisation und Sozialentwicklung / Hrsg. von T. Hell-brugge / Fortschr. der Sozialpad. – Bd.2. – 3.Aufl. – Lubeck: Hansisches Verlagskontor, 1999. S. 165.

 

[46]«Lebensborn» – основанная в 1935 г. организация для поддержки «детского богатства СС», для защиты «каждой матери и каждого ребенка хорошей крови».

 

[47]См. Mtinchener Funktionelle Entwicklungsdiagnostik: Erstes Lebensjahr / Hrsg. von T. Hellbrugge / Fortschr. der Sozialpad. – Bd.4. – 5.Aufl. – Lubeck: Hansisches Verlagskontor, 1997. – 222 S. и Munchener Funktionelle Entwicklungsdiagnostik: 2. und 3. Lebensjahr / Hrsg. von T.Hellbrugge. – 4.Aufl. – Munchen: Dienstleistungs-Gesellschaft fur gemeinnьtzige Institutionen ImbH, 1994. 119 S.

 

[48]Kindliche Sozialisation und Sozialentwicklung / Hrsg. von T. Hell-brugge / Fortschr. der Sozialpad. – Bd.2. – 3.Aufl. – Lubeck: Hansisches Verlagskontor, 1999. S. 113–135.

 

[49] Seguin S.E. Die Idiotie und ihre Behandlung nach physiologischer Methode / Hrsg. von S.Krenberger. – Wien: Verlag von Karl Graeser & Kie, 1912. S. 90.

 

[50] Seguin S.E. Die Idiotie und ihre Behandlung nach physiologischer Methode / Hrsg. von S.Krenberger. – Wien: Verlag von Karl Graeser & Kie, 1912. S. 84.

 

[51]Die Montessori-Padagogik und das behinderte Kind / Hrsg. von T.Hellbrugge und M.Montessori. – Munchen: Kindler Verlag

GmbH, 1978. S. 254.

 

[52] Seguin S.E. Die Idiotie und ihre Behandlung nach physiologischer Methode / Hrsg. von S.Krenberger. – Wien: Verlag von Karl Graeser & Kie, 1912. S. 84.

 

[53]Die Montessori-Padagogik und das behinderte Kind / Hrsg. von T. Hellbrugge und M. Montessori. – Munchen: Kindler Verlag GmbH, 1978. S. 305.

 

[54]Kindliche Sozialisation und Sozialentwicklung / Hrsg. von T. Hell-brtigge / Fortschr. der Sozialpad. – Bd.2. – 3.Aufl. – Lubeck: Hansi-sches Verlagskontor, 1999. S. 166.

 

[55] Hellbrugge Т., During G. Das Kind von Null bis Sechs: A rztliche Ratschl a ge f u r Schwangerschaft und Geburt, u ber Pflege und Ern a hrung des Kindes sowie Hinweise zur Entwicklung bis zum Schulalter mit einer U bersicht der h a ufigsten Kinderkrankheiten. – 9. Aufl. – M u nchen, Landsberg am Lech: mvg-Verl., 1994. S. 325.

 

[56] Hellbrugge T., During G. Das Kind von Null bis Sechs: Arztliche Ratschlage fur Schwangerschaft und Geburt, Uber Pflege und Ernahrung des Kindes sowie Hinweise zur Entwicklung bis zum Schulalter mit einer Ubersicht der haufigsten Kinderkrankheiten. – 9. Aufl. – Munchen, Landsberg am Lech: mvg-Verl., 1994. S. 336.

 

[57]Там же.

 

[58]Там же.

 

[59] Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики: (пер. с итал.). – Москва, 1913. С. 28.

 

[60] Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики: (пер. с итал.). – Москва, 1913. С. 37.

 

[61] Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики: (пер. с итал.). – Москва, 1913. С. 234.

 

[62] Seguin S.E. Die Idiotie und ihre Behandlung nach physiologischer Methode / Hrsg. von S.Krenberger. – Wien: Verlag von Karl Graeser & Kie, 1912. S. 29.

 

[63] Scheibe W. Reformpadagogik // Lexikon der Padagogik / Hrsg. von Willmann-Institut Munchen-Wien / Leit. der Hrsg. H.Rombach. – Bd.4. – Freiburg/Br.: Herder, 1971. S. 173.

 

[64] Hellbrugge T. Unser Montessori Modell: Erfahrungen mit einem neuen Kindergarten und einer neuen Schule. – Munchen: Kindler Verlag GmbH, 1977. S. 71.

 

[65]Grundgedanken der Montessori-Padagogik: Aus Maria Montessoris Schrifttum und Wirkkreis / Hrsg. von P.Oswald und G. Schulz-Benesch. – Freiburg, Basel, Wien: Herder, 1989. S. 162.

 

[66]История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины XX в.: Учеб. пособие для пед. ун-тов / Под ред. А.И. Пискунова. – М.,

1997. С. 196.

 

[67] Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики: (пер. с итал.). – Москва, 1913. С. 34.

 

[68] Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики: (пер. с итал.). – Москва, 1913. С. 81.

 

[69]Там же.

 

[70]Grundgedanken der Montessori-Padagogik: Aus Maria Montessoris Schrifttum und Wirkkreis / Hrsg. von P.Oswald und G. Schulz-Benesch. – Freiburg, Basel, Wien: Herder, 1989. S. 21.

 

[71] Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики: (пер. с итал.). – Москва, 1913. С. 154.

 

[72] Hellbrugge T. Integration mehrfach und verschiedenartig behin-derter Kinder // Gemeinsam leben – gemeinsam lernen: Behinderte Kinder in der Grundschule. Konzepte und Erfahrungen. Beitrage zur Reform der Grundschule. – Bd. 58/59. – Frankfurt am Main: Arbeitskreis Grundschule e.V., 1984. S. 67.

 

[73] Hellbrugge T. Unser Montessori Modell: Erfahrungen mit einem neuen Kindergarten und einer neuen Schule. – Mtinchen: Kindler Verlag GmbH, 1977. S. 105.

 

[74] Hellbrugge T. Unser Montessori Modell: Erfahrungen mit einem neuen Kindergarten und einer neuen Schule. – Mtinchen: Kindler

Verlag GmbH, 1977. S. 111.

На основании вышесказанного можно вывести одну из важнейших характеристик качественного и количественного состава группы Мюнхенского детского сада по системе М. Монтессори —

 

[75]Klinische Sozialpadiatrie: Lehrbuch der Entwicklungsrehabi-litation im Kindesalter / Hrsg. von T.Hellbrugge. – Berlin, Heidelberg, New York: Springer, 1981. S. 419.

 

[76]Klinische Sozialpadiatrie: Lehrbuch der Entwicklungsrehabi-litation im Kindesalter / Hrsg. von T.Hellbrugge. – Berlin, Heidelberg, New York: Springer, 1981. S. 426.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.188 с.