Чернова Ж., Шпаковская Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Чернова Ж., Шпаковская Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство.

2017-07-09 528
Чернова Ж., Шпаковская Л. Молодые взрослые: супружество, партнерство и родительство. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семейная политика

В целом выделяют узкое и широкое определения семейной политики. Узкое определение семейной политики исходит из представления о том, что семейная политика — это часть социальной политики государства. Это все те программы и меры, которые государство адресует семьям. Это пособия, это детские сады, это организация каникулярного отдыха.

 

Семейная политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для любого типа семьи. В странах Европы и в России продолжается рост внебрачной рождаемости, поэтому меры социальной защиты должны быть ориентированы на создание нормальных условий для воспитания ребенка как одним родителем, так и двумя. Для семей одиноких родителей риск оказаться за чертой бедности повышен, поэтому одной из задач становится снижение масштабов бедности в семьях с одним из родителей.

Как правило, данную проблему решают с помощью назначения пособий, но здесь же необходимо расширять и совершенствовать систему услуг по присмотру за детьми, налоговых льгот.

Необходимо оказывать законодательную, финансовую, психологическую поддержку не только семьям, которые часто становятся объектом специальных программ и законов (многодетные семьи, монородительские), но и семьям с повторными браками родителей, сожительствующим парам, распавшимся семьям.

Основными видами государственных мер поддержки и помощи семье являются: семейные пособия, родительский отпуск, услуги дошкольных учреждений, улучшение жилищных условий, льготное налогообложение, льготы на проезд и помощь отдельным категориям семей.

Для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, необходимо создавать условия, способствующие их возвращению к трудовой деятельности, а также жестко регулировать положения, прописанные в законодательных актах. Необходимо следить за тем, как работодатели исполняют свои обязательства по отношению к работницам, собирающимся рожать и выходить в декретный отпуск.

Итак, для эффективного осуществления намеченных государством мер в области семейной политики необходимо создать условия, в которых любая семья могла удовлетворить те потребности, которые испытывает, и справиться с теми проблемами, которые перед ней стоят.

 

4. Социологическая теория конфликта о семье: основные исследовательские вопросы

В развитии концепций социального конфликта можно выделить три основные этапа.

Первый - период господства марксистской теории - классовый конфликт как основа общественного развития и объяснения истории. В противоположность этой идее представителями немецкой классической социологии (М. Вебер и Г.Зиммель) утверждалось, что социальный конфликт неотделим от всей культурной жизни, он имеет психологическую природу и обладает как позитивными, так и негативными функциями. В концепции русско-американского социолога П.Сорокина конфликт выступает движущим фактором социокультурной динамики.

Второй этап связан с доминированием структурно-функциональной теории (Т. Парсонс), которая была ориентирована на исследование социальных институтов, законов, взаимодействий (личностных и групповых), ориентированных на сохранение и поддержание их стабильности и интеграцию. В рамках данного подхода, конфликт трактовался как социальная патология. Третий подход свойствен конфликтным функционалистам, которые рассматривали социальный конфликт как фактор поступательного развития общества (Л. Козер), а также структуралистов, трактовавших его как неотъемлемый элемент социального действия (Р. Дарендорф).

На основании этих конфликтологических теорий в социологии произошел отказ от попыток «разрешения» конфликта как полного и окончательного устранения противоречий, свойственных человеческим сообществам, и был принят тезис о важности его «урегулирования». При этом конфликты как «структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп», в отличие от марксизма, не основаны на классовых, производственных отношениях, и не носят антагонистический характер. Социальная структура общества в рамках этих теорий основана на отношениях власти-подчинения, а отличительными чертами общества являются господство, конфликт и подавление. Смена конфликтологических подходов, которые стремились ответить на основные социологические вопросы «как обеспечить целостное существование общества» и «как соотносятся общественный порядок и его изменение», была тесно связана с динамикой общественных изменений, и в частности, объясняла функционирование института семьи и семейной структуры.

Семья в рамках марксисткой теории конфликта рассматривается как микрокосмос конфликта в большом обществе, в котором конфликт - естественное состояние, присущее самой природе общества. Промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Подлинное понимание семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами, семья - «место борьбы». В семье осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом. Примером таких конфликтов являются споры, кто должен зарабатывать деньги, какую часть семейного дохода следует выплачивать государству и др.

Немарксисткая ориентация конфликтологической парадигмы представляет социальный конфликт в качестве универсального и позитивного фактора, который способствует социальному прогрессу общества. Основной идеей этих конфликтологических теорий являлось изучение влияния конфликта на сохранение и восстановление целостности систем, на процессы приспособления общественных структур к требованиям действительности. В отличие от функционалисткого подхода к анализу семьи (домашняя занятость как результат справедливого обмена экономической поддержки на домашний труд), конфликтологические теории подчеркивают асимметричный характер обмена экономической поддержки на домашнюю работу, который, является результатом и воспроизводит отношения власти и эксплуатации. Согласно этому подходу, домашний труд, в отличие от оплачиваемой занятости, являясь рутинным и не престижным, не дает возможности личностной самореализации. Распределение домашних обязанностей является предметом «торга», в котором каждый член семьи стремится минимизировать объем выполняемого им домашнего труда.

Поэтому большая занятость в домашнем хозяйстве - это следствие бесправия в семье: индивиды вынуждены это делать вследствие культурных норм (эгалитарных или патриархальных установок супругов, уровня их толерантности и т.д.) и экономической зависимости. Экономическая составляющая функционирования семьи не является единственной, но обладает значительным конфликтогенным потенциалом. Отсюда необходимость выполнения большего объема домашнего труда может выступать источником неудовлетворенности и конфликтов, и связана с отсутствием власти в семье.

Социологические исследования свидетельствуют, что «несправедливое» распределение домашних обязанностей обладает значительным конфликтным потенциалом: конфликты, вызванные распределением домашних обязанностей, случаются в 50% опрошенных семей, наряду с конфликтами, связанными с расходами семейного бюджета, вопросами проведения досуга и т.д. (И.В. Проневская).

Конфликт, возникая из различия интересов индивидов в борьбе за собственный статус, власть и долю вознаграждения, выполняет и ряд позитивных функций, способствуя разрядке напряженности, налаживанию эмоциональных отношений и контактов между членами социальной группы, выступая интегральной частью отношений. Г. Зиммель в работе «Конфликт» писал, что отсутствие поводов для конфликта не является признаком настоящих и глубоких отношений.

Напротив, такое поведение часто характеризует отношения, в которых отсутствует подлинная и безусловная привязанность. Ощущение непрочности отношений часто заставляет людей в стремлении сохранить их любой ценой, механически сохранять отношения путем принципиального избегания любого возможного конфликта. Если же индивиды уверены в искренности и неизменности своих чувств, «мир любой ценой» не нужен, так как им известно, что никакой кризис не затронет основ этих отношений.

Позже Л. Козер, опираясь на труды Г.Зиммеля и выделяя группосохраняющие и группосозидающие функции социального конфликта, подчеркивает, что для сохранения социальной группы враждебные чувства не всегда должны подавляться. «Недовольство, которое сразу находит выражение, а не накапливается по одной только основной линии раскола, способствует сохранению группы». Накопление враждебности в латентной форме обладает более разрушительным потенциалом, чем частота конфликтных ситуаций, возникающих в группе.

Таким образом, проблемное поле семейных отношений в контексте конфликтологических теорий может быть разнообразным - это и характер распределения власти внутри семьи с учетом механизма принятия решений - члены семьи, владеющие материальными средствами, приобретают в семье большую власть; ценностно-нормативные конфликты в семье; межпоколенные проблемы «отцов и детей»; проблемы эмоционально-психологической совместимости и т. д.

 

24. Теневые стороны семьи.

Поскольку семья и родственные отношения являются неотъемлемой частью жизни любого человека, то семейная жизнь в свою очередь полностью определяет эмоциональный опыт человека. Семейные отношения — между женой и мужем, родителями и детьми, братьями и сестрами, или между дальними родственниками — могут быть теплыми и удовлетворительными во всех отношениях. Но также они могут быть наполнены самыми острыми разногласиями и проблемами, доводящими людей до отчаяния, глубочайшего чувства тревоги и вины.

“Теневая сторона” семейной жизни обширна, и противоречит тем розовым картинкам гармонии, которыми нас угощают телевидение и другие средства массовой информации. Существует множество непривлекательных сторон семейной жизни, включая конфликты и противоречия, которые ведут к разводу и распаду семьи. Некоторые психические заболевания также влияют на характер семейных отношений. По своим последствиям наиболее тяжелыми являются инцесты с детьми и насилие в семейной жизни.

Сексуальные злоупотребления

Сексуальные злоупотребления с детьми — широко распространенное явление, таких случаев происходит немало. Сексуальное злоупотребление определяется как совершение полового акта с ребенком, не достигшим совершеннолетия (в Британии — шестнадцатилетнего возраста). Инцест — это сексуальные отношения между близкими родственниками. Не всякий инцест является злоупотреблением. Например, половое сношение брата и сестры — это инцест, но этот акт не подпадает под определение сексуального злоупотребления. При сексуальном злоупотреблении взрослый эксплуатирует ребенка в сексуальных целях. Наиболее распространенная форма инцеста, которая является также и сексуальным злоупотреблением, — это связь отца с дочерью.

Насилие в семье.

Насилие в семейном кругу чаще всего совершается мужчинами. Домашнее насилие можно определить как физическое оскорбление одним членом семьи другого или других. Исследования показывают, что основными жертвами физического оскорбления являются опять-таки дети, в особенности маленькие, до шести лет. Второй по распространенности тип - насилие со стороны мужей по отношению к женам. Женщины, однако, также могут быть инициаторами физического насилия в доме, обычно подобное насилие направлено против маленьких детей и мужей.

Иногда утверждают, что женщины по отношению к детям и супругам почти столь же склонны к насилию, как мужчины. Данные некоторых исследований показывают, что женщины бьют своих мужей так же часто, как и мужья жен. Однако женское насилие более ограниченное и эпизодическое, и вероятность серьезной травмы при этом гораздо меньше. Ситуации, когда муж регулярно избивает (“учит”) жену, нет эквивалента. Мужчина, физически оскорбляющий ребенка, также с большой вероятностью поступает так постоянно, и это приводит к более тяжким последствиям, чем когда это делает женщина.

Критика функционализма

Функционалистская концепция семьи господствовала в американской социологии в 50-е и 60-е годы. Однако с тех пор по многим причинам она поставлена под сомнение, и постепенно доминирующее положение стала занимать теория конфликта. Критики функциональной теории обращали внимание на ее однобокость, абсолютизацию солидарности внутрисемейных отношений. Функционализм критикуют главным образом за то, что для него части общества — элементы отлаженного механизма, постоянно приспосабливающиеся друг к другу. П.Харт-манн осмелилась высказать иные критические замечания. Она утверждает, что с точки зрения функционализма семья — «социальная сила» наравне с экономической переменой, социальным классом и т.п. Вследствие этого «предполагается, что среди членов семьи существует единство интересов; подчеркивается роль семьи как единого целого и обычно не учитываются различия интересов или конфликты

 

25. Изменение форм семьи в современном обществе.

 

Семья за всю свою историю существования прошла и продолжает проходить глобальные процессы изменений. В современной науке усиливается интерес к изучению семейных и брачных отношений. Это во многом обусловлено тем, что современные изменения семьи грандиозны по своим историческим последствиям.

Существуют разные точки зрения насчет изменений, происходящих в институтах семьи и брака. Согласно функционалистскому подходу современное состояние и динамика семьи и брака расцениваются как кризис, упадок, разрушение, деградация. Сторонники эволюционистского подхода убеждены, что семья и брак развиваются в русле общеэволюционных процессов. Интересной представляется точка зрения А. И. Антонова (отечественный социолог), который считает, что институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что «вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. Именно ослабление, угасание этих личных мотивов и желаний ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института. С другой стороны, факты невыполнения основных функций семьи, фиксируемые статистикой и данными социальных, в том числе социологических исследований, могут и не свидетельствовать о кризисе семьи, если процесс семейной дезорганизации не затрагивает ценности семьи, не связан с девальвацией ценности детей и ценности родительства».

Исследования в данной области показывают, что в современном обществе происходит трансформация, изменение семейно-брачных установок и ориентаций. Это доказывает наличие множества негативных тенденций в развитии института семьи на данном этапе: уходят в прошлое ориентации на многодетную семью; идет распространение различных альтернативных форм брака; растет число разводов; сама ценность семьи и брака в современном мире ослабевает на фоне ценности личной свободы, карьеры, материального успеха, образования. Существуют различия в установках относительно модели семьи среди представителей обоих полов, а также между различными поколениями.

Развитие семьи и брака в России, как и во всех других странах, связано с социальными, экономическими и политическими процессами модернизации общества. Так как институт семьи обеспечивает трансляцию социальных ценностей от поколения к поколению, весьма актуальным представляется исследования ценностных ориентаций современной молодежи, играющей главную роль в социально-демографическом развитии страны и общества целом. Данные социологических исследований констатируют о наличии негативных тенденций развития современных семейных отношений, о конфликте современной и традиционной форм семьи. Исследователи считают, что многие молодые люди вступают в брак неподготовленными к сложностям семейной жизни.

Несмотря на то, что институт семьи и брака не исчезает с лица современного общества, многие исследователи оценивают нынешнее его состояние как кризисное. По мнению многих исследователей данной тематики, под угрозой распада находятся сами устои нашего общества, основой которых является семья, что создает нестабильность самого общества, невозможность воспитания подрастающего поколения духовно, физически и нравственно здоровым.

Отличительные черты традиционных и современных моделей семьи в связи с переходом от доиндустриальных обществ к индустриальным, авторы выделяют следующие:

1) для "традиционализма" характерен родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над экономической эффективностью семьи, тогда как в современной семье родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида;

2) аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, где, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Современная же модель семьи связана с разделением дома и работы, появлением наемного труда на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда. Семейное производство не исчезает вообще, а перестает быть главным элементом экономики.

3) в условиях модернизации на место незначительному приходит резкое размежевание дома и внесемейного мира, семейной первичности и обезличенности отношений во внешнем окружении;

4) социальная и географическая мобильность в традиционной семье (связанные с тем, что сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации;

5) система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, в индустриальном обществе уступает место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система "семьецентризма" уступает место системе "эгоцентризма";

6) происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида;

7) происходит переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов;

8) переход от "закрытой" к "открытой" системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты;

9) переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, (т.е. к предупреждению и прерыванию беременности);

10) происходит переход от эры стабильной системы норм многодетности семьи к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реальные изменения семейных структур в XX в. на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи, разводимости и падения брачности.

 

12. Социально-экономическая и культурная обусловленность социальных форм семьи

Жизнь семьи характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, психологическими, эстетическими) процессами.

На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей, ценностных установок и ориентаций, жизненных целей и идеалов общества, с другой — субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.

Социально-экономическая роль семьи заключается в обеспечении материальных условий жизни семьи, обеспечении своих родных средствами к существованию, а так же в участии в общественном производстве, ведении домашнего хозяйства, формировании семейного бюджета, организации потребительской деятельности. Таким образом укрепляются связи между членами семьи, материально поддерживаются нетрудоспособные и несовершеннолетние члены.

В зависимости от форм:

Патриархальная семья. Все экономические вопросы решает исключительно глава семьи - вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами.

Матриархальная семья - Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни.

Эгалитарная семья. Экономической основой эгалитарной семьи стала новая система формирования семейных доходов: высокая занятость мужчины и женщины в хозяйстве, стипендия или заработки детей служат экономической базой независимости и самостоятельности.

 

В классификации субъектов социально-культурной деятельности семья представлена как ведущий социально-культурный институт общества, главными функциями которого являются: социализация личности, приобщение к культурным ценностям и традициям, развитие личности в целом, воспитание подрастающего поколения, решение межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия и многое другое.

В современной практике существует различные типы семьи. Есть семьи полные и неполные, бездетные, многодетные, одно-, двухдетные; молодые и «патриархальные», которые включают несколько поколений. Есть неблагополучные, нездоровые, маргинальные; межнациональные, моноэтнические и другие типы семей. Независимо от типа семейного устройства, перед этой социально-культурной ячейкой общества стоит актуальная задача – формирование и воспитание личности.

В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит процессом становления личности, заботясь о её здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии. Огромную роль играет семья в ходе приобщения детей к культурным ценностям. Семья включает подрастающее поколение в различные виды деятельности: познавательной предметной, коммуникативной, игровой, трудовой,

учебной, досуговой. Семья, будучи первостепенной воспитательной и культуроформирующей средой, принимает на себя основной труд, обеспечивая определённый уровень развития.

Все социально-культурные функции семьи усиливаются в ходе взаимодействия с субъектами социально-культурной деятельности, в частности с учреждениями культурно-досугового типа. Через многообразный спектр досуговых занятий в жизнь семьи входит высокая поэзия, музыка, яркие произведения других видов и жанров искусства и художественного творчества.

 

16. Семья и дети. Деторождение и воспитание.

Начало деторождения в семье – рождение первого ребенка, конец деторождения – рождение последнего ребёнка.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т. е. в деторождении, продолжении человеческого рода.

Согласно современным представлениям, мотивы рождаемости в семье подразделяются на экономические, социальные и психологические.

Экономические мотивы рождения детей — это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, то есть цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (или сохранить) экономический статус.

Социальные мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы.

Психологические мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологические, внутренние цели личности.

Влияние определенных факторов на количество детей в семье:

· Условия жизни семьи

· Уровень потребности в детях

· Оценка условий реализации потребности в детях

· Результаты репродуктивного поведения

· Число детей в семье

С рождением ребенка семья начинает выполнять воспитательную функцию.

Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:

· формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры;

· систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

· постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Воспитательный потенциал семьи — это комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи.

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи, с целью достижения желаемых результатов.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Это объясняется отличительными чертами семейного воспитания: непрерывностью, продолжительностью, устойчивостью и эмоциональностью.

Необходимо назвать воспитательные функции семьи:

• влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий; по мере взросления ребенка оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

• в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;

• семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, морально-нравственному и трудовому воспитанию; из семьи выходят члены общества: какая семья — такое общество;

• семья обеспечивает преемственность традиций;

• важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;

• существенное влияние оказывает семья и на выбор профессии.

Воспитательный потенциал семьи составляют:

1. Социально-культурный фактор, который зависит от образования и образованности родителей; их желания воспитывать детей и ответственности за результат воспитания; от микроклимата семьи и эмоционального самочувствия | всех членов семьи; от обращения с ребенком и межличностных отношений в семье; от культуры семьи и педагогической культуры родителей; от взаимосвязи с другими социальными институтами и пр.

2.Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Учитываются возможности семьи материально содержать детей, удовлетворять их культурные и иные потребности, оплачивать дополнительные образовательные услуги и пр. Немаловажное значение имеет в связи с занятостью родителей и фактор времени, уделяемого на непосредственное общение с ребенком.

3. Технико-гигиенический фактор означает, что воспитание ребенка зависит от места и условий проживания, обору-дованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

4.Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и пр.) диктуют свои особенности воспитания детей.

Семейному воспитанию свойственны первичность, непрерывность и продолжительность, устойчивость и эмоциональность.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.

Общественные правила, культурные ценности общества, этические нормы познаются, прежде всего, в семье. Семья дает пример и образец семейно-брачного поведения.

 

5. Интеракционизм о семье: основные исследовательские вопросы.

Четвертое направление социологии семьи связано с символическим интеракционизмом, изучающим поведение личности. Интеракция – взаимодействие. Это важнейшая категория социологии. Основатель интеракционистской теории Герберт Мид считал, что общество и его компоненты можно изучать только через поведение людей. Любое действие личности происходит в соответствии с принятыми в обществе символами, знаками, которые возникают во взаимодействиях людей. Человек постоянно смотрит в "зеркало" символов. Конкретные символы – оценки, ориентиры, нравственные ценности – определяют акт поведения.

В русле интеракционистской идеи развивается современная социологическая теория обмена. Согласно этой теории взаимодействие людей есть обмен ценностями, имеющими социальную значимость. Тот, кто обладает более высоким статусом социальной привлекательности, принимает "плату" со стороны партнеров, обладающих меньшими ценностями. В сфере межличностных отношений высокую цену имеют богатство, красота, интеллект, удачная карьера и т. д. Рассматриваемое направление представляет собой синтез функционалистических и психоаналитических подходов изучения семьи. Особенно значительных научных результатов добился американский социолог Эрнст Бэрджесс, один из основателей чикагской школы. Эрнст Бэрджесс предложил идею социального картографирования для получения объективной социологической информации о самых насущных социальных проблемах. Лабораторией социальных обследований стал Чикаго.

Огромный эмпирический материал лег в основу работ Бэрджесса, посвященных семье. Среди них "Предсказание удачного или неудачного брака", "Семья", "Ухаживание и брак". Эти работы дают представление о семье как о единстве взаимодействующих личностей. Бэрджесс пришел к выводам о том, что нестабильность семейных отношений, несоответствие образцов семейного поведения принятым в обществе нормам и ценностям свидетельствует о процессе качественных социальных изменений.

При активном участии Бэрджесса были основаны геронтологическое общество, общество по изучению социальных проблем, национальный совет по семейным отношениям, центр по изучению семьи. Бэрджесс умер в Чикаго в 1966 г., завещав свое имущество и состояние Чикагскому университету с тем, чтобы там был основан фонд Бэрджесса для помощи студентам и для развития социологических исследований. Влияние символического интеракционизма на социологию семьи является определяющим. Именно представители этого направления выработали в социологии понятие первичных групп, к которым прежде всего относится семья. Семья как первичная группа универсальна, она представляет собой общий, всему человечеству присущий комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную среду человеческой жизнедеятельности. В отличие от вторичных групп, первичные группы относительно устойчивы и меньше подвержены изменениям, чем крупные объединения.

Принятый в современной социологии комплексный подход к изучению семьи основан на синтезе функционалистских, конфликтологических и интеракционистских идей. Общей чертой рассмотренных социологических теорий является их гуманистический и либеральный характер.

 

23. Семейные ценности, традиции и трансформации.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Дети — обязательное и главное звено в процессе формирования и передачи семейных традиций. Вы должны участвовать во всех семейных начинаниях. Вы можете сервировать стол для субботнего обеда, помогать маме печь блины на Масленицу или лепить пельмени ко дню рождения папы, создавать фотолетопись своей семьи.

Семья рассматривается как социальный институт, определяемый системой связей и отношений индивидов, обладающий устойчивой структурированной организацией, который оказывает значительное влияние на социальную структуру общества, воспроизводство населения и социализацию новых поколений.

Функции института семьи:

· воспроизводства населения,

· хозяйственно-экономическую,

· воспитательную,

· рекреационную,

· социального контроля.

При этом считается, что семья – это и есть испытанный социальный институт, который только тем и занят, что передает все ценное из социального опыта, что накоплено предыдущими поколениями. Семья, как социальный институт, выполняет функцию накопления всего социального опыта, включая и то, что никак не может быть названо общественно необходимым с точки зрения завтрашнего; она выполняет еще и функцию селективную – отбора, усвоения, переработки этого опыта, исходя из интересов и потребностей конкретных людей.

Кроме того, семья выполняет функцию адаптации социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, в новых условиях. С другой стороны, такие привычки, как злоупотребление алкоголем, курение, другие отрицательные привычки, отсутствие физической культуры, безнравственность, как показывают исследования, во многом именно в рамках семьи закладываются в основу системы ценностных ориентаций людей.

Как социальный институт семья изучается на макроуровне, в этом плане анализируются прежде всего ее социальные функции.

Как особый социальный институт, как элемент социальной структуры семья тесно связана с экономикой. Особенности семьи, ее исторические типы определяются господствующими экономическими отношениями. Семья не ограничивается семейными взаимоотношениями, а предполагает и совместное проживание родственников, наличие общих элементов быта, семейного домашнего хозяйства, разделения труда.

2)

В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Систематическое исследо


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.