Таламическая» теория эмоций У. Кэннона – П. Барда — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таламическая» теория эмоций У. Кэннона – П. Барда

2017-07-09 389
Таламическая» теория эмоций У. Кэннона – П. Барда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория описывает таламус как центр возникновения эмоции (1927; 1934): раздражитель возбуждает таламус – появляется соответствующая эмоция и происходит физиологические изменения в организме (теория является альтернативой исследованию У. Джемса - Г. Ланге). В более поздних работах П. Барда указывается, что раздражитель одновременно вызывает эмоцию и физиологическую реакцию (т.е. утверждается обособленность психологического и физиологического реагирования – современные исследования опровергают данную теорию).

Биологическая теория эмоций П.К. Анохина

Эмоции рассматриваются с биологической точки зрения как эффективный механизм эволюции (1949), поддерживающий гомеостаз (потребности вызывают негативные эмоции, выступающие катализатором действия, они играют роль активизации – после удовлетворения потребности, возникают положительные эмоции: роль подкрепления; если результат достижения неудовлетворительный, появляется беспокойство, тревожность, - ищутся более оптимальные способы действия).

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

Согласно теории Л. Фестингера (1962), негативные эмоции возникают при рассогласовании ожиданий и результата (когнитивный диссонанс), при их совпадении появляются положительные эмоции (когнитивный консонанс).

Когнитивно – физиологическая концепция С. Шехтера

Теория возникновения эмоции (1964) учитывает фактор активации (определяет интенсивность реагирования) и мысленную оценку ситуации, прошлый опыт человека (феномен приписывания; задает содержание эмоции, тон и направленность). Так физиологическое возбуждение опосредованно вызывает эмоцию, для появления переживания нужно объяснение причин внутреннего состояния, связанного с конкретной реальной ситуацией.

Информационная теория эмоций П. В. Симонова

Среди психологических теорий происхождения эмоций наибольшую популярность завоевала предложенная П.В. Симоновым информационная теория эмоций (1966; 1970; 1986). Согласно этой теории, эмоциональные переживания человека и высших животных определяются какой-либо актуальной потребностью (ее качеством и величиной) и оценкой субъектом вероятности (возможности) ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.

Формула эмоции представляется, как: Э = П (Ин - Ис), где Э – эмоция, П – потребность, И – информация (Ин – необходимая для организации удовлетворения потребности; Ис – имеющаяся в данный момент информация).

Из формулы следует, что:

§ возникновение эмоции возможно только при имеющейся потребности;

§ появление эмоции (при наличии потребности) имеет смысл при достаточной информации;

§ разность (Ин - Ис) – это мера незнания, а также прогноз достижения цели: при дефиците имеющейся информации (Ис) возникают отрицательные эмоции (особенно в случае полного отсутствия сведений); положительные эмоции проявляются при достаточности/ избытке данных (Ис>Ин).

Теория дифференциальных эмоций К. Изарда

Каждая эмоция по теории выступает как отдельная обособленная единица (дифференциация эмоций), исходя из ее уникальных мотивационных, экспрессивных и нейрофизиологических особенностей. В основе такого подхода лежат эволюционные и биосоциальные принципы к рассмотрению базовых эмоций (генетическое происхождение). Как источники эмоций описываются следующие активаторы:

§ нейронные и нервно-мышечные (например, гормоны, наркотические вещества, внешняя экспрессия: мимика, пантомимика и т.д.);

§ аффективные (болевые ощущения, усталость, половое влечение, другие эмоции);

§ когнитивные (оценка значимости события, прогноз разрешения ситуации и др.).

Эмоция рассматривается как сложное образование со специфическими формами переживания; базовые эмоции индивидуально влияют на мыслительную и поведенческую сферы человека. К. Изард выделяют 10 базовых (фундаментальных) эмоций:


1. радость;

2. печаль;

3. удивление;

4. гнев;

5. отвращение;

6. презрение;

7. страх;

8. стыд/ смущение;

9. интерес;

10. вина.


Классификация эмоций

Существует обширное количество различных подходов к систематизации эмоций.

Одной из классификаций является деление эмоций по полярности или знаку на положительные и отрицательные. Например, счастье – печаль, удовольствие – неудовольствие и пр. Такая отнесенность эмоций к определенной шкале является довольно условной, т.к. страх может сигнализировать об опасности, гнев – может быть связан с защитой, чрезмерная и интенсивная радость способна привести к эмоциональной перегрузке.

Различают также базальные (= основные/ фундаментальные, первичные) и вторичные эмоции, задающие различные варианты всех эмоциональных состояний личности. По К. Изарду к первичным эмоциям относят: радость, удивление, интерес, гнев, страх, печаль, отвращение, презрение, стыд и вину. П. Экман, основываясь на исследованиях лицевой экспрессии, предлагает рассматривать следующие базальные эмоции: гнев, страх, удивление, радость, отвращение, печаль. Р. Платчик выделяет в зависимости от конкретного действия гнев, страх, одобрение, отвращение, радость, уныние, ожидание и удивление. Вторичные эмоции возникают при сочетании фундаментальных эмоций, например: принятие + радость = любовь, радость + гнев = гордость и др.

В зависимости от влияния на жизнедеятельность выделяют стенические и астенические эмоции. Стенические (греч. sthenos – «сила») – положительные эмоции, повышающие уровень активности (ощущение возбуждения, радость, бодрость). Физиологически это может проявляться в виде учащения дыхания, активизации работы сердца, усилении активности в мышцах. Астенические эмоции («слабость, бессилие») связаны с замедлением дыхания, инертностью, понижением мышечного тонуса, - это негативные переживания (печаль, грусть, подавленность, страдание, уныние и др.).

Интерес представляет классификация Б.И. Додонова, относя эмоции к определенному классу в зависимости от ведущих целей и потребностей личности. Кратко рассмотрим выделенные подгруппы эмоций.

1. Альтруистические эмоции – связаны с желанием помощи другим людям (проявляются в заботе, сочувствии, жалости, беспокойстве за другого, нежности, верности).

2. Коммуникативные эмоции – связаны с потребностью общаться, взаимопониманием, желанием поделиться своими чувствами с другим (проявляются в симпатии, дружественном расположении к кому-либо, уважении, благодарности).

3. Глорические эмоции («слава») - возникают при желании славы, внимания, признания другими людьми (связаны с самоутверждением, чувствами гордости, превосходства).

4. Праксические эмоции («действие») – вызываются деятельностью, которой занимается человек (чувства успеха или провала, приятной усталости или «выжатости»).

5. Пугнические эмоции («борьба») – связаны с потребностью борьбы, спортивным азартом, преодолением препятствий («жажда острых ощущений», риск, другой рассматривается как соперник/ оппонент, которого нужно победить).

6. Романтические эмоции – связаны с потребностью испытывать «неизведанное», сакральное (чувство таинственности, ожидание чуда, символы/ предзнаменования к важному событию и др.).

7. Гностические эмоции («знание») – связаны с познавательной деятельностью личности (= интеллектуальные чувства; радость открытия, «проникнуть в сущность вещей», истина!, эврика!).

8. Эстетические эмоции – возникают под влиянием произведений искусства, созерцания природы, связаны с наслаждением красотой, изяществом, гармонией («светлая грусть», приятная ностальгия, растроганность, чувственность и др.).

9. Гедонистические эмоции («удовольствие») – связаны с наслаждением в физическом и психологическом контексте («сладкая лень», безмятежность, легкость, нега).

10. Акизитивные эмоции («приобретение») – связаны с желанием коллекционирования, накопления, хранения значимых ценностей/ вещей.

Функции эмоций

Эмоции занимают важное место в жизни человека и выполняют следующие функции:

1. оценка событий – положительное или отрицательное отношение к отражаемым явлениям, значимость происходящих событий;

2. побуждение - стимулирующая и активирующая функция, эмоции как выражение мотива (например, человек, переходя дорогу и испытывая страх перед надвигающимся автомобилем, ускоряет свое движение);

3. организация и регуляция – сигнализация сознанию вероятностной степени эффективности будущей деятельности, коррекция поведенческой модели, организация памяти с фиксацией оценок реализации деятельности (эмоциональные следы);

4. экспрессия (коммуникативная функция) – передача эмоционального состояния через мимические и пантомимические особенности, интонацию информирует об отношении человека к происходящему, позволяет людям лучше узнавать и понимать друг друга;

5. предвосхищение будущего события – накопление аффективного опыта переживаний (эмоциональная память);

6. дезорганизующая роль - с нарастанием интенсивности эмоционального переживания процессы всестороннего гибкого познания действительности ограничиваются и нарушаются (например, проблема эмоционального стресса), когда сильная эмоция приводит к искажению восприятия, затрудняет регуляцию.

Свойства эмоций

 

Рис. 1. Свойства эмоций [6; С. 80]

Рассмотрим основные свойства эмоций (рис. 1).

1. Универсальность – процесс возникновения эмоций не зависит от особенностей деятельности или определенных потребностей.

2. Пластичность – вариативность переживания эмоции одного качества (например, диапазон переживания грусти – как сугубо отрицательной эмоции, так и в виде приятного горьковато-щемящего чувства).

3. Суммация и упрочение – способность к накоплению, упрочению чувств с течением времени по отношению к конкретному объекту.

4. Пристрастность = субъективность (зависимость от личностных и ситуативных особенностей).

5. Удержание в памяти – хранение длительное время эмоциональных следов в памяти (эмоциональная память).

6. Динамичность – процесс прохождения эмоции определенных фаз (пример с эмоцией гнева по Т. Томашевски: накопление Š взрыв Š снятие напряжения Š «умирание»/ угасание).

7. Заразительность (контагиозность) – способность «заражаться» эмоциями и настроением при общении с кем-либо (паника, «дикое» веселье и т.д.).

8. Адаптивность – притупление эмоций при неоднократном предъявлении стимула («растворение любви», «выдыхание чувств»).

9. Перенос на другие объекты – свойство перенесения одного чувства/ эмоции на другие объекты/ предметы («любовь Š перенос на связанные с субъектом влюбленности вещи»).

10. Доминантность – доминирование более сильных эмоций над антагонистичными себе (например, глубокое горе исключает легкость, приподнятость настроения, переживание счастья).

11. Иррадиация – распространение эмоционального состояния (настроения) на все явления, которые воспринимается человеком («всепоглощающая радость», влюбленность, раздражение/ озлобленность).

12. Амбивалентность – одновременное сочетание положительных и отрицательных эмоций в отношении кого-либо (например, любовь и печаль).

13. Переключаемость – замена одной эмоции на другую («стыдится собственного счастья/ везения», «упование печалью»).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.