Ж. Сент-Илер (Елена Рерих) «Легенда о Камне» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Ж. Сент-Илер (Елена Рерих) «Легенда о Камне»



«Король, он до конца ногтей – король.

Взгляну в упор, и подданный трепещет.

Дарую жизнь тебе, - что ты свершил –

Прелюбодейство? Это не проступок.

За это не казнят. Ты не умрешь»!

У. Шекспир «Ричард III»

 

Номер Аркана: 4. Однако следует отметить, что на карте из «Метрополитэн-Будапешт» порядковый номер Аркана «Император» - 3. Также следует отметить, что Алистер Кроули в своих поздних работах поменял местами четвертый Аркан «Император» с семнадцатым Арканом «Звезда», руководствуясь параграфом 1-57 «Книги Закона».

Буква еврейского алфавита: Далет. Двойная буква, соответствующая планете Юпитер. Власть.

В «Сефер Иецира» в переводе Папюса сказано: «Он утвердил на царство далет, надел ему венец, сочетал их одного с другим и создал им в мире Марса, в году – понедельник, а у человека – левый глаз».

А в «Сефер Иецира» в переводе Н. А. Переферковича с еврейского подлинника читаем: «Он назначил букву далет царствовать над плодовитостью и повязал ей венец, и сделал сочетания, и создал ими Солнце в мире, вторник в году и правую ноздрю в теле мужском и женском».

В связи с этим отметим, что на Древе Жизни Аркан «Император» соединяет зодиакальный круг с Солнцем. Зодиакальный круг открывается знаком Овна – весной года, порой буйного роста, а Овен является астрологическим домом Марса.

Однако некоторые оккультисты утверждают, что букве Далет соответствует планета Юпитер. Это мнение базируется на том, что Далет – четвертая буква алфавита, а в качестве Сефиры на Древе Жизни Юпитер соответствует четвертому номеру (магический квадрат из 4 х 4 квадратов – это квадрат Юпитера).

Но число четыре связано не только с Юпитером, но и с Солнцем, поскольку в году существует четыре важных положения Солнца – два солнцестояния и два равноденствия.

Букве Далет соответствует четвертое божеское имя – Дагуль – отличный, славный. С Далет соотносятся ангелы Хашмалим, то есть Господства. Посредством их Бог Эль представляет изображения тел и всевозможные формы материи. Счисление его Хесед – значит, доброта. Атрибут означает Гедула – великодушие.

Также букве Далет соответствует имя Бога Дель, что означает «Бог Врат Света».

В Каббале также сказано, что с Далет образовались мудрость и глупость, знание и невежество.

Далет означает дверь, ворота. Папюс писал, что Далет означает также посвящение, силу, грудь, стол, каменный куб или его основание, а также глаз внутри треугольника.

Греческий вариант Далет – буква Дельта – изображается в виде треугольника вершиной вверх.



Элифас Леви приписывал Далет следующие привилегии и силы: «Он располагает своим здоровьем и жизнью и может также располагать здоровьем и жизнью других».

В манускрипте «Религиозный каббалистический ключ Таро», датированном XVI веком, в стихотворной форме каждая строчка выражает определенную букву еврейского алфавита. Далет: «Единый, выше всякого принципа, он повсюду присутствует».

Числовое значение: 4. Четверка – первое квадратное и совершенное число, источник всех числовых комбинаций и принцип всех форм. Э. Леви писал: «Тройное объясняется двойным и решается четверным, квадратным единством четных чисел и четырехугольным основанием куба – единицы построения, крепости и меры».

Утверждение единства предполагает число четыре. Все, существующее как в добре, так и во зле, существует и проявляется посредством четверного. Э. Леви писал, что в Бог имеет три лица, и эти три лица – один и тот же Бог. Он отмечал, что Тетраграмматон, состоит из четырех букв, но одна из них дважды повторяется: «… та, которая изображает Слово и Его творение», поэтому фактически имя Божие составлено из трех букв. Он объяснял это так: «В природе существуют две силы, производящие равновесие. Эти две силы + равновесие составляют три и представляют один закон. Так тройное резюмируется в единстве».

Единство времени и пространства – пространственно-временной континииум. В привычном нам физическом мире пространство измеряется длиной, шириной и высотой + четвертая составляющая материального миравремя. Время и пространство обладают значительной гибкостью и, деформируясь, могут закручиваться в четырехмерные изгибы.

Первые четыре целых числа определяют музыкальные интервалы и сумме составляют 10 (1 + 2 + 3 + 4 = 10). Согласно пифагорейской теории, числа первой десятки являются главными. То, что 10 получается в результате сложения первых четырех целых чисел приводит к выводу, что эти четыре цифры являются основой всех остальных и, следовательно, лежат в основе организации Вселенной.



Элифас Леви в своей «Доктрине и ритуале» пишет о том, что первые четыре цифры – «источник всех числовых комбинаций и основа всего сущего». 1, 2, 3, и 4 лежат в основе числового рисунка Вселенной. «Вечный источник Природы» – эпитет, применявшийся пифагорейцами по отношению к фигуре, называемой ими Тетрактисом, которую они почитали и поклонялись ей как великому Божеству. Выглядела она следующим образом:

Х

ХХ

ХХХ

ХХХХ

Тетраксис представляет собой схему строения Вселенной, поскольку согласно каббалистам, Вселенная разделена на четыре мира, каждый из которых состоит из десяти сфер. Эти сферы расположены и соотносятся друг с другом в так Древе Сефирот. Имеется четыре дерева – по одному в каждом из четырех миров. В каждом из миров строение дерева одинаково, но сила составляющих шаров убывает последовательно. Первый мир – мир Ацилут, Безграничный мир Божественных имен. Десять его шаров являются шарами света. Второй мир, Бриах, Архангельский мир Творений, созданий. Третий мир – Ецира – Иерархический мир образований. Четвертый мир – Ассиах – Стихийный мир субстанций.

Тетрада – последняя и главная образующая величина, непосредственно формирующая видимый мир из четырех первоэлементов. Э. Леви писал, что Великий магический агент проявляет себя четырьмя родами явлений: теплом, светом, электричеством и магнетизмом. Олард Диксон назвал тетраду «Числом Чисел, равным Богу и всему творению», а также «ключом к Земле и Небу, открывающим духовное и материальное совершенство».

Тетрада является символом Тетраграмматона – неизреченного имени Бога, состоящего из четырех букв, при помощи которого была создана Вселенная, поэтому четыре является числом способа организации и созидания всего.

Всего существует четыре Тетраграмматона. Первый и основной – IHVH(в английской транскрипции).Четыре буквы первого Тетраграмматона обозначают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю.

Второй Тетраграмматон – это AGLA, магическая формула, составленная из первых букв еврейской фразы «Да будет твое могущество вечным, Господи». Это имя непосредственно связано с Вечностью и Духом. Оно воплощает в себе безграничную силу Святой Троицы. AGLA считается сильным охранительным заклинанием и часто гравируется на перстнях, талисманах и пентаклях. Это слово было выгравировано на печати царя Соломона.

Третий Тетраграмматон – это AHIH. Он представляет собой чистое бытие Бога и произносится как «Эхиех». Этим Именем Бог назвал себя Моисею, когда говорил с ним из пылающего куста. На русский язык переводится как «Сущий».

Четвертый Тетраграмматон – ADNI – «Адонай», «Господь». Это слово, которое дозволено произносить вместо истинного Имени Всевышнего. ADNI представляет собой Божественное Имя, наиболее близкое к материальному миру.

Каббалистическое значение числа четыре – Доброта. Четверка олицетворяет Четыре Могущества, на которых держится мир или Четыре Великие Силы во Вселенной, которые представлены четырьмя мастями Младших Арканов Таро: Жизнь - Пентакли, Свет - Жезлы, Закон - Мечи и Связующая Сила (Любовь) - Кубки. Каждая из мастей является одной из четырех букв Тетраграмматона.

В алхимии четыре начала, из которых состоит реальный мир, названы четырьмя стихиями – это огонь, вода, воздух и земля. В магии четырем стихиям соответствуют четыре класса духов: эльфы, ундины, сильфы и гномы.

Таро совершенно аналогично Каббале, алхимии и магии. Четырем началам, или четырем буквам имени Божества, или четырем алхимическим стихиям, или четырем классам духов в Таро соответствуют четыре масти – Жезлы, Кубки, Мечи и Пентакли. Каждая масть изображает собой одну из стихий, управляет одним классом духов. Жезлы – это Огонь или эльфы; Кубки – это Вода или ундины; Мечи – это Воздух или сильфы и Пентакли – Земля и гномы.

Кроме того, в каждой масти Король означает первое начало или Огонь; Королева – второе начало или Воду; Рыцарь – третье начало или Воздух и Паж (Валет) – четвертое начало или Землю.

Дальше Туз опять означает Огонь; Двойка – Воду; Тройка – Воздух; Четверка – Землю. Затем четвертое начало, совмещая в себе три первые, является началом нового квадрата. Четверка является первым началом, Пятерка – вторым, Шестерка – третьим и Семерка – четвертым. Дальше Семерка опять является первым, Восьмерка – вторым, Девятка – третьим и Десятка – четвертым, заканчивая собой последний квадрат. Таким образом, каждая масть представляет собой четыре квадрата, последовательно исходящие один из другого.

Каббалистическое значение четверки – Доброта. Пифагор обожествлял число 4, указывая на то, что Создатель, выразивший свое творение в Природе, сделался постижимым. Несмотря на то, что всеми оккультистами признается принадлежность этого числа к главным образующим, многие считают его началом падения человечества из духовных областей в мир грубой материи. Например, ранние христиане вообще не причисляли материю к божественным деяниям и рассматривали осязаемый мир как самоутверждение злого гения Демиурга. Четверку считали мрачным и зловещим числом, поскольку оно четное, женское и как бы «двойное», поскольку двумя различными способами состоит из двоек (2 + 2 и 2 х 2), а двойка считалась числом Дьявола – главного противника Бога, а также числом греха и изгнания из рая.

Четверка обозначает материю, поскольку осязаемый мир был создан из четырех первоэлементов: земли – углерода, воды – водорода, воздуха – кислорода и огня – азота, вместе образующих протоплазму – творца всего на земле. Комбинацией этих четырех стихий, а также соотношениями четырех качеств: горячее, холодное, мокрое и сухое созданы все существующие в материальном мире предметы, в том числе и человек.

А в афро-бразильском пантеоне Вуду Бог-Творец Олорун, известный также под именем Замби, за четыре дня создал землю и все, что есть на ней, включая мужчин и женщин.

Четверка может служить символом первого человека, поскольку имя «Адам» состоит из четырех букв. Августин Блаженный писал, что буквы, из которых состоит имя Адама являются первыми буквами четырех греческих слов – Anatole (восток), Dysis (запад), Arktos (север) и Mesembria (юг). Тем самым Адам Кадмон своим именем, по мнению Августина, олицетворяет мироздание.

В славянском апокрифе читаем: “Архангел Михаил изыде на восток и виде звезду, имя ей Анатоли, и взем слово от нее слово Аз и принесе пред Господа. Архангел Гавриил изыде на западе и виде звезду, имя ей Дисис, и взем слово от нее Добро и принесе пред Господа. Рафаил изыде от полудне и виде звезду, имя ей Арктос, и взем слово от нее Аз и принесе пред Господа. Оурил изыде на полунощь и виде звезду, имя ей Месевриа, и взем слово от нее слово Мыслете и принесе пред Господа. И рече Господь: чти Оуриле. И рече Оурил: Адам».

Четверку можно назвать «человеческим числом», поскольку она представляет собой четыре «буквы» генетического кода – простейшие аминокислоты – аденин (А), тимин (Т), гуанин (Г) и цитозин (Ц). Также все человечество подразделяется на четыре группы крови и четыре «возрастных класса», играющих особую роль в жизни общества: дети, молодежь, взрослые и зрелые люди и старики. Каждая из четырех групп крови, независимо от расы, пола или возраста, предполагает привычки и наклонности, определенный образ жизни, связанный с физическими и психологическими особенностями человека. Четыре группы крови – это четыре образа жизни. Слово «кровь» приобретает новый смысл, становясь синонимом слова «характер», когда мы говорим о каком-то качестве, что оно у нас «в крови».

Человеческая жизнь состоит из четырех фаз или последовательных трансформаций: рождения, жизни, смерти и бессмертия. Э. Леви писал: «Бессмертие души, необходимое как дополнение четверного, каббалистически доказывается аналогией – единственным догматом истинно мировой религии, так как аналогия – ключ к знанию и нерушимый закон природы. Действительно, смерть не может быть абсолютным концом, как и рождение – нереальное начало. Рождение доказывает предсуществование человеческого существа, так как из ничего ничто не происходит, и смерть доказывает бессмертие, так как бытие также само не может перестать существовать, как ничто не может перестать не существовать. Сказать, что мир произошел из ничего, значит произнести чудовищную нелепость. Все существующее происходит из того, что было, следовательно, все сущее непременно когда-нибудь существовало». Он отмечал, что явления жизни, не уничтожаясь, заменяют друг друга, что все изменяется, но ничто не гибнет.

Человеческое сознание имеет четыре основные функции: мысль, чувство, интуиция и ощущение.

А символом всего человечества в целом могут послужить четыре фигуры: мужчина, женщина, юноша и ребенок. В Младших Арканах Таро их символизируют Король, Королева, Рыцарь и Паж – господин, госпожа, воин и слуга.

Древнеегипетские мифы также связывают число 4 с человечеством. В четвертой долине Дуата Ра из слов, родившихся в его сердце, дает имена четырем человеческим расам, устанавливая их иерархию на земле: люди (или «красные» - египтяне), тегенну («белые» - ливийцы), аму («желтые» - азиаты) и нехсу («черные» - нубийцы).

Четыре стелы с человеческими головами символизируют «изречения Ра», силою которых умершие в Дуате воскресают и обретают блаженство.

4 – число плотной материи и, в частности, число Земли, твердого тела, поддерживаемого четырьмя основными точками. Четверка символизирует четыре стороны света, четыре угла дома, также четырех евангелистов или четырех ангелов-херувимов, которые правят небесной колесницей Иезекииля.

Четверка – символ четырехликого славянского бога Рода. Его четыре лица одновременно видят все происходящее во всех четырех сторонах света, чтобы он мог позаботиться и присмотреть за всеми, навести порядок в своих владениях. Славянскому Роду подобен вавилонский бог Мардук, который согласно эпосу 4000-летней давности «Энума Элиш» имел четыре глаза и четыре уха.

В древнеегипетских мифах весла Солнечной Ладьи или Ладьи Вечности, на которой боги во главе с Ра перевозили Солнце, вверены четверым богам в обликах мужчин с бородками. Их имена – Ху, Сиа, Сехем и Хех. Они – воплощения божественных сил, которые поддерживают в мире гармонию и порядок. Ху и Сиа олицетворяют божественную Волю и божественный Разум. Иногда их называют «Носители Ока Хора» или «Язык и Сердце Птаха» - ибо, как учат мемфисские жрецы, Птах сотворил мир Мыслью и Словом. Сехем олицетворяет божественную созидательную Энергию, Хех – Вечность. Хех носит на голове корону из вьющегося тростника – символ долгой жизни, а в руках держит пальмовые ветви – иероглифы «год».

Согласно верованиям бедуинов, мир имеет четыре направления, на каждом из которых имеется по столбу. Два столба отмечают пути на два «востока», а еще два – пути на два «запада». Каждый путь имеет свою силу и своего собственного хранителя.

Знание о четырех сторонах света занимает фундаментальное место в системе монгольских представлений о мире. Если шаман окажется не в состоянии установить свою точную ориентацию по отношению к четырем сторонам света, он, по меньшей мере, будет чувствовать себя больным. Названия четырех направлений переводятся как «вперед», «назад», «влево» и «вправо». В древние времена направлением «вперед» считался восток, однако затем по неизвестным причинам оно изменилось на южное и таким сохранилось до наших дней. Когда монгольский шаман представляет себе образ мира, его взгляд всегда направлен с севера на юг. Поэтому слово, обозначающее «юг», совпадает со словом «вперед», а север в монгольском языке называется «назад». Правая (западная) сторона мира в монгольской космологии имеет мужской род и является домом благожелательных небесных духов (тенгер). Восточная, левая, сторона мира имеет женский род, а живущие на этой стороне небесные духи, согласно верованиям монголов, приносят болезни и разлад. Река Мира втекает из Верхнего Мира в наш по Древу Мира на юге и затем попадает в Нижний Мир на севере. Такая система представлений о мире весьма естественна для племен Северной Азии, потому что все крупные реки этого региона текут на север и впадают в Северный Ледовитый океан. Древо Мира находится на юге, где встречаются Верхний и Средний Миры.

Духи неба – тенгер живут во всех четырех сторонах света и являются самыми могущественными из всех природных духов. Ими невозможно управлять, но шаман может призвать их для поддержки во время проведения своих ритуалов.

Самым великим среди западных тенгер считается Улген, сын Отца-Неба и господин духов Верхнего Мира. Величайшим среди тенгер восточногонаправления считается Ирлег-хан, брат Улгена и господин духов Нижнего мира. Среди тенгер южного направления главным является Усан-хан, господин водяных духов. На северном направлении властвует Кейден, известный также как Татай Тенгер. Он управляет бурями, молниями, смерчами и другими проявлениями стихии.

Четверка также символизирует четыре царства проявленной природы – минеральное, растительное, животное и человеческое.

Вообще четверка наиболее тесно связана срастительным миром. В мифах африканского народа сенуфо говорится, что благодаря посланным на землю первоначальным божеством Кулотиоло дождю и сотворению рек, на четвертый день благодаря этой влаге на земле появилась растительность.

Всемирно известная болгарская ясновидящая и целительница Ванга в одной из бесед со Святославом Рерихом сказала: «Мир начался с травы и закончится травами. Все, что оставят на земле люди, порастет травой забвения. Травы каждой страны целебны только для людей, живущих в этой стране. Так уж определено. Каждый человек должен лечиться только своими травами». (К. Стоянова «Ванга: исповедь слепой ясновидящей»)

О связи четверки с растительным миром напоминает и заповедь о «четырех видах растений», которая относится к числу важнейших заповедей еврейского праздника Суккот. Слово «суккот» означает «шалаши» («сукка» означает «куща»). Праздник имел два значения: природное и религиозное. В Торе написано: «Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя». С древнейших времен это был праздник сбора урожая.

Четыре вида растений – это этрог, лулав (пальмовая ветвь), гадас (мирт) и арава (речные вербы). В Торе сказано: «И возьмите себе в первый день плод этрога, ветви пальмы, отростки мирта и верб речных и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». Этрог, пальмовая ветвь, ветки мирта и вербы, собранные вместе, символизируют богатство растительного мира Израиля, напоминая, что Суккот – праздник сбора урожая.

Этрог (цитрон) – плод дерева рода цитрус (к тому же роду относятся апельсин, грейпфрут, лимон). Он произрастал в Израиле уже в глубокой древности, когда еще здесь не было других цитрусовых. Его плод внешне похож на лимон, но он отличается цветом: этрог имеет оранжевый оттенок. Этрог приятно пахнет, мякоть имеет кислый вкус.

Лулав – это молодые побеги финиковой пальмы, еще не успевшие раскрыться. Листья лулава должны плотно примыкать один к другому и к центральному стволу. Свежую и зеленую пальмовая ветвь помещают в центр букета, присоединяя по бокам три веточки мирта с одной стороны, а с другой – две ветки вербы. Нижнюю часть веток, сложенных вместе, оборачивают тесьмой, сплетенной из пальмовых волокон. Весь букет также носит название «лулав».

Гадас – мирт, вечнозеленый кустарник с темно-зелеными блестящими ветвями. В переводе гадас означает «дерево густолиственное», это объясняется тем, что на стволе вырастает множество плотных листиков, примыкающих один к другому. Дикий мирт растет в Израиле вблизи средиземноморского побережья, в северной части страны. Для службы пригоден гадас длиною не меньше 30 см.

Арава – для исполнения заповеди берут две веточки вербы или ивы, деревьев, растущих по берегам рек. Веточки должны быть тонкие и гибкие.

Каждый день во время праздника Суккот (кроме субботы) каждый еврей приносит четыре вида растений в синагогу. В синагоге во время молитвы берут в правую руку лулав, в левой держат этрог. Руки соединяют и произносят благословение:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш,

Владыка Вселенной,

освятивший нас Своими заповедями

И повелевший нам брать лулав!»

«Благословен Ты, Господь, Бог наш,

Владыка Вселенной,

который даровал нам жизнь,

и поддерживал ее в нас,

и дал нам дожить до этого времени!»

Во время молитвы принято взмахивать лулавом во все стороны, а также вверх и вниз. Это очень древний обычай, символизирующий вездесущность Бога. Принято обходить синагогу, держа этрог и лулав в руках. Обычай этот сохранился с тех времен, когда в Иерусалимском храме молящиеся обходили вокруг жертвенника. Во время этого шествия произносятся благословения и читаются молитвы с просьбой о помощи и защите Всевышнего.

На протяжении веков заповедь о «четырех видах растений» приобрела глубокое символическое значение. Толкований этого значения множество.

Согласно одному из них, каждое из растений – определенная часть человеческого тела: этрог – сердце, тонкий и прямой пальмовый лист – спинной хребет, мирт с его овальными листочками – глаза, а верба – уста. Собранные вместе, они составляют человека, преданного Всевышнему и возносящего благодарность за все, что Бог посылает ему в своей молитве.

Другое толкование гласит, что это народ Израиля. Как этрог, лулав, мирт и верба совершенно не похожи, так и один еврей не похож на другого. Один изучает Тору и совершает добрые дела, он подобен этрогу, который чудесно пахнет и съедобен. Другой живет согласно заповедям Торы, хоть и не сведущ в Законе, он подобен пальме, что дает плоды, но не пахнет. Есть такие люди, что много учились и умеют красиов говорить, но делают мало, они подобны мирту, который хорошо пахнет, но дает мало плодов. Наконец, есть люди просто невежественные, не делающие добра, не наделенные пытливым умом. Эти люди похожи на вербу, которой не дано ни вкуса, ни запаха. И все таки бог соединил их вместе в один народ, чтобы они помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга.

Соединение всех «четырех видов растений» в одну связку символизирует необходимость единства всего еврейского народа, всех его частей, разбросанных по миру. Считают, что народу Израиля будет послано Избавление и он вернется в родную сторону только тогда, когда в народе воцарится единство, когда все евреи будут спаяны воедино.

Существование растительного мира, а также всего живого на земле подчиняется времени. В определенное время сеют, пропалывают и собирают урожай. Четверка символизирует понятие времени и все числа, восходящие к четверке, означают некий временной цикл. Год состоит из четырех разных времен, месяц – из четырех недель, сутки – из четырех периодов. Утро (1) подготовляет и определяет заботы дня (2); плоды дневной деятельности обнаруживаются вечером (3), который таинственным переходом через ночь служит исходной точкой планов и приготовлений следующего утра (4). В материальном мире, состоящем из четырех изменяемых элементов, все подвержено старению и трансформации. Поэтому четверка является не только символом времени, но и символом смерти.

Четыре коня Апокалипсиса означают эсхатологический конец света. В «Откровении» Иоанна Богослова говорится о четырех конях. Конь белый означает чуму, конь рыжий – войну, конь вороной – голод, конь бледный – смерть.

Олард Диксон считает, что четыре всадника в “Откровении” могут ассоциироваться с четырьмя стадиями развития человеческой личности, перекликающиеся с четырьмя уровнями Мистерий Пифагора. «Всадник на белом коне с луком и венцом – это духовные области человеческого существования; всадник на рыжем коне с большим мечом – это разум, вооруженный опытом; всадник на вороном коне, “имеющий меру в руке своей” – это материальная часть Вселенной; и всадник на бледном коне, за которым следовал весь ад – это философская смерть, освобождающая и очищающая человека от материи огнем Вулкана».

Итак, четверка связана с понятием времени и материей, а также со смертью и земным существованием, которое многими позднеклассическими и средневековыми авторами порицалось как мрачное, тяжелое и греховное. Избавиться от земного существования человек может лишь посредством смерти и вхождения в радостную жизнь духа, поэтому четверка может символизировать высокий уровень духовного развития и победу духа над материей.

В “Апокалипсисе”, приписываемому Иоанну Богослову, духовные первоэлементы предстают в образе четырех существ, стоящих перед троном и образующих вместе лики Сфинкса. “И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему”. (Откровение, 4:7)

История Христа содержит четыре Евангелия. Рауль Глабер, писавший в XI веке, сравнивал четыре Евангелия, из которых состоит Священное Писание, с четырьмя элементами, из которых состоит мир. Он связывал землю с Матфеем, так как Матфей рассказывал о земном воплощении Христа, воду – с Марком, так как тот подчеркивал необходимость крещения, огонь – с Иоанном, так как его евангелие является самым духовным, и воздух – с Лукой, так как Евангелие, принадлежащее его перу – самое длинное.

Интересно отметить в связи с вышесказанным, что согласно шаманским верованиям, на всей земле одновременно может быть только четыре «великих шамана». Великие шаманы – это могучие чародеи. Считается, что их дух-покровитель ниспослан им самим Богом, а их зову благосклонно внимает сам Властелин Тьмы.

Иероглиф: Грудь (кормящая).

Астрологический союз: фиксировнаные звезды (Зодиак) – Солнце.

Каббала: путь, соединяющий Хокхму (2) с Тиферет (6). Путь Аркана «Император» на Древе Жизни является продолжением пути Аркана «Дьявол», и его часто называют «Солнцем Утра», что в форме каламбура намекает на «Люцифера, сына утра» (вспомните, что многие гностики считали Демиурга злом, а некоторые даже идентифицировали его с Дьяволом).

Геометрический символ: квадрат, тетраэдр, пирамида и крест, символизирующие видимый физический мир.

Падение плоской Триады повлекло за собой образование четырех духовных первоэлементов, символизируемых в оккультизме квадратом, или Землей в период существования Эдемского Сада. Ввиду того, что квадрат является неустойчивой фигурой, под действием составляющих его сил, он, вскоре перешел на следующий этап развития и стал геометрической фигурой, имеющей объем – тетраэдром. Когда над треугольником добавляется четвертая точка и все четыре точки соединяются, получается простейшая фигура – тетраэдр, имеющий длину, ширину и толщину. Именно в этот момент и произошло создание материальной природы, или, выражаясь библейским языком, изгнание из рая.

Цифру четыре символизируют четыре угла квадрата.

В астрологии квадрат – это прямой угол между двумя планетами. Этот угол вызывает конфликты и жизненные проблемы. Четыре совершенных квадрата, которые образуют две 180-градусные оппозиции, формируют Большой Квадрат, очень редко встречающийся в гороскопах. Большой Квадрат приносит множество проблем, сложностей и уроков, которые необходимо усвоить, прежде чем продвигаться дальше по своему пути. Если человек сможет выстоять перед лицом этих трудностей, он обретет огромную силу и энергию.

Кельтский символ середины центра мира представляет собой три квадрата, вложенные один в другой и пересеченные четырьмя планками креста, которые определяют четыре основных направления (север, юг, восток, запад) и четыре реки, вытекающие из центра мира.

Крест всегда символизировал материльный мир вещей. Это символ планеты Земля с четырьмя сторонами света, образованной четырьмя стихиями. Крест в алхимии – символ четырех элементов: воздуха, земли, огня и воды, из которых состоит весь мир, объединенных в космическом центре.

Крест символизирует слияние горизонтального и вертикального планов, а также бесконечную протяженность, в которой зародилась вечная жизнь. Э. Леви писал, что Первопричина «всегда проявляется крестом – единством, составленным из двух, которые делят друг друга, чтобы образовать четыре», т. е. ширина геометрически разделяет надвое высоту, образовывая крест, «центральной точкой которого является соединение прямых углов двух бесконечных треугольников. Во французском языке слово «крест» служит первым корнем и основным существительным глаголов верить и расти, объединяя таким образом идеи знания, религии и прогресса. Крест – ключ к тайнам Индии и Египта, это «Тау» патриархов, божественный знак Озириса, «Стаурос» гностиков и символ тайного масонства».

Э. Леви дает также описание Философского Креста: «Тонкое и плотное, быстрый и медленный растворители (или инструменты тепла и холода) образуют в тайной физике два положительных и два отрицательных принципа четверного. Изображением этого служит крест, верхний конец которого: Азот, Орел и Воздух, а нижний конец – Соль, Бык и Земля. Слева расположены Сера, Лев и Огонь, а справа – Ртуть, Человек и Вода. Воздух и Земля изображают мужской принцип, а Огонь и Вода – женский принцип. Этот философский крест – первоначальный и элементарный иероглиф лингама».

Э. Леви считал, что элементарные духи с момента своего рождения помещены между четырьмя силами Философского Креста – двумя положительными и двумя отрицательными. «Они поставлены в необходимость утверждать или отрицать добро, выбирать между жизнью и смертью. Найти неподвижную точку, т. е. моральный центр креста – такова первая проблема, которую они должны решить; их первой победой должно быть завоевание собственной свободы».

Древние славяне чаще всего изображали землю перекрещенным квадратом, как символ плодородия.

Крест считался символом огня и Солнца. У древних славян он являлся солнечным оберегом и был одним из символом Даждьбога. Крест также был атрибутом богов Ассирии, Персии и Индии. Скандинавский молот Тора – бога грозы и войны – выглядел как Т-образный крест и символизировал грозу, молнию, ураган и дождь.

Крест называют знаком знаков. Он с доисторических времен служит религиозным, охранительным символом почти во всех культурах мира.

Крест, производящий четыре треугольника, - также священный знак двенадцатерного, поэтому египтяне называли его ключом неба.

Крест символизировал объединение Неба и Земли. Если скрестить две линии – вертикальную, которая символизирует активное начало и объединяет верхний и нижний миры, и горизонтальную, которая символизирует пассивность и представляет земную поверхность и водную стихию, то возникнет изображение креста.

Крест является символом космической оси, проходящей сквозь небо и землю, в котором соединяются противоположности и проявляются все аспекты Бога. Крест - это печать бесконечного, поскольку он символизирует слияние горизонтального и вертикального планов, а также бесконечную протяженность, в которой зародилась вечная жизнь.

Крест – это символ объединения всего живущего на Земле. Все противоречия объединяются в мистерии креста: вертикаль встречается с горизонталью, земное объединяется с небесным. Это означает, что крест является мостом между двумя мирами, между человеческим существованием и цепью воплощений. И, безусловно, сегодня крест символизирует смерть и возрождение Иисуса Христа.

У американских индейцев крест символизировал как человека, так и четыре стороны света и четыре ветра. Северный конец креста – это северный, самый мощный, всепобеждающий ветер, а также голова и интеллект; южный конец – южный ветер, огонь и чувство, а также плавание и сгорание; восточный конец – восточный ветер, сердце – источник любви и жизни; западный конец символизировал мягкий западный ветер из страны духов, дыхание смерти и путешествие в неизвестность, которое ждет каждого.

Во времена конкистадоров прибывшие в Новый Свет испанские монахи с удивлением отмечали, что символ креста был известен индейцам майя еще в I тысячелетии нашей эры. Изображения креста как объекта поклонения и сейчас можно видеть в древних индейских храмах Паленке. Поэтому индейцы охотно включили христианский крест в свою религиозную символику.

С индейским культом крестов связана судьба Кинтана-Роо – одного из самых труднодоступных районов мексиканского полуострова Юкатан, где живут потомки древнего народа индейцев майя.

Белые многократно пытались проникнуть в дебри Кинтана-Роо, особенно часто в первой половине ХIХ века. Пришельцы несли с собой все «прелести цивилизации». Тогда, в 1847 году, в деревне Чан вдруг заговорил крест, вырезанный из ствола огромного дерева. Голос, идущий из креста, повелел: «Поднимитесь на великую священную войну против белых! Прогоните их от границ, от берегов Кинтана-Роо. Соединитесь со своими братьями на Юкатане и перенесите войну туда. Крест будет сопровождать вас».

Глас креста потряс индейцев. В Чан пришло все население Кинтана-Роо и стало на коленях перед крестом. Тогда голос прозвучал вновь…

Повинуясь зову креста, майя напали на белых, и восстание распространилось по всему Юкатану. «Говорящий крест» из Чана все время вмешивался в судьбу майя. Он пророчествовал, советовал, отдавал приказы, а по одному из его повелений в Чане было устроено святилище Креста. Вскоре в Чане появились еще два говорящих креста. Бывшая деревня стала городом Чан-Санта-Крус.

Самое удивительное – кресты действительно говорили! Спрятаться внутри них или за ними человеку попросту невозможно, а магнитофонов в то время, естествено, не было. Необъяснимость появления «говорящих крестов» состоит еще и в том, что этот феномен вообще лежит вне культурной традиции майя. Ни фольклор, ни религия этого народа, как, впрочем, и его соседей, не знает ничего подобного.

В результате «Войны Крестов» индейская территория стала фактически независимым государством. Правительство в Мехико неоднократно пыталось вернуть эти земли под свое управление. В 1899 году мексиканский диктатор Порфирио Диас направил карательную экспедицию, которая захватила священный город майя, но индейцы унесли кресты вглубь сельвы. Начавшаяся гражданская война в Мексике отвлекла внимание от Юкатана, и в 1915 году индейцы вернулись в свою столицу. Здесь снова прозвучал голос крестов: они повелевали убивать каждого белого, ступившего на землю Кинтана-Роо.

Только в 1935 году правительство решило заключить мир с индейцами. Их вождь официально был произведен в генералы, награжден орденом и назначен правителем свободной индейской территории. Его преемники по сей день беспрепятственно избираются индейцами, а центральное правительство не вме<






Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.025 с.