Условие пропозиционального содержания — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Условие пропозиционального содержания



Катя сдала экзамен.

Сдала ли Катя экзамен?

Пусть Катя сдаст экзамен.

Катя, сдай экзамен!

Данное условие заключается в ограничениях, накладываемых иллокутивной силой на характер пропозиции.

Несмотря на то, что одно и то же пропозициональное содержание может быть представлено в высказываниях с различной иллокутивной силой, сочетаемость пропозиционального содержания с иллокутивной силой не является безграничной.Например, РА предсказания и РА обещания предполагают, что их пропозициональное содержание отнесено к плану будущего времени, а сообщение может быть о прошедшем или настоящем. Донесение – к настоящему или прошедшему. Обещание – субъект пропозиции Г. Просьба – субъект пропозиции С

Способ достижения иллокутивной цели

• выпрашивание или упрашивание требуют более одного речевого действия (в отличие от РА просьбы).

• мольбы и команды различаются паралингвистическим оформлением (интонация, позы, жесты).

• оглашение и сообщение по секрету различаются по числу участников РА.

 

8. Другие компоненты иллокутивной силы

• направление приспособления между словами и миром (direction of fit):

Цель утверждений в том, чтобы слова соответствовали миру, а обещаний и просьб – чтобы мир соответствовал словам.

• соотношение с остальной частью дискурса:

(Я вывожу, я заключаю, я возражаю подразумевают предшествующий контекст)

• связь с внеязыковыми установлениями:

(чтобы благословлять, крестить, отлучать от церкви Г должен иметь сан, чтобы объявлять войну – соответствующую должность и т.п.)

Речевой акт. Классификации речевых актов. Гибридные, побочные и сложные речевые акты

 

Речевой акт:

• произнесение говорящим определенного высказывания в ситуации непосредственного общения со слушающим (в канонической ситуации общения).

• высказывание, «порождаемое и произносимое с определенной целью и вынуждаемое определенным мотивом для совершения практического или ментального (как правило, адресованного) действия с помощью такого инструмента, как язык/речь» (Формановская).

• «целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принятыми в данном обществе нормами коммуникации» (Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ Под ред. М.Н. Кожиной)

 

Классификации РА

Одна из задач ТРА – классификация разновидностей речевых поступков, которые мы совершаем. В силу того, что РА сами по себе неоднородны и у разных авторов получают неоднозначную интерпретацию, существуют разные классификации РА, различающиеся своими основаниями и количеством классов.



Подхода

1) основан Дж. Остином: лексическая классификация иллокутивных (перформативных) глаголов, строится на основе семантического сходства глаголов – например, to ask, to question; to promise, to guarantee; to grade, to characterize)

2) основан Дж.Серлем, классификация самих иллокутивных актов.

Классификация Дж. Остина

вердиктивы - to acquit, to grade, to characterize, to estimate

выделяются по признаку реализации оценочного суждения

экзерситивы - to appoint, to dismiss, to order, to sentence, to warn, to command, etc.

акты проявления власти

комиссивы - to promise, to undertake, to propose to, to vow, to adopt, to intend, to plan, etc.;

обязывают(commit) вас что-то сделать, обещания, декларации о намерениях

бехабитивы - to apologize, to thank, to praise, to congratulate, to sympathize, to accuse, etc.

имеют дело с установками и социальным поведением

экспозитивы - to affirm, to deny, to mention, to tell, to ask, to report, to mean, to refer, etc.

«Они олицетворяют то, какое место занимает наше употребление в ходе дискуссии или беседы, как мы используем слова, в общем они — представляют (are expository)». Примеры: «я отвечаю», «я доказываю», «я признаю» (Остин, 1999).

Критика Дж. Серлем

«Дж.Остин предлагает свои пять категорий весьма гипотетично – скорее как основу для дальнейшего обсуждения, чем как сводку окончательных результатов» (Серль, 1999, С. 236)

6 недостатков:

- смешиваются глаголы и акты;

- не все глаголы являются иллокутивными;

- слишком велики пересечения между категориями;

- слишком неоднородны категории;

- многие из глаголов, отнесенных к тем или иным категориям, не удовлетворяют определению этих категорий;

- отсутствует какой-либо до конца выдержанный принцип классификации (Серль, 1999, С. 239).

-

Идеи Дж.Остина получили свое дальнейшее развитие в работах других исследователей, которые пошли по пути большей дифференциации классов. Так, З.Вендлер усовершенствовал классификацию Остина, добавив к ней 2 класса: оперативы (to appoint, to ordain) и интеррогативы (to ask, to question). Т.Баллмер и В.Бренненштуль выделяют 24 типа, сведенные к 8 группам. Ю.Д.Апресян – 15 классов, М.Я.Гловинская – 29 классов глаголов, А.Вежбицка – 37 классов.



Классификация Дж. Серля

Репрезентативы (ассертивы), или сообщения – РА, при помощи которых Г сообщает С о некотором положении вещей (объявление, напоминание).

Собрание проводится завтра в 19.00.

Директивы– попытки со стороны говорящего добиться того, чтобы слушающий что-то совершил (просьба, предложение, приказ, требование, совет, рекомендация).

Поторопитесь со сдачей проектов.

Комиссивы, или обязательства – РА, цель которого состоит в том, чтобы возложить на Г обязательство совершить некоторое будущее действие или следовать определенной линии поведения (обещание, ручательство).

Я отвезу тебя завтра на вокзал.

Экспрессивы– РА, при помощи которых Г выражает свои чувства (поздравление, извинение, благодарность, выражение сочувствия, приветствие, прощание):

Извините, мне очень жаль, что я опоздал.

Декларации (декларативы) - ритуальные речевые действия, в силу осуществления которых создается определенное положение вещей.

Объявляю 22 зимнюю олимпиаду открытой; I appoint you chairman.

Существует ряд классификаций, близких классификации Дж.Серля:

1) Дж.Личдобавляет к классификации Дж.Серля вопросы (рогативы), но исключает декларативы т.к., согласно Личу, они не имеют иллокутивной силы и получают ее «из той роли, которую играют в ритуале».

2) К.Бах и Р.Харниш выделяют 6 классов, подразделив «декларации» Дж.Серля на эффективы (оказывают влияние на изменения в институциональных положениях дел) и вердиктивы (имеющие официальное обязательное значение в среде учреждения, для которого они созданы).

3) Выделение подклассов РА.

 

Так, класс комиссивов может быть представлен следующими подтипами:

нейтральное обещание

обещание-уверение

обещание-уступка

клятвенное обещание

 

А класс диркетивов:

Прескриптивы (приказ, распоряжение, инструкция, предписание, заказ)

Суггестив – полезны для С (совет предложение и предупреждение)

Реквестивы – желаемы для Г (просьба, мольба)

 






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.