Становление абсолютизма в России. Правление царя Алексея Михайловича Романова. Раскол в Русской Православной церкви. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Становление абсолютизма в России. Правление царя Алексея Михайловича Романова. Раскол в Русской Православной церкви.

2017-07-09 8397
Становление абсолютизма в России. Правление царя Алексея Михайловича Романова. Раскол в Русской Православной церкви. 4.92 из 5.00 12 оценок
Заказать работу

В XVII в. с утверждением новой династии в России начала восстанавливаться и сословно-представительная монархия. Михаил Федорович Романов стал царем в шестнадцатилетнем возрасте. Молодому и неопытному государю требовалась поддержка. Сначала решающую роль в государственном управлении играли мать царя - великая старица Марфа и его родственники по материнской линии - бояре Салтыковы, но в 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Филарет (Федор Никитич Романов). В Москве он был провозглашен патриархом Московским и всея Руси и фактически стал соправителем Михаила.

В начале своего правления Михаил Федорович опирался на Земские соборы, которые заседали почти непрерывно: 1613-1615 гг., 1616-1619 гг., 1620-1622 гг. Один состав собора проводил несколько продолжительных «сессий». К этому времени устанавливается определенный порядок выборов в Земский собор от представителей сословий. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, зачитывали жителям городов и уездов, составлялись сословные выборные списки, которые получали «наказы» от избирателей. Число выборных не было фиксированным, но дворянские и посадские депутаты составляли большинство среди их участников. Земские соборы занимались законодательством, изыскивали средства для пополнения казны, ведали церковными и внешнеполитическими делами. В 20-х гг. XVII в. государственная власть окрепла и Земские соборы стали созываться реже. В 1630-х гг. они уже обсуждали главным образом внешнеполитические вопросы и принимали решения о дополнительных налогах, необходимых для ведения войн.

Российскую монархию XVII в. часто называют самодержавием с Боярской думой, которая по-прежнему остается верховным органом по вопросам законодательства, управления и суда. Царь Михаил Федорович регулярно советовался с ней. Однако состав Боярской думы значительно изменился. В ее состав вошли родственники и приближенные царя, пополнилась она и большим количеством думных дворян, которых выдвинули благодаря различным личным заслугам; особенно резко выросло число думных дьяков. Для XVII в. характерно переплетение состава Боярской думы с приказной системой: многие ее члены выполняли обязанности судей приказов, воевод, находились на дипломатической службе и т.д.

Во второй половине XVII в. значение Земских соборов и Боярской думы начинает ослабевать. В правлении Алексея Михайловича (1645-1676) четко обозначается новая тенденция развития политического строя страны -переход от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной.

Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает высшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь. В России абсолютная монархия окончательно складывается во времена правления Петра 1. Но уже с середины XVII в. отчетливо прослеживаются мероприятия, направленные на укрепление самодержавной власти монарха.

На Земском соборе в январе 1649 г. было принято Соборное Уложение. Этот законодательный акт состоял из 25 глав и 967 статей. Главное внимание в нем уделялось судопроизводству и уголовному праву. Во второй главе Уложения «О государственной чести и как его государьское здоровье оберегать» предусматривалась смертная казнь даже за преступный умысел против персоны монарха. Соборное Уложение регламентировало также положение различных сословий в государстве, порядок несения военной и государственной службы, вопросы государственного управления в центре и на местах. Тем самым был сделан важный шаг в направлении движения к абсолютизму.

Во второй половине XVII в. перестают созываться Земские соборы, монарху-самодержцу они больше не нужны. Последний Земский собор полного состава состоялся в 1653 г., после него цари ограничивались проведением государственных совещаний с представителями отдельных сословий по различным вопросам. С 80-х гг. XVII в. даже и эти урезанные Земские соборы тоже перестают созываться. Таким образом, отмирает важнейший сословно-представительный орган Российского государства.

В конце XVII в. изменяется положение и Боярской думы, которая оставалась боярской к этому времени только по названию, потому что в 1688 г. из 62 членов Боярской думы только 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные были выходцами из дворян или представителями других сословий. Из постоянно действующего государственного органа, обладающая массой полномочий, каковой она являлась в первой половине и середине XVII в., Боярская дума превращается в нерегулярно функционирующее учреждение. Место Боярской думы заняла так называемая Ближняя дума, состоявшая из небольшого числа наиболее доверенных царю лиц.

После принятия Соборного Уложения в законодательной практике Российского государства появились правовые акты (именные указы), изданные от имени монарха, Боярская дума не принимала участие в издании этих приказов. Из 618 указов Алексея Михайловича 588 являлись именными. Несмотря на их второстепенный характер: служебные назначения, указы воеводам и т.д., сам факт их наличия свидетельствовал об укреплении самодержавного начала в государственном управлении.

В 1682 г., Федор Алексеевич ликвидировал местничество. Эта мера была осуществлена в интересах среднего дворянства, не довольного тем, что, начиная службу, члены знатных родов минуют низшие должности. Отмене местничества предшествовала подготовительная работа специальной комиссии, возглавлявшейся В. В. Голицыным, которая предложила расписать служилых людей, включая бояр, по полкам на командные должности, «чтобы были меж собою без мест». Царь и патриарх были согласны с предложениями комиссии и выступили с речами перед боярством, перед представителями других сословий о вреде местничества. 16 января 1682 г. его упразднили как в военной, так и в гражданской службе, а для пересечения возможных попыток возродить местнические порядки решили сжечь разрядные книги, содержащие сведения о службе боярских родов. Отмена местничества нанесла серьезный удар устоям боярско-княжеской аристократии в государственном управлении.

Особую актуальность во второй половине XVII в. приобрел вопрос о взаимоотношении государства и церкви. В 1652 г. патриархом Московским и всея Руси избирается Никон, который мечтает о превращении русской церкви в центр мирового православия. Властный и энергичный, он весной 1653 г. приступает к церковным реформам: для укрепления церковно-политических связей с южнославянскими землями Никон унифицирует обряды и исправляет богослужебные книги по греческим образцам. Реформы Никона были поддержаны государственной властью, но привели к расколу в Русской православной церкви. Церковь раскололась на два лагеря: на официальную и старообрядческую.

Постепенно Никон стал затмевать и самого царя. Никон утверждал, что «священство» выше «царства», и в его титуле появились слова «великий государь». Имперские замашки патриарха привели к конфликту с царем, в результате чего в 1658 г. Никон демонстративно покинул Москву, заявив, что не желает быть патриархом в Москве, а будет только патриархом Руси, и поселился в своей подмосковной резиденции в Новоиерусалимском монастыре. В 1666 г. церковный Собор, проходивший с участием восточных патриархов, принял решение о смещении Никона с патриаршего престола, предварительно одобрив церковные нововведения Никона. Падение Никона положило начало процессу подчинения церкви государству.

Проблема абсолютизма занимает одно из центральных мест в изучении социально-экономических, политических, культурологических и иных аспектов российской истории.

Проблематика российского абсолютизма сложна и неоднозначна, соответственно, огромные перспективы открываются перед историками-исследователями при историографическом анализе феномена абсолютизма.

Дворянские историки стояли на позициях изначальности самодержавия на Руси. В. Н. Татищев и Н. М. Карамзин видели его уже в Киевском государстве и, разумеется, в Московском государстве с момента его образования.

Буржуазная государственная школа русских историков (Б. Н. Чичерин), не признававшая объективных экономических законов и их воздействия на развитие государства, отрицала наличие сословно-представительной монархии в России. Она видела абсолютизм у нас уже в XVI в.

Русский абсолютизм начал складываться ещё в XVI веке, а в первой четверти XVIII века принимал свои окончательные формы, что давалось не без борьбы с боярской и церковной оппозицией. Активная внутренняя и внешняя политика российского абсолютизма выдвигали новые сложные потребности их идеологического обоснования. Такое обоснование российский абсолютизм нашёл в сформировавшейся в конце XVII - середине XVIII века дворянской историографии, яркими представителями которой явились - Феофан Прокопович, П. П. Шафиров, князь Б. И. Куракин, Манкиев А. И. и другие.

Правление царя Алексея Михайловича

В первые годы царствования Алексея Михайловича властью фактически распоряжался боярин Б. И. Морозов ("дядька", воспитатель царя). В 1646 были введены пошлины на соль, в результате продукты поднялись в цене. Это вызвало Соляной бунт 1648. Правительство вынуждено было пойти на уступки, взимание недоимок было прекращено. Во исполнение пожеланий дворянства и торговых людей в сентябре 1649 Земский собор утвердил свод законов. Медный бунт - произошедшее в Москве 25 июля 1662 г. восстание городских низов против выпуска медных копеек, которые с 1655 г. чеканились на русских денежных дворах для замены серебряных. Выпуск медных денег привел к их обесцениванию в сравнении с серебряными. Через год после бунта чеканка медных монет была прекращена.

Проявлениями кризиса в социальной сфере стали жестоко подавленный Алексеем Михайловичем бунт в Москве 1662 и казачье восстание под предводительством С. Т. Разина, с трудом подавленное правительством.

В 1654 произошло объединение Украины с Россией, а начавшаяся после этого война с Речью Посполитой (1654-1667) завершилась подписанием Андрусовского перемирия и закреплением России на Левобережной Украине. Но попытки выйти к берегам Балтийского моря (русско-шведская война 1656-58) не привели к успеху.

Перемены в политическом строе.

По инициативе Алексея Михайловича, во внутренней политике была пересмотрена система управления государством. Был создан приказ тайных дел, который подчинялся царю. Большое внутриполитическое влияния на государственные дела имела и Боярская дума. В Боярскую думу входили представители наиболее родовитых дворянских фамилий. Дума заседала постоянно, однако для решения наиболее важных вопросов иногда созывались Земские Соборы. В 17 веке, благодаря внутриполитическим реформам Алексея Михайловича увеличилась власть приказов - учреждений занимавшихся как внутренней политикой, так и внешней.

Патриарх Никон.

В 1643 году, после кончины настоятеля, Никона избрали главой монастыря. вскоре, по велению царя Никон был переведён в Москву, и назначен игуменом Новоспасского монастыря. Молодой царь очень хорошо и доверительно относился к Никону, что не нравилось боярам. Но царь продолжал своё общение, и уже в 1649 году Никон был избран митрополитом Новгородским. Он рьяно относился к своим обязанностям.

В период правления церковью патриархом Никоном (1652-1658г), было построено много храмов и монастырей. Была проведена реформа богослужений, исправлено много церковных книг. Патриарх собирал старинные древние книги, изучал их. Царь с патриархом Никоном были в близких дружеских отношениях. На всех приёмах они сидели рядом, царь даже просил называть патриарха великим государем.

Со временем их отношения изменились не в лучшую сторону. Возможно, сыграла свою роль теория Никона о превосходстве духовной власти над светской. патриарх Никон оставил патриаршую кафедру по своему желанию, но сан свой сохранил. Позже на соборе он был осуждён и сослан в Ферапонтов монастырь.

Церковный раскол.

В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол стал массовым религиозно - общественным движением, породившим свою собственную идеологию, культуру и историческую традицию. Одновременно с расколом произошел острый конфликт светской и духовной власти, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Исправление подробностей богослужения приведет к церковному расколу, непримиримой борьбе старого и нового. Острая религиозная полемика переросла в непреодолимую вражду между реформаторами и консерваторами. Замена старых обрядов и чинов греческими разрушала давно сложившиеся традиции и обычаи в русской церковной практике. Именно от этой ненужной ломки предостерегали Никона. Позже, когда раскол русской церкви стал свершившимся фактом, он и сам признал правоту и старых и новых обрядов.

Под расколом подразумевается массовое религиозно-общественное движение, оппозиционное господствующей церкви и самодержавному государству. К началу 60 - появился и пророк, без которого не может обойтись ни одно массовое движение. Им стал протопоп Аввакум. Аввакум хорошо знал почти всю церковную литературу, существовавшую тогда на русском языке. Он полагал, что пастырь должен вмешиваться в жизнь на практике, а не ограничиваться исполнением обязанностей по чину. Аввакум отвергал реформы Никона и попал в немилость. Вся проповедь Аввакума была обращена не назад, не на защиту старой веры, а вперед, на близкий суд божий над антихристовым царством.

Аввакум был сослан в Путозерск, Никон же был лишен звания патриарха.

Реформа патриарха Никона расколола общество на два многочисленных лагеря.

Соборное уложение.

29 января 1649 г. было принято Соборное Уложение, проект которого тщательно готовился. Получив силу государственного закона, Уложение было отпечатано отдельной книгой и разослано всем воеводам и приказам для практического руководства.

Соборное Уложение 1649 г. закрепляло землевладение за феодалами, законодательно утвердило крепостное право. Феодалам разрешалось менять поместья на вотчины, что приводило к слиянию поместного и вотчинного землевладений. Частновладельческие крестьяне навечно закреплялись за помещиками, боярами и монастырями. Устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом. Крестьяне лишались права самостоятельного выступления в суде со своим иском. Феодал получал право устраивать браки и семейные разделы своих крепостных. Так, Соборное Уложение 1649 г. завершило длительный процесс становления крепостного права в России.

Соборное Уложение 1649 г. запретило церквам, монастырям, духовенству скупать земли у населения, получать земли монастырями за помин души.

Наконец, Уложение завершило процесс уничтожения церковной юрисдикции по отношению к церковным людям по гражданским и уголовным делам. Теперь все церковные люди, не исключая и патриарших, были объявлены подсудными по уголовным делам.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.