Слободская площадь села Усть-Ламенка – — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Слободская площадь села Усть-Ламенка –

2017-07-01 536
Слободская площадь села Усть-Ламенка – 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СЛОБОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ СЕЛА УСТЬ-ЛАМЕНКА –

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

(Ческидова Наталья, Усть-Ламенская СОШ

Руководитель – Александрова Л.Ю.)

 

Введение

Актуальность экскурсии связана с тем, что именно в селе Усть-Ламенка находится исторический центр Голышмановского района Тюменской области – Слободская площадь. Она существует с самого основания села Усть-Ламенка (1698 года). Это самое высокое место в селе. С севера и востока она ограничена реками Вагай и Гремяча, с юга -сибирским трактом и болотом с озерком. История села уходит своими корнями в глубокую древность. Каждое дерево, здание, обелиск, река и даже земля, соприкоснувшись с ней, могут поведать о многом. Большую культурную ценность имеет архитектурный ансамбль площади. Но с течением времени здания разрушаются, требуя на реставрацию огромных средств. Не секрет, что мы можем лишиться архитектурных шедевров второй половины XIX века. Сейчас главное для нас, жителей села, района и области, сохранить то, что ещё есть – купеческие дома, братскую могилу, памятник-часовенку и, конечно, память о прошлом своей малой Родины. Поэтому необходимо раскрыть туристические возможности села через игровую экскурсию, увековечить утраченные архитектурные объекты через фото-стенд для всеобщего обозрения, заработать средства на благоустройство исторического центра Голышмановского района.

Цель: формирование чувства уважения к истории и культуре малой родины, ответственности за сохранение культурных и исторических ценностей.

Задачи:

1. ознакомление с историей основания и развития села Усть-Ламенка через исторические и культурные объекты Слободской площади;

2. воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

3. развитие интереса к прошлому и настоящему родного села, творчества, логического мышления и коммуникативных способностей через изучение традиций, обычаев сибирского народа и разучивание игр разных сословий села XIX века (купцов, ямщиков, крестьян).

Социальная значимость: привлечение внимания и ресурсов общественности и туристических агентств к проблеме сохранности и реставрации уникальных памятников истории и культуры второй половины XIX века села Усть-Ламенка через рекламу туристического продукта в СМИ.

Новизна: используются элементы туристического квеста. Каждая команда на старте получает маршрутный лист с картой (приложение 12) и загадками-подсказками. В игру запускается три команды, чтобы не получилось накладок и заминок на станциях. Команда по маршруту двигается самостоятельно, воспитанникам детсада помогают их родители. На станциях встречают посетителей необычные экскурсоводы в образе Ямщика или Купца, или Блокадника, или Красноармейца. Финиш у каждой команды станция «Кузьминская» №5, где Сибирячка знакомит с историей Космодамианской церкви, престольными праздниками села Усть-Ламенка и организует народное игрище.

На «Ямской» станции №1 предполагается интеллектуальная викторина, исполнение песен Ямщика и организация соответствующих игр. Происходит знакомство с историей Сибирского тракта и особенностями Висячего мостика. На память фото. На «Купеческой» станции № 2 участники знакомятся с уникальностью купеческих домов и лавок. Воссоздают один день из жизни купеческой семьи (чайная церемония и игры). Работает сувенирная лавка. На память фото. На станции «Блокадной» №3 посетителям рассказывают о суровом детстве детей, эвакуированных из Ленинграда, предлагают изготовить военные чернила из сажи и свёкольного сока и, используя перо и страницы старого журнала, составить письмо от имени детей военной поры.

На станции «Красноармейской» № 4 участники узнают о трагических событиях 1921 года, о версии названия улицы Пищика. В ходе мастер-класса изготавливают искусственные цветы и возлагают их к братской могиле и памятнику-часовенке.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Остановка № 7. Улица Пищика

По Слободской площади проходят две древние улицы: Центральная, на которой стоят Осокинские строения, и Пищика.

Данная улица связана с событиями гражданской войны, так как названа в честь Герасима Григорьевича Пищика. В 1919 году, возвратившись в Усть-Ламенку, он становится председателем волисполкома, а затем и волостным военным комиссаром. Беспокойная должность в непростое время. События 1921 года – особая страница в биографии Пищика.

Волнения, начавшиеся в последний январский день в Чуртановской и Челноковской волостях, в начале декабря докатились до Голышмановского района. 6 -7 февраля повстанцы захватили Евсинскую, Малышенскую, Голышмановскую, Усть-Ламенскую волости и станцию Голышманово. Началась расправа с коммунистами, продработниками. Кровопролитие нужно было остановить. Эти функции взяли на себя воинские части и созданные на местах отряды ЧОН (Частей Особого Назначения) из числа местных активистов. В Усть-Ламенке такой отряд возглавил военком Герасим Пищик.

В общении со своими товарищами по отряду Герасим Пищик был вежлив, внимателен к подчинённым, требователен к себе и своим близким. За что был любим всеми, кто общался с ним. Архивные материалы подтверждают личную храбрость командира, его умелые военные действия. («Уходили комсомольцы на гражданскую войну»).

Станция «Ямская»

На Руси извозом традиционно на протяжении веков занимались ямщики. Сколько их было! Безымянные, из года в год исправно несли они свою службу и поневоле становились свидетелями бед и горестей человеческих. Позади – родной дом и семья, впереди – «летят версты... летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль» (Н. В. Гоголь). «Ямщик, не гони лошадей…». Эти ямщицкие будни рождали строки, наполненные щемящей сердце грустью-тоской. Здесь, на Сибирском, тракте пролетали тройки почтовых ямщиков.

Со школьной скамьи запоминаются нам пушкинские стихи, перед завораживающей музыкой которых не может устоять ни один школьный проказник:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика;

То раздолье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Слово «ямщи» происходит от слова «ям», так в России в XIII–XVIII веках называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. В переводе с татарского языка «ям» означает «место остановки». С середины XVIII века ямы стали называться почтами. Этим же словом – «ям» – в XIII–XV веках называлась и ямская повинность – государственная повинность населения по перевозке лиц, находящихся на государственной службе, и государственных грузов. Кто лучше исполнит любую из предложенных песен под гитару?

«Ямщик»

Почему ты, ямщик, перестал песни петь,
Замолчал, и какой-то унылый
Колокольчик вдали, продолжает звенеть,
А тебя не слыхать, друг мой милый.
Это было давно, год примерно назад,
Вёз я девушку тройкой почтовой.
Голубые глаза и, как тополь, стройна,
И накрыта косынкой шелковой.
Попросила она, чтоб я песню ей спел.
Я запел, и она подхватила.
А кругом тишина, только я и она.
И луна нам лукаво светила.
Нашу песню несло, словно вихрь в степи,
Тройку гнала нечистая сила.
Вдруг жандармский разъезд, перерезал нам путь.
Наша тройка, как вкопана, встала.
Кто-то выстрелил вдруг, прямо девушке в грудь,
И она, как цветочек, упала.
Умирала она у меня на руках
И последнее слово сказала.
Я в неволе жила, каторжанкой была,
Из тюрьмы я к народу бежала.
Там в дали за рекой, невысокий холмок, он обросший густою травою.
А под холмиком тем та красавица спит, что взяла мою песню с собою.

 

В праздничные дни, особенно летом, всегда и повсюду встретите мальчишек с веревочками в зубах, бегущих по два или по три, схватясь за руки, представляя из себя лошадок. Ими правит бой — кучер, который непрерывно хлопает плетью и кричит на них. Эта игра — одна из любимых для крестьянских детей. В деревне едва станет ходить мальчик, уже он возит истоптанный лапоть или ездит верхом на палочке; поит своего коня, ставит его в конюшню, дает ему овса и чистит его. Когда может уже бегать по улице, тогда он с восторгом снаряжает тройку, которая иногда впрягается в тележку, и на ней помещается кучер. Тройка бежит сначала тихой рысью, потом несется, бьет и опрокидывает повозку. Ушибленный кучер забывает о своей боли: он бежит за лошадьми, останавливает их, гладит каждую по головке и внимательно рассматривает: не ушиблась ли какая? Обмывает им ноги водой, а о себе не думает. Эта игра передает любовь ямщиков к своему занятию.

Играют в лошадки еще проще: садятся мальчики и девочки верхом на палочке и, воображая себе, что они едут на лошадке, зануздывают ее шнурочком или веревочкой, хлещут плетью, а за неимением ее — тонким прутиком, сворачивают свою головку на сторону, скачут галопом или во всю прыть и кричат: «Пошел! Пади!» Девочки не так охотно разъезжают на лошадке, как мальчики, обнаруживая с детства, что это не свойственно их полу, потому они предоставляют право ездить мужчинам.

С детьми проводятся игры «лошадки» и «Тише едешь – дальше будешь», «Хлоп! Хлоп! Убегай», «Золотые ворота»

 

Станция «Купеческая»

В селе проживали купцы первой гильдии братья Осокины. Судя по ряду свидетельств, во многих купеческих домах в начале XX в., даже в небольших сибирских городках или крупных торговых селах, вели вполне светский образ жизни. Во время семейных вечеров слушали игру на фортепиано, читали. Любимыми играми были «Жмурки» и «Фанты». Мальчиков приучали и к торговому делу. Нужно было обладать находчивостью, расчётливостью и наблюдательностью. Этому способствовали игры «Краски» и «Садовник».

С детьми проводятся эти игры.

Станция «Блокадная»

Дети из Ленинграда учились, помогали в уборке урожая, писали и ждали ответа из родного города. С чернилами и бумагой в военное время было трудно. Писали между строк в старых журналах, на оборотной стороне этикетки от консервной банки. Конвертов тогда у писем не было. Они сворачивались треугольником и сами себе служили конвертом. Мы с вами изготовим военные чернила и напишем письмо сверстников суровой зимы 1942 года.

(Дети делают чернила из сажи и свеклы).
В свободное время дети играли в «Колечко».

Станция «Красноармейская»

Здесь экскурсанты в ходе мастер-класса изготовят цветы и возложат их к братской могиле и памятнику-часовенке.

 

Станция «Кузьминская»

Славилось наше село двумя ярмарками: Девятской и Кузьминской. Это были престольные праздники. Звучали песни, проходили игры. Водили хороводы и танцевали «Шестёрку». Молодцы устраивали кулачные бои.

Проводятся игры «Платок», «Горелочки с платочками»

 

В конце туристического квеста подсчитываются баллы по прохождению маршрута и выявляется команда-победительница. Она может сфотографироваться у фото-стенда с героями станций бесплатно.

Заключение

Жители села через участие в игровых экскурсиях не только повысят уровень знаний об истории села, традициях сибирского народа, но и продолжат формирование чувства уважения к истории и культуре малой родины, ответственности за сохранение культурных и исторических ценностей села. Также будет установлен фото-стенд «Слободская площадь», макеты исторических фигур для фотографирования: Ямщика, Купца, Красноармейца, Сибирячки. Будет изготовлен реквизит утвари сибирского народа XIX века.

Таким образом, реализация игрового экскурсионного маршрута по архитектурному ансамблю Слободской площади:

1. позволит сохранить историческое наследие села Усть-Ламенки и Голышмановского района через привлечение внимания и ресурсов общественности и туристических агентств (размещение 2-х статей в журнале «Достойная смена» и газете «Голышмановский вестник»; распространение видеоролика игровой экскурсии и его продажа; проведение 3-х пробных экскурсий и 4-х коммерческих);

2. повысит уровень патриотического воспитания подрастающего поколения, ответственность жителей села Усть-Ламенки за сохранение культурных и исторических ценностей Слободской площади через личное участие в реализации проекта;

3. облагородит исторический центр Голышмановского района и села Усть-Ламенки (разбивка 2-х цветников, системная уборка территории, установка 4-х макетов для любительского фото и рекламного фото-стенда со старинными фотографиями);

4. в перспективе даст возможность разработать экскурсионный маршрут по старинным местам района с целью изучения архитектуры второй половины XIX века: водонапорная башня р.п. Голышманово, купеческие строения села Усть-Ламенки, железнодорожные вокзалы на станциях п. Ламенский, р.п.Голышманово, с.Гладилово.

 

 


[1] Туристический квест - совмещенные игра и туристическая экскурсия, в которой впечатления от посещения новых мест усиливаются азартом игры и приятным чувством победы.

СЛОБОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ СЕЛА УСТЬ-ЛАМЕНКА –

МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

(Ческидова Наталья, Усть-Ламенская СОШ


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.