Понятие социального обеспечения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Понятие социального обеспечения

2017-07-01 361
Понятие социального обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основания возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению

К основаниям возникновения, изменения и прекращения мате­риальных правоотношений по социальному обеспечению отно­сятся юридические факты, обладающие определенной специфи­кой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам.

Применительно к данному виду правоотношений это такие события, как рождение человека или его смерть, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, потеря семьей кормильца, безработица, нуждаемость в постороннем уходе, дос­тижение определенного возраста и т. д.

^ 4. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения

Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере со­циального обеспечения носят вспомогательный характер и объек­тивно необходимы для нормального функционирования основ­ных - материальных правоотношений.

Процедурные отношения связаны с установлением юридиче­ских фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о примене­нии (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гра­жданином действительного или предполагаемого права на соци­альное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение го­сударственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд. Своеобразие процедурных правоотноше­ний заключается в том, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами других отраслей: административного и гражданско-процессуального права.

Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, как и в материальных правоотноше­ниях, граждане. С другой стороны субъектами могут быть не только государственные органы, но и другие, например, админи­страция организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экс­пертный орган, в чью компетенцию входит установление инва­лидности и другие.

Причем объектом этих правоотношений является не матери­альное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).

Содержание процедурных и процессуальных действий состав­ляет совокупность прав гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанностей та­кого органа по принятию такого решения.

Лекция 6. Трудовые пенсии.

^ Понятие и условия назначения трудовой пенсии.

Пенсии по старости - это ежемесячные пожизненные вы­платы, производимые гражданам, достигшим установленного в Законе возраста в связи с их длительной трудовой и иной обще­ственно полезной деятельностью и соизмеримые, как правило, с их прошлым заработком.

Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой (страховой) стаж.

Таким образом, в определение понятия «пенсия по старости» включены признаки, присущие данному виду пенсии, а именно:


  1. пенсия назначается пожизненно;

  2. требуется наличие длительного общего трудового стажа;

  3. лицо должно достигнуть определенного возраста;

  4. пенсия от фактического состояния трудоспособности не
    зависит.


Рассматривая круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, следует исходить из того, что Закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» не дает пе­речня лиц, имеющих право на трудовую пенсию. Законодатель исходит из того, что право на такую пенсию имеет каждое лицо, у которого есть основания для ее получения независимо от соци­ального положения. Сюда относятся и граждане РФ, и иностран­ные граждане, и лица без гражданства.

По условиям назначения пенсии по старости подразделяются на два вида:

а) пенсии, назначаемые на общих основаниях (мужчины - 60
лет и при ОТС - не менее 25 лет; женщины - 55 лет и при ОТС -
не менее 20 лет);

б) на льготных условиях.

^ Лекция 7. Пенсии по старости на общих основаниях

В Программе пенсионной реформы в РФ, утвер­жденной постановлением Правительства от 20 мая 1998 г. № 463, указывается, что «...сегодня в России соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, от ве­личины которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы, основанной на распределительном принципе, менее благоприятное, по сравнению с большинством развитых стран, за исключением Франции и Италии несмотря на то, что Россия су­щественно отстает от развитых стран по средней продолжитель­ности жизни.

В настоящее время нормы пенсионного законодательства пре­дусматривают возможность назначения неполной пенсии по ста­рости гражданам, достигшим общего пенсионного возраста, но не имеющим требуемого полного общего трудового стажа. Необхо­димым условием назначения такой пенсии является наличие об­щего трудового стажа не менее 5 лет.

В эти 5 лет включаются, помимо работы: военная служба, уче­ба, а также иные периоды, засчитываемые в общий трудовой стаж (см. соответствующую тему).

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже опреде­ляется пропорционально продолжительности имеющегося трудо­вого стажа, исходя из полной пенсии, устанавливаемой за стаж: мужчинам - 25, женщинам - 20 лет. Исчисление пенсии пропор­ционально продолжительности имеющегося стажа производится следующим образом: определяется соответственно полная пен­сия; эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа; по­лученная сумма умножается на число месяцев фактического ста­жа.

Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже не может быть ниже социальной пенсии, назначаемой в размере 2/3 мини­мальной пенсии по старости.

Действующее законодательство закрепило также случаи на­значения досрочной пенсии. В отличие от неполной досрочная пенсия назначается только тем гражданам, у которых есть пол­ный требуемый общий трудовой стаж, но до достижения пенси­онного возраста осталось не более 2 лет (ст. 32 Закона «О_занято-сти населения в РФ», ст. 7 п. 5 Закона «О закрытом администра­тивно-территориальном образовании»1 и др.

Пенсии, назначаемые на льготных основаниях, дифференци­руются в зависимости от того, что послужило основанием для применения льгот:

- особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью,
тяжестью (ст. 12 Закона);


  • медико-биологические признаки (материнство, состояние
    здоровья - ст. 11);

  • региональные факторы (работа на Крайнем Севере и при­
    равненных местностях - ст. 14);


Льготы эти заключаются как в снижении общеустановленного пенсионного возраста, так и в определенных случаях требуемого для назначения пенсии трудового стажа.

Инвалидам I группы по зрению: мужчинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет; женщинам -40 лет и при общем трудовом стаже - не менее 10 лет Гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорцио­нальным карликам: мужчинам - по достижении 45 лет, общий трудовой стаж - не менее 20 лет; женщинам - по достижении 40 и 15 лет общего трудового стажа.

Льготы в пенсионном обеспечении по старости в зависимости от условий труда установлены для широкого круга лиц, занятых на работах с опасными, вредными, тяжелыми условиями. Наи­больший объем льгот предусмотрен для тех, кто трудился на под­земных работах, на работах с вредными условиями труда и в го­рячих цехах (Список № 1). Для рабочих и служащих, занятых на других работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2), льгот меньше. По Списку № 1 возраст, дающий право на пенсию, сни­жен на 10, а стаж - на 5 лет. По Списку № 2 снижен лишь возраст - на 5 лет.

Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и при­равненных местах, предусмотрены пенсионные льготы, связан­ные с характером работы, ее условиями, временем работы в таких районах и местностях. Для мужчин и женщин, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в при­равненных местностях - не менее 20 лет (для женщин, имеющих двух и более детей, спец. стаж снижается на 3 года) и имеющих необходимый трудовой стаж, пенсия по старости назначается на 5 лет раньше. Пенсионный возраст снижается на 10 лет гражда­нам из числа постоянно проживающих в районах Крайнего Севе­ра, если они проработали не менее 20 лет - женщины, и не менее 25 лет - мужчины в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков. Законом (ч. 2 ст. 14) предусмотрено суммирова­ние работы в районах Крайнего Севера с работой в приравненных местностях: работа в течение календарного года в приравненных к Крайнему Северу местностях, засчитывается за 9 месяцев рабо­ты в районах Крайнего Севера.

Часть 3 ст. 14 Закона позволяет назначить пенсию по старости и при меньшей продолжительности стажа работы на Крайнем Севере. Возраст выхода на пенсию определяется путем уменьше­ния общеустановленного возраста (60 и 55 лет) на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При этом требуется проработать в соответствующих районах не менее 1/2 от требуемого стажа (специального), т. е. не менее 7 лет 6 ме­сяцев.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости устанав­ливается с уменьшением общего пенсионного возраста, но не бо­лее чем на 10 лет. Условия пенсионного обеспечения дифферен­цируются в зависимости от времени, места, иногда - продолжи­тельности воздействия радиации, статуса граждан, от характера выполняемых работ. При этом возраст выхода на пенсию на льготных основаниях не может быть для мужчин - менее 50, для женщин - 45 лет (ст. ст. 30-37 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ката­строфы на ЧАЭС»1).

При суммировании стажа работы с различными особыми ус­ловиями труда в соответствии со ст. 13 Закона действует сле­дующее правило: к работе, дающей право на льготную пенсию, присоединяется работа, дающая право на пенсию на тех же или на более льготных основаниях. Так, к времени выполнения работ с тяжелыми условиями труда (Список № 2) присоединяются пе­риоды выполнения с вредными условиями труда (Список № 1); к стажу работы женщин на предприятиях текстильной промыш­ленности присоединяется время выполнения всех вышеперечис­ленных работ.

качестве тракториста-машиниста и ткачихи не приравнивается к работам, перечисленным в Списках, а работа ткачихи не прирав­нивается к работе в качестве тракториста-машиниста.

^ 3. Размер пенсии по старости

Трудовой стаж, как общий, так и специальный, оказывает влияние и на размер пенсии. Основа для определения размера пенсии - заработок, а дополнительные начисления к пенсии зави­сят от продолжительности общего трудового стажа и специаль­ного трудового стажа.

Размер пенсии по старости зависит от возраста гражданина, размера заработной платы и накоплений.

Размер пенсии по старости исчисляется по специальным формулам.

При наличии права на повышение пенсии по нескольким ос­нованиям увеличение ее размера производится по каждому из них.

Пенсия по старости (в т. ч. и при неполном стаже) выплачива­ется работающим пенсионерам полностью, независимо от места работы и размера получаемого заработка. Надбавка же к пенсии на иждивенцев в период работы пенсионера не выплачивается. Из этого общего правила сделано исключение: пенсия, назначенная досрочно безработным, в случае их поступления на работу, не выплачивается. Пенсия на общих основаниях выплачивается им в период работы только после достижения возраста, требуемого для назначения пенсии.

Понятие и виды пособий

В ст. 39 Конституции РФ социальные пособия рассматривают­ся как часть системы социального обеспечения нетрудоспособ­ных граждан.

Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособиями, представляют собой самостоятельный институт права социально­го обеспечения. Присущие только этим нормам правовые призна­ки и особенности позволяют отграничить их от других видов со­циального обеспечения.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или с целью оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально зна­чимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источни­ков дохода.

Действующим законодательством предусмотрены:


  • пособие по временной нетрудоспособности,

  • пособие по беременности и родам,

  • пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреж­дение в ранние сроки беременности,

  • пособие лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет,

  • пособие на детей,

  • пособие на погребение,


- пособие по безработице.
Классификация пособий:


  1. По целевому назначению: компенсирующие заработок и
    предоставляемые как дополнительная материальная помощь.

  2. По продолжительности выплаты: единовременные, ежемесячные, периодические.

  3. По источнику выплат: из внебюджетных фондов, из государственного бюджета (в том числе из федерального или субъек­тов федерации).


^ 2. Пособие по временной нетрудоспособности

Основания и условия назначения и выплаты этого вида посо­бий установлены Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 с изменениями и дополнениями от 15 апреля 1992 г., а также постановлением Правления Фонда социального страхования от 2 марта 1993 г. № 24 «Об отмене ограничений фактического зара­ботка при исчислении пособий по временной нетрудоспособно­сти, по беременности и родам». Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утверждена Минздравмедпромом № 206 и постановлением Фон­да социального страхования № 21 19 октября 1994 г. в ред. 26 июня 1996 г.

Под временной нетрудоспособностью понимается невозмож­ность выполнения работником своих трудовых обязанностей в связи с потерей (снижением) трудоспособности вследствие бо­лезни (травмы) или иных, предусмотренных законодательством социально значимых причин.

Пособие по временной нетрудоспособности финансируется из средств Фонда социального страхования РФ.

Единственным основанием для назначения пособия является листок временной нетрудоспособности (так называемый «боль­ничный лист»). Порядок выдачи - определяется Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетру­доспособность, утвержденную приказом Минздравмедпрома РФ от 19 октября 1994 г. № 206, постановлением Фонда социального страхования в ред. от 26 июня 1996 г.

Право на выдачу листков нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здра­воохранения, которым выдана лицензия на проведение эксперти­зы временной нетрудоспособности.

Листок временной нетрудоспособности выдается при заболе­ваниях и травмах лечащим врачом единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевается единолично на срок до 30 календарных дней с учетом ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях. Врачи, занимающиеся частной практикой вне лечебно-профилактического учреждения, имеют право выдавать листок временной нетрудоспособности на срок не более 30 дней.

Продолжительность выплаты пособия зависит от причины временной нетрудоспособности.

Пособие в случае болезни работника выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до уста­новления инвалидности, даже если в этот период работник был уволен (ст. 10 Положения).

При бытовой травме пособие выдается с 6-го дня временной нетрудоспособности.

При операции по искусственному прерыванию беременности (аборте) - пособие выплачивается только за 3 дня (исключение - при прерывании беременности по медицинским показаниям и при самопроизвольном аборте - ст. 16).

Работающим инвалидам пособие (кроме случаев трудового увечья и профессионального заболевания) выплачивается в тече­ние 4 месяцев подряд или в течение 5 месяцев в календарном го­ду (в ст. 23 Положения: «... не дольше 2 месяцев подряд и не бо­лее 3 месяцев в календарном году», но в Указе Президента от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государствен­ной поддержки инвалидов» - соответственно 4 и 5 месяцев).

В случае болезни члена семьи листок нетрудоспособности вы­дается члену семьи (опекуну), непосредственно осуществляюще­му уход. Продолжительность зависит от условий лечения (амбу­латорное или стационарное), возраста заболевшего и характера заболевания.

В случае болезни матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, больничный лист может быть вы­дан лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, -сроком на 5 дней, и при необходимости - до 10 дней, в исключи­тельных случаях - на весь период, в течение которого мать не может осуществлять уход. По тем же правилам выдается боль­ничный лист по уходу за ребенком-инвалидом до 16 лет (п. 5.2.5 Инструкции).

Пособие при переводе на другую работу в связи с заболевани­ем туберкулезом или профессиональным заболеванием выдается за все время перевода, но не более чем за 2 месяца. Выплачивает­ся в таком размере, чтобы вместе с заработком по выполняемой работе оно не превышало полного заработка до перевода. При этом переведенному на другую работу пособие выдается, если в соответствии с действительным законодательством он не имеет права на выплату разницы между прежним заработком и заработ­ком по новой работе.

^ 3. Пособия по беременности и родам

Порядок и условия назначения этого вида пособия установле­ны Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граж­дан» - ст. 23, КЗоТ РФ - ст. 238, Федеральный закон «О государ­ственных пособиях гражданам, имеющим детей» - от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. № 184-ФЗ; от 18 июня 1996 г. № 76-ФЗ; от 24 января 1996 г. № 130-ФЗ; от 30 декабря 1996 г. № 162-ФЗ; от 17 июля 1999 г. № 171-ФЗ, а также Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвер­жденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 в редакции Постановлений Правительства РФ от 21 ян­варя 1996 г. № 67, от 9 сентября 1996 г. № 1065, от 14 февраля 1997 г. № 169, от 28 августа 1997 г. № 1089.

Основы устанавливают, что женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка имеют право на получение посо­бия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.

Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам устанавливается законодательством РФ. Продолжительность такого отпуска может быть увеличена законодательными актами субъектов РФ.

Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим де­тей» от 19 мая 1995 г. определяет круг лиц, имеющих право на получение пособия по беременности и родам.

Отпуск предоставляется на основании больничного листка, который выдается женскими консультациями или другим лечеб­ным учреждением в порядке, установленном «Инструкцией о по­рядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудо­способность граждан» от 19 октября 1994 г.

По общему правилу больничный лист выдается с 30 недель беременности. Для некоторых категорий - при многоплодной бе­ременности, работающим в сельской местности и другим, - с 28 недель.

Продолжительность - 70 дней до родов (в случае многоплод­ной беременности - 84 - ст. 165 КЗоТ РФ) и 70 - после родов (в случае осложненных родов - 86, а в случае рождения двух и бо­лее детей- ПО.

Больничный лист выдается сразу на 140 дней, независимо от числа дней, фактически использованных до родов. При ослож­ненных родах или рождении двух и более детей выдается допол­нительный больничный лист на 16 или 40 дней.

При родах, наступивших до 30 недель беременности и рожде­нии живого ребенка, больничный лист выдается лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды, на 156 календарных дней, а в случае рождения мертвого ребенка или его смерти в течение первых 7 дней после родов - на 86 календарных дней.

При наступлении отпуска по беременности и родам в период нахождения женщины в частично оплачиваемом отпуске по ухо­ду за ребенком до 1,5 лет или дополнительном отпуске без сохра­нения заработной платы по уходу за ребенком до 3 лет больнич­ный лист выдается на общих основаниях.

^ 4. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности

Данное пособие впервые было введено Законом «О дополни­тельных мерах по охране материнства и детства» от 4 апреля 1992 г. - для своевременной диспансеризации беременных жен­щин, которая способствует профилактике осложнений при бере­менности и родах, сокращения смертности матерей и детей, ин­валидности детей. Размер его был установлен на уровне 50% МРОТ.

В настоящее время порядок и условия назначения и выплаты данного пособия определяются Федеральным законом «О госу­дарственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. и Положением о порядке назначения и выплаты государ­ственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства от 4 сентября 1995 г. № 883.

Право на это пособие (дополнительно к пособию по беремен­ности и родам) имеют женщины, вставшие на учет в медицин­ском учреждении - до 12 недель беременности (ст. 9 Закона).

Для назначения и выплаты пособия представляется справка из медицинского учреждения - по месту работы, службы, учебы.

^ 6. Пособие при рождении ребенка

Единовременное пособие при рождении ребенка (или усынов­лении в возрасте до 3 месяцев) выдается одному из родителей, либо лицу их заменяющему, например, опекуну (ст. 11 Феде­рального Закона о государственных пособиях гражданам, имею­щим детей).

В случае рождения (усыновления) 2 и более детей выдается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка оно не выпла­чивается.

Размер пособия 15 МРОТ на день рождения ребенка (ст. 12 Закона).

Выплата производится по месту работы (службы, учебы) од­ного из родителей, а неработающим и не учащимся - по месту жительства в органах социальной защиты.

Для получения пособия должны быть представлены следую­щие документы: 1) заявление, 2) справка о рождении ребенка из ЗАГСа, 3) справка с места работы другого родителя о том, что такое пособие не назначалось. В органы социальной защиты представляется дополнительно выписка из трудовой книжки, во­енного билета или другого документа о последнем месте работы (учебы).

Пособие выплачивается не позднее 10 дней со дня представ­ления всех документов.

Работающим и обучающимся должно выплачиваться за счет средств Фонда социального страхования, военнослужащим - за счет федерального бюджета.

^ 7. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет

На основании ст. 167 КЗоТ РФ по желанию женщины ей пре­доставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им воз­раста 3 лет. Отпуск может быть использован полностью или по частям матерью, либо отцом, бабушкой, дедом или другими род­ственниками, опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком.

Пособие предоставляется после окончания отпуска по бере­менности и родам.

Право на получение пособия имеют:


  • матери (отцы), другие родственники и опекуны, фактически
    осуществляющие уход, подлежащие государственному страхова­нию;

  • матери, обучающиеся с отрывом от производства в образо­вательных учреждениях;

  • матери-военнослужащие, проходящие военную службу по
    контракту, рядовые и начальствующий состав органов внутрен­них дел;

  • матери из числа гражданского персонала воинских форми­рований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договора­ми;

  • матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения
    им возраста 1,5 лет в связи с ликвидацией организаций, в том
    числе организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ;

  • матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения
    им возраста 1,5 лет в связи с истечением срока трудового догово­ра (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами РФ,
    или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в РФ.


Если мать не работает, то другим родственникам отпуск не предоставляется и пособие не выплачивается.

Право на пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет сохраняется в случае работы ли­ца, находящегося в таком отпуске, на условиях неполного рабо­чего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.

Матери, одновременно имеющие право на пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и на пособие по безработице, имеют право выбора одного из этих пособий.

Если в период нахождения в таком отпуске у матери наступает отпуск по беременности и родам - у нее есть право выбора одно­го из этих пособий.

^ 8. Ежемесячное пособие на ребенка

В соответствии со ст. 16 Федерального закона право на ежеме­сячное пособие на ребенка имеют один из родителей, усыновите­лей, опекунов, попечителей на каждого рожденного, усыновлен­ного, принятого под опеку (попечительство) совместно прожи­вающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет, а на учащегося общеобразовательного учреждения - до 18 лет, но только в период его обучения.

Выплачивается пособие независимо от получения на него пен­сии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат, кроме денежных средств, выплачи­ваемых на содержание ребенка, в соответствии с постановлением Правительства от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей», на находящихся в лечебно-профилактических учреждениях, в учебно-воспитательных учреждениях, передан­ных под опеку или попечительство в семьи граждан.

^ 9. Пособие по безработице

Условия предоставления пособия по безработице установлены Законом РФ «О занятости населения РФ» в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ, Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным постановлением Прави­тельства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.

Пособие по безработице - это один из видов материальной поддержки со стороны государства граждан в случае безработи­цы.

Пособие по безработице - это систематические денежные вы­платы в течение установленного законом срока из средств Госу­дарственного фонда занятости гражданам, признанным в уста­новленном порядке безработными, в целях материального обес­печения безработного и нетрудоспособных членов его семьи в период поиска подходящей работы.

Размер пособия по безработице дифференцируется в зависи­мости от категории граждан и определяется либо в процентном отношении к его среднему заработку либо устанавливается в твердом размере, равном МРОТ.

Пособие исчисляется в процентном отношении к среднему за­работку за последние 3 месяца работы, если безработный имеет установленный ст. 30 Закона стаж работы: оплачиваемая работа не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели), или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) - в течение 12 месяцев перед началом безработицы.

Пособие во всех иных случаях устанавливается в размере ми­нимальной оплаты труда (в том числе и в том случае, когда пери­од оплачиваемой работы перед безработицей составил менее 26 календарных недель).

^ 10. Пособие на погребение

Отношения, связанные с погребением умерших, и гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших регулируются Федеральным законом РФ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ (в редакции Закона от 28 июня 1997 г. № 91-ФЗ).

Лицам, взявшим на себя обязанности осуществить погребение, предоставляется право выбора: либо получение пособия на погребение, либо получение на безвозмездной основе определенного Законом гарантированного перечня услуг по погребению. В случе, если погребение осуществляется за счет граждан, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости гарантированного перечня услуг, но не превышающем минимальный размер оплаты труда более чем в 10 раз (Перечень услуг установлен ст. 9 Закона: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище или в крематорий, погребение (или кремация)).

Выплата социального пособия на погребение осуществляется за счет средств Пенсионного фонда. Порядок выплаты пособия утвержден постановлением ПФР от 24 апреля 1996 г. № 48 «О мерах по реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле»».

Понятие социального обеспечения

В со­держание данного понятия входят:


  1. гарантии по охране труда, здоровья граждан, установле­
    ния минимального размера оплаты труда, охрана окружающей
    среды;

  2. социальное обеспечение.


Сущность социального обеспечения проявляется в его функ­циях: экономической, политической, демографической и соци­ально-реабилитационной.

Содержание экономической функции составляют:

а) меры по замещению утраченного заработка в связи с воз­
растом, потерей кормильца, нетрудоспособностью,

б) возмещение дополнительных расходов, вызванных небла­
гоприятными жизненными обстоятельствами либо наличием де­
тей,

в) денежная помощь малоимущим гражданам,

г) предоставление бесплатных социальных услуг в пределах
государственных минимальных стандартов (медицинская и ле­
карственная помощь и т. п.).

Политическая функция социального обеспечения призвана поддерживать стабильность в обществе в связи с различным уровнем доходов разных слоев населения.

Демографическая функция направлена на воспроизводство на­селения, необходимого для нормального развития страны.

Задача социально-реабилитационной функции - восстановле­ние общественного статуса нетрудоспособных и других социаль­но ослабленных групп населения.

Создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредствен­ным образом влияет на дальнейшее развитие общества и государ­ства.

Общественные отношения, которые возникают в связи с реа­лизацией перечисленных функций, называются отношениями по социальному обеспечению.

В настоящее время существуют следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

- государственное (обязательное) социальное страхование на основе централизованных федеральных и местных фондов за счет взносов работодателей, населения и государственных дотаций;

- социальное обеспечение отдельных групп населения за счет
прямых ассигнований из федерального бюджета;

- социальная помощь малоимущим со стороны государства.
2. ^ Предмет права социального обеспечени��

Предметом права социального обеспечения являются сле­дующие виды общественных отношений.

1-я группа - отношения по поводу денежных выплат, в том числе: пенсий, пособий и компенсаций.

2-я группа - отношения по поводу так называемых «натураль­ных» видов социального обеспечения (медицинская помощь и лечение, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, сана­торно-курортное лечение за счет государственных средств, об­служивание инвалидов и лиц преклонного возраста, профобуче-ние и трудоустройство инвалидов, ортопедическая помощь и т.п.).

3-я группа - процедурные и процессуальные отношения (в связи с установлением юридических фактов, являющихся осно­ванием для возникновения, изменения и прекращения отношений по социальному обеспечению, в связи с реализацией права на со­циальное обеспечение, в связи с защитой нарушенного права на социальное обеспечение).

Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья (например, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца). В качестве фи­зических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать не только граждане Российской Федерации, но иностранцы (правда, при наличии соответствующих международных соглашений) и лица без гражданства.

Второй субъект права социального обеспечения - государст­венные органы, которые выступают в отношениях социального обеспечения от имени государства. Они отличаются большим разнообразием. К их числу относятся органы Министерства труда и социального развития РФ, органы здравоохранения, мини­стерств обороны и внутренних дел и др.

Профсоюзы в настоящее время обладают лишь правом обще­ственного контроля за правильным начислением и своевремен­ной выплатой пособий по социальному страхованию, могут уча­ствовать в формировании социальных программ и разработке мер по социальной защите работников (ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности») характера социальной алиментации. Тем не менее это понятие справедливо для характеристики данной группы распределитель­ных отношений и в новых социально-экономических условиях.

^ 3. Метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению

С учетом положений общей теории права метод правового ре­гулирования общественных отношений отрасли права характери­зуется обычно следующими чертами (признаками):


  1. порядком возникновения, изменения и прекращения право­
    отношений;

  2. юридическим положением участников (субъектов) правоот­
    ношений;

  3. спецификой установления прав и обязанностей участников
    (субъектов);

  4. особенностями средств, обеспечивающих исполнение обя­
    занностей.


С этих позиций метод отрасли права социального обеспечения отличают следующие черты (признаки):

1) специфика юридических фактов, с которыми связано воз­никновение, изменение и прекращение правоотношений по соци­альному обеспечению;


  1. особенности правового положения субъектов этих правоот­
    ношений;

  2. своеобразие способов формирования содержания правоот­
    ношений;


4) специфика санкций и способа защиты нарушенного права.

Способы правового регулирования отрасли права социального обеспечения подразделяются следующим образом:


  1. Централизованный способ регулирования, который, в
    свою очередь, делится на федеральный и межотраслевой способы
    регулирования.

  2. Региональный, который осуществляется на уровне субъ­
    екта федерации либо территории.

  3. Локальный - на муниципальном уровне или на уровне
    конкретной организации.


^ 4. Система права социального обеспечения

Нормы отрасли права социального обеспечения могут выра­жать общие, принципиальные положения, которые относятся в равной степени ко всему комплексу отношений по социальному обеспечению в целом. Отдельные нормы касаются лишь вида от­ношений, входящих в предмет отрасли.

Исходя из этого, нормы отрасли права социального обеспече­ния, как и других отраслей, можно разделить на две части: об­щую и особенную.

В общую часть отрасли права социального обеспечения вклю­чаются следующие институты.

Первым является основной институт, нормы которого опреде­ляют круг регулируемых отношений, задачи и принципы отрасли.

Второй институт объединяет нормы, определяющи<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.