Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-07-01 | 361 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основания возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению
К основаниям возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению относятся юридические факты, обладающие определенной спецификой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам.
Применительно к данному виду правоотношений это такие события, как рождение человека или его смерть, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, потеря семьей кормильца, безработица, нуждаемость в постороннем уходе, достижение определенного возраста и т. д.
^ 4. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения
Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения носят вспомогательный характер и объективно необходимы для нормального функционирования основных - материальных правоотношений.
Процедурные отношения связаны с установлением юридических фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о применении (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).
Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином действительного или предполагаемого права на социальное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение государственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд. Своеобразие процедурных правоотношений заключается в том, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами других отраслей: административного и гражданско-процессуального права.
|
Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, как и в материальных правоотношениях, граждане. С другой стороны субъектами могут быть не только государственные органы, но и другие, например, администрация организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экспертный орган, в чью компетенцию входит установление инвалидности и другие.
Причем объектом этих правоотношений является не материальное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).
Содержание процедурных и процессуальных действий составляет совокупность прав гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанностей такого органа по принятию такого решения.
Лекция 6. Трудовые пенсии.
^ Понятие и условия назначения трудовой пенсии.
Пенсии по старости - это ежемесячные пожизненные выплаты, производимые гражданам, достигшим установленного в Законе возраста в связи с их длительной трудовой и иной общественно полезной деятельностью и соизмеримые, как правило, с их прошлым заработком.
Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ (ПФР) лицам, достигшим установленного законом возраста и имеющим необходимый трудовой (страховой) стаж.
Таким образом, в определение понятия «пенсия по старости» включены признаки, присущие данному виду пенсии, а именно:
Рассматривая круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию по старости, следует исходить из того, что Закон от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» не дает перечня лиц, имеющих право на трудовую пенсию. Законодатель исходит из того, что право на такую пенсию имеет каждое лицо, у которого есть основания для ее получения независимо от социального положения. Сюда относятся и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без гражданства.
|
По условиям назначения пенсии по старости подразделяются на два вида:
а) пенсии, назначаемые на общих основаниях (мужчины - 60
лет и при ОТС - не менее 25 лет; женщины - 55 лет и при ОТС -
не менее 20 лет);
б) на льготных условиях.
^ Лекция 7. Пенсии по старости на общих основаниях
В Программе пенсионной реформы в РФ, утвержденной постановлением Правительства от 20 мая 1998 г. № 463, указывается, что «...сегодня в России соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, от величины которого зависит финансовая устойчивость пенсионной системы, основанной на распределительном принципе, менее благоприятное, по сравнению с большинством развитых стран, за исключением Франции и Италии несмотря на то, что Россия существенно отстает от развитых стран по средней продолжительности жизни.
В настоящее время нормы пенсионного законодательства предусматривают возможность назначения неполной пенсии по старости гражданам, достигшим общего пенсионного возраста, но не имеющим требуемого полного общего трудового стажа. Необходимым условием назначения такой пенсии является наличие общего трудового стажа не менее 5 лет.
В эти 5 лет включаются, помимо работы: военная служба, учеба, а также иные периоды, засчитываемые в общий трудовой стаж (см. соответствующую тему).
Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже определяется пропорционально продолжительности имеющегося трудового стажа, исходя из полной пенсии, устанавливаемой за стаж: мужчинам - 25, женщинам - 20 лет. Исчисление пенсии пропорционально продолжительности имеющегося стажа производится следующим образом: определяется соответственно полная пенсия; эта пенсия делится на число месяцев требуемого стажа; полученная сумма умножается на число месяцев фактического стажа.
Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже не может быть ниже социальной пенсии, назначаемой в размере 2/3 минимальной пенсии по старости.
|
Действующее законодательство закрепило также случаи назначения досрочной пенсии. В отличие от неполной досрочная пенсия назначается только тем гражданам, у которых есть полный требуемый общий трудовой стаж, но до достижения пенсионного возраста осталось не более 2 лет (ст. 32 Закона «О_занято-сти населения в РФ», ст. 7 п. 5 Закона «О закрытом административно-территориальном образовании»1 и др.
Пенсии, назначаемые на льготных основаниях, дифференцируются в зависимости от того, что послужило основанием для применения льгот:
- особые условия труда, связанные с опасностью, вредностью,
тяжестью (ст. 12 Закона);
Льготы эти заключаются как в снижении общеустановленного пенсионного возраста, так и в определенных случаях требуемого для назначения пенсии трудового стажа.
Инвалидам I группы по зрению: мужчинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет; женщинам -40 лет и при общем трудовом стаже - не менее 10 лет Гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам - по достижении 45 лет, общий трудовой стаж - не менее 20 лет; женщинам - по достижении 40 и 15 лет общего трудового стажа.
Льготы в пенсионном обеспечении по старости в зависимости от условий труда установлены для широкого круга лиц, занятых на работах с опасными, вредными, тяжелыми условиями. Наибольший объем льгот предусмотрен для тех, кто трудился на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список № 1). Для рабочих и служащих, занятых на других работах с тяжелыми условиями труда (Список № 2), льгот меньше. По Списку № 1 возраст, дающий право на пенсию, снижен на 10, а стаж - на 5 лет. По Списку № 2 снижен лишь возраст - на 5 лет.
Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных местах, предусмотрены пенсионные льготы, связанные с характером работы, ее условиями, временем работы в таких районах и местностях. Для мужчин и женщин, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в приравненных местностях - не менее 20 лет (для женщин, имеющих двух и более детей, спец. стаж снижается на 3 года) и имеющих необходимый трудовой стаж, пенсия по старости назначается на 5 лет раньше. Пенсионный возраст снижается на 10 лет гражданам из числа постоянно проживающих в районах Крайнего Севера, если они проработали не менее 20 лет - женщины, и не менее 25 лет - мужчины в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков. Законом (ч. 2 ст. 14) предусмотрено суммирование работы в районах Крайнего Севера с работой в приравненных местностях: работа в течение календарного года в приравненных к Крайнему Северу местностях, засчитывается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
|
Часть 3 ст. 14 Закона позволяет назначить пенсию по старости и при меньшей продолжительности стажа работы на Крайнем Севере. Возраст выхода на пенсию определяется путем уменьшения общеустановленного возраста (60 и 55 лет) на 4 месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При этом требуется проработать в соответствующих районах не менее 1/2 от требуемого стажа (специального), т. е. не менее 7 лет 6 месяцев.
Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости устанавливается с уменьшением общего пенсионного возраста, но не более чем на 10 лет. Условия пенсионного обеспечения дифференцируются в зависимости от времени, места, иногда - продолжительности воздействия радиации, статуса граждан, от характера выполняемых работ. При этом возраст выхода на пенсию на льготных основаниях не может быть для мужчин - менее 50, для женщин - 45 лет (ст. ст. 30-37 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС»1).
При суммировании стажа работы с различными особыми условиями труда в соответствии со ст. 13 Закона действует следующее правило: к работе, дающей право на льготную пенсию, присоединяется работа, дающая право на пенсию на тех же или на более льготных основаниях. Так, к времени выполнения работ с тяжелыми условиями труда (Список № 2) присоединяются периоды выполнения с вредными условиями труда (Список № 1); к стажу работы женщин на предприятиях текстильной промышленности присоединяется время выполнения всех вышеперечисленных работ.
качестве тракториста-машиниста и ткачихи не приравнивается к работам, перечисленным в Списках, а работа ткачихи не приравнивается к работе в качестве тракториста-машиниста.
^ 3. Размер пенсии по старости
Трудовой стаж, как общий, так и специальный, оказывает влияние и на размер пенсии. Основа для определения размера пенсии - заработок, а дополнительные начисления к пенсии зависят от продолжительности общего трудового стажа и специального трудового стажа.
|
Размер пенсии по старости зависит от возраста гражданина, размера заработной платы и накоплений.
Размер пенсии по старости исчисляется по специальным формулам.
При наличии права на повышение пенсии по нескольким основаниям увеличение ее размера производится по каждому из них.
Пенсия по старости (в т. ч. и при неполном стаже) выплачивается работающим пенсионерам полностью, независимо от места работы и размера получаемого заработка. Надбавка же к пенсии на иждивенцев в период работы пенсионера не выплачивается. Из этого общего правила сделано исключение: пенсия, назначенная досрочно безработным, в случае их поступления на работу, не выплачивается. Пенсия на общих основаниях выплачивается им в период работы только после достижения возраста, требуемого для назначения пенсии.
Понятие и виды пособий
В ст. 39 Конституции РФ социальные пособия рассматриваются как часть системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан.
Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособиями, представляют собой самостоятельный институт права социального обеспечения. Присущие только этим нормам правовые признаки и особенности позволяют отграничить их от других видов социального обеспечения.
Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или с целью оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источников дохода.
Действующим законодательством предусмотрены:
- пособие по безработице.
Классификация пособий:
^ 2. Пособие по временной нетрудоспособности
Основания и условия назначения и выплаты этого вида пособий установлены Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 с изменениями и дополнениями от 15 апреля 1992 г., а также постановлением Правления Фонда социального страхования от 2 марта 1993 г. № 24 «Об отмене ограничений фактического заработка при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам». Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утверждена Минздравмедпромом № 206 и постановлением Фонда социального страхования № 21 19 октября 1994 г. в ред. 26 июня 1996 г.
Под временной нетрудоспособностью понимается невозможность выполнения работником своих трудовых обязанностей в связи с потерей (снижением) трудоспособности вследствие болезни (травмы) или иных, предусмотренных законодательством социально значимых причин.
Пособие по временной нетрудоспособности финансируется из средств Фонда социального страхования РФ.
Единственным основанием для назначения пособия является листок временной нетрудоспособности (так называемый «больничный лист»). Порядок выдачи - определяется Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, утвержденную приказом Минздравмедпрома РФ от 19 октября 1994 г. № 206, постановлением Фонда социального страхования в ред. от 26 июня 1996 г.
Право на выдачу листков нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, которым выдана лицензия на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.
Листок временной нетрудоспособности выдается при заболеваниях и травмах лечащим врачом единолично и единовременно на срок до 10 календарных дней и продлевается единолично на срок до 30 календарных дней с учетом ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях. Врачи, занимающиеся частной практикой вне лечебно-профилактического учреждения, имеют право выдавать листок временной нетрудоспособности на срок не более 30 дней.
Продолжительность выплаты пособия зависит от причины временной нетрудоспособности.
Пособие в случае болезни работника выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления инвалидности, даже если в этот период работник был уволен (ст. 10 Положения).
При бытовой травме пособие выдается с 6-го дня временной нетрудоспособности.
При операции по искусственному прерыванию беременности (аборте) - пособие выплачивается только за 3 дня (исключение - при прерывании беременности по медицинским показаниям и при самопроизвольном аборте - ст. 16).
Работающим инвалидам пособие (кроме случаев трудового увечья и профессионального заболевания) выплачивается в течение 4 месяцев подряд или в течение 5 месяцев в календарном году (в ст. 23 Положения: «... не дольше 2 месяцев подряд и не более 3 месяцев в календарном году», но в Указе Президента от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» - соответственно 4 и 5 месяцев).
В случае болезни члена семьи листок нетрудоспособности выдается члену семьи (опекуну), непосредственно осуществляющему уход. Продолжительность зависит от условий лечения (амбулаторное или стационарное), возраста заболевшего и характера заболевания.
В случае болезни матери, находящейся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, больничный лист может быть выдан лицу, фактически осуществляющему уход за ребенком, -сроком на 5 дней, и при необходимости - до 10 дней, в исключительных случаях - на весь период, в течение которого мать не может осуществлять уход. По тем же правилам выдается больничный лист по уходу за ребенком-инвалидом до 16 лет (п. 5.2.5 Инструкции).
Пособие при переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием выдается за все время перевода, но не более чем за 2 месяца. Выплачивается в таком размере, чтобы вместе с заработком по выполняемой работе оно не превышало полного заработка до перевода. При этом переведенному на другую работу пособие выдается, если в соответствии с действительным законодательством он не имеет права на выплату разницы между прежним заработком и заработком по новой работе.
^ 3. Пособия по беременности и родам
Порядок и условия назначения этого вида пособия установлены Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» - ст. 23, КЗоТ РФ - ст. 238, Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» - от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. № 184-ФЗ; от 18 июня 1996 г. № 76-ФЗ; от 24 января 1996 г. № 130-ФЗ; от 30 декабря 1996 г. № 162-ФЗ; от 17 июля 1999 г. № 171-ФЗ, а также Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 в редакции Постановлений Правительства РФ от 21 января 1996 г. № 67, от 9 сентября 1996 г. № 1065, от 14 февраля 1997 г. № 169, от 28 августа 1997 г. № 1089.
Основы устанавливают, что женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.
Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам устанавливается законодательством РФ. Продолжительность такого отпуска может быть увеличена законодательными актами субъектов РФ.
Закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. определяет круг лиц, имеющих право на получение пособия по беременности и родам.
Отпуск предоставляется на основании больничного листка, который выдается женскими консультациями или другим лечебным учреждением в порядке, установленном «Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан» от 19 октября 1994 г.
По общему правилу больничный лист выдается с 30 недель беременности. Для некоторых категорий - при многоплодной беременности, работающим в сельской местности и другим, - с 28 недель.
Продолжительность - 70 дней до родов (в случае многоплодной беременности - 84 - ст. 165 КЗоТ РФ) и 70 - после родов (в случае осложненных родов - 86, а в случае рождения двух и более детей- ПО.
Больничный лист выдается сразу на 140 дней, независимо от числа дней, фактически использованных до родов. При осложненных родах или рождении двух и более детей выдается дополнительный больничный лист на 16 или 40 дней.
При родах, наступивших до 30 недель беременности и рождении живого ребенка, больничный лист выдается лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды, на 156 календарных дней, а в случае рождения мертвого ребенка или его смерти в течение первых 7 дней после родов - на 86 календарных дней.
При наступлении отпуска по беременности и родам в период нахождения женщины в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет или дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до 3 лет больничный лист выдается на общих основаниях.
^ 4. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности
Данное пособие впервые было введено Законом «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» от 4 апреля 1992 г. - для своевременной диспансеризации беременных женщин, которая способствует профилактике осложнений при беременности и родах, сокращения смертности матерей и детей, инвалидности детей. Размер его был установлен на уровне 50% МРОТ.
В настоящее время порядок и условия назначения и выплаты данного пособия определяются Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства от 4 сентября 1995 г. № 883.
Право на это пособие (дополнительно к пособию по беременности и родам) имеют женщины, вставшие на учет в медицинском учреждении - до 12 недель беременности (ст. 9 Закона).
Для назначения и выплаты пособия представляется справка из медицинского учреждения - по месту работы, службы, учебы.
^ 6. Пособие при рождении ребенка
Единовременное пособие при рождении ребенка (или усыновлении в возрасте до 3 месяцев) выдается одному из родителей, либо лицу их заменяющему, например, опекуну (ст. 11 Федерального Закона о государственных пособиях гражданам, имеющим детей).
В случае рождения (усыновления) 2 и более детей выдается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка оно не выплачивается.
Размер пособия 15 МРОТ на день рождения ребенка (ст. 12 Закона).
Выплата производится по месту работы (службы, учебы) одного из родителей, а неработающим и не учащимся - по месту жительства в органах социальной защиты.
Для получения пособия должны быть представлены следующие документы: 1) заявление, 2) справка о рождении ребенка из ЗАГСа, 3) справка с места работы другого родителя о том, что такое пособие не назначалось. В органы социальной защиты представляется дополнительно выписка из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (учебы).
Пособие выплачивается не позднее 10 дней со дня представления всех документов.
Работающим и обучающимся должно выплачиваться за счет средств Фонда социального страхования, военнослужащим - за счет федерального бюджета.
^ 7. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет
На основании ст. 167 КЗоТ РФ по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Отпуск может быть использован полностью или по частям матерью, либо отцом, бабушкой, дедом или другими родственниками, опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком.
Пособие предоставляется после окончания отпуска по беременности и родам.
Право на получение пособия имеют:
Если мать не работает, то другим родственникам отпуск не предоставляется и пособие не выплачивается.
Право на пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет сохраняется в случае работы лица, находящегося в таком отпуске, на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.
Матери, одновременно имеющие право на пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и на пособие по безработице, имеют право выбора одного из этих пособий.
Если в период нахождения в таком отпуске у матери наступает отпуск по беременности и родам - у нее есть право выбора одного из этих пособий.
^ 8. Ежемесячное пособие на ребенка
В соответствии со ст. 16 Федерального закона право на ежемесячное пособие на ребенка имеют один из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет, а на учащегося общеобразовательного учреждения - до 18 лет, но только в период его обучения.
Выплачивается пособие независимо от получения на него пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат, кроме денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка, в соответствии с постановлением Правительства от 20 июня 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на находящихся в лечебно-профилактических учреждениях, в учебно-воспитательных учреждениях, переданных под опеку или попечительство в семьи граждан.
^ 9. Пособие по безработице
Условия предоставления пособия по безработице установлены Законом РФ «О занятости населения РФ» в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ, Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.
Пособие по безработице - это один из видов материальной поддержки со стороны государства граждан в случае безработицы.
Пособие по безработице - это систематические денежные выплаты в течение установленного законом срока из средств Государственного фонда занятости гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в целях материального обеспечения безработного и нетрудоспособных членов его семьи в период поиска подходящей работы.
Размер пособия по безработице дифференцируется в зависимости от категории граждан и определяется либо в процентном отношении к его среднему заработку либо устанавливается в твердом размере, равном МРОТ.
Пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку за последние 3 месяца работы, если безработный имеет установленный ст. 30 Закона стаж работы: оплачиваемая работа не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели), или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) - в течение 12 месяцев перед началом безработицы.
Пособие во всех иных случаях устанавливается в размере минимальной оплаты труда (в том числе и в том случае, когда период оплачиваемой работы перед безработицей составил менее 26 календарных недель).
^ 10. Пособие на погребение
Отношения, связанные с погребением умерших, и гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших регулируются Федеральным законом РФ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ (в редакции Закона от 28 июня 1997 г. № 91-ФЗ).
Лицам, взявшим на себя обязанности осуществить погребение, предоставляется право выбора: либо получение пособия на погребение, либо получение на безвозмездной основе определенного Законом гарантированного перечня услуг по погребению. В случе, если погребение осуществляется за счет граждан, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости гарантированного перечня услуг, но не превышающем минимальный размер оплаты труда более чем в 10 раз (Перечень услуг установлен ст. 9 Закона: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище или в крематорий, погребение (или кремация)).
Выплата социального пособия на погребение осуществляется за счет средств Пенсионного фонда. Порядок выплаты пособия утвержден постановлением ПФР от 24 апреля 1996 г. № 48 «О мерах по реализации Федерального закона «О погребении и похоронном деле»».
Понятие социального обеспечения
В содержание данного понятия входят:
Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической и социально-реабилитационной.
Содержание экономической функции составляют:
а) меры по замещению утраченного заработка в связи с воз
растом, потерей кормильца, нетрудоспособностью,
б) возмещение дополнительных расходов, вызванных небла
гоприятными жизненными обстоятельствами либо наличием де
тей,
в) денежная помощь малоимущим гражданам,
г) предоставление бесплатных социальных услуг в пределах
государственных минимальных стандартов (медицинская и ле
карственная помощь и т. п.).
Политическая функция социального обеспечения призвана поддерживать стабильность в обществе в связи с различным уровнем доходов разных слоев населения.
Демографическая функция направлена на воспроизводство населения, необходимого для нормального развития страны.
Задача социально-реабилитационной функции - восстановление общественного статуса нетрудоспособных и других социально ослабленных групп населения.
Создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредственным образом влияет на дальнейшее развитие общества и государства.
Общественные отношения, которые возникают в связи с реализацией перечисленных функций, называются отношениями по социальному обеспечению.
В настоящее время существуют следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:
- государственное (обязательное) социальное страхование на основе централизованных федеральных и местных фондов за счет взносов работодателей, населения и государственных дотаций;
- социальное обеспечение отдельных групп населения за счет
прямых ассигнований из федерального бюджета;
- социальная помощь малоимущим со стороны государства.
2. ^ Предмет права социального обеспечени��
Предметом права социального обеспечения являются следующие виды общественных отношений.
1-я группа - отношения по поводу денежных выплат, в том числе: пенсий, пособий и компенсаций.
2-я группа - отношения по поводу так называемых «натуральных» видов социального обеспечения (медицинская помощь и лечение, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, санаторно-курортное лечение за счет государственных средств, обслуживание инвалидов и лиц преклонного возраста, профобуче-ние и трудоустройство инвалидов, ортопедическая помощь и т.п.).
3-я группа - процедурные и процессуальные отношения (в связи с установлением юридических фактов, являющихся основанием для возникновения, изменения и прекращения отношений по социальному обеспечению, в связи с реализацией права на социальное обеспечение, в связи с защитой нарушенного права на социальное обеспечение).
Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья (например, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца). В качестве физических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать не только граждане Российской Федерации, но иностранцы (правда, при наличии соответствующих международных соглашений) и лица без гражданства.
Второй субъект права социального обеспечения - государственные органы, которые выступают в отношениях социального обеспечения от имени государства. Они отличаются большим разнообразием. К их числу относятся органы Министерства труда и социального развития РФ, органы здравоохранения, министерств обороны и внутренних дел и др.
Профсоюзы в настоящее время обладают лишь правом общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, могут участвовать в формировании социальных программ и разработке мер по социальной защите работников (ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») характера социальной алиментации. Тем не менее это понятие справедливо для характеристики данной группы распределительных отношений и в новых социально-экономических условиях.
^ 3. Метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению
С учетом положений общей теории права метод правового регулирования общественных отношений отрасли права характеризуется обычно следующими чертами (признаками):
С этих позиций метод отрасли права социального обеспечения отличают следующие черты (признаки):
1) специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению;
4) специфика санкций и способа защиты нарушенного права.
Способы правового регулирования отрасли права социального обеспечения подразделяются следующим образом:
^ 4. Система права социального обеспечения
Нормы отрасли права социального обеспечения могут выражать общие, принципиальные положения, которые относятся в равной степени ко всему комплексу отношений по социальному обеспечению в целом. Отдельные нормы касаются лишь вида отношений, входящих в предмет отрасли.
Исходя из этого, нормы отрасли права социального обеспечения, как и других отраслей, можно разделить на две части: общую и особенную.
В общую часть отрасли права социального обеспечения включаются следующие институты.
Первым является основной институт, нормы которого определяют круг регулируемых отношений, задачи и принципы отрасли.
Второй институт объединяет нормы, определяющи<
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!