Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ) — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)

2017-07-01 276
Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответственность наступает при наличии двух условий: лицо было обязано оказать помощь; помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств - институт Особенной части уголовного законодательства, предусмотренный гл. 27 УК РФ. Данный институт относится к субинституту Преступления против общественной безопасности и общественного порядка.

В качестве самостоятельного института в отечественном уголовном праве данная группа преступлений впервые выделена УК РФ 1996 г.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта (водного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного).

Безопасность движения и эксплуатации транспорта - составная часть, элемент общественной безопасности в широком смысле слова (см. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка).

Безопасность движения и эксплуатации транспорта - это совокупность сходных общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Правовые основы обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта регламентированы Федеральным законом от 20 июля 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте" (СЗ РФ. 1995. ¦ 35. Ст. 350), Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" (СЗ РФ. 1995. ¦ 50. Ст. 4873), а также другими законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.

Преступления, составляющие рассматриваемый институт, предлагается классифицировать следующим образом:

1. Преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. К ним относятся:

  • нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ),
  • нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ),
  • оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ),
  • недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ),
  • нарушение правил международныж полетов (ст. 271 УК РФ).

2. Преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. К ним относятся:

  • приведение в негодностъ транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ),
  • нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ),
  • нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистралъных трубопроводов (ст. 269 УК РФ),
  • неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ).

Проблема уголовно-правового обеспечения безопасности транспорта всегда находилась в центре внимания законодателя. И это вполне объяснимо: транспорт — необходимое условие производственного процесса в любой стране, а для нашего государства, занимающего значительную часть земного шара, его бесперебойная, безаварийная работа приобретает особое значение.

Юридические основы обеспечения безопасности функционирования транспорта закреплены Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте" от 20 июля 1995 г., Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г., другими законами и подзаконными актами. В соответствии с данными актами государство разрабатывает комплекс мер политического, экономического, организационного и правового характера, направленный на обеспечение состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства охраны жизни и здоровья граждан, сохранности материальных ценностей, предупреждения транспортных происшествий, аварий, крушений и катастроф, уменьшения возможных их последствий (родовой объект преступления).

С объективной стороны рассматриваемые преступления могут совершаться как путем действия, так и путем бездействия (ст. 263, 264, 266, 269 УК и др.). Некоторые из числа этих посягательств предусматривают лишь одну форму деяния. Например, только бездействие предусмотрено в таких статьях, как оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК).

Все нормы о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации имеют бланкетные диспозиции. Это объясняется необходимостью обеспечить сочетание стабильности уголовного закона и динамики охраняемых уголовным законом общественных отношений, а также невозможностью включить в УК все существенные признаки объективной стороны данных преступлений из-за их многочисленности. Таким образом, посягательства рассматриваемой главы обладают признаком специальной противоправности.

Правила безопасности движения устанавливают нормы поведения работников железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и иного транспорта, а также других лиц в целях охраны жизни и здоровья людей, сохранности транспортных средств, грузов, иных ценностей. Правила технической эксплуатации непосредственно направлены на oбecпечение безаварийной работы транспортных средств и иных технических систем транспорта. Они устанавливают порядок их использования как в процессе движения транспорта, так и вне его. Наконец, третья группа норм в сфере функционирования транспорта регламентирует обязанности участников процесса движения в связи с возникшей опасностью, особый порядок полетов в специальных зонах и т. д.

Составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в абсолютном большинстве сконструированы по типу материальных. В качестве преступных последствий в законе указаны тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека или крупный ущерб (ст. 263, 264, 266, 267 УК и др.). Следовательно, причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также материального ущерба, не являющегося крупным, влечет административно-правовую, а не уголовную ответственность.

Квалифицированные составы преступлений связываются законодателем с причинением смерти человеку, а особо квалифицированные — с гибелью двух или более лиц (ст. 263, 264, 266, 267 УК и др.). Преступления, предусмотренные ст. 265, 270 и 271 УК, имеют формальные составы, они считаются оконченными с момента выполнения указанного в законе деяния.

С субъективной стороны преступления против безопасности движения и эксплуатации являются неосторожными, о чем свидетельствует имеющаяся в уголовно-правовых нормах ссылка на неосторожное причинение вредных последствий. Оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК), неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК) могут совершаться только умышленно.

Субъект преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, как правило, специальный, характеризующийся признаками, обусловленными выполняемой работой или занимаемой должностью в системе транспорта. За приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК), нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК), ответственность несет общий субъект, достигший в первом случае 14-летнего, во втором — 16-летнего возраста.

По нашему мнению, все рассматриваемые преступления в зависимости от их направленности можно условно классифицировать в две группы. Первая группа объединяет деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. 263, 264, 266 — 269 УК. Вторая группа включает иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 265, 270 и 271 УК).

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 27 Уголовного кодекса РФ, посягающие на нормальную работу транспорта.

Виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта:

  • преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263–266, 271 Уголовного кодекса РФ);
  • преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267–269, 270 Уголовного кодекса РФ).

Видовой объект – безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Безопасность движения и эксплуатации транспорта – совокупность общественных отношений по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.

Объективная сторона большинства преступлений совершается в форме действия, а ст. 270 Уголовного кодекса РФ – путем бездействия. Большинство составов по конструкции материальные, некоторые составы – формальные: ст. 270, 271 Уголовного кодекса РФ.

Субъективная сторона большинства составов характеризуется неосторожной формой вины. Прямой умысел: ст. 270 Уголовного кодекса РФ, а ст. 271 Уголовного кодекса РФ совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом.

Субъект в большинстве составов специальный, общий субъект – ст. 267 Уголовного кодекса РФ (с 14 лет – ст. 267 Уголовного кодекса РФ).

Специальные субъекты:

  • лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать эти правила (ст. 263 Уголовного кодекса РФ);
  • лицо, фактически управляющее транспортным средством (ст. 264 Уголовного кодекса РФ);
  • лица, фактически производившие ремонт, или лицо, ответственное за техническое состояние транспорта (ст. 266 Уголовного кодекса РФ);
  • пассажир, пешеход или другой участник движения, кроме лиц, указанных в ст. 263–264 УК (ст. 268 Уголовного кодекса РФ);
  • строители, производящие операции с трубопроводами (ст. 269 Уголовного кодекса РФ);
  • капитан судна (ст. 270 Уголовного кодекса РФ);
  • летчики и работники диспетчерской службы (ст. 271 Уголовного кодекса РФ).

Ключевые вопросы: понятие и система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта; характеристика преступлений, связанных с управлением и эксплуатацией транспорта (ст. 263, 264, 265, 266, 271 УК РФ); характеристика преступлений, не связанных непосредственно с нарушением правил движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 268, 269, 270 УК).

В Российской Федерации ежегодно регистрируется до 40 тыс. погибших и 600—700 тыс. раненых в результате дорожно-транспортных происшествий, авиационных, железнодорожных, водных катастроф и крушений. При этом причиняется и колоссальный материальный ущерб гражданам, государству. Поэтому законодатель принимает необходимые меры по правовому регулированию безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Принят ряд законов и подзаконных актов, среди которых основными являются: Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995г., Федеральный закон «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» от 8 января 1998 г., Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г., гл. 27 УК РФ 1996 г.

Законом о безопасности дорожного движения установлены основные понятия и категории, которые должны быть учтены при анализе уголовно-правовых норм.

Видовым объектом этой группы преступлений являются общественные отношения, складывающиеся в процессе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей. При этом уголовный закон выделяет следующие виды транспорта: морской, речной, воздушный, железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.

В большинстве составов преступлений имеются дополнительные объекты — жизнь, здоровье личности, собственность.

Объективная сторона шести составов сконструирована по типу материальных, т.е. предусмотрено наступление преступных последствий; трех составов — по типу формальных. Деяние представляет собой, как правило, активные действия, но возможно и в форме бездействия (например, выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств). Диспозиции уголовно-правовых норм бланкетные, поэтому конкретное содержание деяния устанавливается с помощью других нормативных актов.

Субъективная сторона шести составов преступлений характеризуется неосторожной формой вины, трех составов — прямым умыслом (ст. 265, 270 и 271 УК РФ).

Субъектом преступления признается участник движения и эксплуатации транспорта, т.е. специальный субъект. С учетом особенностей непосредственных объектов выделяются две группы преступлений. В первую включают преступления, связанные с управлением и эксплуатацией транспорта: ст. 263 — нарушение правил управления и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного транспорта; ст. 264 — нарушение правил дорожного движения; ст. 265 — оставление места дорожно-транспортного происшествия; ст. 266 — недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями; ст. 271 — нарушение правил международных полетов.

Вторую группу составляют преступления, не связанные непосредственно с нарушением правил движения и эксплуатации транспортных средств: ст. 267 — приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения; ст. 268 — нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта; ст. 269 — нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов; ст. 270 — неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.