Кафедра фармакогнозии и ботаники — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кафедра фармакогнозии и ботаники

2017-07-01 1002
Кафедра фармакогнозии и ботаники 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России)

Кафедра фармакогнозии и ботаники

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

ПО ФАРМАКОГНОЗИИ

Учебное пособие,

для студентов,

обучающихся по специальности 33.05.01 Фармация

Хабаровск

Издательство ДВГМУ

УДК 615.3 (075.8:076)

ББК 58.821 Я73

У-91

 

Рецензенты:

Н.С.Мамонтова, кандидат фарм.наук, доцент кафедры фармацевтической технологии ДВГМУ;

И.М. Масюк, кандидат фарм.наук, доцент кафедры фармацевтической и аналитической химии ДВГМУ.

 

 

У-91 Учебная практика по фармакогнозии: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Фармация» / сост. Т.А. Степанова, Е.В. Чуева: Изд-во ДВГМУ, 2016. – 55 с.

 

Учебное пособие включают цели и порядок проведения практики, тестовые задания с эталонами ответов для самопроверки исходного уровня и для подготовки к зачету. В пособии указываются

формы контроля во время практики, приводятся схемы, облегчающие усвоение материала.

 

 

Утверждено центральным методическим советом ДВГМУ

в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся

по специальности «Фармация».

 


 

 

УДК 615.3 (075.8:076)

ББК 58.821 Я73

 

© Дальневосточный государственный

медицинский университет, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Согласно учебному плану подготовки провизоров, студенты 3-го курса фармацевтического факультета после 6-ого семестра проходят учебную практику по фармакогнозии в течение 20 рабочих дней, что составляет 120 часов практической работы. Такое значительное количество часов в учебном плане отведено практике по фармакогнозии в связи с возрастанием доли лекарственного растительного сырья (ЛРС), лекарственных препаратов растительного происхождения в ассортименте лекарственных средств. Медицинская промышленность и аптечная сеть используют около 300 видов ЛРС, заготовленного от дикорастущих и культивируемых лекарственных растений (ЛР).

В связи с этим изучение морфологических признаков ЛРС и производящих растений, приобретение умений по рациональной заготовке растительного сырья и его первичной обработке имеет большое значение в практической деятельности провизора. Знания и практические навыки по вопросам заготовки предусмотрены Федеральным Государственным образовательным стандартом для специалистов-провизоров. Во время практики формируются общекультурные и профессиональные компетенции.

Учебная практика по фармакогнозии проводится на базе кафедры путем выездов за город, интерактивных экскурсии в федеральные государственные учреждения «ДальНИИЛХ» (дендрарий) и «Заповедное Приамурье» с последующей обработкой материалов в учебной аудитории кафедры. Закрепление навыков культивирования (ЛР) осуществляется на базе коллекционного участка университета. Переработкой ЛРС студенты занимаются при выполнении индивидуальных заданий.

 

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ

Целью практики является формирование необходимых в работе провизора общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

При этом задачамипрактики являются:

· закрепление и углубление теоретических знаний по дикорастущим и культивируемым ЛР;

· приобретение практических умений и навыков по вопросам сбора, сушки, хранения и переработки ЛРС на основе рационального использования ресурсов ЛР;

· освоение основных приемов возделывания ЛР;

· развитие навыков в пропаганде знаний о ЛР.

Проведение учебной практики направлено на формирование следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций, предусмотренных ФГОС по специальности:

· готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);

· готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).

· готовность решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической и фармацевтической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

· готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);

· готовность к ведению документации, предусмотренной в сфере производства и обращения лекарственных средств (ОПК-6);

· готовность к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);

· способность к проведению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций (ПК-12);

· способность к организации заготовки лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений (ПК-17);

· способность к анализу и публичному представлению научной фармацевтической информации (ПК-21).

 

Для формирования соответствующих компетенций по окончании учебной практики студент должен

знать:

· характеристику сырьевой базы ЛР;

· общие принципы рациональной заготовки ЛРС и мероприятий по охране естественных эксплуатируемых зарослей ЛР;

· методы определения ресурсов дикорастущих ЛР;

· основные приемы возделывания ЛР;

· правила хранения, требования к качеству упаковки, маркировку ЛРС;

уметь:

· распознавать ЛР по внешним признакам в природе;

· отличать ЛР от возможных морфологически сходных с ними растений;

· собирать ЛРС различных морфологических групп с учетом рационального использования ресурсов;

· проводить первичную обработку и сушку ЛРС, приводить сырье в стандартное состояние;

· применять основные приемы возделывания ЛР;

· определять запасы и возможные объемы заготовок ЛРС;

· проводить определение основных числовых показателей методами, согласно действующим требованиям;

· проводить статистическую обработку и оформление результатов фармакогностического анализа, делать заключение о доброкачественности ЛРС в соответствии с действующими требованиям;

· осуществлять поиск научной информации для решения профессиональных задач;

· анализировать научную информацию и публично представлять её;

владеть навыками:

· идентификации ЛР по внешним признакам в живом и гербаризированном видах;

· гербаризации растений;

· интерпретации результатов анализа ЛРС для оценки его качества.

 

Логическая структура практики представлена в приложении.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИКЕ

3.1 Перечень знаний, умений и навыков,

сформированных предшествующими дисциплинами,

которые необходимы для практики

Из дисциплины «Латинский язык» необходимо знать основную фармацевтическую терминалогию на латинском языке, владеть навыками чтения и письма фармацевтических терминов на латинском языке.

Из дисциплины «Ботаника» необходимо

знать:

- основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений;

- основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений;

- основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме;

- основы экологии растений, фитоценологии, географии растений;

уметь:

- проводить описание фитоценозов;

- проводить анатомо-морфологическое описание и определение растений по гербариям;

- гербаризировать растения;

владеть:

- ботаническим понятийным аппаратом;

- навыками постановки предварительного диагноза систематического положения растений;

- навыками сбора растений и их гербаризации;

- методами описания фитоценозов и растительности с целью диагностики лекарственных растений и их примесей;

- методами исследования растений с целью диагностики ЛР и их примесей.

 

Из дисциплин «Фармакогнозия» и «Стандартизация ЛРС» необходимо знать:

- номенклатуру ЛРС и лекарственных препаратов растительного и животного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике;

- характеристику сырьевой базы ЛР;

- общие принципы рациональной заготовки ЛРС и мероприятий по охране эксплуатируемых зарослей ЛР;

- основные сведения о распространении и ареалах ЛР, применяемых в медицинской практике;

- основные пути и формы использования ЛРС в фармацевтической практике и промышленном производстве;

- систему классификации ЛРС (химическая, фармакологическая, ботаническая, морфологическая);

- требования к упаковке, маркировке и хранению ЛРС в соответствии с НД;

уметь:

- определять ЛРС в цельном и измельченном виде;

- использовать макроскопический и микроскопический методы анализа для определения подлинности ЛРС;

- распознавать примеси посторонних растений при анализе ЛРС;

владеть:

- навыками идентификации ЛР по внешним признакам в гербаризированном виде.

3.2 Тестовые задания для самоподготовки к практике

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Объем учебной практики и виды работы

Вид работы Всего часов/ зачетных единиц  
 
Практическая работа (всего), в том числе: 120/3,4  
Практическая работа на коллекционном участке, в дендрарии, аудитории 90/2,7  
Интерактивные экскурсии, в том числе выезды 30/0,7  
Самостоятельная работа (всего), в том числе 60/1,6  
Выполнение индивидуального задания    
Подготовка к занятиям    
Подготовка к промежуточной аттестации    
Вид промежуточной аттестации зачет  
Общая трудоемкость час.    
зач.ед.    

Темы практики, их содержание и количество часов

п/№ Тема Содержание Кол-во часов
       
  Введение Знакомство с программой, календарным планом, техникой безопасности, индивидуальными заданиями.  
  Дикорастущие ЛР различных мест обитания Определение ЛР и растений морфологически сходных с ними в различных растительных сообществах (лес, поле, луг, болото и т.д.), сбор образцов растений для гербаризации. Оформление дневника.  
  Растения дендрария   Интерактивная экскурсия по дендрарию. ЛР и морфологически сходные с ними растения, произрастающие в дендрарии. Знакомство с растениями разных географических зон, интродуцированных в дендрарии, с растениями Красной книги. Сбор растений для гербаризации. Помощь дендрарию в благоустройстве территории. Оформление дневника.    
       
       
  Культивирование ЛР   Интерактивная экскурсия по коллекционному участку университета. Работа по возделыванию растений на коллекционном участке. Сбор растений для гербаризации. Оформление дневника.  
  Ресурсоведческие исследования Составление плана ресурсоведческих исследований. Обработка материала, собранного во время выездов. Расчет урожайности, эксплуатационного запаса, возможного ежегодного объема заготовок с учетом восстановления зарослей ЛР. Решение ситуационных задач.  
  Основы заготовительного процесса Сбор ЛРС, его первичная обработка, сушка, приведение в стандартное состояние. Знакомство с условиями хранения ЛРС, нормативными документы по хранению ЛРС, требованиями к упаковке.  
  Фармакопейный анализ ЛРС Анализ аналитической пробы собранного ЛРС, оформление результатов анализа. Решение ситуационных задач.  
  Выполнение индивидуальных заданий. Работа с определителями растений Работа с заложенным гербарием, оформление гербария ЛР и/или растений морфологически сходных с ними, заготовленного ЛРС. Работа с определителями растений. Оформление дневника.  
  Конференция по итогам практики Отчет о проделанной работе во время практики, защита выполненных индивидуальных заданий.  
  Зачетное занятие    

Формы практической деятельности

1. Интерактивные экскурсии в различные растительные сообщества, дендрарий. Определение ЛР и растений морфологически сходных с ними в природе.

2. Работа с определителями растений.

3. Сбор растений для гербаризации, их определение и фиксирование.

4. Монтировка и оформление гербария.

5. Сбор, первичная обработка, сушка ЛРС. Приведение сырья в стандартное состояние.

6. Проведение ресурсоведческих исследований. Определение урожайности ЛРС.

7. Работа по выращиванию растений на коллекционномучастке кафедры.

8. Выполнение индивидуальных заданий.

9. Анализ аналитической пробы ЛРС.

10. Решение мануальных и виртуальных ситуационных задач.

11. Работа с сырьем, заложенным на хранение, и гербарным фондом кафедры.

Список рекомендуемой литературы

1. Государственная фармакопея Российской Федерации, XIII издание, т. 3.- М.: ФЭМБ, 2015.- 1294 с.

2. Государственная Фармакопея СССР, XI издание, вып. 2.- М.: Медицина, 1989. - 400 с.

3. Красная книга Хабаровского края: Редкие и исчезающие виды растений и животных: официальное издание/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН.- Издательский дом «Приамурские ведомости»,2008. – 632с.

4. Муравьева Д.А. Фармакогнозия/ Д.А. Муравьева, И.А. Самылина, Г.П. Яковлев.- М.: Медицина, 2007.- 656 с.

5. Определитель растений Приморья и Приамурья/ Воробьев Д.П., Ворошилов В.Н. и др. - М.-Л.: Наука, 1966. – 490 с.

6. Правила сбора и сушки лекарственных растений/ сборник инструкций. - М.: Медицина, 1977.- 328 с.

7. Руководство по стандартизации лекарственных средств/ под ред. Р.У. Хабриева, В.Л. Багировой, В.Б. Герасимова.- М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006.- 352 с.

8. Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения учебное пособие / под ред. Г.П. Яковлева.- 2-е изд., испр. и доп СПб: Спецлит, 2010. – 863 с.

9. Яковлев Г.П. Ботаника/ Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько, В.И. Дорофеев.– СПб.: СпецЛит, 2008.– 687 с.

10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н (в ред. приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 1221н) «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

11. Федеральный закон Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Список рекомендуемых пособий кафедры

1. Интродукция и культивирование [Текст]: учебное пособие/ сост.: О.Н. Борисенко, Е.В. Чуева, Н.В. Матющенко; ДВГМУ. – 2016. – 61 с.

2. Особенности заготовки и анализа дальневосточных видов лекарственного растительного сырья [Текст]: учебное пособие/ сост.: Т.А. Степанова, Е.В. Чуева; ДВГМУ. –2015. – 53 с. – электронный вариант

3. Описательная морфология растений: методическое пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы/ сост.: Д.Ю. Цыренова, Е.В. Чуева; ДВГМУ. – 2016. - 80с.

4. Определитель растений: учебное пособие/ сост.: Д.Ю. Цыренова, Е.В. Чуева; ДВГМУ. – Хабаровск: Изд. ГОУ ВПО ДВГМУ, 2004.- 111с.

5. Ресурсоведение лекарственных растений. Определение урожайности и запасов сырья: методическое пособие для самостоятельной работы студентов/ сост.: Т.А Степанова, Е.В. Чуева; ДВГМУ. – 2016.- 47 с.

6. Фармакогнозия в тестовых заданиях: учебное пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов фармацевтического факультета/ сост.: Т.А. Степанова, Е.В. Чуева, Е.В. Михайлова; ДВГМУ. – Хабаровск: Изд. ДВГМУ, 2011. - 301с.

 

Материально-техническое обеспечение учебной практики

- аудитории № 304, 310 оснащённые лабораторными столами,

- аптечка первой медицинской помощи,

- маскитные рубашки,

- папки для сбора гербарного материала,

- гербарные сетки (прессы) для сушки гербария, веревки для перетягивания их,

- рубашки и прокладки из газетного материала,

- белые прочные нитки, ножницы с острыми концами, бритва, ручка, блокнот, ка­рандаш простой, линейка, иголка, шило,

- картон, полиэтиленовая пленка, этикетки для гербария,

- инвентарь для работы на коллекционном участке и заготовки ЛРС (лопаты, грабли, секаторы, лейки и т.п.),

- мешки для сбора ЛРС,

- площадки для определения урожайности ЛРС,

- компьютер, принтер, мультимедийные установки, оверхед,

- бинокулярные лупы,

- химическая посуда, набор реактивов,

- гербарий,

- таблицы по темам учебной практики.

 

 

ТЕМА

ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИКУ

Целевые задачи:

- знакомство с целями, задачами и программой практики, с обязанностями в период прохождения практики, с ведением и оформлением дневника, с содержанием индивидуальных заданий, техникой безопасности.

Обязанности студента в период прохождения практики

1. Студент в период прохождения практики включается в расписание работы кафедры, выполняет работу в соответствии с календарным планом и заданием руководителя, соблюдая правила техники безопасности.

2. Продолжительность рабочего дня составляет 6 часов.

3. Пропуск дней практики, независимо от их причин, компенсируется дополнительной работой путем продления календарных сроков практики.

4. Во время практики студент ведет дневник, выполняет индивидуальные задания, предусмотренные программой практики.

5. Для выполнения заданий во время интерактивных экскурсий студент должен иметь с собой гербарную сетку с газетами, тканевые мешочки для ЛРС, ножницы, копалку, карандаш (ручку), блокнот.

6. Для выполнения задания по ресурсоведению студент должен иметь с собой рулетку, ножницы, тканевые мешочки для сырья, квадрат-рамка для закладки площадки, карандаш (ручку), блокнот.

7. По окончании практики студент сдает руководителю отчетные материалы:

- дневник;

- индивидуальные задания;

- отчет о прохождении практики.

8. В конце практики студент обязан сдать зачет руководителю практики.

Невыполнение студентом программы практики, индивидуального задания и получения неудовлетворительной оценки расценивается как невыполнение обязательного этапа учебного плана.

Правила ведения и оформления дневника практики

Дневник является официальным документом, который каждый студент должен предоставить преподавателю по окончании практики. Без дневника практика не засчитывается, точно так же, как неудовлетворительное или несвоевременное его оформление.

В дневнике отражается работа во время практики, содержание интерактивных экскурсий, описание растений.

Заполнение дневника студентом

производится ежедневно.

 

Дневник начинается с титульного листа, который оформляется по нижеприведенной форме:

 

МИНЗДРАВ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра фармакогнозии и ботаники     ДНЕВНИК учебной практики по фармакогнозии студентки(а) 3 курса _______группы фармацевтического факультета Ф.И.О.   Руководитель практики ­­__________________ Время прохождения практики с ____________по ____________  

 

Далее заполняется график работы по форме:

Дата Время Краткое содержание работы Подпись руководителя
       

 

1. Описание ЛР (дикорастущих и культивируемых) делается по следующему плану:

- латинские и русские названия производящего растения, семейства и сырья;

- описание производящего растения с указанием морфологических признаков, характерных для данного семейства, рода, вида, отличие от морфологически сходных растений;

- характеристика местообитания растения;

- время и особенности сбора сырья;

- первичная переработка сырья;

- сушка ЛРС;

- приведение ЛРС в стандартное состояние.

В день описывается по два растения. Всего необходимо привести описание не менее 30 ЛР, которые встретились во время практики. Морфологическое описание растения рекомендуется проводить в соответствии со схемой 1 (прил.). Описание желательно сопровождать микрогербарием, рисунком или фотографией ЛР и растения морфологически сходного с ним.

2. Описание сырья, заготовленного по индивидуальному заданию проводится по плану:

- латинское и русское название сырья;

- латинское и русское название производящего растения и семейства;

- место сбора сырья (географический пункт и характеристика места обитания);

- погодные условия накануне и во время сбора;

- дата сбора, часы сбора;

- проведение первичной обработки сырья (если она проводилась);

- условия и продолжительность сушки;

- приведение сырья в стандартное состояние (если оно проводилось).

3. Описание интерактивной экскурсии (выезда) выполняется по следующей схеме:

- географический пункт;

- краткая характеристика растительного сообщества;

- перечень ЛР и морфологически сходных с ними растений;

- перечень определенных видов, не используемых в официнальной медицине.

Перечни растений приводятся в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Растения, произрастающие в окрестностях

географического пункта __________________

Название вида (рода) растения Семейство
лекарственные растения
   
растения, не используемые в официнальной медицине
   

Таблица 2

Морфологически сходные растения с лекарственными,

произрастающие в окрестностях географического пункта

___________________________

Название вида (рода) морфологически сходного растения Семейство Название ЛР
     

Названия растений и семейств должны быть приведены на русском и латинском языках.

При описании экскурсии указать, какие виды растений и ЛРС были собраны для гербаризации и сушки.

4. Определение собранных растений по определителям. За время практики необходимо определить 6 растений.

5. Характер и объем работы по уходу за растениями (прополка, рыхление и т.д.) на коллекционном участке и в дендрарии.

 

ТЕМА

ТЕМА

РАСТЕНИЯ ДЕНДРАРИЯ

Целевые задачи:

- закрепить знания по мероприятиям, направленным на охрану растительных ресурсов, полученные на практических занятиях;

- научиться выявлять ЛР в живом виде, в т.ч. интродуцированные в дендрарии;

- закрепить навыки, полученные на практических занятиях по морфологическому описанию и определению растений.

Задание для самоподготовки

Повторите из теоретического курса фармакогнозии следующие вопросы.

1. Определение понятий: охрана природы, интродукция.

2. Мероприятия, направленные на охрану растительных ресурсов.

3. Дендрарий: определение, задачи.

4. Красные книги различных уровней. ЛР Дальнего Востока, занесенные в Красные книги.

Практическая работа

1. Интерактивная экскурсия по дендрарию. Все наблюдения во время экскурсии записываются в блокнот.

2. Выявление ЛР, произрастающих на территории дендрария, в т.ч. интродуцированных и занесенных в Красные книги различного уровня.

3. Определение растений с помощью определителей.

4. Работа по благоустройству дендрария.

5. Оформление дневника.

В дневнике необходимо привести перечни растений, выявленных во время экскурсии, перечислить виды работ по благоустройству дендрария. Списки растений оформить в виде таблиц (см стр. 21), выделить названия интродуцированных растений и растений, занесенных в Красную книгу.

ТЕМА

КУЛЬТИВИРОВАНИЕ ЛР

Целевые задачи:

- получить навыки по возделыванию ЛР.

 

Задание для самоподготовки

Повторите из теоретического курса ботаники и фармакогнозии следующие вопросы.

1. Культивирование растений: определение, принципы введения растений в культуру. Перечень культивируемых ЛР.

2. Способы размножения растений.

3. Общие приемы возделывания ЛР.

4. Морфологическая характеристика растений семейств: Apiaceae, Lamiaceae, Solanaceae, Asteraceae,

По заданию преподавателя подготовьте сообщение о приемах возделывания ЛР.

Примерный план сообщения:

- биологические особенности растения, которые необходимо учитывать при выращивании;

- способы размножения;

- способы подготовки посадочного материала и посева;

- приемы ухода за растением и сбора ЛРС.

 

Практическая работа

1. Интерактивная экскурсия по коллекционному участку.

2. Работа по посеву, уходу за растениями и сбору сырья.

3. Сбор сырья и растений участка для гербаризации.

4. Оформление дневника.

В дневнике необходимо привести перечень ЛР, произрастающих на коллекционном участке; в списке выделить растения, которые культивируются; перечислить виды выполненных работ по посеву и уходу за растениями.

ТЕМА

ТЕМА

ОСНОВЫ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Целевые задачи:

- научиться производить заготовку ЛРС с учетом рационального использования растительных ресурсов.

 

Задание для самоподготовки

Повторите из теоретического курса фармакогнозии и стандартизации ЛРС следующие вопросы.

1. Заготовительный процесс ЛРС, нормативные документы по заготовке ЛРС.

2. Характеристика этапов заготовительного процесса: время и приемы сбора, первичная переработка ЛРС, сушка, приведение в стандартное состояние.

3. Упаковка, маркировка и хранение ЛРС (см. схему 5 приложения).

4. Правила заготовки ЛРС дальневосточных растений.

По заданию преподавателя составьте инструкцию по заготовке ЛРС (см. схему 4 приложения).

 

Практическая работа

1. Заготовка ЛРС различных морфологических групп. В соответствии с заданием, каждый студент заготавливает 2-3 вида ЛРС. Масса высушенного ЛРС должна составлять не менее 1,5 кг. Из этой массы ЛРС затем отбирается аналитическая проба (см. тему «Фармакогностический анализ ЛРС»).

Заготовленные виды ЛРС сдаются руководителю в матерчатых мешочках. Мешочек должен быть оформлен двумя этикетками - одна этикетка пришивается, другая - вкладывается в мешок.

 

Содержание этикетки

Наименование сырья __________________ Дата заготовки __________________ Место заготовки __________________ (район, местообитание) _________________ Фамилия сборщика _________________

2. Работа с нормативными документами по хранению ЛРС и с ЛРС, заложенным на хранение. Исследование ЛРС на наличие вредителей запасов.

3. Оформление дневника.

 

В дневнике необходимо отразить нормативные документы по хранению ЛРС, условия хранения ЛРС; виды упаковки сырья и требования к ней. Выполнение индивидуального задания отражается в дневнике по форме, приведенной на стр. 20.

ТЕМА

ФАРМАКОПЕЙНЫЙ АНАЛИЗ ЛРС

Целевые задачи:

- закрепить навыки проведения фармакопейного анализа ЛРС.

 

Задание для самоподготовки

Повторите из курса фармакогнозии и стандартизации ЛРС следующие вопросы.

1. Фармакопейный анализ: определение, методы, цель проведения.

2. Правила отбора проб ЛРС на анализ. Анализ проб для проведения испытаний.

3. Методы определения подлинности и доброкачественности ЛРС.

Практическая работа

1. Анализ аналитической пробы ЛРС для определения подлинности, измельченности и посторонних примесей, оформление результатов анализа.

Аналитическая проба отбирается из заготовленного ЛРС. Отобранная проба сдается в матерчатом мешочке с этикеткой, содержание которой приведено ниже.

 

Содержание этикетки

Наименование сырья ___________________ Масса аналитической пробы __________ № партии ___________________ Масса партии ___________________ Дата отбора пробы ___________________ Дата сбора ЛРС ___________________ Фамилия аналитика, отобравшего пробу ___________________

Аналитическая проба должна сопровождаться протоколом испытания. Протокол испытания оформляется на отдельном листе. Форма протокола приведена в приложении 6.

2. Решение ситуационных задач.

Образцы ситуационных задач

1. При анализе цельного сырья мяты установлено содержание эфирного масла – 1,5 %; влаги – 7,5 %; золы общей – 12,5 %; золы, нерастворимой в хлористоводородной кислоте – 4,5 %; частиц, проходящих сквозь сито с отверстиями размером 0,5 мм – 17,0 г; почерневших листьев – 15 г; стеблей – 20,2 г. Органической и минеральной примеси не обнаружено. Сделайте заключение о доброкачественности сырья.

2. При анализе цельного сырья чабреца установлено содержание экстрактивных веществ, извлекаемых 30 % спиртом – 20,1 %; экстрактивных веществ, извлекаемых водой – 19,8 %; влаги – 11,8 %; золы общей – 9,5 %; золы, нерастворимой в хлористоводородной кислоте – 3,4%; частиц, проходящих сквозь сито с отверстиями размером 3 мм – 17,3 г; кусочков стеблей толщиной более 0,5 мм – 25,1 г. Органической и минеральной примеси не обнаружено. Сделайте заключение о доброкачественности сырья.

3. При анализе цельного сырья крапивы установлено содержание влаги – 10,5 %; общей золы – 19,1 %; золы, нерастворимой в хлористоводородной кислоте – 1,4 %; частиц, проходящих сквозь сито с отверстиями размером 3 мм – 10,3 г; листьев почерневших– 15,0 г; органической примеси – 2,5 г. Минеральная примесь не обнаружена. Сделайте заключение о доброкачественности сырья.

4. В лабораторию для проведения полного фармакопейного анализа поступило цельное ЛРС тысячелистника обыкновенного.

Приведите алгоритм проведения полного фармакопейного анализа поступившего ЛРС по схеме:

- перечислите методы фармакопейного анализа, которые будут проведены;

- укажите массы проб ЛРС для испытаний;

- перечислите показатели нормативного документа, которые будут в них определяться.

5. В лабораторию для проведения полного фармакогностического анализа поступило сырье подорожника большого цельное.

Приведите алгоритм проведения полного фармакопейного анализа поступившего ЛРС по схеме,

6. В лабораторию для проведения полного фармакопейного анализа поступило цельное сырье аира болотного.

Приведите алгоритм проведения полного фармакопейного анализа поступившего ЛРС по схеме, приведенной выше.

ТЕМА

ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ

Формой аттестации по практике учебным планом предусмотрен зачет.

Для получения итоговой оценки по практике студент представляет дневник, отчет о прохождении практики, выполненные индивидуальные задания и сдает зачет.

Каждый студент во время практики должен выполнить следующие индивидуальные задания:

- смонтировать 5 гербариев ЛР и растений морфологически сходных, 5 гербариев представить в «рубашках»;

- заготовить 1,5 кг ЛРС (сухого); подготовить аналитическую пробу ЛРС, провести ее анализ, оформить результаты анализа;

- определить 6 “неизвестных” растений по определителю;

- подготовить сообщение о правилах возделывания ЛР;

- составить инструкцию по заготовке ЛРС;

- подготовить информация о ЛР (происхождение названия, легенды, исторические факты использования и т.п.).

Отчет по практике оформляется на отдельных листах формата А4. Образец оформления отчета приведен ниже.

 

 

  МИНЗДРАВ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра фармакогнозии и ботаники   ОТЧЕТ о прохождении учебной практики по фармакогнозии студентки(а) 3 курса _______группы фармацевтического факультета Ф.И.О.     Далее текст отчета    

Отчет должен содержать следующую информацию:

- время прохождения практики;

- место и условия прохождения практики, возможность выполнения программы практики;

- перечень сформированных компетенций во время практики;

- перечень приобретенных умений и навыков; выполненных работ во время практики;

- перечень выполненных студентом индивидуальных заданий;

- положительные стороны организации практики;

- замечания и пожелания по организации практики и др.

В конце отчета ставится дата и подпись студента.

Структура зачета:

- тестирование;

- собеседование по вопросам практики;

- решение ситуационных задач.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПРАКТИКИ

Образцы тестовых заданий

1-2.ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТЕНИЕ ВРЕМЯ ЗАГОТОВКИ
  1) ромашка зеленая 2) багульник болотный A) начало вегетации Б) бутонизация В) цветение Г) плодоношение Д) конец вегетации
3-4. ВРЕМЯ ЗАГОТОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТЕНИЕ
  1) цветение 2) плодоношение A) мать-и-мачеха Б) калина Саржента В) аралия маньчжурская Г) одуванчик лекарственный Д) крапива двудомная
5-6. ВРЕМЯ ЗАГОТОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТЕНИЕ
  1) начало цветения 2) плодоношение A) Capsulla bursa-pastoris Б) Taraxаcum officinalis В) Viburnum opulus Г) Calendula officinalis Д) Tussilago farfara  
7-8. ВРЕМЯ ЗАГОТОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТЕНИЕ
  1) начало плодоношения 2) цветение A) Aralia mandshurica Б) Tussilago farfara В) Tilia cordata Г) Sorbus aucuparia Д) Menyanthes trifoliata
9-10. ВРЕМЯ ЗАГОТОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТЕНИЕ
  1) плодоношение 2) цветение - до растрескивания плодов A) Chelidonium majus Б) Capsulla bursa-pastoris В) Plantago major Г) Rosa rugosa Д) Betula pendula
     

11. Описание: водно-болотная многолетняя трава с толстым корневищем, листья на длинных черешках тройчаторассеченные, соцветие – метелка с белыми цветками на длинном цветоносе – соответствует виду

1) синюха голубая

2) валериана лекарственная

3) вахта трехлистная

4) аир болотный

5) багульник болотный

 

12. Описание: кустарник с двумя типами цветков в соцветии: краевые – крупные, бесплодные, центральные – более мелкие плодущие; листья супротивные – соответствует виду

1) калина обыкновенная

2) рябина обыкновенная

3) элеутерококк колючий

4) облепиха крушиновидная

5) боярышник даурский

 

13. Описание: небольшое дерево с серой корой, мужские цветки в сережках с гибкой осью, а женские – в коротких сережках, которые к моменту созревания плодов деревенеют и становятся похожими на «шишки» – соответствует виду

1) дуб обыкновенный

2) береза повислая

3) ольха серая

4) сосна обыкновенная

5) калина Саржента

14. Описание: дерево с простыми широкояйцевидными листьями с серцевидным основанием, цветки с обильным нектаром, душистые; при соцветии имеется пленчатый прицветник – соответствует виду

1) береза повислая

2) липа сердцевидная


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.244 с.