Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-07-01 | 228 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Методическое пособие по разработке программы
«Формирование экологической культуры, здорового
И безопасного образа жизни» в рамках ФГОС
(начальная школа)
Санкт Петербург
Печатается на основании требований ФГОС для начальной школы, в
соответствие с решением кафедры социального здоровья школьников и РИС ЛОИРО.
Г. Е. Гун, д-р мед. наук, проф., засл. врач РФ; зав. кафедрой социального здоровья школьников, декан факультета менеджмента в образовании ЛОИРО
Рецензенты: В.П. Чащин, д-р мед. наук, проф., лауреат Государственной
премии, директор Северо-Западного центра общественного здоровья;
Т.А. Загривная, канд. пед. наук, доцент кафедры управления и экономики в образовании ЛОИРО.
Методическое пособие по разработке программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» в рамках ФГОС: учеб.-метод. пособие / Г.Е.Гун. – СПб.:ЛОИРО,2012. – 160 с.
В методическом пособии изложены основные рекомендации по разработке программы « Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» в начальной школе, работающей по программам ФГОС. Последовательно рассматривается формы проведения мониторинга, выявление «разрывов» между тем, что имеется в образовательном учреждении и тем как должно быть исходя из современной нормативно-правовой базы. Анализируются формы формирования экологической культуры, здоровья и безопасного образа жизни в свете требований нового стандарта образования.
Пособие содержит информационный материал, который поможет педагогу проводить работу по данному направлению в свете современных требований. Информация, содержащаяся в пособии, будет полезной для учителей начальной школы, а также в целом педагогическим коллективам образовательных учреждений.
|
Ленинградский областной институт
развития образования (ЛОИРО), 2012
Введение
В настоящее время особое внимание уделяется модернизации российского образования, главная цель которой – повышение качества образования. Возможные пути решения данной проблемы основаны на научных инновациях, новых педагогических идеях и технологиях.
В соответствии с национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации 01 июня 2012 г. № 761, главной целью является определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Исходя из понимания Стратегии, наша страна выбирает здоровье и долголетие нации!
Здоровье выступает как мера качества жизни, здоровье нации – это конечный результат в политике государства, создающего возможность гражданам относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности, как к основе продления здорового рода, сохранения, совершенствования трудового потенциала, так и к развитию генофонда, творчества и духовности человека.
Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Культура здоровья в любом обществе – это часть видения обществом самого себя и его членов. Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело. В V веке до н.э. Перикл говорил, что «здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды».
|
При происходящих коренных изменениях в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях, при этом помнить, что многие открытия тысячелетней давности актуальны и сегодня. Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Анализ физического и психологического самочувствия подрастающего поколения выявил взаимосвязь между возрастом и состоянием здоровья обучающихся. Чем старше возраст школьников, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера, тем больше доля ребят, имеющих хронические заболевания, тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества, беспокойства и психологический дискомфорт. В результате социально-экономических изменений 90-х годов прошлого столетия во многом были потеряны профилактические элементы системы советского здравоохранения, признанные в 70-е годы одним из лучших в мире.
Вследствие этого, в обществе здоровье, как ценность, стало носить в большей степени декларативный характер, что повлекло ослабление механизма поведения, направленного на сохранение здоровья, и явилось одним из факторов роста заболеваемости и смертности населения. Особенно это сказалось на ухудшении показателей здоровья у подрастающего поколения.
Уровень здоровья обучающихся с 1 по 11 класс стал резко снижаться и происходит это именно в школьные годы. Необходимость усиления работы по сохранению и укреплению здоровья детей очевидна. Как разным растениям нужен специальный уход, так и каждому ребенку необходим адресный подход к коррекции выявляемых функциональных отклонений.
И это несмотря на то, что о современном человеке сейчас пишут и говорят многие ученые, фиксируя, например, и у детей, и у взрослых недостаток ответственности, повышенную тревожность, агрессивность, качественные сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни и пр.
И все же следует признать, что до сих пор не определен объем и характер изменений, не выявлены все тонкости и особенности развития именно современного человека, его способности и возможности как деятельного субъекта. Сегодня, уважаемые коллеги, мы реально столкнулись с очень сложной ситуацией, которая требует дифференцированного исследования, осмысления и понимания факторов риска для здоровья детей.
|
В процессе взросления проявляется множество факторов, негативно влияющих на образ жизни детей, и как результат, на состояние их здоровья. Один из них – это вредные привычки, прежде всего курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ. За последние годы отмечаются тенденции к омоложению и феминизации этих процессов. Данное положение объясняется многими причинами. В том числе и ситуацией, сложившейся в системе научных знаний. В частности, отсутствием соответствующих теоретических подходов, а также новых сквозных методик и рядом других обстоятельств, анализ которых не входит сейчас в нашу задачу. Но факт налицо – как это ни обидно, приходится признать, что нами до сих пор все еще не исследованы и не исследуются в должной мере характер и направленность изменений, отличающих современных людей: растущих, молодых, зрелых, пожилых, старых. Между тем общество не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом структурные характеристики его изменились. Поэтому необходим дифференцированный анализ, раскрывающий, как и что воспринимает современный человек в разных группах, в разном возрасте: на что рефлексирует, какие образы у него формируются, как изменяется его мотивационно-потребностная сфера, как на него воздействует окружающая действительность, как он действует и каковы возможности действия разных групп людей. На систему образования возлагаются в этом большие надежды, особенно при переходе на ФГОС.
Во многих образовательных учреждениях осуществляется углубленная подготовка обучающихся по отдельным программам. Это обусловлено существованием социального заказа, как со стороны самих детей, так и их родителей. В настоящее время современные учреждения образования работают в режимах функционирования и развития одновременно. Стремление достигнуть высоких успехов в усвоении разносторонних аспектов социального опыта часто выходит на первый план, не учитывая других важных аспектов развития человека.
|
Однако, общеизвестно, что гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из важнейших предпосылок гармоничного развития является сохранение и укрепление здоровья человека. Деятельность обучающихся в образовании сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам, что определяет необходимость учёта фактора здоровья в её организации. Таким образом, здоровье детей является важным условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении обучающими заданного уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. В то же время, статистические данные по состоянию здоровья детей показывают, что меры по здоровьесбережению, принимаемые в практике образования, недостаточно эффективны. Стремительное ухудшение здоровья детей и педагогов диктует необходимость поиска механизмов приостановки этой тенденции, которая в значительной мере препятствует развитию ребёнка, целостному и устойчивому формированию человека. Жизненно необходимым условием для развития личности становятся инновационные педагогические подходы, позволяющие осуществить воспитание потребности в сохранении и укреплении здоровья как ценности. В их ряду следует назвать системный здоровьесберегающий педагогический подход, осуществление которого будет способствовать воспитанию здоровых, социально активных людей, способных к творческому преобразованию окружающей среды. Необходимо понять причины ухудшения здоровья школьников и работать над их устранением. Еще К. Прутков говорил: «Зри в корень».
Среди причин ухудшения состояния здоровья школьников можно выделить некоторые из них: социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми;
· увеличение учебной нагрузки в связи с изменением программ, введением ЕГЭ, ростом требований к уровню подготовки выпускников;
· недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психологическим особенностям детей;
· рост числа обучающихся, входящих в группу риска по употреблению ПАВ;
Чтобы улучшить состояние здоровья обучающихся необходимо объединение усилий педагогов, врачей, психологов и родителей. Актуальным для коллектива стало формирование здоровьсберегающего пространства школы и формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
|
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей.
В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента (проводника) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов – в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. Это приводит к:
- недостаточной эффективности имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- высокому риску бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
- распространенности семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
- низкой эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенности практики лишения родительских прав и социального сиротства…;
- нарастанию новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
- отсутствию действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно…;
Для максимальной реализация потенциала каждого ребенка в Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности…
… Сбережение здоровья каждого ребенка. В Российской Федерации должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях…
Реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии…
… Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей. Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей. Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий (исповедование), средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
…Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста.
… Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.
Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
… Восстановление медицинских кабинетов в общеобразовательных учреждениях.
Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков…
…Обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через сеть «Интернет», телефоны службы анонимного консультирования.
Привлечение институтов гражданского общества, развитие волонтерского движения в целях решения проблем, связанных с формированием у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни и получением поддержки и помощи в ситуациях, связанных с риском причинения вреда здоровью…
…Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий «школа здоровья» на все образовательные учреждения, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.
Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций.
…Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.
Необходимо проведение мероприятий по:
- активизации деятельности центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек;
- реализации программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни;
- проведению мониторинга по стандартной оценке качества жизни ребенка, включая эмоциональный, коммуникативный и психосоматический компоненты;
- внедрению регулярного государственного мониторинга основных поведенческих рисков, опасных для здоровья детей и подростков;
- разработке системы мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка;
- разработке программы противодействия пропаганде молодежных суицидов в интернет-среде;
- ограничению (вплоть до полного запрета) скрытой рекламы табака, алкогольной продукции, привлекающей внимание детей и подростков;
- внедрению новых видов отдыха и досуга для подростков, исключающих традиции курения, употребления алкогольной продукции;
- обеспечению культурного, здорового досуга детей и подростков, проживающих в малых городах и сельской местности, в том числе в рамках реализации государственных целевых программ;
- активизации работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ;
- внесению в федеральное законодательство изменений, касающихся раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, а также оказания наркологической помощи несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте от 16 до 18 лет без их согласия по просьбе или с согласия их родителей (законных представителей);
- организации просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания;
- осуществлению мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования;
- обеспечению регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
…Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии «школа здоровья», являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях. Сокращение числа подростковых суицидов.
Для успешной реализации Национальной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на Правительство Российской Федерации и Росстат.
Ключевой проблемой для всех направлений охраны здоровья населения является формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, повышение престижности здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия; социальный и экономический мотив к сохранению и укреплению здоровья. Многие заболевания легко заранее профилактируются, и это не требует больших затрат. Зато лечение финальных стадий заболеваний обходится дорого, то есть все профилактические и здоровьесберегающие меры всегда выгодны. Если человек начинает вкладывать в системы сохранения здоровья раньше, то в целом на свое здоровье он тратит значительно меньше средств и времени. Наиболее приоритетным направлением является повышение уровня психофизического состояния здоровья, поддержание оптимальной работоспособности, профессионализма работающих, качества жизни населения и достижения индивидуумом генетически детерминированной продолжительности жизни, обеспечивающего в конечном итоге потребность к более здоровому образу жизни.
Исходя из требований национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы возрастает актуальность проблемы обучения обучающихся основам экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая продиктована значительным снижением уровня здоровья в России не только взрослого, но и детского населения. Только сознательное отношение к своему здоровью и воспитание ответственности за него, по нашему мнению, может вывести Россию из сложившегося тупика.
Школа и общество – «сообщающиеся сосуды». Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет задачи образования, приоритеты, требования к обучающемуся, структуре и содержанию образования. Проблема перезагрузки школы в последние годы отрицательно сказывается не только на ухудшающемся состоянии здоровья подрастающего поколения, но и экологическом образовании и воспитании. Дело в том, что экология стала появляться в школе (чаще в рамках регионального образовательного компонента) и, конечно, не успела обрести той устойчивости, которой обладали другие естественнонаучные дисциплины. Тем не менее, хорошо известный в мире консерватизм образования не позволил полностью уничтожить экологическое образование. В этом, несомненно, важную роль сыграли традиции русского образования: его фундаментальность и возможности использования его воспитывающей функции. Необходимо вооружить педагогов школ знаниями, необходимыми для формирования навыков здорового образа жизни. Прочно усвоенные навыки в детстве становятся привычкой, «второй натурой» и в определенный момент перестают контролироваться сознанием, переходят в подсознание. Человек уже не задумывается, не выбирает, как ему поступить. Усвоенные навыки делают его поведение автоматическим. Первичные корни добра и зла начинают формироваться с раннего детства именно в семейно-бытовых условиях на подражательной основе. Приобретенные навыки отрицательного свойства достаточно долго компенсируются в молодом возрасте запасом здоровья. И наиболее часто к здоровью начинают поворачиваться лицом лишь в позднем возрасте, в значительной степени потеряв его, став больным. Поэтому стратегической задачей является обеспечение детей здоровыми навыками, умениями, социальными установками, соответствующих их социальным ролям и условиями именно в семейной и образовательной среде силами родителей и педагогических работников.
Ученые отмечают чрезвычайное многообразие связей здорового образа жизни с различными сторонами общественной жизни, например: между образом жизни и здоровьем, культурой и здоровьем, между медицинскими знаниями и самовоспитанием личности, уровнем двигательной активности определенных социальных групп населения и обороноспособным потенциалом страны, уровнем развития образования, культуры и ее составной части – физической культуры и общественно-экономическими достижениями нации. Имеющиеся внешние и внутренние факторы риска оказывают существенное влияние на состояние здоровья детей и приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого до последнего года обучения. У большинства участников образовательного процесса не сформированы навыки экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которые смогли бы противодействовать этим факторам.
Следуя этому, общеобразовательная школа, наряду с обеспечением обучающихся необходимым уровнем знаний, должна формировать у них готовность к безболезненной интеграции во взрослое общество, к адекватному взаимодействию с социальной средой, к полноценному выполнению основных социальных функций, т. е. способность к социальной адаптации. Адаптация личности зависит от определенного резерва физических сил организма, а ее важнейшим интегральным показателем является состояние здоровья ребенка.
В этом плане воспитывать – значит вооружать воспитуемого способам удовлетворения потребностей, которые наиболее благоприятны для здоровья, устойчивы в конкуренции мотивов и вызывают положительные эмоции.
Поскольку здоровье есть функция воспитания, а не лечения, то основным средством научения здоровью является педагогика. Помимо семьи эту проблему решают воспитатели, преподаватели, медицинские работники.
Стандарт второго поколения, внедряемый в системе образования, обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Огромный ряд отдельных мероприятий: традиционные Дни Здоровья, третий час физкультуры, а также формируемые в школах программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в наших образовательных учреждениях.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, – актуальная задача современного образования. Мы много раз повторяем этот тезис, потому, что для многих из нас «жить здоровым – это здорово» не является актуальным.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни, а «знакомство» с вредными привычками ограничить на основании рекомендаций педагога-психолога или другого специалиста имеющегося в школе или населенном пункте. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Сформированный у ребенка адекватный стиль жизни позволит ему систематически его соблюдать. Это регулярная утренняя зарядка, занятия спортом, соблюдение режима дня, правильное отношение к приему пищи и питьевому режиму, к своим обязанностям, взаимоотношения с друзьями, родителями, близкими, природой и т.д. В образовательной среде навыки, по мере взросления ребенка, наращиваются и корректируются. В последние годы высоким остается процент людей, не занимающихся своим здоровьем. Конечно, отдельный человек не сможет повлиять на плохую экологию, но он очень хорошо может помочь своему организму справиться с ее вредным воздействием.
Экология и как наука, и как учебная дисциплина вне сомнения относится к культуре, представляющей собой совокупность всех сфер деятельности человеческого общества. Это общее представление о культуре, но есть и другой уровень организации культуры – область деятельности самого человека как индивидуума.
Итак, экологическая культура (cultura – возделывание, воспитание, развитие и т.д.) является широким межпредметным понятием, характеризующим гармоническое отношение человека с природой. К такому заключению можно прийти, основываясь на значительной литературе (Н. Моисеев, С. Глазачев, А. Мамзин, Э. Гирусов, Максаковский и др.). Иногда говорят о культуре в образовании как источнике знаний о природе, обществе, способах деятельности и т.д.
Как формируется культура человека (или, как мы говорим в обыденной жизни, его культурный уровень)? Многие исследователи задавали себе этот вопрос, и существует масса разнообразных ответов на него.
Представляется, что важнейшим условием формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни является развитие сознания – формирование стереотипов мышления.
История человека есть, прежде всего, история его взаимоотношений с природой, средой в которой он находиться. Будучи частью природы, человечество на всех этапах своего развития должно было гармонизировать с природой. Однако ход эволюционного процесса с неизбежностью приводил к отчуждению человека от природы, а иллюзия независимости от окружающей среды формировала антропоцентрическое мировоззрение. Именно последнее никогда не ограничивало возрастание масштабов использования ресурсов природы. Это приводило и приводит к разрушению природных экосистем, а значит, к качественному изменению отношений в системе природа-общество. Лишь в середине ХХ века пришло понимание того, что нормализация системы возможна лишь на основе соблюдения экологических законов и включения духовного фактора.
«Биосфера неизбежно превратится в ноосферу, т.е. в среду, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы человек – природа» (В.И.Вернадский). Это и определяет необходимость формирования экологического сознания.
Что же следует понимать под экологическим сознанием? Экологическое сознание – это устойчивая система взглядов, сформированная на основе экологического знания и нравственных убеждений, обеспечивающая экологические приоритеты личностного и социального поведения, способствующая формированию общего уровня культуры, в том числе и культуры здоровья.
К сожалению, до сих пор проблема экологического сознания рассматривается в узком аспекте – с позиций антропоморфизма, хотя справедливости ради следует отметить, что именно последнее сделало эту науку общественно значимой. Но парадокс заключается в том, что одновременно на второй план отошла фундаментальность экологии, без чего невозможно кардинальное решение вновь рождающихся экологических проблем.
В результате экологическое воспитание испытывает массу трудностей и недостаточно эффективно, а российская действительность постоянно дает примеры попрания экологических приоритетов (разбой в природе не только физических, но и юридических лиц, ломка системы природоохранных служб, наконец, отсутствие экологии в образовательных стандартах и первого, и второго поколений). Разработчики ФГОС устранили имевшее место упущение (хотя с значительным опозданием) и внесли дополнительно это направление в формирование программы. Экологическое воспитание должно выстраиваться на определенной методологической основе. Таковой, бесспорно, является современная экологическая парадигма, утверждающая ведущую роль живого в вещественном и энергетическом процессах на всех уровнях организации живых и биокосных систем.
Формируя экологическую культуру, здорового и безопасного образа жизни, нельзя не сказать о таком важном его результате, как социализация личности. Эта проблема по сути дела всегда присутствовала в образовании, была социально детерминирована и часто идеологизирована.
Нам представляется важным обратить внимание на то, что уже более 100 лет назад на значимость социализации указывал немецкий педагог Вильгельм Лай. В созданной им «школе действия» в качестве вспомогательной для педагогики дисциплины он указывал биологию, а в ней на первое место ставил экологию (!). Естественно, что в течение века социализация была предметом косвенного внимания многих философов (например, А. Швейцер, Тейяр-де-Шарден, Л. Гумилев и др.) или прямого исследования. Тем не менее, до сих пор нет согласия в отношении понимания социализации. Мы уже указывали на это, склоняясь к идее У. Бронфенбреннера, понимающего социализацию как совокупность всех социальных процессов. Это позволяет нам утверждать, что «экология» является весьма благоприятным основанием для успеха социализа
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!