Основные закономерности возрастного развития — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основные закономерности возрастного развития

2017-07-01 321
Основные закономерности возрастного развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка откло­нения в развитии, важно не только иметь представление об их при­чинах, но и знать основные закономерности нормального психомо­торного развития.

Психическое развитие осуществляется под влиянием биологи­ческих и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соот­ношение этих факторов в формировании различных функций неод­нозначно. Становление таких жизненно важных функций, как регу­ляция дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами (гене­тической программой развития). Формирование же функциональ­ных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в зна­чительной степени обусловлено особенностями социального окру­жения, обучения и воспитания.

Л. С. Выготским было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он под­черкивал, что высшие психические функции (произвольное внима­ние, активное запоминание, мышление и речь) проходят длитель­ный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

Особенности психического развития в норме и патологии в зна­чительной степени связаны с закономерностями созревания моз­га, которое также обусловлено взаимодействием генетических и средовых факторов.

Закономерности развития мозга и созревания функциональных систем определяют преемственность этапов нервно-психического развития ребенка. Это определяется важным принципом эволю­ции мозга, а именно принципом гетерохронности его развития. Как указывал Л. С. Выготский, каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответству­ет периоду главенствующего положения этой функции в психике. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в эти периоды обуславливает их повышенную ранимость. Неравно­мерность созревания проявляется в парциальных (частичных) за­держках развития. Например, при нормальном психическом разви­тии у ребенка может наблюдаться удовлетворительное понимание речи и временное отставание в становлении активной, разговор­ной речи. Про таких детей родители обычно говорят: «Все пони­мает, но не говорит». Безусловно, при таком неравномерном раз­витии речи ребенок должен быть тщательно обследован врачом-психоневрологом и логопедом.

Наряду с неравномерностью созревания отдельных функциональных систем и их звеньев важное значение для нормального психического развития имеет их взаимодействие, иначе не возник­нет полноценного соединения систем в единый ансамбль, что при­ведет к специфическим отклонениям в развитии. Несмотря на раз­личный темп созревания каждой функциональной системы на раз­ных этапах возрастного развития ребенка, его мозг во все перио­ды жизни работает как единое целое, что предполагает формиро­вание межсистемных связей.

Развитие межсистемных связей в нормальном онтогенезе начи­нается в первые месяцы жизни ребенка. Затем их развитие осуще­ствляется все интенсивнее. При этом наиболее активно формируются связи с двигательно-кинестетическим анализатором: поворот головы в сторону звука — слухо-моторные связи, манипуляции с игрушкой— зрительно-тактильно-кинестетические и зрительно-тактильно-мотор­ные, самоподражание звукам — слухо-вокальные. И наконец, раз­вивается одна из узловых функций первого полугодия жизни — зрительно-моторная координация, которая будет совершенствовать­ся на протяжении всего дошкольного возраста.

У новорожденного ребенка, наряду с набором первичных врож­денных рефлексов, обеспечивающих жизненно важные функции сосания, глотания, дыхания, регуляции мышечного тонуса, отме­чается преобладание восприятия контактных раздражении. На раз­личные тактильные раздражители ребенок отвечает общей и мест­ной двигательной реакцией. При этом наиболее развиты у него защитные рефлексы, возникающие при раздражении глаз или облас­ти рта. Так, при болевом раздражении в области глаз ребенок зажму­ривает глаза, в области угла рта — поворачивает голову в противо­положную сторону. Кроме того, у него хорошо выражены все безусловные рефлексы, связанные с кормлением. Угнетение или чрезмерная выраженность безусловных рефлексов свидетельствуют о поражении нервной системы.

Одним из важных показателей нормального психомоторного развития и формирования межфункциональных связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своей руке, которая в норме возникает в возрасте 2—3 месяцев, а затем направление руки к объекту. С 12—13 недель ребенок начинает вскидывать ру­ки на зрительный стимул и направлять их к объекту. Он также направляет руки ко рту, следит за движением своих рук. К 4 меся­цам у ребенка формируется реакция активного осязания под конт­ролем зрения. Это проявляется в том, что после зрительного сосре­доточения на каком-либо предмете он направляет к нему обе руки и начинает ими водить по этому предмету. В возрасте 5—5,5 меся­цев ребенок начинает захватывать предметы.

Зрительно-моторная координация становится узловой функци­ей с 5-го месяца жизни ребенка. Это проявляется в том, что ребе­нок тянется к видимому и близко расположенному предмету, конт­ролируя движения руки взглядом. На этом же этапе у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные связи, что проявляет­ся в тенденции тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой для формирования в дальнейшем манипулятивной и игровой деятельности.

На основе зрительно-моторного манипулятивного поведения у ребенка уже со второго полугодия жизни формируется активная познавательная деятельность.

Уже в процессе наблюдения за ребенком раннего возраста можно отметить те особенности его поведения, которые характер­ны для отставания психомоторного развития. В особо тяжелых случаях ребенок вообще может не проявлять интереса к окружаю­щему; или же его действия с предметом могут иметь характер сте­реотипии — длительных и однообразных повторений одних и тех же действий: он однообразно стучит предметом о предмет, раскачи­вается, размахивает руками перед глазами и т. д. Подобное по­ведение характерно для детей с различными отклонениями в пси­хическом развитии. Оно может наблюдаться у умственно отста­лых детей, а также у детей, страдающих ранним детским аутиз­мом или задержкой психического развития вследствие эмоциональ­ной депривации.

В основе формирования и развития психики ребенка лежит раз­нообразная деятельность, взаимодействие с внешним миром, и прежде всего — с окружающими взрослыми

Если у малыша имеется двигательная или сенсорная недоста­точность, то у него прежде всего нарушено формирование восприя­тия предметов окружающего мира. Несформированность предмет­ных действий задерживает становление предметного восприятия. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершен­ствования общей моторики под контролем зрения. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, если он хорошо держит голову, устойчиво сидит и когда у него сохранно зритель­ное восприятие. Только в этих условиях развивается описанное выше зрительно-моторное манипулятивное поведение. По мере дей­ствия с предметами у малыша развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функ­ция — стереогноз — имеет важное значение для развития позна­вательной деятельности. У детей с отклонениями в развитии, осо­бенно при наличии двигательных и зрительных нарушений, спон­танное развитие этой функции нарушено, и необходимы специаль­ные коррекционные занятия по ее формированию.

На каждом возрастном этапе та или иная психическая или моторная функция имеет ведущее (доминирующее) значение в об­щем поступательном характере психомоторного развития. У ребен­ка первых месяцев жизни такой функцией является зрительное восприятие. К 3 месяцам ведущую роль в психическом развитии ребенка начинает играть слуховое восприятие.

Реакция на звуковой раздражитель с возможностью локали­зации звука в пространстве появляется у здорового ребенка в воз­расте 7—8 недель, более отчетливо—в 10-12 недель, когда ребе­нок начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. Спустя некоторое время такая же реакция возникает на зву­чащую игрушку. В возрасте 8—10 недель ребенок поворачивается к источнику звука, расположенному над головой, а к 3 месяцам он быстро локализует звук любого направления не только в положе­нии лежа, но и в вертикальном положении на руках у взрослого.

К 3 месяцам слуховые реакции начинают приобретать доми­нантный характер: если заговорить с двигательно возбужденным и кричащим ребенком или погреметь звучащей игрушкой, он зами­рает и перестает кричать. Если в момент появления звукового раз­дражителя ребенок был спокоен или спал, он вздрагивает.

Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность либо чрез­мерная длительность латентного периода могут указывать на нарушения слуха. Такой ребенок срочно нуждается в специаль­ном обследовании — электрокорковой аудиометрии. При этом сле­дует иметь в виду, что отсутствие или слабость реакций на зву­ковые раздражители чаще всего обусловлены снижением слуха, в то время как неравномерность реакций на звуки, расположен­ные с разных сторон, может быть обусловлена и особенностями по­ведения взрослых. Так, если взрослый подходит к кроватке ребен­ка всегда с одной стороны, то и поворот на звук в эту сторону будет проявляться более четко. Если в этих случаях дать указание роди­телям о необходимости речевого контакта с ребенком с другой сто­роны, то быстро можно отметить одинаковость слуховых реакций.

При оценке слуховой функции у ребенка 3—6 месяцев следу­ет обратить внимание на способность локализовать звук в про­странстве, избирательность и дифференцированность реакции. Так, ребенок в возрасте 3 месяцев быстро и точно поворачивает голову к источнику звука. Ребенок же в возрасте 5—6 месяцев быстро поворачивает голову к источнику звука только тогда, когда его вни­мание не отвлечено другими более сильными раздражителями, т. е. если он в этот момент не занимается с игрушкой, не общается со взрослым и т. п. В противном же случае ребенок может вообще не проявить реакции на звук либо отреагировать на него после длительного латентного периода. Это свидетельствует не о сниже­нии уровня звукового восприятия, а о развитии функции активного внимания.

У детей с отклонениями в развитии реакции на звук могут от­сутствовать, быть неярко выраженными, фрагментарными или па­тологическими. Отсутствие реакций наблюдается при глухоте или тяжелой тугоухости, а также при глубокой умственной отсталости и иногда при раннем детском аутизме. Фрагментарность реакции, когда ребенок воспринимает звуковой раздражитель, но не повора­чивается к нему, может быть обусловлена двигательными или зри­тельными дефектами. Снижение реакции проявляется в виде удли­нения латентного периода, ее быстрого угасания. Это имеет место у заторможенных и апатичных детей, а также при раннем детском аутизме. В отличие от тугоухих детей, которые реагируют только на более громкие звуки, для вызывания реакции у этих детей часто необходима повторная стимуляция.

У ребенка, перенесшего родовую травму, асфиксию, особен­но при наличии у него повышенного внутричерепного давления, реакция на звуковой стимул часто усилена и возникает очень быст­ро. Такой ребенок в ответ на любой звуковой раздражитель силь­но вздрагивает, кричит, иногда у него появляется дрожание ру­чек и подбородка. Подобного типа реакция является патологичес­кой. Ее длительное сохранение характерно для детей с задержкой психического развития и повышенной возбудимостью нервной системы.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.