Гештальт-подход в консультировании организаций и семей — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Гештальт-подход в консультировании организаций и семей

2017-07-01 300
Гештальт-подход в консультировании организаций и семей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гештальт-подход в консультировании организаций и семей

1. Теоретические основы гештальт-подхода к оргконсультированию.

2. Гештальтистская модель организационного вмешательства.

3. Теория поля, теория систем и гештальт-психология как теоретическая основа подхода к семейным системам.

 

Ощущение и осознавание

Началом цикла является сенсорное возбуждение, при котором возникает осознавание происходящего в субъекте и вокруг него. Ощущения дают информацию о происходящем, ведущую к появлению фигур в ходе контакта. Осознавание указывает, что некоторый объект выделился и стал фигурой на фоне многих одновременно возникающих ощущений и событий. Цель осознавания состоит в том, чтобы обогатить потенциальные фигуры заднего плана, так, чтобы значимые содержания стали ясными и четкими.

Осознавание включает весь спектр человеческого опыта — от непосредственного ощущения до действий, чувств и мыслей.

Это воспоминания, планирование будущего, внутренний и внешний пласты. Некоторые люди легко прислушиваются к своим чувствам, другие направляют основное внимание на внешние события, развивая повышенную наблюдательность, но при этом слабо ощущая себя.

Объекты осознавания: 1) ощущения: визуальные образы, звуки, тактильные ощущения, вкусы, запахи, проприоцепция; 2) внутренняя вербализация и визуализация — мышление, внутренний диалог, планирование и надежды, воспоминания, мечты и фантазии; 3) чувства; 4) ценности: предрасположенности, установки, теории, суждения, атрибуции, выделение главного и обобщение прошлого опыта, природа границ, предрассудки; 5) межличностные и групповые взаимодействия: паттерны участия, стили коммуникации, функциональные виды деятельности, нормы, атмосфера и климат, элементы фигур, такие, как удовлетворение, энергия, различия.

Мобилизация энергии

Развитие осознавания сопровождается мобилизацией энергии, обеспечивающей дополнительную поддержку появлению четкой фигуры. Энергия — это способность к выполнению работы. В данном случае она относится к образованию фигуры, выделению ее из фона и одновременному отодвиганию фона на задний план. Энергия появляется в результате стимулирующего действия осознавания, вызывающая интерес фигура «заряжается» ею, а окружающие элементы отступают на задний план.

Действие

На этой стадии к перцептивному поведению прибавляется моторное. Здесь перед индивидуумом стоит задача увязать возникшую энергию с поведенческими навыками, знанием и компетентностью для совершения действия.

Контакт

Интеграция сенсорного осознавания и моторного поведения называется контактом и включает в себя больше, чем просто достижение завершенного переживания. Контакт включает агрессивный ответ на вызывающую интерес фигуру, во время которого фигура претерпевает трансформацию в результате попытки понять и ассимилировать ее. Для того чтобы что-то понять, надо «разорвать» это на части. «Разорвать», по Перлзу, — это метафора, обозначающая не разрушение, а изменение воспринимающей личностью перцептивного и когнитивного полей путем внутреннего «пережевывания» объекта.

Контактом называется высшая точка удовлетворения потребности, но это не обязательно удовлетворение желаемого. Эта высшая точка просто имеет разную высоту. Индивидуум может быть в контакте с потребностью в пище не только «на уровне ее съедания». Он может осознавать свое желание, свои возможности удовлетворить потребность, но часть этого процесса зависит не от него. Это условия поля, в которых магазины в данный момент времени могут быть закрыты. «Контакт есть наложение возможного на желаемое», — пишет Эдвин Невис (2002). Контакт есть пиковая точка взаимодействия индивидуума и среды (вспомним кривую цикла контакта по Гудмену), но она не обязательно подразумевает только удовлетворение потребности. Переживая контакт, индивидуум может выделить для себя новый смысл происходящего.

Завершение

Завершение представляет собой акт получения нового смысла и осознания того, что произошло, как произошло и что ситуация является завершенной. Обычно сопровождается характерным чувством законченности происходящего. На этом заканчивается процесс обучения, внимание уходит от фигуры, угасает интерес и снижается энергия. Цикл достигает последней стадии, работа прекращается, фигура уходит в фон и полученная информация становится доступной для использования в будущем.

Присутствие

Фактором, поддерживающим эффективный баланс, является «обеспечение своего присутствия» консультантом. Присутствие определяется как проведение в Жизнь ценностей, осуществляемое так, что когда консультант действует с профессиональной позиции, он обучает клиента этим важным понятиям. В самом образе существования консультанта проясняются важные для обучения клиента моменты. В гештальт-подходе присутствие акцентируется, консультант не только поддерживает определенные навыки, ценности и установки, выражая их, но и стимулирует клиента- систему сдвигаться с «мертвой точки». Гештальт-консультант открыто и прямо выражает свои чувства и мысли, пользуясь преимуществом, которое предоставляет его маргинальное положение по отношению к системе-клиенту, и своей привлекательностью для клиента. Таким образом, он целостно присутствует в процессе, фокусируясь в первую очередь на взаимодействии с системой-клиентом.

Присутствие — это не стиль (яркая индивидуальная передача послания) и не индивидуальность, хотя они и являются его элементами. Это жизнь, которая привносится в ситуацию, жизнь, в которой интегрируется знание и поведение, это распространение знания, которое вызывает приток энергии и интерес, это агент изменения для тех, кто находится рядом. Наиболее часто это проявляется у э ф ф е к т и в н о работающих преподавателей, огромная и хорошо интегрированная практика которых позволяет им демонстрировать знание-поведение по отношению к студентам.

Чем присутствие помогает системе-клиенту освоить полезные навыки? Во-первых, присутствующий консультант достаточно интересен для системы-клиента. Он в состоянии заинтересовать клиента и побудить его изучать происходящее. В основе лежит интегрированное личностью любопытство и интерес, «заражающий» систему-клиента. Это подготовка к обучению. Во-вторых, консультант, понимающий, на какой фазе цикла контакта система дает сбой при нормальном здоровом функционировании, в состоянии показать это клиенту и научить его. Это требует от консультанта навыков осознавания, мобилизации энергии, расширения контакта, а так ж е общего настроя на жизнь и обучение в настоящем. Такое присутствие воспринимается как целостность и аутентичность другого человека и вызывает интерес и восхищение.

Присутствие обладает определенными качествами. Правота (не в смысле правил и правильности) — такие люди в глазах других выглядят к а к следующие своему предназначению, и в их присутствии заложено право быть такими, какими они являются. Мартин Лютер Кинг и мученики за веру — вот примеры правоты, выдержавшей испытание жизнью. Правота включает способность приподниматься над тревогой по поводу происходящего и способность искать то, что помогает с ней справиться. Она помогает интуитивно выбирать время и темп интервенций правильно, а также интегрировать ошибки для повышения собственной эффективности.

В то же время правота может граничить с фанатизмом, если не сопровождается ясным ощущением множественности смыслов, способов и возможностей жить и обучать, а также уважением к правоте другого человека. Ясность — следующий аспект присутствия. Она полярна загадочности, которая находится с ней в одной связке. Консультант, успешно сочетающий то и другое, умеет ясно выражать свою позицию и в то же время адресовать клиенту метафорические послания, предоставляющие ему свободу выбирать способ действия.

Примером такого терапевта может послужить Карл Витакер, умевший работать и тем и другим способом и в то же время терапевтически эффективно.

Третье качествоэто предпочтение нарциссической или коллективистской идентичности. В целостном присутствии консультанта эта пара полярностей проявляется в его способности фокусироваться как на уникальных личных качествах, являющихся источником энергии, так и на своей профессиональной идентичности. Нарциссическая идентичность проявляется через реальную автономию, которая была достигнута с помощью опыта и ответственности. Коллективистская идентичность — это позиция «быть тем, за что ты стоишь». Это менее яркий в смысле восприятия подход, подход практика, знающего свое дело.

Нарциссическое присутствие обладает мощным личным воздействием, в то время как коллективистское обеспечивает большее ощущение безопасности и надежности основы.

Четвертый факторэто полярность эмоциональная вовлеченность — отстраненность. Эта пара полярностей отражает две возможные позиции консультанта: позицию идентификации с системой-клиентом (ее членами) и беспристрастную позицию наблюдателя, находящегося вовне. В первом случае консультант вовлечен, испытывает я р к и е чувства и переживания. Его вовлеченность вызывает интерес и помогает мобилизовать энергию в данной системе. Во втором — его личность слабо затронута происходящим, он энергичен за счет своего интеллектуального любопытства и создания творческих способов вмешательства. Использование двух позиций предотвращает дисфункциональное слияние в отношениях консультант — система, помогает конфронтировать с неэффективным поведением системы.

Забота о результате

Каким образом консультант влияет на людей, выполняя свои профессиональные обязанности? Способы влияния предполагают осознавание того, что консультант делает, для того, чтобы оказать воздействие. Он постоянно задает себе вопросы о том, какие виды стратегий и тактик воздействия подходят больше всего, насколько кардинальными должны быть меры, которые следует принять, какие его действия вызывают позитивный эффект и каковы критерии подтверждения этого эффекта. Одним из существенных вопросов будет вопрос об использовании «Я» консультанта в качестве инструмента воздействия. Использование собственного «Я» базируется на наблюдениях консультанта, осознавании непосредственного опыта взаимодействия с системой-клиентом «здесь и сейчас» и воздействии исходя из этого опыта. Это способ влияния, основанный на личных чувствах, оценках, ассоциациях и фантазиях, а также осознаваемых консультантом установках.

Если забота об интересе системы-клиента к своему функционированию направляет внимание консультанта на стадию осознавания, то забота о результате направляет его внимание на стадии действия и контакта. Существуют две основные стратегии влияния, которые зависят от предпочтения той или иной цели — провокативная и эвокативная. Провокативная стратегия базируется на личной влиятельности консультанта и его сильном стремлении вызвать переворот в осознавании системы либо навязать ей свои взгляды, чтобы ускорить достижение результата.

Провокативная стратегия не обязательно является агрессивной, степень активности консультанта и степень риска могут существенно варьировать.

Итак, провокативная стратегия предполагает, что действия консультанта направлены на появление необходимых изменений, вмешательства консультанта спланированы и направлены на то, чтобы система-клиент распознала определенное поведение или дисфункцию. Провокативный консультант позволяет себе выходить за рамки договоренностей (но для результата!), предпринимает действия, нарушающие ход работы системы и подсистем для диагностики их реакции (стресс-метод), форсирует изменения. Клиент-система просто не может не отвечать на такие провокативные действия.

Эвокативная стратегия базируется на заинтересованности самой системы в том, что она делает, и консультант пробуждает систему-клиента для того, чтобы научить пользоваться осознаванием. Консультант более терпелив, он ждет, пока клиент в своем темпе пройдет стадию осознавания, и позволяет действиям клиента возникнуть спонтанно. Ответ клиента часто неизвестен консультанту. Он демонстрирует свои умения или установки, Не стремясь нарушить функционирование системы, побуждает систему осознавать свои действия, но при этом предоставляет возможности выбора. Действия консультанта не требуют определенного ответа от системы, а его поведение создает чувство безопасности и внушает надежду и интерес к исследованию. Эвокативная стратегия больше подходит для начала работы консультанта в организации. И провокативная, и эвокативная стратегии имеют свои более мягкие и более жесткие разновидности. Более мягкая эвокатиная стратегия называется моделированием, более жесткая — элицитацией. Сущность моделирования состоит в том, что консультант может занять некоторое место в системе-клиенте, даже не называясь консультантом. При этом клиент может и не осознавать, что происходит моделирование. Консультант наблюдает и моделирует многое: навыки, умения, установки, манеру поведения, стиль речи и т. п. Само присутствие консультанта вызывает изменения и является мощным методом воздействия. Элицитация — это стиль поведения консультанта, способствующий появлению более специфического ответа или выявляющий его. У клиента имеется выбор, отвечать или не отвечать, продолжая оставаться на уровне осознавания. К таким действиям консультанта относятся метафоры, описывающие то, что происходит в системе, отзеркаливание поведения, вопросы и замечания, фокусирующие осознавание, юмор, анекдоты, в концентрированной форме определяющие суть происходящего в системе.

Более жесткая разновидность провокативного метода получила название атакующей провокации, более мягкая — конфронтационной провокации. Вторая разновидность чаще применяется консультантами, чем первая. Ее суть состоит в выражении различных чувств и эмоций консультанта в связи с проблемой, акценте на несогласии, высказывании интерпретаций и фантазий, расширяющих границы системы-клиента, или настойчивых требованиях изменить поведение. Давление консультанта не должно в этом случае мешать организации делать свое дело.

Конфронтирующий стиль консультанта предпочтителен в том случае, когда организация доверяет консультанту, а ситуация требует энергичной реакции для быстрых изменений и достижения эффекта от интервенции консультанта. Кроме того, организация должна быть достаточно осознающей, заинтересованной и «разогретой». Так, один из консультантов резко вмешался в дискуссию об инвестировании большой суммы денег, обнаружив, что вопрос не подготовлен, а участники дискуссии устали раздражены.

Заявив участникам, что он не доверил бы им своих денег, он побудил их обратить внимание на происходящее и принять решение о переносе заседания и подготовке к его проведению. Обе стратегии воздействия имеют и свои плюсы, и свои минусы, эффективное консультирование требует разумного баланса и сочетания данных методов.

Гештальт-подход в консультировании организаций и семей

1. Теоретические основы гештальт-подхода к оргконсультированию.

2. Гештальтистская модель организационного вмешательства.

3. Теория поля, теория систем и гештальт-психология как теоретическая основа подхода к семейным системам.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.