Правовая природа помилования и практика его применения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Правовая природа помилования и практика его применения

2017-07-01 601
Правовая природа помилования и практика его применения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сторонники отнесения института амнистии к уголовному праву отмечают, что конституционное право только провозглашает право юридического существования амнистии и определяет органы, уполномоченные амнистировать осужденных. Юридическое же содержание этого правового института содержится в уголовном законе. Принятие акта об объявлении амнистии - это юридический факт, на основании которого начинает действовать уголовно-правовая норма, содержащая указания на основания освобождения от уголовной ответственности и наказания или смягчения наказания в отношении определенных категорий лиц. С этой точки зрения амнистия представляет собой правовой институт, относящийся к области уголовного права, дающий основания для принятия государственного решения о полном или частичном освобождении от уголовной ответственности и наказания индивидуально неопределенного круга лиц, виновных в совершении преступлений, либо о сокращении им назначенного наказания, замене наказания более мягким видом наказания, освобождении от дополнительного вида наказания либо об освобождении от правовых последствий судимости.

По мнению других исследователей, амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права, относясь к межотраслевому образованию (данное мнение представляется наиболее обоснованным). Так, И.Г. Дудко приходит к выводу о том, что амнистия выступает в виде государственного организационного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовно-правовой политики на основании нормативных положений. Исследуя правовую природу амнистии, С.И. Комарицкий отмечал, что она не входит в какую-либо одну отрасль права, т.к. нормы об амнистии содержатся и в государственном, и в уголовном, и в уголовно-процессуальном, и в уголовно-исполнительном законодательстве, и что амнистия является межотраслевым институтом, сложившимся на основе конституционного права. С этой позиции можно говорить об интеграционном характере амнистии, имеющей своим источником законодательные акты разной правовой принадлежности. Принципиальное единство этого института подтверждается его общим названием, которое воспроизводится всеми отраслями права, а также общими принципами действия, сохраняющимися на всех уровнях правового регулирования. В любом случае амнистия по своей сути принадлежит к тем чрезвычайным, но в известных случаях необходимым мерам, посредством которых, при исключительных обстоятельствах, ради высших соображений гуманности и политики приостанавливается действие рассчитанного на определенные отношения закона.

Таким образом, институт амнистии является межотраслевым и включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 84 УК РФ этот институт применяется на разных стадиях реализации уголовной ответственности и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, снятие судимости.

В последние годы законодатель довольно часто обращался к правовому институту амнистии. Только с момента принятия Конституции РФ 1993 года было издано более десяти актов об амнистии. К наиболее масштабным из них можно отнести постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в ходе исполнения, которого в целом по России от наказания были освобождены 206 тысяч осужденных к лишению свободы. В Ростовской области по данной амнистии от уголовной ответственности и наказания были освобождены 26825 человек, из них 5 тыс. осужденных освобождены из мест лишения свободы, что составляет 54 % от общей численности освобожденных по иным основаниям.

По постановлению Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» от 30 ноября 2001 года от наказания были освобождены 24 тыс. осужденных, что составляет 3 % от общего количества осужденных к лишению свободы.

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2005 г. «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [3]не отличалось столь широким масштабом. Данная амнистия носила целевой характер, была приурочена исключительно к юбилею победы в Великой Отечественной войне и коснулась лишь 200 человек, отвечающих указанным в Постановлении об амнистии признакам, независимо от тяжести совершенного ими преступления. Такой разброс в количестве освобожденных лиц по различным амнистиям делает еще более актуальным изучение данного правового института.

Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц (п. «о» ст. 71, п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 1 ст. 84 УК). По своей правовой природе амнистия представляет собой комплексный правовой институт: это и конституционно-правовой акт (постановление Государственной Думы), и важное мероприятие уголовно - правового (а также в определенной мере уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного) характера.

В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК акт об амнистии может содержать следующие решения (одновременно все - в отношении разных категорий лиц, либо только некоторые из них).

1. Лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Как и во всех иных случаях освобождения от уголовной ответственности, такое решение не следует рассматривать как «акт прощения» лица, совершившего преступление, со стороны высших органов государственной власти. Акт амнистии не может отменить тот факт, что лицо совершило преступление, и не реабилитирует его, поэтому для освобождения и по данному основанию требуется согласие лица на освобождение. Такое освобождение влечет прекращение уголовного дела на стадии предварительного расследования или в суде, но до вынесения судом обвинительного приговора.

2. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо они могут быть освобождены от дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 84 УК). Закон не предусмотрел достаточно надежных критериев избрания того или иного из предлагаемых решений, что обусловливает значительный элемент случайности при выборе решения.

Назначенное осужденному наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания в соответствии с перечнем, установленным ст. 44 УК. Логично предположить, что в данном случае законодатель имеет в виду только меру основного наказания. Судьба дополнительного наказания, назначенного осужденному, в таких случаях как бы «зависает», остается неопределенной. Законодатель указывает в рассматриваемой уголовно-правовой норме, что осужденный может быть освобожден от дополнительного вида наказания, но лишь в качестве альтернативы сокращению либо замене основного наказания.

3. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть досрочно снята судимость. Принятие того или иного решения в каждом конкретном случае основывается на совокупности юридического (издание акта амнистии) и ряда фактических (объективных и субъективных) условий, которые законом не установлены, но прямо или косвенно определяются в акте амнистии. Это такие обстоятельства, на основании которых законодатель приходит к выводу об отсутствии необходимости привлекать определенные категории лиц к уголовной ответственности, полностью или частично исполнять назначенное им наказание и т.п.

Изданием акта амнистии могут преследоваться разные цели, которые обычно декларируются в самих актах и определяют их содержание, виды и характер принимаемых решений. Среди таких целей: облегчение участи лиц, совершивших относительно нетяжкие преступления, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п.; идеологические (социально-политические) цели; цели национального примирения, достижения гражданского мира и согласия; социально- экономические цели; решение проблемы перенаселения мест лишения свободы и др. В качестве поводов для амнистии чаще всего выступает какое-либо значительное либо торжественное событие в жизни страны. При этом во всех случаях важно соблюдать меру: амнистия должна оставаться исключительным событием в уголовной политике и практике государства, она не должна превращаться в дежурное мероприятие к очередной юбилейной дате или использоваться в качестве инструмента политической борьбы. Для применения амнистии должны быть веские основания, она не должна применяться «механически», «огульно», акты амнистии не должны подменять декриминализацию или использоваться не в соответствии с целями уголовно-правового воздействия. Отрицательно следует оценить использование амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы.

Важным условием правильного применения амнистии является сопровождение ее тщательно продуманной программой ресоциализации амнистируемых, включающей комплекс мер по трудовому и бытовому обустройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, их медицинскому обслуживанию, контролю за их поведением и т.п.

В конкретном акте об амнистии специально указываются категории лиц, на которые амнистия не распространяется (лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, ранее судимые за такие преступления, злостно нарушавшие установленный порядок отбывания наказания и т.п.).

В юридической науке нет единого мнения по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии. Одни относят его к сфере государственного права, другие считают его институтом уголовного права, третьи полагают, что амнистия носит комплексный характер. Так, по мнению И.Г. Баранниковой, амнистия - это в первую очередь конституционно-правовой институт, регулирующий отношения, связанные с освобождением от ответственности и наказания в соответствии с государственной волей. С этой точки зрения амнистия представляет собой акт гуманизма и милосердия государства, направленный на освобождение от ответственности, наказания, в т.ч. его смягчение, устранение правовых последствий наказания, основанный на справедливости и соразмерности, а также балансе конституционных ценностей в области противодействия правонарушениям, согласованный с конституционной ответственностью государства за обеспечение общественной безопасности, прав и законных интересов граждан. Авторы, разделяющие указанную точку зрения, подчеркивают, что амнистия имеет прямое конституционное происхождение, является конституционным основанием освобождения от ответственности и наказания, осуществляется в конституционно-правовом пространстве, вне правосудия, лежит в области конституционно-правовой политики, выражающей основополагающие принципы правового государства в области взаимоотношений с личностью.

Сторонники отнесения института амнистии к уголовному праву отмечают, что конституционное право только провозглашает право юридического существования амнистии и определяет органы, уполномоченные амнистировать осужденных. Юридическое же содержание этого правового института содержится в уголовном законе. Принятие акта об объявлении амнистии - это юридический факт, на основании которого начинает действовать уголовно-правовая норма, содержащая указания на основания освобождения от уголовной ответственности и наказания или смягчения наказания в отношении определенных категорий лиц. С этой точки зрения амнистия представляет собой правовой институт, относящийся к области уголовного права, дающий основания для принятия государственного решения о полном или частичном освобождении от уголовной ответственности и наказания индивидуально неопределенного круга лиц, виновных в совершении преступлений, либо о сокращении им назначенного наказания, замене наказания более мягким видом наказания, освобождении от дополнительного вида наказания либо об освобождении от правовых последствий судимости.

 

Таким образом, институт амнистии является межотраслевым и включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 84 УК РФ этот институт применяется на разных стадиях реализации уголовной ответственности и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, снятие судимости.

Согласно Конституции РФ объявление амнистии относится к компетенции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (п. «е» ч.1 ст. 103).

Решение об амнистии принимается Государственной Думой РФ в форме постановления. Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру: а) преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии; б) перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия; в) ограничения применения амнистии; г) определение времени вступления акта об амнистии в силу. Постановление об объявлении амнистии в соответствии со ст. 169 Регламента Государственной Думы РФ подписывается Председателем Государственной Думы РФ и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. Обыкновенно акту амнистии в России сопутствует акт применения амнистии, в котором Государственной Думой РФ разъясняются условия и пределы амнистии, что можно полагать официальным толкованием акта амнистии.

Юридическим основанием освобождения от ответственности и наказания служит именно акт амнистии, то есть постановление Государственной Думы РФ об объявлении амнистии, что же касается постановлений правоохранительных органов, то они носят характер только процессуальных документов для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц. Правоохранительные органы при этом не могут менять условия амнистии, установленные актами амнистии, они должны безусловно освобождать от ответственности и наказания лиц, подпадающих под действие амнистии.

Акт амнистии издается управомоченным органом государственной власти - Государственной Думой РФ и рассчитан на неопределенный круг лиц. Акты амнистии должны вступать в силу с момента их принятия. Иной порядок позволит лицам, склонным к правонарушениям, по существу безнаказанно совершать преступления, подпадающие под амнистию, зная о её содержании, до опубликования акта об амнистии.
Институт помилования имеется в большинстве государств мира и закреплён в международных актах. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах содержит положение о том, что всем приговорённым к смертной казни предоставляется право просить о помиловании, и что помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

Помилование представляет собой решение Президента РФ, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение положения осужденного или отбывшего наказание может выражаться:

в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания. Так, от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы освобождены граждане Лязгин Н.А. (Указом Президента РФ от 07.01.2013 № 12 «О помиловании Лязгина Н.А.») и Маслова Н.И. (Указом Президента РФ от 07.01.2013 № 13 «О помиловании Масловой Н.И.» [4]);

сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. Так, например, Указом Президента РФ от 07.01.2013 № 14 «О помиловании Сафронова В.В.» названный гражданин помилован: срок лишения свободы ему сокращен до четырех лет шести месяцев [5].

С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

В настоящее время процедура реализации гражданами своего конституционного права на помилование определена в Указе Президента РФ от 28.12.2001 (ред. от 25.06.2012) № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» и в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утверждено названным Указом). В соответствии с названным Указом в каждом субъекте РФ образована комиссия по вопросам помилования, задачами которой являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание, имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением Указов Президента РФ по вопросам помилования осужденных; подготовка предложений по повышению деятельности государственных и общественных органов по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования, куда входят не менее 11 человек, утверждается губернатором. Членами комиссии могут быть граждане РФ с высшим образованием, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Состав комиссии обновляется на 1/3 раз в 2 года. Основные задачи комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта РФ, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных; подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Для раскрытия правовой природы амнистии, своеобразной юридической

характеристики данного явления, выражающей его специфику, функции и место среди других правовых явлений, необходимо обратиться к положениям указанных отраслей права. Действительно, по своей сути амнистия представляет собой комплексный правовой институт, единая нормативная основа которого включает в себя нормы:

а) государственного права (ст. 71 Конституции РФ о включении амнистии в

перечень вопросов исключительного ведения Российской Федерации, ст. 103

Конституции РФ об отнесении к ведению Государственной Думы объявления амнистии, ст. 93 п. «З» Постановления Государственной Думы от 28 января 1998 г. № 2134-II ГД «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.

б) уголовного права, предусматривающие в ст. 84 УК РФ виды смягчения

участи и лиц, к которым амнистия применяется (неопределенный круг лиц);

в) уголовно-исполнительного права, устанавливающие акт амнистии в

качестве основания для исполнения наказания и иных мер уголовного характера (ст. 7), освобождения от отбывания наказания (ст. 172), а также порядка, регламентирующего такое освобождение (ч. 4 ст. 175 УИК РФ);

г) уголовно-процессуального права, регламентирующие основания и

порядок прекращения уголовного преследования в случае издания акта об амнистии на разных стадиях уголовного судопроизводства (ст. 27, 302 УПК РФ);

д) административного права, предусматривающие издание акта амнистии как основание, исключающее производство по делу об административном правонарушении (п. 4 ст. 24.5 КоАП РФ). Кроме того, согласно п. 1 ст. 31. КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания.

Указанные нормы начинают действовать с момента реализации

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации своего конституционного правомочия путем принятия в соответствии с волеизъявлением государственной власти акта амнистии. По своей юридической природе акт амнистии представляет собой нормативный правовой акт, распространяющийся на неопределенный круг лиц.

Важным условием правильного применения амнистии является сопровождение ее тщательно продуманной программой ресоциализации амнистируемых, включающей комплекс мер по трудовому и бытовому обустройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, их медицинскому обслуживанию, контролю за их поведением и т.п.

В конкретном акте об амнистии специально указываются категории лиц, на которые амнистия не распространяется (лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, ранее судимые за такие преступления, злостно нарушавшие установленный порядок отбывания наказания и т.п.).

Амнистия и помилование широко распространены в судебной практике. Потребность в знаниях правовой природы амнистии и помилования весьма велика и ощущается всякий раз, когда приходится сталкиваться с этими правовыми феноменами. В то же время, амнистии и помилованию посвящено небольшое количество статей нормативными источниками, которые не восполняют пробелов законодательства в отношении применения амнистии и помилования. УК РФ посвящает амнистии и помилованию по одной статье. Порядок издания актов амнистии и осуществления права помилования законодательно не разработан. Специального нормативного акта об амнистии и помиловании нет.

Рассмотрим вначале возможности совершенствования законодательного регулирования применения помилования.

Практика деятельности комиссий по вопросам помилования и сроки рассмотрения поддержанных ими ходатайств свидетельствуют о нецелесообразности представления к помилованию осужденных, которые к моменту рассмотрения ходатайств приобретают или вскоре приобретут иные юридические возможности освобождения от наказания либо его смягчения (условно-досрочное освобождение, замена наказания более мягким, освобождение по болезни). Хотя в задачи комиссий по вопросам помилования не входит корректировка судебной практики, необходимо наделить их правом в исключительных случаях входить с ходатайством в прокуратуру о внесении представления на изменение или отмену приговора в порядке надзора в случае выявления, по мнению комиссии, явно несправедливого осуждения либо существенного нарушения уголовного закона[6].

Помилования следует рассматривать через призму естественных прав человека. Это подтверждается отсутствием в законах - Уголовном кодексе и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) - каких-либо формальных ограничений для его применения. При помиловании учету подлежит не только тяжесть совершенного преступления, но и личность осужденного, которая оценивается значительно шире: не только до совершения преступления и до осуждения, но и в период отбывания наказания. Акт помилования – наивысшая форма (из всех видов досрочного освобождения от наказания) проявления гуманизма к лицу, совершившему преступление и осужденному за него. Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено в него природой, и сделать это достоянием всех. «Он исходит из принципа – каждый человек, кем бы он ни был, обладает достоинством, которое следует уважать и защищать… Гуманизм - это добрая мысль о человеке, воплощенная в благом действии для человека». Поэтому исходя из этой позиции я считаю роль института помилования исключительно важной, способной залатать пробелы уголовного законодательства и восстановить справедливость в отношении лиц, попавших в места лишения свободы по особым обстоятельствам, требующим моральной оценки не в меньшей мере, чем юридической. Поэтому, исходя из этой позиции, я считаю роль института помилования исключительно важной, способной залатать пробелы уголовного законодательства и восстановить справедливость в отношении лиц, попавших в места лишения свободы по особым обстоятельствам, требующим моральной оценки не в меньшей мере, чем юридической.

Амнистия представляет собой акт гуманизма и милосердия государства, направленный на освобождение от ответственности, наказания, в том числе его смягчение, устранение правовых последствий наказания, основанный на справедливости и соразмерности, а также балансе конституционных ценностей в области противодействия правонарушениям, согласованный с конституционной ответственностью государства за обеспечение общественной безопасности, прав и законных интересов граждан.

Помилование, подобно амнистии, представляет собой акт государственной милости, акцию гуманизма и снисхождения. Помилование в качестве института в отличие от амнистии корректирует уголовную политику государства, там, где она выглядит недостаточно либеральной. Помилованию при прочих равных условиях подвергаются лица, достойные снисхождения, иначе помилование лишается социального смысла. Если Президент РФ освобождает от наказания или смягчает его, то тем самым косвенно признается чрезмерность уголовного наказания, назначенного судом. Но это предполагает избирательность и исключительность помилования, которое в своем масштабе не может конкурировать с амнистией, рассчитанной на массовое применение.

Институты амнистии и помилования носят комплексный, межотраслевой характер, так как включают в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Амнистия и помилование относятся к правовому институту корректирования карательной политики государства, который в качестве самостоятельного предмета правового регулирования включает общественные отношения в сфере наказуемости преступлений.

Акты помилования следует относить не к нормативным актам, а к правовым актам, носящим индивидуальный характер, акт об амнистии содержит правовые нормы как обязательные правила поведения, рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц.

Амнистия и помилование отличаются по своей правовой сущности исходя из характера правовых последствий их применения (амнистия определяет возможность полного освобождения от уголовной ответственности, полного или частичного освобождения от наказания, его сокращения, замены назначенного наказания более мягким видом, освобождения от дополнительного наказания, снятия судимости с лиц, отбывших наказание; помилование предполагает освобождение лица от дальнейшего отбывания наказания, сокращение назначенного виновному наказания, замену назначенного наказания более мягким видом, снятие судимости с лица, отбывшего наказание).

Амнистия и помилование отличаются от института уголовно- правовой реабилитации, т.к. они выполняют основную функцию уголовного права - охранительную, а их применение - способ достижения целей уголовного наказания. Уголовно-правовая реабилитация выполняет не свойственную уголовному праву компенсационную функцию, т.к. применяется к лицу, незаконно привлеченному к уголовной ответственности, для восстановления его прежнего правового положения и возмещения причиненного морального вреда.

Исходя из практики амнистий и помилований в России, в настоящей работе внесены предложения по совершенствованию соответствующего законодательства. Следует также подготовить постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации по общим вопросам применения судами законодательства об амнистии.

В условиях современной российской уголовно-правовой политики, воспринимающей идеи компромисса в борьбе с преступностью, направленной на гуманизацию уголовного законодательства в части применения уголовного наказания к отдельным категориям виновных, тенденция к относительно широкому применению амнистии в ближайшее время должна сохраниться. С учетом исключительного характера помилования его применение должно носить ограниченный характер.

 

Таким образом, амнистия представляет собой акт реализации уголовной политики государства, объявляемый уполномоченным (высшим) его органом, представляющий широкий спектр правовых последствий. Амнистия содержит элемент прощения лиц, совершивших преступления, и направлена на решение (оптимизацию) той или иной социальной проблемы.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.228 с.