Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-07-01 | 191 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Эта глава, на которую я много раз ссылался, имеет большое значение. Психотерапевт позволяет пациенту уже на основной ступени КПО отклониться от стандартных мотивов и их задач и пойти в сновидении наяву собственным спонтанным путем. Следовательно, совсем не обязательно выполнять один мотив за другим строго в изложенном порядке, при котором пациент остается точно фиксированным на поставленном задании и его выполнении.
На многих семинарах, в рамках техники основной ступени КПО, открывалась ранее опробованная возможность слегка активизировать креативные (творческие) способности при Кататимном переживании образов. Пациент, как и добивающийся решения проблемы художник или ученый, может en miniature спонтанно или при помощи некоторых упражнений найти активные решения и развернуть свою фантазию. Совместно с Эрикой Ландау [36] я занялся исследованием этого вопроса, и мы обнаружили, что в ходе разворачивающегося психотерапевтического процесса КПО у пациента появляется все больше творческих наклонностей. Это проявляется уже в том, что сновидение наяву по своему содержанию становится шире, красочнее и более насыщенным действенными импульсами. При этом в обращении с фиксированными образами или мотивами препятствия-недопущения находится все больше творческих решений.
Другая форма креативного раскрытия заключается в самостоятельной активности пациента в кататимной панораме, проявляющейся независимо от основного мотива и выраженной более экспансивно.
Креативный потенциал проявляется на образном материале в двух феноменах:
А. Психотерапевтически наиболее продуктивное креативное раскрытие протекает относительно спокойно и направлено прежде всего на расширение панорамы, которое происходит само по себе и развивается все сильнее, а также на обогащение панорамы элементами природы и увеличение количества людей и животных. В конечном счете оно проявляется в тонких, отдельных психотерапевтических шагах. С их помощью пациент все лучше постигает, что структуры, фиксированные на мотивах препятствия-недопущения, больше раскрепощаются и начинают конструктивно и самостоятельно разрешаться. Это позволяет наблюдать в ходе психотерапии креативный процесс обучения. Не в последнюю очередь его также инициирует открытость и высокая оценка психотерапевтом расширения кататимной панорамы и появляющихся попыток решения проблемы. На последующих ступенях КПО креативное поведение при решении проблемы распространяется на межличностные отношения, будь то преимущественно в символическом облачении, например, на мотиве ландшафта (ср. пример 10, с. 74 - 75) или в реальных сценах, как описано выше.
|
Б. Пациент сам формирует заданный ему кардинальный мотив. В этом случае психотерапевт должен сохранять за пациентом свободу и позволить ему еще более отклоняться от заданной темы. Например, начав с мотива луга, пациент может предпринять какую-то прогулку или, следуя вдоль ручья, остановиться на каких-то деталях, или пойти внутрь ландшафта. Можно отклониться от заданной темы и отвлеченно рассказывать, какие мысли и ассоциации, из своего личного опыта, приходят в связи с этим мотивом. Используемый здесь собственно ассоцитивный метод - это техника средней ступени КПО, на которой я еще подробно остановлюсь в следующем разделе.
Как же психотерапевт со своей стороны может способствовать креативному раскрытию сновидения наяву? Это - важный вопрос при вовлечении на первых сеансах пациентов, испытывающих трудности с самораскрытием. Пока психотерапевт действует преимущественно в рамках академической инструкции, существует опасность подавления спонтанного раскрытия. Если после представления основного мотива - например, луга, ручья, подъема в гору, дома и т. д. - психотерапевт просто предоставляет пациенту свободу и оставляет за ним пространство для раскрытия роящихся в голове дополнений, образов и поведенческих желаний, то становятся ясно видны освобождающиеся творческие импульсы. Дальше психотерапевт может сделать еще один шаг и побуждать фантазии пациента в особо подходящие для этого моменты. Я, например, часто это делал после представления мотива луга, задавая вопрос, что бы ему теперь хотелось сделать или что могло бы доставить ему удовольствие.
|
Во многих местах панорамы можно побудить пациента расширить сценические впечатления одной только просьбой осмотреться вокруг и дать возможность психотерапевту узнать о деталях впечатлений от ландшафта. Для этого подходит даже растительность на лугу, вопрос о животных вокруг и за пределами луга. Путь в гору также предлагает пациенту изменчивое окружение с различными видами (о чем часто следует спросить вначале, так как многие не знают о значении широкого рассмотрения природы в КПО). Наконец, в высшей степени разнообразные грани ландшафта предлагает обзорная панорама с вершины горы по четырем сторонам света и с соответствующим разделением на передний, средний и задний план. Пластичный пример приведен на рис. 1 и 2 (с. 80 - 81).
Внешний вид дома точно так же, как и его внутренняя часть, может вызывать многогранные креативные импульсы формирования (гештальт-образования). При этом вполне креативными результатами считаются также и курьезные конструкции дома, - как, например, “дом духов” одной тяжело больной пациентки или уникальный, даже “невозможный” интерьер.
Особенно интересны спонтанные креативные попытки решения, связанные с мотивами препятствия-недопущения, как было показано в предыдущем разделе. Я имею в виду фокусировку фиксированных образов, с концентрацией на мелких деталях, а также решение проблем на материале фиксированных образов. Последующие феномены преобразования и направленные на решение проблемы образы всегда бывают креативными.
Креативные способности проявляются далее в том, что у небольшой группы особо одаренных фантазией пациентов открывается склонность более или менее многоречиво самостоятельно развивать свои собственные фантазии. В этом случае психотерапевту еще удается то тут, то там распозновать кардинальные мотивы основной ступени КПО.
|
Эти пациенты обладают способностью самостоятельно развивать сценический ход событий в КПО. Наиболее ярко это становится видно, когда они еще осмысленно включены в контекст всего сценария или в рамки затрагиваемого круга проблем.
Ассоциативный метод
Заимствованный у средней ступени КПО ассоциативный метод [45] принципиально расширяет психотерапевтический спектр исходной техники основной ступени КПО. Тем самым в психотерапевтическом процессе открывается новая степень свободы. Для психотерапевта, работающего по технике основной ступени КПО, благодаря этому также расширяется психотерапевтическая постановка цели.
Ввиду сегодняшних требований к Кататимно-имагинативной психотерапии, из системы подготовки психотерапевтов нельзя более исключать ассоциативный подход при работе с подходящими для этого пациентами. Это имеет прежде всего два основания.
1. Сегодня психотерапевт гораздо чаще, чем в прежние десятилетия, при использовании техники основной ступени КПО сталкивается с пациентами, неудовлетворяющимися одним только представлением стандартных мотивов в начале сеанса и следующим за этим креативным расширением. Эти люди неохотно и не без некоторого усилия заставляют себя концентрироваться на жестко заданных образах и их длительном рассмотрении. У них сам собой запускается “фильм” сценического продолжения. В некоторых случаях он даже спонтанно форсируется. Таким образом, это более или менее быстрый или более или менее оживленный ход развития образа, нередко даже ни в коей мере сценически уже не связанная последовательность отдельных элементов образа, которые могут поразить психотерапевта. Психотерапевт основной ступени КПО должен быть подготовлен к подобным случаям и знать, какие феномены его ожидают. Поэтому он должен обладать основополагающими знаниями, чтобы как можно лучше использовать позитивные аспекты этого раскрытия.
2. Во время подготовки к печати этого издания Кататимное переживание образов было признано в Германии направлением психотерапии, оплачиваемым через систему медицинского страхования, в соответствии с Директивами Федерального объединения больничных касс в области психотерапии от 1987 г. Это нашло отражение в требованиях к системе повышения квалификации для получения дополнительной специальности “психотерапевт”. Тем самым возникла необходимость удовлетворить запросы также и той части изучающих КПО психотерапевтов, которая - в отличие от полного обучения для получения квалификации “психотерапевт, специализирующийся по методу КПО” - могла бы удовлетвориться минимальными требованиями при повышении квалификации, в соответствии с требованиями Врачебной палаты.
|
Теперь психотерапевт может научиться прорабатывать открывающиеся в КПО конфликты дополнительно ассоциативно-когнитивно, как минимум в определенных пределах. Это хорошо скажется на лечении проявлений невротического развития личности и невротических симптомов у пациентов.
Как известно, на заре психоанализа З.Фрейд [15] ввел технику свободных ассоциаций, чтобы вызывать у пациента поток бессознательного материала без использования гипноза (который он применял прежде). В качестве гипотезы, по меньшей мере, можно предположить, что, благодаря обогащению КПО приходящими в голову мыслями и идеями, например, по поводу некоторых элементов образа, в соответствии с закономерностями саморегулирующегося процесса обрисовывается ядро бессознательного конфликта и, как говорил З.Фрейд (1914 г.), “сначала медленно, почти неминуемо, в чистейшем образовании отыскивается патогенное положение”. Естественно, в психоанализе существует также и техническое предположение, что пациент действительно в состоянии собирать мысли и идеи, появляющиеся у него по поводу какого‑то конкретного образа. Хотя этому и можно научиться, но в действительности в форме цепочек ассоциаций это встречается все же достаточно редко и только у очень хорошо “натренированных” пациентов.
Что же касается принципа ассоциативного метода в Кататимном переживании образов, то он заключается в естественной попытке перенести свободные ассоциации на уровень образного сознания. При этом оказывается, что при представлении образов, как и при развертывании мысленных ассоциаций, аналогично разворачиваются целые цепочки образов, которые точно так же постепенно направляются на конфликт. Такое использование ассоциативной символдрамы, зачастую в сочетании с более обязывающим пробным действием (в смысле активного отреагирования в фантазии), очень хорошо себя зарекомендовало. Очень подробно я это излагаю во 2 главе моего большого учебника [45].
|
Следовательно, можно принять, что мы рассматриваем две категории ассоциативного раскрытия на двух различных уровнях:
‑ на уровне образного сознания и
‑ на уровне приходящих в голову мыслей и ассоциаций.
На продвинутом этапе КПО в процессе психотерапии подходящих для этого пациентов оба уровня могут смешиваться друг с другом. Для знакомых с КПО пациентов, в особенности если они находятся на имагинативном сеансе, преобладающей формой являются ассоциации на уровне образного сознания. Мысленные ассоциации отступают, как правило, далеко на задний план. Стимулируя спонтанно приходящие в голову идеи, опытный психотерапевт умеет направить ассоциации на некую тему, на какой‑то установленный в КПО фокус конфликта. К этому вопросу я еще вернусь позднее.
Психотерапевт может “запустить” ассоциативную технику в КПО только в самых редких случаях. Это уж совсем не получается с пациентами, перед глазами которых устанавливаются неподвижные образы (по причинам, которые здесь невозможно разобрать более подробно). В соответствии с нашими ожиданиями относительно основной ступени КПО, такие пациенты детально описывают мотив ландшафта, а также, быть может, и исходящий от него эмоциональный тон. В этом образе они будут передвигаться или, в ответ на нашу просьбу-побуждение, посмотрят вокруг себя, совершат прогулку или выполнят поставленную нами задачу, например, проследят за течением ручья, осмотрят дом и т. п. Если интерес и внутренняя активность больше, они могут изменить или развить далее образ, отправиться в исследовательскую экспедицию, на разведку или на прогулку и т. д. К этому психотерапевт бывает готов после достаточного обучения на основной ступени КПО.
Знание ассоциативного метода и вопрос, каким образом с ним работать, затрагивает, однако, именно ту группу пациентов, которые спонтанно развертывают сценические проявления, продолжающиеся и без нашего участия. При этом могут переживаться целые истории, имеющие, например, сказочно-лирический характер, в которых конфликтный материал отыскивается сам собой и которые при этом даже могут сталкиваться с драматическим обострением конфликтной сцены. Другой формой ассоциативного метода может быть спонтанное появление сцен из раннего детства (возрастная регрессия, ср. с. 178). Труднее управлять динамическими формами фрагментирования содержания образов. Но сначала я приведу магнитофонную запись более длинного ассоциативного развертывания. Она должна помочь читателю понять эту форму ведения психотерапии, полностью отличную от обычной формы ведения на основной ступени КПО.
Занятие
|
|
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!