Типичное значение различных симптомов тени — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типичное значение различных симптомов тени

2017-07-01 202
Типичное значение различных симптомов тени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Словарь для перевода симптомов в их исходные теневые формы

 

СИМПТОМ перевод ИСХОДНАЯ ТЕНЕВАЯ ФОРМА
------------------------> -----------> ------------------------------------------
 
Давление Влечение
 
Отверженность ("Никто меня не любит") "Я бы и дня с ними не ужился!"
 
Вина ("Вы заставляете меня чувствовать себя виноватым") "Я возмущен вашими требованиями"
 
Тревога Возбуждение
 
Застенчивость ("Все на меня смотрят") "Я больше заинтересован в людях, чем предполагал"
 
Импотенция / фригидность "Я бы не смог(ла) ее (его) удовлетворить"
 
Страх ("Они хотят причинить мне боль") Враждебность "Я зол и набрасываюсь на всех, сам того не зная"
 
Печальный Рассерженный!
 
Замкнутый "Я буду гнать вас всех прочь!"
 
Я не могу "Я не хочу, черт побери!"
 
Обязанность ("Я должен") Желание ("Я хочу")
 
Ненависть ("Я презираю вас за это") "Мне не нравится это в самом себе"
 
Зависть ("Вы тако-о-ой замечательный!") "Я немного лучше, чем я предполагал"
 


Перевод симптомов в исходные влечения является ключом к терапии. Например, чтобы рассеять давление, вам не нужно изобретать влечение - пытаться почувствовать влечение, которого на самом деле нет или стараться вообразить влечение, которого вам будто бы сейчас недостает. Я не говорю, что если вы можете заставить себя чувствовать влечение и интерес к работе, то вы не будете чувствовать никакого давления. Я лишь говорю, что, если вы чувствуете давление, необходимое влечение уже налицо, но оно замаскировано под симптом давления. Вам не приходится вызывать в воображении влечение и помещать его за чувством давления. Это чувство давления уже является тем влечением, которое вам нужно. Вы просто должны назвать это чувство давления его подлинным и правильным именем: влечение. Это просто перевод одного понятия в другое, а не создание чего-то нового.
Таким образом, с этой точки зрения симптомы - отнюдь не будучи нежелательным явлением - оказываются потенциальной возможностью для роста. Симптомы очень точно указывают на вашу неосознаваемую тень; они являются безошибочными сигналами некой проецированной тенденции. Через ваши симптомы вы находите вашу тень, а через вашу тень вы приходите к росту и расширению своих границ, находите путь к более подлинному и приемлемому образу самого себя. Так вы опускаетесь с уровня маски к уровню "эго". Это почти так же просто, как формула: маска + тень = "эго".
Мне бы не хотелось заканчивать эту главу, не предложив простого ключа к пониманию сути психотерапевтической работы, которая должна быть проделана на этом уровне. Если вы не будете обращать внимания на технический жаргон любого психотерапевта, а вслушаетесь в общее течение его беседы, вы обнаружите, что все то, о чем он говорит, соответствует определенному шаблону. Если вы говорите, что любите вашу мать, он скажет, что вы ее бессознательно ненавидите. Если вы говорите, что вы ее ненавидите, он скажет, что вы ее бессознательно любите. Если вы говорите, что терпеть не можете быть подавленным, он скажет, что вы на самом деле стремитесь к этому состоянию. Если вы говорите, что ненавидите быть униженным, он скажет, что вы тайно любите это. Если вы активно вовлечены в религиозный, политический или идеологический "крестовый поход", чтобы обратить других в вашу веру, он предположит, что вы в действительности вообще в это не верите и что ваш "крестовый поход" является просто попыткой обратить в веру вашу собственную неверящую душу. Если вы говорите "да" - он говорит "нет". Если вы говорите "вниз" - он говорит "вверх". Если вы говорите "мяу" - он говорит "гав". И если вы говорите, что всегда подозревали, что ненавидите психологов, а сейчас вы в этом уверены, он скажет, что вы в действительности несостоявшийся психолог и втайне завидуете всем психотерапевтам.
Это начинает звучать глупо, но за всей этой с виду извилистой логикой психотерапевт, сознает он это или нет, просто сталкивает вас лицом к лицу с вашими собственными противоположностями. Мы можем посмотреть на все примеры в этой главе с такой точки зрения, и окажется, что действительно - в каждой из этих ситуаций индивид был осведомлен только об одной стороне противоположностей. Он отказывался видеть обе противоположности, отдавать себе отчет в единстве этих полярностей. Поскольку противоположности не могут существовать друг без друга, то - если вы не осведомлены о них обоих - вы будете скрывать и подавлять отвергаемый полюс. Вы будете стараться сделать его бессознательным - и таким образом будете проецировать его. Иначе говоря, вы будете создавать границу между противоположностями - и таким образом порождать борьбу. Но это борьба, которую никогда нельзя выиграть, а можно только вечно проигрывать, каждый раз терпя новое болезненное поражение, потому что обе стороны на самом деле являются просто разными аспектами друг друга.
Тогда тень - это просто ваши неосознаваемые противоположности. Таким образом, простой способ вступить в контакт с вашей тенью состоит в том, чтобы принять полную противоположность всего, к чему вы сейчас сознательно стремитесь, чего вы хотите и желаете. Это покажет вам, как ваша тень смотрит на мир, и именно с этим взглядом на мир вы захотите подружиться. Это не значит действовать на основе этих ваших противоположностей - нужно просто осознавать их. Если вы чувствуете, что вам кто-то сильно не нравится, осознавайте тот ваш аспект, которому нравится этот человек. Если вы безумно влюблены в кого-то, осознавайте ту часть вас, которой этот человек совершенно безразличен. Если вы ненавидите определенное чувство или симптом, осознавайте тот аспект себя, который тайно наслаждается этим чувством. В тот момент, когда вы действительно осознаёте свои противоположности, как положительные, так и отрицательные чувства по отношению к любой ситуации, многие напряжения, связанные с этой ситуацией, исчезают, потому что борьба противоположностей, которая создала это напряжение, сошла на нет. С другой стороны, в тот момент, когда вы утрачиваете единство противоположностей, осознавание обеих сторон в самом себе, вы раскалываете противоположности, возводите границу между ними и таким образом делаете отвергнутый полюс бессознательным; тогда он возвращается, досаждая вам в качестве симптома. Поскольку противоположности всегда едины, они могут быть разделены только путем неосознавания - избирательного невнимания.
Когда вы начнете исследовать ваши противоположности, вашу тень, ваши проекции, вы обнаружите, что принимаете на себя ответственность за ваши собственные чувства и ваши собственные состояния сознания. Вы начнете понимать, что борьба между вами и другими людьми - это в действительности борьба между вами и вашими проецируемыми противоположностями. Вы начнете понимать и то, что ваши симптомы - это не что-то такое, что делает с вами окружающий мир, а то, что вы делаете сам с собой в качестве преувеличенного заменителя того, что бы вам в действительности хотелось делать с другими людьми. Вы обнаружите, что не люди и события заставляют вас быть расстроенным - они для вас просто повод, чтобы расстраивать самого себя. Это громадное облегчение, когда вы впервые понимаете, что сами создаете свои собственные симптомы, потому что это также означает и то, что вы можете прекратить создавать эти симптомы, переводя их снова в их исходную форму. Вы становитесь причиной ваших собственных чувств, а не их следствием.
В этой главе мы видели, как при попытках отречься от определенных граней нашего "эго" мы приходим к ложному и искаженному образу себя, называемому "маской". Так возводится граница между тем, что вам нравится (маска), и тем, что не нравится (тень). Мы также видели, что эти отвергаемые грани нашего "эго" (тень) претерпевают проекцию и таким образом начинают казаться существующими во внешнем мире. И тогда мы обречены бороться с собственной тенью всю нашу жизнь. Граница между маской и тенью становится сражением между маской и тенью, и эта внутренняя война ощущается нами как симптом. Тогда мы начинаем ненавидеть наши симптомы с той же страстью, с какой мы первоначально ненавидели нашу тень; и, проецируя тень на других людей, мы ненавидим этих людей, как мы когда-то ненавидели тень. Мы тогда относимся к другим как к симптому - как к чему-то, с чем нам нужно бороться. И так многообразные формы борьбы переходят через границу этого уровня.
Выработать более или менее точный образ себя, то есть спуститься от маски к "эго", - значит просто обрести всестороннее осознание тех граней самого себя, о существовании которых вы не знали. Эти грани легко заметить, потому что это ваши симптомы, ваши противоположности и ваши проекции. Забрать назад ваши проекции, обратить их вспять - это значит просто убрать границу, признать собой и включить в себя те вещи, которые вы считали чужими; найти в себе место для понимания и принятия всех ваших потенциальных возможностей - положительных и отрицательных, хороших и плохих, привлекательных и презренных - и таким образом сформировать в себе относительно точный образ всего, чем является ваш психофизический организм. Это значит перенести ваши границы, перестроить карту вашей души так, что старые враги станут союзниками, а тайно сражавшиеся друг с другом противоположности открыто станут друзьями. В конце концов, хотя вам не все в себе покажется желанным, вы, возможно, сочтете, что оно вполне способно нравиться.

 

УРОВЕНЬ КЕНТАВРА

МЫ ВИДЕЛИ в предыдущей главе, что, соприкасаясь с проецируемой нами тенью и в конечном счете возвращая ее себе, мы можем "расширить" свое самоотождествление от убогой маски до здорового "эго". Мы можем исцелить разрыв, растворить границу между маской и тенью и таким образом найти большее и более стабильное чувство самотождественности. Это почти то же самое, что переехать из тесной квартиры в комфортабельный дом. В этой главе мы, если можно так выразиться, перейдем из комфортабельного дома в просторный особняк. Мы продолжим фундаментальный процесс растворения границ, но на более глубоком уровне, исследуя некоторые из методов расширения чувства своего Я от уровня "эго" (и его мировоззрения) до уровня кентавра посредством соприкосновения с нашим телом и его повторного обретения.
Идея повторного обретения тела может вначале показаться более чем странной. Граница между "эго" и плотью так глубоко внедрена в бессознательное среднего человека, что он реагирует на предлагаемую задачу исцеления этого раскола странной смесью озадаченности и скуки. Он привык считать границу между разумом и телом неизменно реальной и, таким образом, не может взять в толк, почему кто-то может хотеть трогать ее, не говоря уже о том, чтобы ее аннулировать.
Оказывается, что хотя лишь немногие из нас утратили свой разум, однако большинство из нас давным-давно утратили свое тело, и боюсь, что мы должны понимать это буквально. Ведь фактически кажется, что "Я" почти что восседает на моем теле как всадник на лошади. Я бью его или хвалю его, я кормлю, чищу и нянчу его, когда это необходимо. Я подгоняю его, не посоветовавшись с ним, и сдерживаю его против его воли. Когда мое тело-лошадь ведет себя хорошо, я в общем-то не обращаю на него внимания, но, когда оно становится непослушным - что происходит весьма часто, - я достаю кнут, чтобы загнать его назад в состояние благоразумной покорности.
Действительно, мое тело кажется просто пассивно болтающимся где-то подо мной. Я теперь подхожу к миру уже не вместе с моим телом, но на моем теле. Я здесь, сверху, а оно там, внизу, и меня беспокоит, что же это такое, там, внизу. Мое сознание является почти исключительно сознанием в голове - я есть моя голова, но я обладаю моим телом. Тело сводится от "меня" к моей собственности, оно становится чем-то "моим", но не "мной". Короче говоря, тело, подобно тому как это произошло с тенью, становится объектом, или проекцией. Через целостный организм проводится граница, и тело отбрасывается как "не-я". Эта граница является расколом, трещиной, или, говоря словами Александра Лоуэна, блоком: "Блок также действует, отделяя и изолируя психическую сферу от сферы соматической. Наше сознание говорит нам, что каждая из них воздействует на другую, но из-за блока оно не проникает достаточно глубоко, чтобы мы могли ощущать фундаментальное единство этих сфер. В сущности, блок создает разрыв в единстве личности. Он не только расщепляет психику и соматику, но также и отделяет поверхностные явления от их корней в глубинах организма".
Нас здесь прежде всего интересует распад целостного организма - кентавра, - при котором утрата чувства тела является лишь наиболее видимым и ощутимым знаком. Утрата тела не тождественна распаду кентавра, этого "основополагающего единства", но является всего лишь одним из проявлений, в которых может выступить распад. Тем не менее именно на ней мы будем сосредоточивать наше внимание в этой главе, ввиду того что ее легче всего понять и проще всего описать. Однако, пожалуйста, запомните, что я вовсе не утверждаю, что само по себе тело - то, что мы называем "физическим телом" - является более глубокой реальностью, чем психическое - "эго". На самом деле с телом связан самый низкий из уровней сознания, который настолько прост, что мы даже не включили его отдельное рассмотрение в эту книгу. Тело - это не более "глубокая реальность", чем "эго", как думают многие соматологи; однако единство тела и "эго" - это действительно более глубокая реальность, чем каждая из них в отдельности, и именно их воссоединению мы будем придавать особое значение в этой главе, даже если в практических целях мы и останавливаемся подробно на физическом теле и упражнениях физического тела.
Как и следовало ожидать, существуют всевозможные причины, по которым мы отказываемся от нашего тела и по которым мы! теперь боимся возвратить его себе. Некоторые из этих причин мы уже в общих чертах обрисовали при обсуждении эволюции спектра сознания. На поверхностном уровне мы отказываемся вернуть себе тело потому, что просто не думаем, что для этого есть какие нибудь причины - нам кажется, что это просто ни к чему. На более глубоком уровне мы боимся вернуть себе тело потому, что оно содержит в себе, в особенно яркой и живой форме, сильные эмоции и чувства, которые являются социально запретными. И, наконец, тела избегают, потому что оно является обителью смерти.
По всем этим и еще многими причинам человек, будучи в общем полностью "приспособленным", уже давно спроецировал свое тело как некий объект "снаружи", или, могли бы мы сказать, объект "где-то там, внизу". Человек отказывается от образа кентавра и отождествляется с "эго" в борьбе против тела. Но, как и все проекции, это отчуждение тела приводит лишь к тому, что проецируемое тело возвращается, преследуя индивида, наказывая его самым мучительным образом и, что еще хуже, пользуясь при этом его собственной энергией. Поскольку тело во всех случаях обычно помещают по другую стороны границы "Я" и "не-я", поскольку с ним не дружат и оно больше не союзник, то оно становится врагом. "Эго" и тело выступают друг против друга, и начинается яростная, хотя порой и трудноуловимая война, противоположностей.
Поскольку, как мы видели, каждая граница создает две непримиримые противоположности, то же самое, разумеется, верно и для границы между "эго" и телом. Существует множество важных противоположностей, которые стали ассоциироваться с этой границей, но самая значительная из них - это граница произвольное - непроизвольное. "Эго" является центром контроля, манипулирования, произвольной и намеренной деятельности. На самом деле "эго", как правило, отождествляет себя только с произвольными процессами. С другой стороны, тело в основном является хорошо организованной совокупностью непроизвольных процессов кровообращения, пищеварения, роста и деления клеток, обмена веществ и т.д. Если это покажется вам странным, просто обратите внимание на речь среднего человека и внимательно послушайте, какие процессы он отождествляет с собой. Он скажет "Я двигаю рукой", но он не скажет "Я бью сердцем". Он скажет "Я ем пищу", но он не скажет "Я перевариваю пищу". Он скажет "Я закрываю глаза", но он не скажет "я ращу свои волосы". Он скажет "Я ерзаю ногами", но он не скажет "Я поддерживаю кровообращение".
Другими словами, он, как "эго", будет отождествляться только с теми действиями, которые произвольны и управляемы; все остальное, все спонтанные и непроизвольные действия он ощущает, в каком-то смысле, "не-собой" и не заслуживающим доверия. Вопреки противоположным доводам здравого смысла не кажется ли вам странным, что вы отождествляетесь только с частью всего вашего существа? Не странно ли, что вы называете "собой" в лучшем случае только половину своего организма? Кому же тогда принадлежит другая половина?
В определенном смысле "эго" чувствует себя попавшим в ловушку, оказываясь жертвой буйного непостоянства своего собственного тела. Поэтому нетрудно встретить людей, чувствующих себя скованными своей плотью и мечтающих о таком состоянии, сейчас или после смерти, когда душа обладает полной властью и, не обремененная нежной уязвимостью плоти, бестелесная, легко плывет в воздухе, не покрытая ничем более вещественным, чем атласно-белое ангельское одеяние. Нетрудно понять, почему в глазах многих людей плоть и грех столь ужасающе синонимичны.
В особенности "эго" чувствует себя пойманным в ловушку восприимчивостью тела к боли. Боль, страдание, острая чувствительность живой ткани и обнаженных нервов - понятно, что все это достаточно терроризирует "эго" и оно стремится уйти от источников боли, погрузить в оцепенение и заморозить тело, чтобы уменьшить его чувствительность к боли. Хотя "эго" и не может контролировать непроизвольные ощущения тела, оно все же может научиться и учится уводить осознавание от тела, делая его неживым и бесчувственным. Это то, что Ауробиндо называл "витальным шоком" - потрясенное сознание отшатывается, отворачивается от уязвимости и смертности плоти, что приводит к оцепенению последней и искажению самого сознания.
Но это омертвение, оцепенение тела дается дорогой ценой. Ибо если верно, что тело является источником боли, то верно и то, что оно является источником удовольствия. "Эго", убивая источник боли, в то же время убивает источник удовольствия. Никакого страдания... но и никакой радости.
Таким образом, "нормальный" человек замораживает, анестезирует свое тело, не понимая природы этой анестезии. Он даже не знает того, что находится в анестезии. Это почти так же, как бывает при сильном обморожении - пострадавший не осознает, что он получил его, потому что пораженная часть тела лишена всякой чувствительности, а человек не может чувствовать отсутствия чувства. Он не чувствует ничего, и ему кажется, что все хорошо.
Всеобъемлющее отсутствие чувствительности является общим результатом витального шока, нашего отвращения от тела и распада кентавра. Этот распад неизбежно происходит в той или иной степени даже в случае здорового "это". Ибо, пока вы отождествляетесь исключительно с "эго", непроизвольные процессы организма по определению не относятся к вашему "Я" и не включаются в него. Поэтому, даже если мы смогли расширить свои границы от маски к "эго", мы можем понимать, что нам как-то не хватает ощущения глубины - основы осмысленного чувства, источника внутреннего осознавания и внимания. Поэтому нас можно побудить продолжить процесс нисхождения, отказавшись от ограниченного отождествления исключительно с "эго", и открыть для себя чувство тождества с целостным психофизическим организмом. Для психотерапевтов, которые работают на этом уровне, это означает открытие подлинного, экзистенциального "Я" человека.
Мы будем исследовать пути растворения границы между разумом и телом, чтобы снова открыть это единство противоположностей, спящее в глубинах нашего существа. "Этот разрыв нельзя преодолеть знанием энергетических процессов, происходящих в теле", - говорит Лоуэн. Знание, как таковое, представляет собой поверхностное явление и "принадлежит к сфере "эго". Нужно чувствовать поток и направление распространения возбуждения в теле. Однако чтобы сделать это, необходимо отказаться от жесткого контроля со стороны "эго", чтобы глубокие телесные ощущения могли выйти на поверхность".
Как бы просто это ни звучало, это именно то затруднение, с которым сталкивается почти каждый человек, когда пытается связаться со своим телом. Он не будет действительно чувствовать свои ноги, желудок или плечи, а будет привычно думать о своих ногах, желудке и плечах. Он просто представляет их себе и таким образом избегает уделять им непосредственное ощущение-внимание. Это, конечно же, один из тех механизмов, которые в первую очередь ответственны за нашу разобщенность с телом. Следует уделять особое внимание этой склонности умозрительно представлять наши чувства и прилагать особые усилия, чтобы приостановить, по крайней мере временно, этот привычный перевод непосредственного ощущения-внимания в мысли и образы.
Вот один из способов начать устанавливать связь со своим телом. Лежа на спине на ковре или тюфяке, просто закройте глаза, дышите глубоко и легко и начните исследовать ваши телесные ощущения. Не пытайтесь ощутить что-либо, не торопите появление ощущений - просто позвольте вашему вниманию течь через тело и заметьте, присутствуют ли какие-либо ощущения, положительные или отрицательные, в различных частях тела. Можете ли вы, например: ощутить ваши ноги? ваш желудок? ваше сердце? глаза? гениталии, ягодицы, скальп, диафрагму, ступни? Отметьте, какие части тела кажутся наполненными ощущениями, полными, сильными и живыми, а какие - вялыми, тяжелыми, безжизненными, тусклыми или болезненными. Попробуйте делать это как минимум три минуты и заметьте, как часто ваше внимание оставляет тело и бродит где-то в мечтах. Не кажется ли вам странным, что оставаться в своем теле три минуты может оказаться весьма трудным? Если вы не в теле, то где же вы?
После этого предварительного упражнения мы можем перейти к следующему шагу: по-прежнему лежа, с руками, вытянутыми вдоль тела, и слегка разведенными ногами, закрыв глаза, дышите очень глубоко, но медленно, проводя дыхание от горла до брюшной полости, чувствуя, как воздух заполняет всю среднюю часть тела. Если хотите, представьте себе, что в ваших грудной клетке и животе находится большой воздушный шар и что при каждом вдохе вы полностью надуваете его. "Воздушный шар" должен мягко расширяться в грудную клетку и сильно выпирать в брюшную полость. Если вы не можете чувствовать спокойную силу расширяющегося "воздушного шара" ни в одной из этих областей, просто позвольте "воздушному шару" наполняться немного больше, расширяясь в эту область. Затем выдохните медленно и ровно, позволяя "воздушному шару" полностью опорожниться. Повторите это семь или восемь раз, поддерживая внутри "воздушного шара" мягкое, но устойчивое давление, чтобы он заполнял брюшную полость и достигал таза. Особо отметьте, какие области вы чувствуете напряженными, болезненными или оцепеневшими.
Можете ли вы чувствовать, что вся заполненная "воздушным шаром" область является одним целым, или же она кажется вам разделенной и сегментированной на грудную клетку, брюшную полость и диафрагму таза, и каждый сегмент отделен от других слоями напряжения или боли? Но, даже несмотря на эти незначительные боли и неудобства, вы можете начать замечать, что чувство, которое расширяется по всему "воздушному шару" - это чувство тонкого наслаждения и радости. Вы вдыхаете наслаждение, и оно распространяется по всему вашему уму и телу. На выдохе не прерывайте дыхание и ощущайте его как проходящее через все тело чувство удовольствия. Так это тонкое удовольствие течет через ваш разум-тело и становится все полнее и полнее с каждым циклом дыхания. Если вы не полностью почувствовали это, сделайте еще три или четыре раза полное дыхание, погружаясь в то ощущение удовольствия, которое при этом возникает.
Быть может, вы начнете понимать, почему йоги называют дыхание жизненной силой - не в философском, а в чувственном смысле. На вдохе вы втягиваете в себя жизненную силу, и она проходит от горла до брюшной полости, заряжая тело энергией и жизнью. На выдохе вы высвобождаете и излучаете эту силу как тонкое удовольствие и радость, ощущаемые во всем вашем разуме-теле.
Вы можете продолжать дыхание с полным расширением "воздушного шара", проводя жизненную силу от горла до пупочной области брюшной полости (называемой "хара"), но начните чувствовать выдох как излучение жизненной силы от брюшной полости ко всем частям тела. Пусть с каждым вдохом ваша "хара" заряжается жизненной силой. Затем, на выдохе, посмотрите, насколько далеко вниз, в ваши ноги, вы можете чувствовать (или прослеживать) излучение жизненной силы и удовольствия: в бедра? в колени? в ступни? В конце концов жизненная сила должна дойти буквально до самых кончиков пальцев ног. Продолжайте делать это на протяжении нескольких дыханий и затем попробуйте сделать то же самое с верхними конечностями. Можете ли вы чувствовать жизненную силу, которая проникает в ваши руки? В пальцы? В голову и в мозг? Затем на выдохе, позвольте этому тонкому удовольствию пройти через ваше тело и выйти в окружающий мир. Позвольте своему дыханию, пройдя через тело, раствориться в бесконечности.
Собрав все эти компоненты воедино, мы приходим к полному дыхательному циклу: на вдохе проводите дыхание от горла до "хары", заряжая ее жизненной силой. На выдохе высвободите это тонкое удовольствие, позволяя ему проходить через весь ваш разум-тело в мир, в космос, в бесконечность. Когда цикл станет полным, начинайте позволять всем мыслям растворяться в выдохе и уходить в бесконечность. Делайте то же самое со всеми неприятными чувствами, с болезнями, со страданием, с болью. Позвольте ощущению-вниманию выйти за пределы всех ваших нынешних обстоятельств и каждым мгновением растворяться в бесконечности.
Теперь мы подходим к пониманию специфики упражнений такого типа. Более чем вероятно, что вы были способны чувствовать жизненное удовольствие и ощущение-внимание, легко циркулирующие по всему вашему разуму-телу. Но в каждой части этого упражнения вы могли также почувствовать некоторую область оцепенения, область отсутствия ощущений, или омертвения, с одной стороны, или зажатости, напряжения, жесткости или боли - с другой. Иными словами, вы чувствовали блоки (мини-границы), препятствующие полноценному течению ощущения-внимания. Большинство людей неизменно чувствуют некоторую зажатость и напряжение в шее, глазах, анусе, диафрагме; в плечах или в нижней части спины. Оцепенение и нечувствительность часто ощущаются в области таза, в гениталиях, сердце, в нижнем отделе брюшной полости или в конечностях. Важно обнаружить - насколько это вам удастся, - где же существуют ваши собственные блоки. Когда вы их почувствуете, пока что не пытайтесь избавиться от них. В лучшем случае, это не сработает, а в худшем - приведет к еще большей зажатости. Просто найдите в себе, где они находятся, и мысленно отметьте их местоположение.
Коль скоро вы уже точно определили эти блоки, вы можете начать процесс их растворения. Но сперва мы могли бы рассмотреть, что же означают эти блоки и сопротивления - эти области, или слои, зажатости, давления и напряжения, локализованные по всему телу. Мы видели, что на уровне "эго" человек может сопротивляться порыву или эмоции, отрицая то, что они у него есть. Через присущий "эго" механизм проецирования человек может препятствовать осознанию у себя определенной теневой тенденции. Если он в действительности испытывал сильную враждебность по отношению к миру, но отрекся от этой своей тенденции, он будет проецировать ее вовне и таким образом чувствовать, что это мир нападает на него. Иными словами, он будет переживать тревогу и страх в результате собственной спроецированной враждебности.
Что происходит в теле, когда эта враждебность проецируется вовне? На психическом уровне возникла проекция, но физически в это время должно было произойти что-то еще, поскольку разум и тело нераздельны. Что происходит в теле, когда вы вытесняете враждебность? Как вы на уровне тела подавляете сильную эмоцию, которая ищет разрядки в некоторой деятельности?
Если вы начинаете испытывать враждебность и злость, вы можете разрядить эти эмоции в криках и размахивании кулаками. Эти мышечные действия составляют сущность самой враждебности. Таким образом, если вам необходимо подавить враждебность, вы можете сделать это, только физически подавляя эти мышечные разряжающие действия. Другими словами, вы должны использовать ваши мышцы, чтобы сдерживать эту разрядку. Точнее говоря, вы должны использовать некоторые из ваших мышц для того, чтобы сдерживать действие некоторых других мышц. В результате начинается война мышц. Половина ваших мышц борется, чтобы разрядить враждебность и наброситься на кого-нибудь с кулаками, в то время как другая половина напрягается, чтобы это предотвратить. Это все равно что давить одной ногой на газ, а другой - на тормоз. Конфликт заканчивается тупиком, но весьма напряженным тупиком, в котором большое количество энергии затрачивается впустую, с общим нулевым результатом.
В случае подавления враждебности вы, вероятно, будете напрягать мышцы челюсти, горла, шеи, плеч и верхней части рук, ибо это единственный способ, которым вы можете физически "удержать" враждебность. И отвергнутая враждебность, как мы видели, обычно входит в ваше сознание как страх. Таким образом, в следующий раз, когда вы будете во власти иррационального страха, отметьте, что вся область ваших плеч втянута внутрь и вверх - признак того, что вы сдерживаете враждебность и, следовательно, чувствуете страх. Но в самих плечах вы больше не будете чувствовать стремления наброситься на кого-то; вы больше не будете чувствовать враждебность, только сильное напряжение, зажатость, давление. У вас появился блок.
Именно такова природа блоков, положение которых вы определили по всему вашему телу во время дыхательных упражнений. Каждый_блок, каждое напряжение или давление в теле является мышечным. Сдерживанием какого-нибудь запретного импульса или чувства. То что эти блоки мышечные, - чрезвычайно важный момент, к которому мы очень скоро вернемся. Пока нам нужно только заметить, что эти блоки и полосы напряжения являются результатом борьбы двух групп мышц, создающих таким образом мини-границу. Одна группа при этом стремится разрядить импульс, другая - сдержать его. Это активное удерживание внутри, "сдерживание", - и вы буквально подавляете себя в определенных областях тела, вместо того чтобы высвободить импульс, связанный с этой областью.
Так, если вы ощущаете напряжение вокруг глаз, вы, возможно, сдерживаете желание плакать. Если вы обнаруживаете напряжение и боль в висках и, возможно, сжимаете челюсти, даже не замечая этого, то вы наверное пытаетесь предотвратить крик, вопль или даже смех. Напряжение в плечах и шее указывает на подавляемые или сдерживаемые гнев, ярость или враждебность, в то время как напряжение в диафрагме свидетельствует о том, что вы хронически ограничиваете и сдерживаете свое дыхание в попытке контролировать проявление своенравных эмоций или ощущения-внимания в целом. (Большинство людей будут сдерживать свое дыхание во время любого акта самоконтроля.) Напряжение в нижнем отделе брюшной полости и диафрагме таза обычно означает, что вы отсекаете всякое осознание своей сексуальности, что вы зажимаете и сдерживаете эту область, чтобы препятствовать жизненной силе дыхания и энергии протекать через нее. Если это происходит - по какой бы то ни было причине, - то вы будете также заглушать большую часть ощущений в ваших ногах. А напряжение, жесткость или недостаток силы в ногах обычно свидетельствуют о недостатке укорененности, стабильности, заземленности или общей уравновешенности.
Итак, как мы только что видели, один из лучших способов понять общее значение определенного блока - это заметить, где именно в теле он возникает. Определенные области тела обычно связаны с разрядкой определенных эмоций. По всей вероятности, вы не кричите ногами, не плачете коленями и не испытываете оргазм локтями. Поэтому, если существует блок в определенной области тела, можно допускать, что происходит подавление и сдерживание соответствующей эмоции. В этой связи отличными руководствами могут служить работы Лоуэна и Келемана.
Предполагая, что вы сейчас более или менее определили положение ваших главных блоков и способны их ощущать, вы можете перейти к действительно интересной попытке снять и растворить сами эти блоки. Хотя основную процедуру несложно понять и достаточно легко выполнить, для достижения сознательных результатов потребуется масса труда, старания и терпения. Вы, вероятно, потратили не меньше пятнадцати лет на создание того или иного блока, поэтому не стоит удивляться, если он не исчезнет после пятнадцатиминутной работы. Как и всяким границам, этим границам тоже необходимо время, чтобы раствориться по мере их осознавания.
Если вы уже сталкивались с этими блоками раньше, вы поймете, что самый раздражающий их аспект состоит в том, что как бы вы ни старались, оказывается, что вы не можете расслабить их, по крайней мере навсегда. С помощью сознательного усилия вам, может быть, удастся расслабить блок на несколько минут, но напряжение (в шее, спине или грудной клетке) с новой силой возвращается, как только вы забываете об этом "принудительном расслаблении". Некоторые блоки и напряжения - быть может, большинство из них - вообще не поддаются расслаблению. И все же единственное средство, которое мы привычно применяем, - это тщетные попытки сознательно расслабить эти напряжения (подход, который, - что довольно парадоксально, - сам требует весьма изнуряющих усилий).
Иными словами, возникает впечатление, что эти блоки случаются с нами, что они возникают против нашей воли, что они являются полностью непроизвольными и нежданными. А мы сами кажемся их жертвами. Давайте посмотрим, что же представляют из себя эти непрошеные гости.
Первое, что нужно заметить, - все эти блоки являются мышечными, как мы уже упоминали ранее. Каждый блок является на самом деле сокращением, напряжением, зажатостью какой-либо мышцы или группы мышц. Некоторые группы скелетных мышц и каждая из скелетных мышц в отдельности подчиняются волевому контролю. Те же самые мышцы, которые вы используете по своей воле, чтобы двигать рукой, жевать, ходить, прыгать, сжимать кулак или бить ногой, создают каждый из телесных блоков.
Но это означает, что данные блоки не являются непроизвольными - на самом деле они физически не могут быть таковыми. Они не случаются с нами, они должны быть чем-то, что мы сами активно делаем с собой. Иными словами, мы умышленно, намеренно и произвольно создаем эти блоки, так как они состоят только из произвольно сокращаемых мышц.
Но, что любопытно, мы в то же время не знаем, что создаем их. Мы напрягаем эти мышцы, и хотя мы чувствуем, что они зажаты и напряжены, мы не знаем, что сами активно их напрягаем. Когда возникает такой тип блока, мы не можем расслабить эти мышцы просто потому, что не знаем, что это мы сами их сокращаем. Тогда кажется, будто все эти блоки случаются сами по с


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.