Астрономия. Метеорология. Время — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Астрономия. Метеорология. Время

2017-07-01 286
Астрономия. Метеорология. Время 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

142. Как называются Плеяды (Копы, Бабки, Курки, Восожары)?

143. Как называется созвездие Орион (Косари, Косы, Чепиги)?

144. Как называется Млечный Путь (Дорога, Пташечья дорога, Дорога святых, Путь Мамая и т.д.) Как объясняются такие названия?

145. О чем гадали по звездному небу (например, о количестве овец, об урожае грибов, ягод)? Как и когда это делали?

146. Что означают пятна на полном месяце (Каин убил Авеля; брат брата заколол вилами; человек, работавший в праздник; человек на коне пашет вилами; ангел, святой, медведь и т.п.)?

147. Как называются фазы месяца: молодой месяц (молодой, молодик, молодь); полнолуние (полный, полня); на ущербе (рушенье, гнилец); старый месяц (старый, старик); безлунье (на меже, перемена, чернец и т.д.).

 

Время суток.

148. Как называется полночь (например, глупица, глухая ночь)?

149. Как называется темная ночь со вспышками молний без дождя? Что такое рябиновая ночь, воробьиная ночь и т.д.?

150. Опасен ли полдень и чем? Опасно ли спать в полдень и почему?

151. Чего нельзя было делать после захода солнца и почему (вы­вешивать пеленки, выносить мусор, начинать новую буханку хле­ба, прясть, сновать, отдавать из дома бёрда, нити)? Почему нель­зя спать на заходе солнца?

 

Благоприятные дни.

152. В какие дни (дни недели вообще и в зависимости от годовых праздников, от фазы месяца):

а) начинали сажать овощи (капусту, огурцы, тыкву, картошку, лук), деревья; сеять жито, лен, ячмень, овес и т.п.;

б) складывали на зиму зерно, овощи;

в) квасили капусту;

г) резали свинью;

д) подкладывали яйца под наседку;

е) начинали сновать, ткать, мочили лен;

ж) начинали строить дом и т. д.?

 

Неблагоприятные дни.

153. Какие дни считались неблагоприятными для начала или исполнения работ:

а) посадки овощей (капусты, огурцов, тыквы, картошки, лука и пр.), деревьев; сеяния жита (льна, ячменя, овса);

б) укладки на зиму зерна, овощей;

в) квашения капусты;

г) закалывания свиньи;

д) подкладывания яиц под наседку;

е) снования, тканья; мочения льна;

ж) закладки нового дома и т. д.?

 

154. Как называется «грибной» дождь (свинячий дождь, зайцев дождь, «черт жинку бьет» и т.п.)? Как объясняют такие названия.

 

Белемнит (чертов палец).

 

155. Как называются белемниты (на­пример, стрела, божий палец, гром, скала)? Как они появились?

156. Что означает слово «скала» (молнию, гром, скалу, камень, капли жира на поверхности жидкости и т.д.)?

157. 13. Омела (вечнозеленый шаровидный куст, паразитирующий на дереве). Как называется омела (черту венок, помело, вихрево гнездо)? Отчего она появляется?

 

Вихрь.

 

158. Как говорили о вихре (вихор, круча, крутень; крутит; чертово веселье, «черт замуж дочку отдает», «лихой крутит»)? Что считалось причиной вихря: свадьба чертей, действия утопленников и висельников, погоня чертей за душами людей смерть колдуна и т. д.?

Дождь, Гром, Град

 

159. Какие действия совершались прежде во время засухи (или в другое время) с целью вызвать дождь или предупредить засуху:

а) обход села, полей;

б) тканье обыденного рушника;

в) магия у колодца, реки, источника;

г) поливание водой друг друга (беременной женщины, пасту­ха, попа), поливание полей, посевов, дерева, дороги, дома, могилы;

д) разрушение муравейника;

е) пахание высохшего русла реки, пахание дороги;

ж) убиение ужа (лягушки, рака);

з) разрушение печи и т.д.?

 

160. Совершались ли во время засухи или в другое время (когда?) какие-либо действия у колодца: бросали в колодец мак, чеснок, хлеб и пр.; горшки, горшок с борщом, черепки, кирпичи; колотили воду палками; голосили по утопленнику и т.д.?

161. Известен ли был обычай во время засухи пахать (бороно­вать) высохшее русло реки, дорогу, рыть ямки на дороге; опахи­вать село?

162. Известно ли было во время засухи обращение к утопленни­кам (самоубийцам), голошение по утопленнику (запишите текст), поливание водой могилы утопленника, вырывание креста с могилы, разрушение могилы, бросание трупа в воду?

163. Известен ли обычай во время засухи:

а) разрушать муравейник (как это делали и что при этом говорили?);

б) убивать ужа, жабу, рака и т.д., хоронить их и оплакивать (запишите подробности и тексты)?

 

164. Что запрещалось делать во избежание засухи: копать, рыть землю, ставить заборы, постройки; вывешивать белье на улицу до Благовещения и т. д.?

 

165. Что делали, когда надвигалась или начиналась гроза (град), чтобы остановить, отогнать, отвернуть тучу, остановить дождь, град: выбрасывали на двор хлебную лопату, кочергу, хлебную дежу или другую утварь; бросали яйца; размахивали лопатой, палкой (какой?), скатертью; зажигали свечи, вербу, молились, произносили заклинания (какие, кто это делал?) и т.д.?

 

166. Известен ли обычай во время засухи или в другое время (когда?) украшать девушку ветками, зеленью (какого дерева?), водить по селу, поливать водой? Как назывались обычай и де­вушка (например, куст)? Зачем это делалось?

 

167. Какие песенки исполнялись детьми, чтобы:

а) вызвать дождь (например: «Дождику, дождику, сварю тебе борщику...»);

б) остановить дождь (например: «Дождик, дождик, пере­стань...»)? Запишите тексты полностью.

168.

169. 10. Что делали во время первого весеннего грома (заслышав первый весенний гром):

а) терлись спиной о дуб, дубовый столб, о стену дома или са­рая, о печку, о забор, обнимали дуб, грызли дубовое полено;

б) били палкой по спине, хватались за спину; затыкали за спину (за пояс) веточки дуба, клена и т.д.;

в) пролезали через дерево, корень дерева, через забор;

г) падали на землю и катались по земле (траве, ржаному долю), пригибались к земле, терлись спиной о землю;

д) втыкали в землю веточку осины (дуба, вербы и т.п.);

е) перебрасывали через себя камень, били камнем по голове себя, других; что говорили при этом (например: «Моя железная голова не боится грома»);

ж) поднимали или двигали что-нибудь тяжелое (телегу, коле­са, печь и пр.);

з) умывались водой (у реки, из колодца, дождевой) и утирались чем-нибудь красным, обливались водой, мочили волосы; набирали воду в хлебную дежу, кружку;

и) жгли освященную вербу, ставили ее в передний угол хаты, ставили хлеб-соль;

к) крестились, крестили тучу;

л) произносили заклинания (какие?) и т, д.)?

 

170. Что делали, чтобы не бояться грома (чтобы дети не боя­лись грома): подпаливали волосы на голове; рисовали крест ды­мом от свечи; грызли приставший к ножу хлеб; разламывали две спекшиеся буханки над головой ребенка, давали ему целовать хлебную лопату; ели цветки ржи, почки вербы, яйца и т. п.

 

Пожар.

 

171. Как тушили пожар, возникший от молнии (сывороткой, кислым молоком, молоком от черной коровы)?

172. Как и чем прежде тушили пожар: обходили дом с иконой (какой?), читали молитву (какую?), бросали яйцо и т.д.?

 

Дерево, пострадавшее от бури, от молнии.

 

173. Как называлось дерево, в которое ударила молния (громовое, громкое, громо-бойца, богобой, побитое дерево, забитое, уголь, лом и т.п.)? Можно ли было брать его на дрова, на строительство? Если нет, то почему (например, дом сгорит от молнии, будут люди умирать, дом будет холодный, будут несчастья, ссоры, будет вредить нечистая сила)?

174. Как называли дерево, поваленное бурей (бурелом, выворот, бурованное дерево и т.д.)? Можно ли было брать его на дрова, на строительство? Если нет, то почему?

175. Считался ли человек, убитый молнией, праведником или грешником?

176. Известен ли был обычай во время града раскусывать первые градинки (сколько?) или проглатывать, бросать их через голову, бросать их в огонь, в печь? Кто это делал и зачем?

Вечерочные песни

1. С какого возраста молодежь начинала ходить на вечерки (с 10, 11, 12, 13 лет) и до какого (18, 23, 28)?

2. С какого возраста молодежь могла принимать участие в вечерочных играх и плясках (а не только участвовать в качестве зрителей).

3. Была ли в Вашей деревне одна вечерка или несколько. По какому принципу они составлялись (по территориальному – молодежь, жившая по соседству, или по возрастному?)?

4. Если вечерки собирались по возрастному принципу, то:

5. Как называлась вечерка, охватывавшая младший возраст и какой это возраст (10 – 13 лет, 13 – 15 лет):

а) средний …;

б) старший …

6. Как начиналась вечерка? (подробно описать).

7. Существовала ли в Вашей местности особая песня, которой:

а)начиналась вечерка;

б) заканчивалась.

8. Кто начинал вечерочные игры и песни?

9. Разрешалось ли на вечерке присутствие молодежи другого возраста (младшего или старшего), людей женатых, стариков?

10. Как часто устраивались вечерки для самых младших, для среднего возраста, для старших?

11. Какой возраст считался для девушек самым благоприятным для выхода замуж?

12. Для юношей?

13. С какого возраста девушка считалась старой девой?

14. Как относились родители к рождению дочери (как к нежелательному явлению, или и дочь и сын были одинаково желанны)?

15. С какого числа начинались осенние вечерки?

16. По каким дням они устраивались?

17. Что такое «вечерка», «беседа», «игрище», «посиделки», «заказная вечерка»?

18. Как собирались вечерки (по очереди в доме девушек или юношей, или откупалась изба?)

19. Мог ли парень (девушка) на вечерке сразу подойти к понравившейся (понравившемуся) или существовал какой-то этикет?

20. Как мог парень выразить свои симпатии понравившейся девушке?

21. Можно ли было отказаться от вечерочных поцелуев? Почему?

22. Как исполнялась вечерочная песня? Ходили под нее? Плясали? Сколько человек? Как заканчивалось исполнение (описать подробно).

23. Как назывались вечерочные песни («походочная», «проходочная», «ходовая», «ходить по полу», «проходная», «вечерочная»?)?

24. Исполнялись ли вечерочные песни в другое время т.е. не на вечерках?

25. Полагалось ли участникам вечерки угощать друг друга? Кто это делал?

26. До какого часа продолжалась вечерка?

27. Были ли заказные вечерки и праздники? Вечерки с работой?

28. Устраивались ли вечерки:

а) в Покров;

б) на Казанскую;

в) на Филиппов день;

г) в Посты;

д) летом?

29. Описать их ход.

30. Когда завершились зимние вечерки (после святок, после масленицы, перед Пасхой)?

31. Каждый ли день собирались вечерки на святках? Почему?

32. Как праздновали Пасху? Водили ли хороводы или ходили по «мосткам», по «угору»?

33. Как называлось летнее или весеннее гулянье молодежи на открытом воздухе («Полянка», «игрище», «маевка»)?

34. Какие песни пели, когда играли на улице «воротами» или «ходили стенками»? Назвать их и записать тексты.

35. По каким праздникам собирались «маевки», «игрища», «полянки» (на Еремея, на Николу Вешнего)? Еще по каким? Как они проходили?

36. Как отмечались эти праздники, если на улице было холодно? Собирались ли в этом случае вечерки?

37. Устраивались ли вечерки летом после «помочей»?

38. После какого летнего праздника хороводы не водили? Почему?

39. Водили ли хороводы летом? По каким праздникам (Троица, Петров день, Спасы)?

40. Собирали ли в эти дни вечерки?

41. Какие «съезжие» праздники были в Вашей местности и куда полагалось ехать?

42. Назовите, пожалуйста, песни, которые пелись на «полянках» («маевках», «игрищах») летом?

43. Назовите, пожалуйста, песни, которые пелись зимой на вечерках?

44. Могли ли вечерочные песни исполняться в хороводе? Какие?

45. Какие из игровых песен исполнялись и в хороводе, и на вечерках?

46. Как называли участники друг друга на вечерке (по имени, по фамилии, по имени – отчеству)?

47. Был ли такой способ называния принят только на вечерке или в обычное время тоже.

48. После того, как информаторы сообщили все тексты вечерочных песен, известные им, проверьте известны ли им следующие вечерочные песни:

49. Мальчишка молоденький.

50. Ой, Степушка – Степанидушка.

51. Ехал Ваня из Казани.

52. Ходила по ельничку, гуляла по березничку.

53. Из-под Белые березы.

54. На горе-то калина…

55. Не летай, соловей.

56. Не ходи, моя милая…

57. Сидит Дрема…

58. В хороводе были мы.

59. Вдоль по садику гуляла…

60. Парень в рощице гулял…

61. Перепелка – ласточка по полю летаючи…

62. Дуня в тереме ходила, своего мужа будила.

63. Посеяли девки лен…

64. Где мы со миленьким не хаживали.

65. Дунюшка – Дуня, одиночка была.

66. Стой, стой, караван!

67. Вечор девки вечериночки сидят.

68. Я качу кольцо.

69. Ты шкатулка, шкатулка моя.

70. Кони вы, кони, лошади казенны…

71. Раскрасавица лужочком шла …

72. Уж я сею млада.

73. Не по промыслам мальчишка…

74. Маша в рощице гуляла…

75. Во лузьях, лузьях.

76. Летел голубь через горы.

77. Две сестрицы лужочком шли.

78. По задворью, по задворью любезная ходит.

79. Уж ты где, Ваня, был – спобыл?

80. Пяты – мохнаты призакуржевали.

81. Я заветную капусту поливала.

82. Это что такой за месяц?

НЕСКАЗОЧНАЯ ПРОЗА

СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ И ПОЭЗИЯ

Обряды рождения и детства.

1. Известны ли предания о чудесном зачатии (от дерева, камня, черта)?

2. При наступлении родов «прощалась» ли роженица со всеми родными?

3. Как отводили «дурной» глаз, чтобы роды были благополучными?

4. Приглашали ли бабку-повитуху? Кем она была: одинокой женщиной, вдовой и т. д.?

5. Не было ли поверья, что если у приглашенной к роженице повитухи умирали дети, или их не было, или прежде принимаемые ею умирали, то принятые ею новорожденные жить не будут?

6. Не должна ли была роженица расплести косы, развязать все узлы на одежде? Почему?

7. При трудных родах не заставляли ли мужа ослабить или развязать свой пояс, расстегнуть рубашку? Почему?

8. Что делали в доме во время трудных родов (выдвигали все ящики, вынимали печную заслонку, открывали сундуки, отмыкали все замки и пр.)? Почему?

9. Произносились ли во время родов заговоры? Кем? Какие?

10. Какие особые обряды, суеверия соблюдались при родах в том случае, если предшествующие дети у роженицы умирали?

11. перерезал пуповину? Чем перевязывали?

12. Не было ли поверья, что существуют счастливые месяцы, дни (вторник, суббота, воскресенье), часы рождения (от полночи до полудня)? Почему?

13. Какое значение имело место рождения? Не существовало ли поверий, что рождение в лесу или в поле приносит несчастье новорожденному, что несчастен тот, кто родился вне дома? Почему?

14. Считалось ли, что ребенок рождается со своей судьбой или она определяется после рождения? От чего зависит судьба?

15. Не существовало ли поверий, что доля, счастье ребенку даются матерью при рождении?

16. Когда рождался ребенок, приходил ли к нему кто-нибудь в первую ночь предсказывать судьбу? Как предсказывали судьбу ребенка по тому, улыбался ли он во сне в первую ночь или плакал, за что хватался, хватал ли палец ноги, переплетал ли ножки? Что это значило?

17. Что делалось, чтобы ребенок был кудрявым, белым и румяным, толстеньким, красивым?

18. Какая судьба, по преданиям, ожидала детей, родившихся в разные годы, но в один и тот же месяц у одной матери? Если один из них умирал, какая судьба ожидала другого?

19. Как отражалось, по поверьям, на судьбе ребенка то, что он родился после умершего ребенка?

20. Что означало рождение близнецов?

21. Как могло отразиться, по мнению информанта, на судьбе ребенка то, что он левша?

22. Какова, по преданиям, судьба «отмеченных» детей (родившихся «в сорочке», «в чепце», с родимыми пятнами, с двумя макушками и т. п.)? Отчего бывают эти отметины?

23. Каковы приметы того, что родился необыкновенный, выдающийся человек?

24. Каковы приметы того, будет ли ребенок долго жить?

25. Не связывали ли появление новой звезды с рождением

ребенка?

26. Какое питье и кушанье обязательно давали родильнице по окончании родов?

27. Какие кушанья приносили родильнице соседи (кашу, пироги, молоко)?

28. Куда клали новорожденного? С какой стороны от матери?

29. Обносили ли новорожденного вокруг стола? Подносили ли к огню? Посыпали ли солью? Почему?

30. Какие одежды готовили для новорожденного и во что его заворачивали? Клали ли его на шубу и почему?

31. Не существовало ли обычая заворачивать новорожденного в рубаху отца, юбку матери? Для чего?

32. Не существовало ли каких-либо особых обрядов, в которых отец символически давал понять, что готов принять новорожденного как своего ребенка (например, поднимание ребенка с пола и др.)?

33. Когда купали ребенка первый раз? Клали ли что-либо в воду, которой обмывали новорожденного? Зачем?

34. На какой день после рождения несли новорожденного в баню?

35. Какие заговоры произносили в бане над новорожденным?

36. Кто «правил» новорожденного? Как «правили» ручки, ножки, головку? Что приговаривали при этом?

37. На какой день после родов вели родильницу в баню? Сколко раз ее водили в баню? Не совершали ли в бане каких-то особых обрядов? Не произносились ли заговоры? Какие?

38. Когда, кто и как давал имя ребенку? Какие поверья связаны с выбором имени новорожденному? Избегали ли, чтобы в одной и той же семье было два одинаковых имени? Принимались ли в этом случае в расчет имена умерших членов семьи?

39. Какими обрядами сопровождалось и какие приметы существовали при надевании на новорожденного разных частей одежды, пояса и т. д.?

40. Существовало ли поверье, что злые духи особенно опасны для новорожденных и для родильниц? Что делали для предохранения от злых духов (не гасили свет, не оставляли одних, не показывали соседям и др.)?

41. Известно ли поверье о подмене новорожденных злыми духами? Кто «похищал» новорожденных (ведьмы, черти, домовой, леший и др.)? Подменяли ли они (чем или кем?) украденное дитя? Можно ли было вернуть украденного ребенка? Какими средствами? Какие рассказы об этом существовали?

42. С какого и до какого возраста кормили грудью ребенка?

43. Как отнимали?

44. Какие существовали суеверия, связанные с кормлением грудью, с молоком матери?

45. Как делали соску?

46. Как делали рожок? Как хранили его?

47. Когда начинали давать младенцу коровье молоко? Цельное? Разбавленное?

48. Чем еще прикармливали младенца? С какого возраста?

49. Давали ли какие-нибудь специальные средства, чтобы ребенок крепко спал (мак и др.)?

50. Кто нянчил ребенка (мать, бабушка-свекровь, старшая сестра)?

51. Из чего делали колыбель (дать ее описание, название частей)?

52. Из чего делали постельку (дать ее описание)?

53. Клали ли в колыбель что-либо кроме постели (нож, лук и др.)? Для чего?

54. Когда и как клали первый раз ребенка в колыбель? Не клали ли до него в колыбель кота? Для чего?

55. Был ли полог у колыбели? Если был, то для чего?

56. Можно ли качать пустую колыбель? Если нельзя, то почему?

57. Какие еще поверья связаны с колыбелью?

58. В случае болезни ребенка к кому обращались за помощью?

59. Известны ли наговоры «от родимца», «от грыжи», «от стени», «от бессонницы», «от крика», «от переполоха», «от полуночника», «от уроков», «от страхов»? Чем лечили от «грызи на нутре», «грызи пупка», «чекошухи», «собачьей старости» и др.?

60. Не существовал ли обряд «перераживания» больного ребенка (протаскивание ребенка через юбку матери)? Что говорили при этом?

61. Не существовало ли обряда «припекания» ребенка (поднесение его к огню в печи), зачем? Что наговаривали при этом?

62. Не известен ли обряд имитации похорон, когда больного ребенка клали на стол, зажигали свечи, занавешивали зеркала и т.д.? Зачем это делали?

63. Не существовало ли обычая мнимой продажи ребенка в том случае, если дети в семье не выживали? Как производилась мнимая продажа ребенка? Почему?

64. Не выносили ли больного ребенка «на зорю», не шептали ли заговоры? Какие?

65. Не посвящали ли больного ребенка земле? Не носили ли в поле (на кладбище), не клали ли на межу (в вырытую ямку)? Что делали при этом, что наговаривали?

66. Не носили ли больного ребенка обмывать на реку? Что приговаривали при этом?

67. Каков был уход за больными детьми? Какими обрядами он сопровождался?

68. Какие существовали народные средства для лечения больного ребенка (особенно отметить баню, обмывание водой, заговоры, талисманы, особые предметы, связанные с предохранением от болезни, сглаза)?

69. Не было ли обычая отгонять болезнь «перепугом» больного ребенка, передачи болезни животным, «подкидывания» другим людям? Как это делалось?

70. Какие существовали средства передавать, «подкидывать» болезни другим людям? Как это делалось?

71. По каким действительным признакам или гаданиям судили, выздоровеет ли ребенок или умрет (по уходу болезни, снам, предчувствиям, внешним явлениям и пр.)?

72. В каком возрасте первый раз стригли ребенку волосы? Сопровождалась ли первая стрижка каким-либо обрядом? Можно ли было стричь ребенку волосы до 1 года? Если нет, то почему?

73. Можно ли было стричь ребенку ногти? С какого возраста?

74. Какими обрядами сопровождалось появление первого зуба? Если первый зуб выпадал, что ожидало ребенка?

75. Как отмечали начало умения ребенка ходить? Что приговаривали, когда ребенок делал первые шаги?

76. Что значило, если ребенок во сне кричал, улыбался, смеялся?

77. Можно ли было смотреть на детей во время сна? Если нет, то почему?

78. Можно ли было подносить ребенка к зеркалу? Если нет, то почему?

79. Можно ли было ребенку смотреть на луну?

80. Как забавлялись с ребенком? Можно ли было его подбрасывать?

81. Можно ли было ребенка сильно смешить? Если нет, то почему?

82. Куда и как позволялось целовать ребенка?

83. Чем «запугивали» детей?

84. Когда можно было выносить ребенка из дома (в первый раз и вообще)?

85. Какие возрастные этапы существовали в развитии ребенка? Чем отличались друг от друга?

86. Как праздновалось вступление детей в совершеннолетие?

87. Чем отличалась одежда детей от одежды взрослых, и с каких лет мальчики и девочки начинали одеваться как взрослые?

88. С какого возраста приучали девочек к работе по дому, на огороде, в поле? В каком возрасте учили прясть, вязать, стряпать, ткать и т. д.?

89. С какого возраста приучали мальчиков к работе по дому, уходу за скотом в поле?

90. Существуют ли рассказы, предания, в которых изображается наказание тем, кто плохо относится к родителям?

91. Какое значение придавалось родительскому благословению и проклятию?

92. Проклинали ли родители детей, вгорячах посылая их «к черту», «к лешему»? Какие рассказы существуют об этом?

93. Какие бедствия угрожали тому, кто был лишен родительского благословения? Какие рассказы об этом существуют?

94. В чем выражалась забота родителей о физическом, умственном, нравственном и эстетическом воспитании детей?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.