Формирование спроса и предложения — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Формирование спроса и предложения

2017-07-01 420
Формирование спроса и предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Спрос –– экономическая категория, характерная для товарного (рыночного) хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.

Величина спроса оценивается количеством конкретной продукции, объем которой может быть приобретен покупателем по установленной или договорной цене, т.е. это стоимостная оценка спроса или спрос, умноженный на цену.

Например, спрос на приобретение 100 легковых автомобилей по договорной цене 30 млн. руб. характеризуется величиной спроса в 3 млрд. руб. (30 · 100), которая имеет степень неопределенности, так как, во-первых неизвестно время приобретения автомобилей, а во-вторых, отсутствует информация об объеме поставок, а также интервале времени, в течении которого эти 100 автомобилей должны быть получены покупателем.

Следовательно, при определении величины спроса необходимо учитывать период реализации:

где Ц ct –– потребная стоимость всех номенклатурных позиций товара для периода реализации t;

Q it –– количество i- того товара для периода реализации t;

Ц i –– цена единицы i- того товара;

k –– количество наименований товара (i = 1, 2, 3, … k)

Одним из свойств спроса является то, что он оказывает воздействие на цену, т.е. при определенных экономических ситуациях рост спроса может повлиять на снижение цены и, наоборот, сокращение спроса может привести к росту цен на рынке. Эта зависимость от спроса называется законом спроса.

Этот закон основывается на следующих положениях:

1. Удовлетворение спроса ограничено ценой. Высокая цена непосредственно влияет на снижение уровня удовлетворения потребности покупателей (спроса) и способствует скоплению излишних товаров. Таким образом, в результате неудовлетворительной ценовой политики производитель несет убытки, так как излишки товара должны быть реализованы по более низким ценам.

2. Согласно принципу убывающей потребности товары, на которые спрос повышен, могут быть приобретены по высокой цене, но в ограниченном количестве. Затем спрос на эти товары со стороны покупателя резко падает и они могут быть приобретены только по сниженным ценам. Например, для замены перегоревших предохранителей в телевизоре они могут быть приобретены даже по высокой цене, а после удовлетворения текущей потребности –– по более низкой цене.

3. Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены на конкретную продукцию появляется возможность приобрести этой продукции больше или расширить ассортимент и купить дополнительно другой товар. При росте цен возможность удовлетворения потребности снижается.

Практика реализации продукции показывает, что при росте цен спрос падает и, наоборот, при снижении цен он растет. Кривая на рис. 6 это подтверждает. Например, при цене 100 млн. руб. спрос достигает 250 ед., а величина спроса 10 покупателей равна 250 млн. руб. (100 · 250 · 10). При сокращении спроса до 75 ед. величина спроса составляет 225 млн. руб. (300 · 75 · 10).

Таким образом, изменение цены обратно пропорционально изменению спроса. Однако эта зависимость не совпадает с изменением величины спроса, поскольку изменения спроса и цены не всегда связаны строгой обратной пропорциональной зависимостью, что подтверждается ценовой эластичностью*.

Повышенный интерес со стороны покупателя, а следовательно, и рост цен могут быть свидетелями проявления привычек и вкусов, что способствует увеличению объема реализации новых и модных товаров; повышенный интерес к здоровью способствует росту спроса на продукцию фармацевтической промышленности. Кроме того, в результате появления новых товаров и услуг сокращается спрос на другие товары. Например из-за появления видеомагнитофонов резко сократилось число кинозрителей и т.д.

Рис. 3.2. Зависимость цены продукции от спроса

 

Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей. При их увеличении на рынке товаров спрос растет и, наоборот, падает, когда количество потребителей сокращается. Спрос изменяется также в зависимости от времени года. Зимой увеличивается объем реализации товаров, непосредственно относящихся к этому времени года, а летом резко возрастает спрос на мороженное и прохладительные напитки. Демографическая ситуация влияет на спрос на товары для новорожденных.

В результате роста денежных доходов покупателей повышается спрос на товары повышенной категории качества, которые постепенно вытесняют с рынка товары пониженного качества.

Спрос на основную продукцию может снизится в связи с появлением на рынке товаров-аналогов по цене, более низкой по сравнению с ценой основной продукции.

Сопутствующая продукция, которая непосредственно связана с потреблением основной продукции, также оказывает влияние на спрос. Например, в связи с увеличением объема реализации электронной продукции широкого потребления повысился спрос на электрические батарейки.

Цена на рынке товаров зависит также и от предложения производителя (продавца). Предложение –– это номенклатура продукции, представленная на рынке товаров продавцом (производителем или его представителем) для реализации по установленной или договорной цене. Иными словами, это желание продать товар или услугу на определенных условиях. Существует несколько вдов предложения.

Предложение инициативное –– предложениео товаре, сделанное по инициативе продавца.

Предложение действующее –– предложение, которое со стороны покупателя оформлено документально, т.е. заключена сделка между продавцом и покупателем на конкретную продукцию, в заданном объеме, по договорной цене, в оговоренный срок поставки. Данная сделка предусматривает двустороннюю неустойку.

Предложение свободное –– предложение без обязательств. Эта форма используется в основном для выявления спроса.

 

  Рис. 3.3. Зависимость цены продукции от предложения

 

Согласно закону предложения по мере роста предложения цена растет. С позиции потребителя закон предложения выступает как сдерживающий фактор, поскольку покупатель не будет приобретать товар в большом количестве при высокой цене. Но по мере снижения его цены объем реализации возрастает, так как покупатель увеличивает количество покупок. Для производителя конечными целями реализации являются выручка и доход. Оба эти показателя зависят от цены. Но при росте цены темпы роста дохода могут отставать от темпов роста выручки, поскольку растут издержки производства.* Для их покрытия производитель должен увеличить цену.

На рис. 3.3. показана зависимость предложения от цены продукции. По мере роста цены на единицу продукции предложение растет, так как при росте предложения повышается цена. Например, при цене на единицу продукции, равной 50 тыс. руб., предложение составляет 50 ед., а при цене 300 тыс. руб. оно не превышает 250 ед. Когда предложение возрастает до 350 ед., цена достигает 400 тыс. руб. за единицу товара, т.е. возрастает опережающими темпами, поэтому зависимость цены от предложения не простая: на нее оказывает влияние и производитель.

 

Рис. 3.4. Равновесие спроса и цены

 

По мере снижения цены излишек будет сокращаться и при пересечении с кривой спроса он исчезнет. Дальнейшее снижение цены приведет к дефициту, так как спрос будет превышать предложение. Например, при цене 100 тыс. руб. и спросе 230 ед. (точка А 3) дефицит составит 170 ед. (230 – 60), так как предложение составит всего 60 ед. (точка А 4).

Для взаимной заинтересованности покупателя и продавца следует установить такую цену на товар и такое его количество, которые будут взаимовыгодны, т.е. необходимо создать равновесие рыночного спроса и предложения. При этом кривые спроса и предложения должны совместиться (см. рис. 3.4.). Точка пересечения кривых спроса и предложения отражает равновесную цену. Экономически оправданная цена устанавливается на основе анализа спроса и предложения в определенной последовательности.

Анализ начинается с оценки возможной максимальной цены товара. Так, стоимость в размере 450 млн. руб. неприемлема, так как спрос для такого уровня цены отсутствует.

Цена, равная 350 тыс. руб., также не может быть объективной. При данной цене предложение достигает 3000 ед., а спрос –– 750 ед. При столь высокой цене экономически более выгодно приобрести аналоги изделия А.

При снижении цены до 300 тыс. руб. излишек сокращается, но еще остается большим. Для того чтобы излишек больше не увеличивался, производитель должен снизить цену. Тогда спрос возрастет, а предложение будет сокращаться до тех пор, пока не достигнет равновесия. В свою очередь, снижение цены ведет к сокращению избытка, а за пределами пересечения кривых спроса и предложения начинает формироваться дефицит. Так, при нижней границе цены 50 тыс. руб. дефицит достигает максимума 3000 ед. с суммарной стоимостью 150 млн. руб. Естественно, при такой цене спрос не может быть удовлетворен, поэтому производитель повышает цену до 150 тыс. руб., но дефицит не устраняется.

Таким образом, методом проб и ошибок производитель исключает те цены, которые не отвечают интересам покупателя и продавца. Равновесная цена, удовлетворяющая спрос без создания избытка или дефицита, составит 200 тыс. руб. при предложении 1500 ед., т.е. когда величина спроса и выручка равны 300 млн. руб. При цене ниже равновесия возникает дефицит. Например, при цене 100 тыс. руб. и предложении 750 ед. дефицит составит 1750 ед. (2500 – 750) при суммарной стоимости 175 млн. руб. Естественно, при такой низкой цене не все покупатели успеют удовлетворить свой спрос, поэтому потребитель должен будет приобретать этот товар по более высокой цене, чтобы обеспечит необходимую производственную потребность, а следовательно, и непрерывность процесса производства. Такая ситуация на рынке вызовет у производителя интерес к расширению объема производства той номенклатуры товара, спрос на которую повышен.

Реакция потребителей на изменение уровня цен на товары и услуги интересует производителя с точки зрения выручки, которая при прочих условиях обеспечивает рост эффективности производства. В свою очередь, увеличение выручки может быть достигнуто:

- при росте цен и неизменном объеме реализации, т.е. Ц н > Ц с; Q н = Q c;

- при росте цен и объема реализации, т.е. Ц н > Ц с; Q н > Q c;

- при снижении цен и росте объема реализации, т.е. Ц н < Ц с; Q н > Q c.

При первых двух вариантах выручка обязательно увеличивается. В последнем варианте выручка может увеличиваться только при определенных соотношениях изменения объема реализации и изменения уровня цен. Такие соотношения оцениваются как процентное измене спроса к процентному изменению цены. Иными словами, эластичность спроса –– это такое соотношение цены и объема реализации, когда потери, возникающие в результате снижения цены (или объема реализации), покрываются дополнительной выручкой от увеличения объема реализации (или роста цен). Спрос неэластичен, когда потери превышают дополнительную выручку. При единичной эластичности потери равны дополнительной выручке.

Таким образом, эластичность спроса на товары и услуги характеризуется условием, при котором темпы роста количества покупаемых товаров или услуг (спрос) опережают темпы снижения цен. Эластичность отсутствует, если темпы роста цен опережают темпы роста объема реализации. При единичной эластичности темпы роста объема реализации равны темпам изменения цены.

Эластичность может быть определена как отношение темпов относительного изменения объема реализации к темпам относительного изменения цены.

Таким образом, эластичность –– это такое соотношение спроса и цены, когда темпы снижения цены или объема реализации возмещают продавцу потери на выручке за счет увеличения объема реализации при снижении цен, а в другом случае за счет роста цен и сокращения объема продажи товаров. Следовательно, эластичность зависит от разницы между ценой и объемом реализации. Рост цен или объема реализации не всегда выгоден производителю. Например, при росте цен и резком снижении потребности в товарах и услугах (спроса) выручка производителя может падать, как и при снижении цен, но при незначительном увеличении объема реализации. Поэтому в каждом конкретном случае, когда происходит изменение цен на рынке, производителю важно знать, как изменится объем реализации Q н, ели цена падает или растет.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.