Педагогическая наука и искусство, её объект, предмет, основные категории. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Педагогическая наука и искусство, её объект, предмет, основные категории.

2017-07-01 308
Педагогическая наука и искусство, её объект, предмет, основные категории. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогическая наука и искусство, её объект, предмет, основные категории.

Объект педагогики. А. С. Макаренко - ученый и практик в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.

Предмет педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования. В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства". Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, а искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой. Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Категории:

1. Обучение

2. Воспитание

3. Развитие

4. Образование (рассм и как процесс и как результат)

Методологические основы педагогики. Участие учителей в исследовательской работе.

МЕТОДОЛОГИЯ -учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

Уровни методологии:

I. Философскй (общие принципы познания)

II. Общенаучный (термины, методы подходящие ко всем научным дисциплинам)

III. Конкретно научный (термины,методы подходящие к опр дисциплине)

IV. Технологический (процедуры, обеспечивающие проведение исследований )

Участие учителей в исследовательской работе.

Под исследованием в области педагогики понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуру механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явлений.

Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии: актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела:

I. Методологический (обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный темный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы);

II. Процедурный. (раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных);

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует обоснования конкретной темы.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. на выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель — переформулированная проблема.

Формулирование проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Объект — то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования — те наиболее значимые с практической ли теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы (совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке).

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов:

I. Эмпирического (получают функциональное представление об объекте исслед, обнаруживают противоречия между реальной образов практикой и потребностью постичь сущность явления, формулируют проблему. Результат – гипотеза)

II. Гипотетического (направлен на разрешение противоречий между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность)

III. Теоретического (связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объем исследования и потребностью в системных представлениях о нем)

IV. Прогностического (Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостно; образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях)

Типы и структура уроков.

СТРУКТУРА УРОКА совокупность элементов урока обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока
I.Организация начала урока (2 минуты).
Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
IV.Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
V.Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
VI.Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.
Вид урока: лекция, урок с элементами беседы, лекция с элементами презентации, урок конференция, экскурсия, исследовательская работа.
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока: практикум, экскурсия, лабораторная работа, деловая игра, урок дискуссия.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Содержание понятий «самовоспитание» и «перевоспитание».

САМОВОСПИТАНИЕ - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль. Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие.

Методы самовоспитания:

· Самоубеждение и самообязательство (ученик, выявляя в себе недостатки, убеждает себя изжить их)

· Самовнушения (воздействие на собственную психику)

· Самокритики (изжить недостаток с помощью самокритики)

· Эмпатии / мысленного переноса себя в положение др человека и сопереживания его чувств

· Самопринуждение / самоприказ (развитие воли, преодоление желаний)

· Самонаказание (испл санкций в отношении к отступлениям от намеченных правил)

Формы и содержания организации самовоспитания педагогом:

· создание педагогических условий, в которых самовоспитание выступало бы необходимым элементом учебной, профессиональной и других основных видов деятельности человека;

· включение в процесс решения задач самовоспитания как можно большего количества членов учебной, производственной и т.д. группы;

· осуществление педагогом постоянного консультирования и контроля полноты и качества решения задач самовоспитания и внесение, при необходимости, соответствующих корректив.

ПЕРЕВОСПИТАНИЕ – процесс, нацеленный на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок учащихся, на преобразование отрицательных способов поведения, осложняющих процесс формирования личности. Процессы воспитания и перевоспитания взаимосвязаны. Если воспитание - формирование качеств личности "с нуля", то перевоспитание - переделывание уже определенным образом воспитанной (сформированной) личности. Процесс перевоспитания предполагает: установление существенных причин отклонений в нравственном развитии школьников; определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения; активизацию позиции школьников в общественно ценной коллективной деятельности, в учебной работе, в сфере досуга; разработку системы требований и контроля, средств поощрения и стимулирования. Проблема преодоления отрицательных влияний в воспитании исследуется многими советскими педагогами и психологами (М. А. Алемаскин, А. С. Белкин, А. В. Веденов, И. А. Невский, И. П. Прокопьев, Л. И. Рувинский и др.). Между воспитанием в чистом виде и перевоспитанием есть отличия. Если в воспитании важную роль играет слово, то в перевоспитании действие слова ограничено. Здесь воздействуют в первую очередь примеры и организация нового поведенческого опыта. Методы перевоспитания: Переубеждение - призвано разрушить систему оправдательных мотивов неправильного поведения и положить начало формированию социально ценных. Переучивание предназначено для изменения жизненного опыта, формирования здоровых социально ценных потребностей и привычек. «Взрыв» разрушает отрицательный стереотип поведения. (Под «взрывом» А. С. Макаренко понимал мгновенное разрушение отрицательных качеств трудновоспитуемых в процессе эмоциональных бурных переживаний.) «Реконструкция» характера вносит определенные коррективы в духовный мир ребенка, сохраняя в нем все ценное, устраняя отрицательное. Переключение служит задаче изменения направленности и переориентации воспитанника с подражания плохому на следование положительному примеру. Поощрение и наказание стимулируют положительное поведение и сдерживают отрицательное. (+ лекция 3)

Педагогическая наука и искусство, её объект, предмет, основные категории.

Объект педагогики. А. С. Макаренко - ученый и практик в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что «многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление)». В то же самое время человек не исключается из внимания исследователя. Но, являясь одной из наук о человеке, педагогическая наука предполагает исследование эффективности профессиональной практической деятельности педагогических процессов и явлений, направленных на формирование и развитие личности.

Предмет педагогики является образование как целостный педагогический процесс. В данном случае педагогика является наукой, которая изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического образования. В связи с этим педагогика вырабатывает теорию и технологию организации образования, формы и методы, которые совершенствуют деятельность педагога и различные виды деятельности учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства". Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, а искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой. Чисто практическую педагогическую деятельность называют "искусством, созданным на научной основе". Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Категории:

1. Обучение

2. Воспитание

3. Развитие

4. Образование (рассм и как процесс и как результат)


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.