Византийское богословие и афонское предание — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Византийское богословие и афонское предание

2017-07-01 202
Византийское богословие и афонское предание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Святая Гора Афон, 2013

 

 

Оглавление

 

Житие старца Иерофея Дидаскала. 5

Византийское богословие и афонское предание. 5

Движение исихастов на Афоне и живое предание. 5

Житие Иерофея Дидаскала как часть предания. 6

О том, чего мы не ожидаем встретить в житии. 6

Богословские акценты.. 7

Первая часть. 7

Происхождение старца Иерофея Дидаскала. 7

Великое чудо Божией Матери. 8

Нищий ребенок. 8

Воспитание. 9

Монастырь Святого Великомученика Георгия. 9

Подготовка к мученичеству. 10

Подражание святым.. 10

Монах со Святой Горы. Посланник от Бога. 11

Побег. 11

Допрос. 11

Кончина игумена и новые труды в монастыре. 12

Видение Христа. 12

На Афон. 13

Карея. К духовнику отцу Парфению.. 13

Келлия Святого Спиридона. 14

Первое посещение отца Дионисия из скита святого Димитрия. 15

Отец Дионисий преклоняется на милость. 16

Подвиги отца Дионисия. 17

Отец Дионисий становится духовником скита. 17

Посвящение в истинное монашество. 18

Первый урок. 19

Постриг в великую схиму с именем Иерофей. 20

Обучение молитве. 20

Первое искушение. 21

Пять добродетелей Иерофея. 21

Рукоположение и духовная брань. 22

Раскрытие тайны приобщения Святым Дарам. Получение дара благодати от духовника. 23

Умное делание. 24

Испытания смирения. 25

Благочиние в храме. 26

Клевета. 27

Один из двух спутников Иерофея. 27

Брат Иерофея. 29

Прощание брата с мамой. 30

Брат на острове Парос. Встреча братьев на Святой Горе. 31

Иерофей пытается буквально следовать книгам.. 32

Игнатий из Каламитзи. 33

История книги «След Христа». 33

Последние дни Дионисия. 34

Завещание Дионисия и преставаение его ко Господу. 35

Брат Иерофея приходит в скит. 36

У Иакова и Феофана в Новом скиту. 37

«Партизанская война» продолжается, изгнание из Нового скита. 38

В скиту святой Анны.. 38

В исихастирионе святого Онуфрия в Малой Анне. 39

Духовное окормление монахов скита святой Анны.. 39

Молитвенное правило Иерофея. 40

Постриг брата с именем Филофея. 41

Братство переселяется в Гура. 41

Пещера на Кикладес — Мория — Ставроникит. 42

Подвиги папы Калинника, в постриге Косьмы.. 43

Папа Иаков с Лесбоса. 44

Вторая часть. 44

Пролог. 44

Кинот Святой Горы, поставление Иерофея духовником Афона. 44

Иеродиаконы Савва и Евфимий (Мануил и Георгий) 45

Анастасий и Иоанн Агионерит. 46

Постриги братий в схиму. 46

Духовная гимнастика. 46

Толкование Иерофеем святого Симеона Нового Богослова. 48

Третья часть. 48

Вступление. 49

Новые козни. 49

Иеродиакон Амвросий. 50

Предательство. 51

Вызов на суд. 51

Собрание в киноте. 52

Бегство клеветника. 54

Рассказ Кирилла Парийского об иеродиаконе Амвросии. 54

Рассказ иеромонаха Арсения о судьбе Амвросия. 55

Иерофей вместе со всем братством отправляется на остров Алата. 56

Раздор среди триккериотов. 57

Нападение пиратов и мор в Триккере. 57

В монастыре Животворящего Источника. 58

Поиски нового места. 59

Последние дни и прощание. 60

Преставление ко Господу. 61

Вышенаписанное житие. 65

 

 

Житие старца Иерофея Дидаскала

 

Богословские акценты

 

В богословском плане это житие слишком специфично. Ключом к богословию афонских исихастов служит то, что они очень любили каноны, но не были привязаны ни к чему формальному. Исихасты ревностно защищали каноны «до смерти», не считаясь ни с чем, и в то же время не были рабами буквальной приверженности к правилам. Это хорошо показано, например, в главе «Игнатий из Каламитзи». Вероятно, не все смогут понять парадокс, каким образом свобода от буквального следования канонам может сочетаться с такой любовью к Преданию, что исихасты отстаивают его как свой Символ Веры. В этом есть Тайна, открывающаяся не уму, а ищущему сердцу.

Тем не менее любознательный читатель сам найдет множество подтверждений такому взгляду в тексте жития. Поэтому не будем утомлять лишним комментарием — мы только хотели расставить акценты. Когда вы будете читать житие, следует помнить, что это произведение сугубо монашеское, затрагивающее глубинный нерв жизни Церкви — духовное делание Иисусовой молитвы, поэтому его изучали на Афоне, причем оно использовалось как текст «для служебного пользования». Кроме того, стоит обратить внимание на два ключевых понятия, проходящих красной нитью через все житие: ревность и свобода.

 

Первая часть

 

Великое чудо Божией Матери

 

Однажды, когда мальчик пас овец вместе с другими детьми, они забрались на одну очень высокую скалу. Как бы в шутку дети его испугали. И вот он внезапно потерял равновесие и упал, ухватившись руками за ветку. И так повис над страшной бездной... Неожиданно ветка сломалась (в этом и проявилась кознь лукавого завистника), и мальчик покатился, ударяясь то слева, то справа о камни. Так он падал вниз до источника воды, называемого Авворос, из которого все жители села берут воду...

А в то время его чадолюбивая мама по извещению сердца увидела от своего дома, как ее сын покатился в обрыв. И тотчас возопила от всего сердца:

— Всесвятая моя Владычице, помози! Святый великомучениче Георгие, ускори на помощь мне! Спаси моего сыночка от страшной смерти! И я его посвящу Богу, чтобы он стал монахом в Твоем монастыре!!!

Она тотчас с рыданиями бросилась к источнику и схватила из воды свое еле дышащее чадо, совершенно изувеченное. Сжимая сына в объятиях, она тотчас побежала домой и, отмыв его от крови, положила на ложе и накрыла покровом.

Как она молилась! Обратив к Богу и глаза и весь свой ум, она умоляла о помощи Владычицу небесных и земных, Прибежище и Надежду всех христиан, Утешение скорбящих. Всю ночь мама только повторяла:

— Всесвятая Владычице, помоги мне! Богородице моя, помоги мне!

Господь же не посрамил боголюбивую и чадолюбивую мать и соделал ее, как в псалмах говорится, матерью «о чадех веселяещеюся». И вот наступает утро следующего дня... Неожиданно, когда уже была потеряна всякая надежда, Иоанн встает совершенно здоровый и просит кушать! Мама же, увидев, как сын ее встает, словно воскресший из мертвых, не могла насмотреться на здорового мальчика... И дивилась, постоянно спрашивая его:

— Сынок, не болит ли у тебя как-либо часть тела; может, побаливает рука или нога?

— Нет, мама, у меня ничего не болит!

Мама же, желая лучше удостовериться, стала рассматривать его голову, которая в предыдущий злосчастный день была сплошной раной. И что же она видит? Вся голова в шрамах! Она стала осматривать голову ребенка и вынула из шрамов более тридцати крошек от камней.

Поистине это было великое чудо Божией Матери, которая теперь уже стала второй, духовной матерью мальчика. А мальчик тем временем пребывал в послушании у своих родителей «до срока».

Поскольку отец постоянно болел, то вся забота о доме ложилась на многострадальную мать. Нужно было помогать по дому, сеять, обрабатывать виноградник, собирать урожай, молотить. И так они жили, довольствуясь малым, подражая ап. Тимофею: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем...»

 

Нищий ребенок

 

Как-то раз Иоанн играл на улице и вдруг увидел нищего ребенка, замерзающего на холоде в своих лохмотьях. Сердце его сжалось от боли. Он взял ребенка за руку и привел в свой дом, посадил у очага и отогрел. После этого мальчик говорит своей маме:

— Мама моя, если ты не против, давай возьмем в нашу семью этого ребенка. Он нагой и нищий. Куда ему идти?

— Конечно, дорогой мой! — в радости воскликнула мама, услышав такой совет и ликуя внутри себя. И молилась в умилении:

— Слава Тебе, Боже, что мои дети подражают мне! Как я этого хотела! Как я этого просила!

Тотчас она взяла одежду одного из детей, одела нищего ребенка. Так он и жил у них, кушал вместе с ними. А потом, через достаточное время, ушел из их дома и больше не возвращался.

 

Воспитание

 

Мать всегда наставляла детей благородству в поведении и прежде всего благочинию в Церкви.

— Детки, в храме нельзя расставлять широко ноги и болтать руками. Ступни должны быть собраны вместе, одна к другой. А когда вы делаете крестное знамение или кладете поклон, то делайте крестное знамение благоговейно: руку кладите на лоб, потом на одно плечо, на другое и коснитесь земли. А поклон кладите всегда до земли. И с перекрещенными руками стойте, как ангелы, пока не закончится служба...

Впрочем, и дома, когда дети ложились спать, они должны были прочитать «Святый Боже» и «Богородице Дево». А кто знал еще что- то, то читал и это.

Мама очень любила церковные праздники. Когда наступал праздник, то она поднимала детей после полуночи и готовила их, чтобы прийти в церковь раньше колокольного звона и подождать там иерея. Она говорила детям:

— Детки, храните не только великие праздники, но соблюдайте и все малые, ибо это угодно Господу.

И они тщательно это исполняли. Так что частенько односельчане спрашивали:

— Маламо, какой праздник у нас сегодня или завтра будет?

А когда духовник приходил в их село для исповеди, то мама брала детей с собой, приводила их на исповедь. Но поскольку дети были малы, то мама учила их только класть поклон перед духовником, брать благословение, целовать его руку.

Строгому соблюдению постов дети учились на примере обоих родителей. Однажды в Великую Пятницу, а может, это была Великая Суббота, дети готовились ко Причастию. Есть перед Причастием им не разрешалось. А чтобы дети не страдали от голода, мама послала их на работу, куда нужно было идти до двух часов пути, напутствуя:

— Детки, не кушайте и возвращайтесь после полудня, чтобы мы успели подготовиться, пойти в Церковь на Божественную Литургию и причаститься Святых Христовых Тайн.

Видя, как мать воспитывала детей, понимаешь, что не всуе говорит пословица: «Древо познается от плодов».

 

Подготовка к мученичеству

 

Иногда он закрывался в храме и читал жития святых и мучеников, поучаясь, с каким мужеством они выстаивали в пытках и свидетельствовали о Христе перед тиранами. Он удивлялся, с каким терпением и бесстрашием они отстаивали свою веру. Тогда-то и возгорелся в его сердце пламень Божественного рачения, влекущий на мученическое исповедание веры ради любви Христовой. И он спрашивал свое сердце:

— Кто может мне помешать, если я решу отправиться в Коринф, чтобы предстать перед агарянами, обличить их нечестие и исповедать Христа моего, Сына Божия и Истинного Бога?

Так он размышлял наедине долгое время, сверяя себя со Священным Писанием, в котором ап. Тимофей как бы ответил ему: «Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться...» После этого Иосиф понял, что без необходимости и без принуждения от внешних

врагов неблагоразумно ввергать себя в опасность, пока не призовет Бог. Пришлось молодому монаху оставить эти прекрасные мечты о мученичестве и жить повседневным подвигом... Тогда он стал искать в житиях Святых Отцов, куда бы направить свою ревность. И нашел! Он нашел множество путей. Одни Отцы совершали свой подвиг в горах и вертепах, другие — в киновиях просияли послушанием и подчинением ради Бога, третьи — все усилия направляли на стяжание терпения и кротости, чтобы достичь любви к Богу и ближнему, четвертые — в молчании и простоте, пятые — в превосходящих разум трудах... И ап. Павел подтверждал юноше: «Другие... были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления...»

Сам юноша добавлял:

— Постились, воздерживались, бдели, молились... Ага! И так они совершали бескровное мученичество в совести своей и так стали поистине «мучениками по произволению»! Вот оно что! Тогда-то юноша и решил, что это более славное мученичество, потому что оно свидетельствует о Царстве Небесном не перед земными тиранами, а это прямая война против самого миродержителя диавола, князя мира сего. Тогда он понял: «Нужно не мечтать, а действовать!»

 

Подражание святым

 

Божественная благодать открыла ему это. Впрочем, и сам молодой монах был от природы смышленым и сообразительным. Любовь зажглась в его сердце, и Божественное рачение неудержимо потянуло его подражать, насколько он сможет, такому небесному жительству уже здесь, на земле.

Первым делом он решил начать особенное воздержание с того, чтобы никогда не пить вина. Ведь сохранить ум чистым от страстных приражений и плотских движений невозможно без предельной собранности. А вино расслабляет и помрачает ум. Известно, что диавол со своими растленными помыслами не приступает к тем, кто любит чистоту.

Однажды поняв это, молодой монах всегда уже старался обходиться только хлебом и водой. И Господь не замедлил с ответом! Ведь не всуе воскликнул прор. Давид: «Так близко Господь к боящимся Его...» — и: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их...»

 

Побег

 

Зная, что Господь преклоняется на милость молитвой, которая изменяет любые земные обстоятельства в одно мгновение, молодой монах не терял времени. Он стал горячо умолять Пренепорочную Деву помочь ему, удостоить и его такой чести — служить Ей в Ее собственном земном Уделе!

— Пресвятая моя Госпоже, Богородице Дево! Ты, Неизреченно Родшая Сына Твоего, Спасителя всего мира, Господа нашего Иисуса Христа, Госпожа моя, вознеси мою молитву к Своему Сыну. Я молю, чтобы он спас мою сиротливую душу, как Он Сам знает, именно в Твоем Уделе. Помоги мне, ведь Ты — Матерь Его и все можешь...

Он провел не так много времени в горячей молитве, как в их монастырь снова пришел один монах со Святой Горы. Иосиф уже не мог сдерживаться от распалявшего его рачения к Богу. Он открылся брату и тайно убежал с этим монахом на Афон.

Но благословенный молодой монах не успел исполнить свой порыв

к подвигу. Опытный игумен начал искать его, не смог найти и тотчас уразумел, что произошло. Он немедленно послал вдогонку двух монахов: — Отправляйтесь по пути на Святую Гору, и там вы скоро настигнете беглеца. Возьмите его и верните! Скажите ему, что нет благословения...

И действительно, два брата быстро настигли Иосифа около одной деревни, называемой Кастанья, то есть Каштановка, и за послушание вернули в монастырь.

 

Допрос

 

Игумен встретил беглеца и стал допрашивать:

— Сынок, мы еле нашли тебя, но почему же ты убежал тайно? И куда ты собирался двигаться дальше?

— Отче, сердце мое горит и влечет меня на Святую Гору!

— Удивительно твое Боголюбивое желание. Это поистине благое произволение...

Но в то же время игумен огорчился, что потеряет такого монаха, и пошел на хитрость:

— Послушай, детка! Тебе сейчас не время идти на Афон. Тебя там все равно не примут! Мне рассказывали многие, что сейчас на Святой Горе не принимают молодых, а тем более безбородых, как ты сейчас. Это запрещено уставами всех монастырей Святой Горы.

— Что же мне делать?

— Знаешь что, оставайся-ка здесь в монастыре и живи здесь, пока я жив, чтобы я имел тебя утешением в своей старости. А как только я умру, пойдешь на Афон. Вот тебе мое благословение!

Иосиф же, слушая это, не решился прекословить и ничего не отвечал, хотя и вынужден был остаться на послушании в монастыре. Молодой монах понял, что поторопился, и ждал, когда его желание устроит Бог.

 

Видение Христа

 

Но его блаженная душа не могла насытиться таким подвигом. Сердце его ждало того времени, когда он сможет отправиться в Удел Божией Матери. Поэтому он часто останавливался у икон Пресвятой Богородицы или Владыки Христа и смиренно молил:

— Господи Иисусе Христе, Боже мой! Ты — Свет истинный, посредством Твоих Божественных Заповедей просвещающий всякого человека, приходящего в духовный мир. Ты ведь хочешь всем человекам спастись и в познание Истины прийти! Я, немощный, умоляю Тебя, Царя. Яви мне путь Спасения Твоего, потому что я к Тебе возношу душу мою...

Или же молился так:

— Боже, научи мя творити Волю Твою святую, Дух Твой благий да введет меня в Землю Правды — Удел Божией Матери!

А иногда просто говорил, проходя мимо образа:

— Направи стопы моя путем Заповедей Твоих предстательством Пренепорочной Матери Твоей!

Дни тянулись за днями. Время проходило в горячей молитве. И вот однажды днем он видит Владыку Христа, сидящего на светлом облаке. Увидев Иосифа, Господь благословил его и стал медленно удаляться на облаке в небо. Весь этот день Иосиф был исполнен неизреченной радости и славил и благодарил Бога.

После этого видения в груди молодого монаха возгорелся тот пламень, о котором говорит Христос: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!»

С тех пор спал ли Иосиф, просыпался ли, он уже не мог не думать о Святой Горе! Пламень уже не утихал. Он жаждал уединиться в те пустыни, где подвизались прославленные святые. Он жаждал, когда же наконец попадет в это место спасения.

Теперь он с особой глубиной переживал жития Христа ради юродивых Симеона и Иоанна. Один из них оставил ради любви ко Христу свою мать, а другой — молодую невесту вместе со всем тленным и временным. И все это они сделали без раздумья только ради небесного Жениха Христа!

 

На Афон

 

Тогда молодой монах окончательно решил отправиться на Святую Гору и тем самым решительно отречься и от родины, и от родных, и даже от самой любимой своей матери, а отец его к тому времени уже несколько лет как преставился.

Итак, он взял благословение у игумена, испросил прощение у всех отцов и братьев и уже не мог слушать прощальные речи. Ведь все его любили... Как-никак он провел шестнадцать лет вместе с ними в родном селе!

Теперь перед ним была только одна долгожданная цель — Удел Божией Матери. И вот он отправляется в неизвестность, став поистине мужем не только душевно, но и телесно. Душа его кричала вместе с пророком: «... К Тебе, Господи, прилепилась душа моя, и десница Твоя поддерживает меня...» Он шел и обращался ко Господу:

— «Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее...» «Приклони сердце мое к откровениям Твоим...» «Утверди стопы

мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию...»

Он неудержимо устремился к цели, как жаждущий олень желает попасть на источники воды. И вот он спустился до острова Идра по морю, нашел судно, идущее на Афон, и отправился на Святую Гору. Прибыв на Афон, молодой монах сразу же отправился в монастырь Ксиропотам и прожил там несколько дней у двух знакомых братьев. Там он поклонялся Честному Животворящему Древу Креста Господня, святым мощам, собеседовал с отцами. Там он наконец возрадовался духом и воодушевился. Но монастырь — это было не совсем то, чего он желал...

 

Келлия Святого Спиридона

 

И вот снова он горячо умолял Пренепорочную Деву устроить все на пользу его душе, в простоте доверившись духовнику. Сердце само находило слова:

— Пресвятая моя Богородице, ставшая мне второй матерью, ближе Тебя у меня никого нет. Вот, посмотри, Госпожа моя: с Твоей помощью я пришел на Святую Гору и снова нуждаюсь в помощи. Покажи мне духовного отца, у которого я мог бы научиться узнавать Волю Божию. Ты видишь, как жаждет мое сердце...

Теперь, когда на него сильно нападали помыслы, молодой монах тотчас прибегал к духовнику и, исповедав их, приняв совет, получал большую духовную пользу, научался борьбе. Кроме того, Иосиф получил от него для чтения патерик, который назывался Евергетинос. А когда случалось видеть духовника, Иосиф так радовался, как будто это Сам Бог присылал ему весточку.

По ночам Иосиф стал поучаться в книге Евергетинос, находя в ней много нового. А днем обычно не было времени для чтения, потому что, живя на келлии, нужно было делать много рукоделья.

Так мало-помалу прошел один год. Когда подошло время, по обоюдному согласию братьев Иосиф принял постриг в малую схиму с именем Илларион. А тем временем у молодого монаха понемногу начала вырастать борода... Теперь он мог получить разрешение входить в скит!

Во внутренней жизни он пытался подражать всему доброму, что видел в других. И таким образом подвизаясь, он быстро восходил по лестнице добродетелей в сердце своем от славы в славу. Прежде всего он научился не видеть зла и искать добро в окружающих.

Он очень полюбил поучаться в словах святых, приведенных в книге Евергетинос, и как бы собеседовал в сердце с ними и слушал их: «Никто не может возлюбить Бога в чувстве сердца, если прежде не убоится Его от всего сердца...»; «никто не сможет прийти в страх Божий, если не окажется вне всякой житейской заботы... иначе ум не сможет прийти в истинное безмолвие и беспопечение... тогда страх Божий очищает его в чувстве от всякой земляной дебелости...»; «душа, не совлекшая с себя земные заботы, ни Бога возлюбить преискренне не сможет, ни диавола ненавидеть в полной мере не научится. Потому что такая душа покрыта покрывалом житейского попечения...»

Молодой монах спрашивал:

— Как я могу стяжать страх Божий?

Один из старцев Евергетиноса отвечал:

— Прилепись к человеку, который боится Бога, и через него ты научишься, как это — бояться Бога. Как? Сам это увидишь, когда приблизишься к боящемуся Бога...

Впоследствии старец Иерофей говорил нам, своим ученикам:

— Тому человеку, кто поистине подчиняется Богу, воздерживается от всего, что не угодно Владыке Христу и запрещается Его Божественными Заповедями, не только дикие звери подчиняются, но, более того, ему подчиняются все бессловесные устремления и страсти души и тела. Как? Гнев подчиняется ему через смирение, которое рождается от подчинения воли. А желания, в свою очередь, подчиняются ему через его воздержание — хранение чрева, глаз, ушей, языка, рук и всех членов. Вот это и есть лествица нашего восхождения! Ведь сказано в Евергетиносе: «Безмолвие и уединение с послушанием рождает чистоту и девство...»

А в то время молодой монах недоумевал, в каком направлении двигаться дальше:

— Видимо, это не такие чистота и девство, какие у меня есть. Вот я с детства в монастыре испытал

различные виды воздержания: в пище, в словах, в помыслах. Но во мне не произошло никакого принципиального изменения! Так я привык к аскетизму... А где же благодать? Почему я ее не чувствую в себе? Может быть, жизнь в Боге — это нечто совершенно другое, а аскетика может только подвести к этому рубежу? Может быть, во мне должно произойти более глубокое изменение моего сознания? Но как?

После долгих размышлений Илларион пришел к выводу:

— Воздержание — это только этап духовной жизни. Он пройден, и теперь должно начаться что- то принципиально иное. Нужно найти способ более глубинного изменения моей души. Первое — я должен предаться в полное послушание старцу и научиться всецелому отсечению воли. Нужно обратить все силы сюда! Это должно быть какое-то особенное отсечение — глубинное и абсолютное. Я должен отречься так, чтобы во мне жила воля старца...

Молодой монах понял, что послушание — главное направление, в котором он должен побеждать врагов. Тогда все силы он устремил на послушание, чтобы попрать все свои гордые представления о жизни. Так через духовного отца все свои желания он решил подчинить Воле Божией. Тут же он нашел подтверждение и у ап. Павла: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут».

— Но что такое «помышления духовные», что такое «страх Божий»? Может быть, это какая-то совершенно иная реакция на все окружающее? А если реакция на окружающий мир должна стать превышеестественной, то и делание должно быть превосходящим возможности естества...

Стало ясно, что книги дальше не могут ему помочь. Нужен был человек, способный научить... И снова молодой подвижник изо всех сил умолял Пренепорочную Деву:

— Владычица, яви мне человека, раба Твоего, от которого я смог бы научиться страху Божию! Я бы тогда был послушен ему — до смерти!

 

Подвиги отца Дионисия

 

Было бы несправедливым не сделать в этом месте небольшое отступление и не рассказать немного о благословенном отце нашем Дионисии. Это имеет большое значение, чтобы вы понимали, насколько богоугодным было его житие. А может быть, для меня это даже важнее, чтобы воздать ему священный долг. Ведь когда я, недостойный, пришел на Святую Гору, он стал моим первым духовным отцом.

Он происходил из Эпира, из деревни, называемой Сиатиста. На Святую Гору он пришел, уже будучи иеромонахом. И вот он поселился со своим духовным отцом в скиту. Когда же его духовник отошел ко Господу, он отправился на поклонение к святыням Святой Земли. Вернувшись же в скит, он построил себе небольшую каливу на достаточном удалении от кириакона и затворился в ней...

Я не буду описывать его подвиги, телесные злострадания и искушения, которые он перенес от завистливых братий и от бесов, — эти описания могут искусить мирян. Хочу только сказать о его духовном делании. Он постоянно поучался в Божественном Писании, Толкованиях Златоуста, словах аввы Марка Подвижника и в писаниях других отцов добротолюбия. Любимым же его автором был прп. Симеон Новый Богослов. Именно от его книг блаженный отец Дионисий получил огромную душевную пользу, как он сам признавался.

Именно после прочтения трудов прп. Симеона он начал творить непрестанную Иисусову молитву. Поскольку у него была беспредельная исихия и люди его не отвлекали, он все глубже и глубже погружался в это делание. И со временем он получил плоды Духа, о которых говорит ап. Павел: «...Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...»

Однажды он стоял на молитве. Внезапно его окружил Божественный Свет, сияя вокруг и внутри него. Когда он пришел в себя, то оказался совершенно мокрым от слез... С тех пор он чувствовал невыразимую радость и мир в сердце.

Другой раз он решил выстоять на ногах все бдение св. Димитрию. Он пришел в соборный храм, стал в стасидию и не садился от заката солнца до восхода. Он признавался: — И тогда я почувствовал во всем моем теле такую боль и уколы, что чуть было не решил немного дать себе ослабу и переменить положение тела...

Но все-таки он выстоял все бдение не шелохнувшись и отправился к свою каливу. Не успел он пройти и половины пути, как почувствовал в сердце сладчайшее умиление. У него начали реками течь слезы. Еле-еле, с большим трудом он смог совершить Божественную Литургию.

 

Первый урок

 

Прошло достаточно времени. Началась учеба. Однажды случилось так, что Илларион ненароком разбил кувшин, но старец на это как бы не обратил внимания. И другие оплошности духовник как бы не замечал.

Молодой монах наблюдал за старцем и заметил, что за все время духовник ни разу не отругал его и даже не упрекнул. Тогда он приступил к старцу в недоумении:

— Батюшка мой, я пришел для того, чтобы ты меня порицал и исправлял. И вот я наблюдаю за тобой: ты мне ничего не возражаешь. И даже когда я разбил кувшин, ты ничего не сказал! Это меня удивляет, потому что в книгах написано иначе. Например, я читаю в «Лествице» св. Иоанна Синайского главу «О послушании», где говорится: «Тот, кто ведет себя дерзко и не получает обличений каждый день, надо полагать, потерял великую мзду для души своей...»

Старец же некоторое время не отвечал ему... А потом сказал:

— Детка! Неужели мы будем такими телесными и тленными вещами смущать нашу бессмертную душу? Пойми, по книгам жить невозможно! В книгах — схематичное описание. А жизнь не укладывается в схемы.

Вот, например... Можно тебе задать один вопрос?

— Благословите.

— В то время, когда ты жил в монастыре и имел послушание работать с быками, разве ты не наказывал иной раз быков?

— Да, батюшка, обучал и наказывал.

— Хорошо... Когда вы пахали, то вам было так же легко управляться с молодыми бычками, как и со старыми быками, приученными к ярму?

— Нет, конечно, — отвечает Илларион. — Управлять молодыми удавалось с большим трудом и с помощью различных хитростей. Нам приходилось быть добрыми и ласковыми с ними. Мы не могли, не опасаясь за свою жизнь, их хлестать и колоть так же легко, как старых, приученных к наказанию быков. Но все же мало-помалу лаской удавалось и молодых приучить к ярму. И так понемногу мы делали послушными даже молодых!

— Итак, — обрывает его старец, — вот и я хочу таким же образом, как в этом примере, приучить своего ученика. Поэтому, детка, не спеши.

У нас еще есть достаточно времени...

Слыша такие слова, смышленый ученик только дивился мудрому примеру старца и радовался, что имеет столь удивительного наставника. После этого он уже больше не искал у духовника объяснений его действий. Наоборот, он все внимание обратил на себя, чтобы всегда быть готовым вынести и претерпеть без возмущения все то, что потребуется сделать для отсечения своей воли.

 

Обучение молитве

 

От старца не укрылась решимость Иерофея и мужественное терпение всего приходящего. Старец прославлял Бога! Наконец он начал обучать молодого монаха молитве:

— Теперь ты должен научиться непрестанной молитве. Эта молитва должна стать реакцией твоего сердца на все воздействия извне... Что бы ты ни делал — работаешь ли, кушаешь ли, читаешь, отдыхаешь, — всегда повторяй в уме: «Господи Иисусе Христе, молитвами Богородицы, помилуй мя».

Иерофей же, желая привлечь и молитвы старца, решил так:

— Буду говорить еще полнее молитву, чтобы вместить в нее все свои чувства: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы и молитвами святого отца моего, помилуй мя грешного».

Началось новое делание — непрерывное внимательное усилие в молитве.

 

Первое искушение

 

Кроме того, Иерофей решил подражать старцу в его молчании и исихии. Он каждый день брал то немногое рукоделье, которое они делали, и уединялся, творя молитву. А про себя он решил:

— Не буду говорить старцу свою цель, что я решил с молитвой начать сочетать и подвиг молчания. Я ведь нахожусь только в начале своего послушания. Вдруг старец не поймет, что у меня благая цель — я это делаю от ревности?

Но духовник сразу понял, что послушник решил скрыть свой подвиг. Он, как будто бы делая для себя выписку из Евергетиноса, написал на клочке бумаги и подложил на стол это: «Бывает так, что овча отлучается от пастыря и отправляется пастись сама по себе в уединении... Почему? Конечно, она совершенно уверена, что ее не похитит волк... Как раз ее-то волк и ждет! Точно таким же образом послушник, который отправляется в уединение, не известив об этом своего старца, не сможет остаться неповрежденным от мысленного волка — диавола...»

Но молодой монах не хотел отказаться от своего замысла. Он продолжал тайно уединяться и творить молитву. И что же? Вскоре он находит новую записку на листочке, где старец выписывал изречения Святых Отцов: «Бывает так, что курица оставляет яйца в гнезде, чтобы погулять туда и сюда... Разве не ясно, что такая мамаша не собирается высиживать птенцов? Подобным этой курице бывает и послушник, если оставляет свою цель — отсекать свою волю и во всем брать совет у старца — и начинает ходить туда и сюда, подчиняясь своим помыслам. Кто усомнится, что такой послушник не собирается «высиживать» и стяжевать добродетели по порядку, как учат Святые Отцы?»

Куда было деваться молодому монаху? Ах, как иной раз тяжело отказаться от своих мечтаний! Но ведь так и бывает: собственные представления о духовной жизни в какой-то момент становятся для нас непроходимой стеной, закрывающей дальнейший путь...

 

Пять добродетелей Иерофея

 

Изучая «Добротолюбие» и писания Святых Отцов, Иерофей выписывал для себя самое важное о послушании. Он систематизировал для себя учение Отцов и пришел к выводу, что тайна послушания заключена в сохранении пяти добродетелей:

1. Чистая вера и чуткое наблюдение за движениями своего сердца.

2. Истинность, то есть верность и в слове, и в деле.

3. Не исполнять свою волю ни в чем, но внимательно отсекать все движения воли.

4. Никогда не возражать, не спорить ни с кем и избегать духа соревнования.

5. Истинное и точное исповедание всех движений сердца перед духовником. При исповеди надо настроиться так, как будто ты предстоишь на Страшном суде, чтобы дать ответ перед Богом и Святыми Ангелами.

Когда Иерофей нашел эти основания послушания, он сокрыл их в недрах своей боголюбивой души так глубоко или, лучше сказать, обвязал себя ими так плотно, как будто это был план потайного места, в котором хранится величайшее сокровище...

А исполнял он то, что прочитал, таким образом.

1. Искреннюю чистую веру к духовному отцу он надел на себя, как кольчугу. Даже не побоюсь сказать, привалил ее к пещере сердца, как дверной камень, которым закрывают вход. Во всяком случае, когда он видел духовного отца, ему казалось, что он видит Христа и повинуется Самому Христу, как сказал Господь: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается...» Постоянно он помнил и Лествичника, сказавшего: «...Все не от веры грех есть».

2. И стину он надел на себя, как некий головной убор, или, не побоюсь сказать, покрылся, как шлемом. Это значило, что и в слове, и в деле он решил быть искренним до конца, как упоминается Псалмопевцем: «Основание слова Твоего истинно...» — и Премудрый восклицает: «...Ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих...»

Иерофей спросил себя, что значит «хранящий заповедь хранит душу свою»? Это значит, что

истинный христианин всегда должен быть верен: и в слове, и в деле... А стратегический ориентир — Сам Христос, Который сказал о Себе: «Я есмь Истина...» Ведь не зря же Он Сам Себя назвал Истиной!

3. Иерофей замер перед Волей Божией подобно камбале, притаивающейся в песке на дне моря. Я имею в виду то, что все свои желания он положил в руку Божию и руку своего старца, не делая ничего без воли духовника. Он постоянно напоминал себе слова Лествичника «Падение послушнику — своя собственная воля...»

4. Иерофей решил научить себя доброму отношению ко всем. Для этого требуется избегать противостояния чужой воле. Он взял, как лук, страх Божий и осуждение самого себя, пуская стрелы противоречия своим помыслам вместе с жизнью в безмолвии и низвергая ими в себе дух соперничества. Ведь разве не о соперничестве как противном благочестию духе упомянул божественный Павел: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая»? И это особенно важно именно в монашеской жизни.

5. Пятое, последнее, а по-моему и самое важное, было то, что Иерофей мужественно взял, как некий меч, поражающий врага, сладчайшее имя Иисусово, а именно: он вооружился умной молитвой, непрерывно призывая Господа. А также он соединил с ней ежедневное точное исповедание всех помыслов.

И таким образом вооруженный необыкновенным духовным оружием и воссевший на боевую колесницу, мужественный Иерофей вступил в невидимую брань против древнего врага. Так он, подобно Измаилу, победившему амаликитян, поражал зловредных демонов через свои помыслы...

 

Умное делание

 

Вот так божественный Иерофей получил благодать Всесвятого Духа от своего духовного отца. И с того времени, как некий орган, вдохновляемый Духом, он начал с великим тщанием учиться у своего духовного отца, я не побоюсь сказать, науке наук и искусству искусств — той духовной непрестанной брани, которая бывает в нашем уме. Я имею в виду то мысленное противодействие, которое мы должны постоянно оказывать умудренным в лукавстве демонам. Впрочем, и они ведут против нас такую же брань...

От духовника Иерофей научился основным приемам борьбы: как испытыва<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.