Новые подходы к документированию как основа современного процесса научного комплектования фондов музея. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Новые подходы к документированию как основа современного процесса научного комплектования фондов музея.

2017-07-01 561
Новые подходы к документированию как основа современного процесса научного комплектования фондов музея. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Работа с нематериальным наследием

Создание цифровых копий

 

Актуальные проблемы тезаврирования: сближение общемировых принципов отношения к культурному наследию со сложившейся системой в России, вопросы собственности, технологии «открытых фондов», терминологические проблемы, современные подходы в критической оценки фондового наследия и т.д.

Теория тезаврирования (научно-фондовая работа) (Термин «тезаврирование» предложен словацким музеологом 3. Странским. Он образован от греческого слова thesauros, которое означает «сокровище», «сокровищ­ница», «хранилище») - связана со второй ступенью (после теории документирования) познания музейности, т. е. с исследованием процесса познания ценности музейных предметов, содержащейся в них информации. В ходе данной деятель­ности накапливается документация, которая фиксирует и закрепляет юридически ценность музейных предметов, т. е. происходит ее учет. Это необходимо не только с юридической точки зрения, но и в связи с тем, что музейные предметы материальны (подвержены разрушению под действием различных факторов) и поэтому нуждаются в сохране­нии — охране.

Таким образом, теория тезаврирования связана с тремя аспекта­ми научно-фондовой деятельности музея:

— с исследованием музейных предметов;

— с учетной деятельностью музея;

— с охраной музейных предметов.

Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечест­венном музееведении в 1960-е гг. Составляя основу ра­боты по комплектованию фондов, их учету, хранению и использованию, изучение музейных предметов име­ет и самостоятельное значение. Оно представляет со­бой одно из важнейших направлений научно-исследо­вательской деятельности музея, ставящее своей целью определить музейную ценность предмета.

Музейные предметы изучаются с помощью мето­дик, применяемых профильными музею дисциплина­ми: для произведений искусства используются методы искусствоведения, для археологических материалов — археологии, для естественно-научных объектов — ес­тественных наук. Но музееведы изучают предмет не только как источник знаний, но и как культурную цен­ность, источник эмоций, поэтому принимают во вни­мание и аттрактивные свойства предмета. Изучение музейных предметов состоит из трех последователь­ных этапов — атрибуции предметов, их классифика­ции и систематизации, а затем интерпретации.

В процессе исследовательской работы — в ходе атрибуции, классифика­ции, систематизации и интерпретации музейных предме­тов — углубляется понимание их документально-информационного значения, что позволяет теории тезаврирования рассматривать соб­рание музейных предметов как особую модель реального мира — до­кументальную систему, поскольку музейные коллекции, составляю­щие это собрание, представляют собой уже новое качество в сравне­нии с единичными предметами.

Атрибуция – или определение предмета в ряду аналогичных предметов, позволяющее выявить его характерные признаки.

Классификация – деление всего объема музейных предметов на группы по признакам родства и различия.

Систематизация — это группировка имеющихся в музее предметов с целью оп­ределения ценности и места предмета в музее.

Интерпретация — истолкование музейных предметов как источника знаний и эмоций, их критический анализ).

 

Атрибуция, или определение ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки — физические свойства, функциональное назначение, историю про­исхождения и бытования. Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, ме­ханический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравю­ра, литография, письмо, печать и пр.), цвет, форма, размер, вес (в случае с предметами нумизматики и предметами из драгоценных металлов), устройство, авторство, стилистические особенности, время и мес­то создания и бытования предмета, его социальная, эт­ническая, мемориальная принадлежность. Для изобра­зительных, письменных, фонических, фото- и кино­источников определяются также тема и сюжет. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, мар­ки и другие нанесенные на предмет знаки, определяет­ся степень его сохранности и описываются имеющие­ся на нем повреждения.

В процессе определения музейного предмета про­водится сопоставление всех присущих ему признаков, он сравнивается с другими аналогичными и родствен­ными ему предметами. В этой работе большую помощь оказывает научная и справочная литература — моно­графии, справочники, каталоги, путеводители. Суще­ствуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов — определите­ли. Они представляют собой иллюстрированные изда­ния, в которых выделены и описаны признаки, прису­щие той или иной группе родственных предметов. Одни определители описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования.

Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и науч­но-справочном аппарате музейных фондов.

Следующий этап изучения музейных предме­тов — классификация и систематизация — призван установить взаимосвязи предметов. Классификация заключается в делении на группы по признакам родст­ва и различия всего объема нужных музею предметов. Она осуществляется по классификационным схемам, разработанным самим музеем, и охватывает не только имеющиеся в музее предметы, но и те, которые долж­ны в нем быть. Тем самым она выявляет существую­щие пробелы в музейном собрании.

Целью классификации может быть поступатель­ное деление предметов на группы в соответствии со всеми существенными признаками (общая классифи­кация) или по одному из них (частная классифика­ция). В зависимости от выбранного принципа это бу­дет хронологическая (по времени создания или быто­вания предметов) или географическая (по месту создания или бытования предметов), авторская, или именная (объединяет предметы, относящиеся к одно­му лицу), тематическая (устанавливает отношение к темам профильной дисциплины) или предметная (группирует предметы по назначению или сюжету) классификация.

На основе принятых музеем классификаций осу­ществляется систематизация, то есть группировка ре­ально существующих в музейном собрании предметов с помощью карточек или современных электронных средств систематизации и хранения научной инфор­мации. Создается система каталогов, соответствую­щих классификационной схеме.

Завершающий этап изучения музейных предме­тов — критический анализ и интерпретация (истол­кование) их как источников знаний и эмоций. В его ос­нове лежит синтез результатов атрибуции и система­тизации, при этом устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принад­лежность к типовым или уникальным предметам и на­конец — музейная ценность.

Свою специфику имеет изучение музейных предме­тов, относящихся к современной действительности. Многие процессы и явления, свидетельством которых они выступают, слабо исследованы профильной дисцип­линой, что создает сложности при интерпретации пред­метов. В непосредственно наблюдаемой действительнос­ти исследователю порой трудно разглядеть в некоторых предметах музейное значение. Но есть и положительные стороны в определении предметов современного перио­да. Многие их признаки требуют не специального иссле­дования, а только подробной фиксации, особенно когда речь идет о материале, технике изготовления, данных от­носительно происхождении и бытования предмета. Воз­можность получать о многих предметах современности более точные сведения, нежели о предметах предшест­вующего периода, позволяет проводить более детальную классификацию и систематизацию.

Исследователь может изучать не только отдельные предметы, но и их совокупность, которая составляет коллекцию. Однако теория и методика изучения музей­ных коллекций и собраний пока еще не разработаны. Изучение предметов начинается уже на стадии их выявления в среде бытования и отбора для включения в музейное собрание. Предметы реальной действи­тельности, обладающие определенными ценностными характеристиками, превращаются в музейные предметы, и это происходит в результате осуществления музеем одного из основных видов своей деятельнос­ти — комплектования музейных фондов.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.