Музеология как теоретический базис музейной деятельности. Современные проблемы музеологии в трудах зарубежных и отечественных ученых. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Музеология как теоретический базис музейной деятельности. Современные проблемы музеологии в трудах зарубежных и отечественных ученых.

2017-07-01 874
Музеология как теоретический базис музейной деятельности. Современные проблемы музеологии в трудах зарубежных и отечественных ученых. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Музеология как теоретический базис музейной деятельности. Современные проблемы музеологии в трудах зарубежных и отечественных ученых.

 

 

Научное документирование явлений и процессов природы, общественной жизни и культуры как специфический тип музееведческого исследования.

Понятие «документ» появилось в научной терминологии в начале XX в. В переводе с латинского documentum означает научение, пример, образец, свидетельство, доказательство. Это — материальный объект и сознательно закрепленная на нем или о нем информация. Однако одно без другого не яв­ляется документом. Функциональное назначение документа — не только закрепление, но и передача информации; документ не только носитель, но и источник информации (передача информации — рас­пространение знаний). Существует и современное определение доку­мента: «Документ — это любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована социальная информация в целях ее хране­ния и распространения».

В музееведении термин «документирование» понимается на информационно-историческом уровне, т. е. теория документирования связана с познанием различных сторон окружающего мира (информационный аспект), в процессе которого выявляются объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти (исторический аспект). Докумен­тальный подход к действительности выражается в том, что объекты реального мира (свидетельства развития природы, общества, куль­туры) — носители музейности — должны быть, не только опознаны, но и отобраны, изъяты из их жизненной среды.

Проблематика, отно­сящаяся к отбору, составляет существо всей теории документирова­ния. Тот факт, что музееведческий отбор основывается на ценностном отношении к действительности, не лишает его исторической обуслов­ленности, объективности, о чем свидетельствуют музейные собрания различных эпох. Отбор предметов в музейные собрания опирается как на музееведческие, так и на профильно-научные исследования, при­чем для музееведческого документирования характерен интегрирую­щий подход, поскольку музейный предмет несет информацию, не сво­дящуюся к кругу интересов какой-либо одной профильной дисципли­ны. Теория документирования научно обосновывает критерии отбора и методику музееведческого исследования действительности.

 

Когнитивно-ценностный подход к процессу документирования.

Комплектование фондов — одна из сложнейших и наименее разработанных проблем современной теории и практики музейного дела. Словосочетание «комплектование музейных фондов» появилось в отечественном музееведении в конце 1940-х гг. и на протяжении почти трех десятилетий отождествлялось с термином «собирательская работа». Разграничение этих понятий впервые появилось в трудах Н.П. Финягиной и Ю.П. Пищулина, которые определяли ком-плектование фондов как планомерную и целенаправленную деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, их приобретению и систематизации в фондах. Под собирательской работой стала пониматься составная часть комплектования музейных фондов — практическая деятельность по реализации программы комплектования. Таким образом, понятие «комплектование музейных фондов», наполнившись новым содержанием, стало отражать иной уровень работы с музейным собранием — концептуальный.

 

Принципы документирования.

Главным принципом музейного документирования является прин­цип преимущественного собирания подлинных предметов как перво­источников познания; кроме того, отбираются пространственные трехмерные предметы (исключение составляют те сферы собирания, где основными музейными предметами являются изобразительные или письменные материалы), поскольку они более эффективны как составные части экспозиционного пространства. Предпочтение отда­ется типичным предметам, отражающим сущность определенных яв­лений. Не менее важный принцип музейного документирования — принцип планомерности, предпочтение качества перед количеством отбираемого материала и, самое главное, отраслевая направленность, т. е. соответствие профилю музея.

Результатом музейного документирования являются музейные фонды.

Общие критерии принимают во внимание такие характерис­тики предмета, как его информативность, репрезента­тивность, аттрактивность, экспрессивность. Частные критерии учитывают специфику конкретной коллек­ции, тип, вид и разновидность предмета как источни­ка. Важное значение приобретают при этом возраст предмета, его подлинность и редкость. Для установле­ния этих характеристик необходимо знание истории видов предметов, истории применения материалов, знакомство с теми признаками, которые могут удосто­верить подлинность предмета: надписи, монограммы, эмблемы, фабричные знаки, клейма, авторские подпи­си, печати, экслибрисы. Свое полное раскрытие эти признаки получают в процессе фондовой работы, но и на этапе отбора необходима их первичная расши­фровка. На начальном этапе работы с предметом необ­ходимо также определить материал, из которого он из­готовлен, для того чтобы решить вопрос о его способ­ности длительно храниться в музее.

 

Значение теории коммуникации для интерпретации культурного и природного наследия в музее. Современные представления о формах музейной коммуникации. Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблемы музейной коммуникации.

 

В первой модели передача сообщения осуществляется линейным путем: отправитель – средство коммуникации – получатель (Д. Камерон). При этом заложенное музейным сотрудником значение предмета является равнозначным при кодификации его посетителем. Вторая модель, линейно-круговая (Р. Майлз), в процесс перекодировки и расшифровки музейного сообщения добавляет интерпретацию как форму публичного участия. Повторное формулирование значения музейного сообщения происходит в процессе получения обратной связи, где действия посетителя отражают его интерпретацию. Интерактивная модель восходит к практике Э. Хуппер-Гринхилл. Учитывая культурные отличия (восприятие, память и логическое мышление) в выставочном пространстве должно происходить взаимодействие (диалог) значений приписываемых музеем и публикой, основанное на изучении повседневной жизни (различных культурных контекстов), где не может быть единственно верной точки зрения на проблему. по мнению А. Хупер-Гринхилл, в экспозиции музея как знаковой системе культурные значения не передаются адресантом адресату, а конструируются самим адресатом, использующим для этого конкретный контекст и свой опыт, знания, ценности

Посредничество как основа музейной коммуникации ищет свои основания в повседневной жизни людей. Иисус Мартин-Барберо (Jesus Martin-Barbero) предлагает изучать повседневную жизнь людей, их культурные контексты, которые определяют их восприятие музейного предмета. Лауро Завала (Lauro Zavala) призывает сделать посещение музея частью повседневного опыта человека через разнообразие коммуникативных и творческих стратегий, осуществляемых с помощью образования. Применяемые методы должны формировать у посетителя ощущение, что с помощью музея можно получить правдивую картину мира. Таким образом, современная теория музейной коммуникации подчеркивает диалогическую логику построения языка выставки, её ясность для критического прочтения со стороны общественности без категоричных положений и закрытости к новым мнениям.

 

 

Влияние теории коммуникации на развитие экспозиционной и образовательно-рекреационной деятельности музеев и учреждений музейного типа.

посетитель в музейной экспозиции является активным создателем смыслов. А любой современный музей стремится к усилению диалога (взаимодействия) экспозиции с посетителем, чтобы как можно полнее выявить многослойное содержание экспозиции перед ее реципиентом. С другой стороны, сам воспринимающий определенным образом воздействует на экспозицию. В конечном итоге перед каждым приходящим в музей предстает своя, отличная от других по своему содержанию, экспозиция. На восприятие накладывается также настроение человека, его окружение и многие другие привходящие обстоятельства.

 

Музеология как теоретический базис музейной деятельности. Современные проблемы музеологии в трудах зарубежных и отечественных ученых.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.