Территория как объект маркетинга. Классификация современных территорий. Цикличность роста и упадка территорий — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Территория как объект маркетинга. Классификация современных территорий. Цикличность роста и упадка территорий

2017-07-01 320
Территория как объект маркетинга. Классификация современных территорий. Цикличность роста и упадка территорий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Территория - это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками.

Категориями, дополняющими понятие "территория" являются акватория (ограниченная часть водной поверхности земли) и аэротория ( часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией). Понятием, объединяющим категории "территория", "акватория" и "аэротория" является понятие "геотория ". В дальнейшем, если это не оговорено особо, мы будем пользоваться термином "территория".

Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории обусловливает необходимость ее членения на части, которыми являются регионы. На сегодня наряду с термином "регионом" активно используется и термин "район. Регион – это часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и других условий. Термин регион может употребляться в следующих значениях:

1. Административно-территориальная единица унитарного государства или федерации (муниципальное образование или субъект Федерации).

2. Экономико-географический район, включающий совокупность таких административно-территориальных единиц.

Регион – юридически установленная единица территории, обладающая самоуправлением и отличающаяся от смежных территорий по определенным критериям (экономическим, социальным, демографическим, культурно-историческим, природным и экологическим, политическим).Конкурентоспособность страны (регионов) рассматривается и в контексте качества предпринимательской среды с точки зрения привлекательности территории.

 

Город можно рассматривать в нескольких аспектах:

Юридический город (административный город, корпорированный город) – город, административные границы которого закреплены законом. Юридический город управляется как единое целое.

Физический город (географический город, “реальный город”, “город из кирпича и цемента”) – это территория со сплошной застройкой, включающая юридический город и примыкающую к нему внешнюю зону. С ходом времени разрыв между юридическим и физическим городом увеличивается.

Социально-экономический город (экономический город, местное сообщество) обособленная совокупность социальных и экономических структур, находящаяся на одной территории, связанная специфической культурной средой и характеризующаяся наличием общих интересов.

Выделяют следующие основные внешние границы города: административную (юридическую); географическую; экономическую

Типология городов: 1.Людность (количество населения)

Табл.1

Типология городов по численности населения

 

Класс поселений Население, тыс. чел.
Сверхкрупные свыше 3000
Крупнейшие 500 - свыше 1000
Крупные 250 - 499.9
Большие 100 - 249.9
Средние 50 - 99.9
Малые менее 50

 

 

2. По времени возникновения и развития городов.

3.По экономико-функциональному фактору: города как:

• республиканские и областные центры;

• города с преимущественным значением индустриальных центров;

• города с преимущественным значением транспортных центров;

• города переходного типа между промышленными, транспортными и непромышленными центрами;

• промышленные города без ярко выраженной функциональной доминанты;

• промышленные города-новостройки;

• города с преимущественным значением оздоровительных центров;

• прочие города.

4. По качеству городской среды.

Городская агломерация (от лат. аgglomero – присоединяю) – компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Методика выделения Свердловской (Екатеринбургской) агломерации, предложенная мастерской генплана Екатеринбурга, содержит следующие критерии:

  • транспортная доступность города-центра (не должна превышать 2 часа);
  • подвижность населения (маятниковые миграции составляют не менее 10 поездок);
  • плотность населения (выше среднеобластной в пять раз)

В зону тяготения города-центра попадают средние и малые города, которые классифицированы по численности населения:

  • малые города – 10-50 тыс. жителей;
  • средние города – 50-100 тыс. жителей.

По местоположению и степени влияния центра Екатеринбургской агломерации города-спутники разделены на три пояса:

  • I пояс: зона сильного влияния, R < 20 км (Берёзовский, Верхняя Пышма, Арамиль);
  • II пояс: зона среднего влияния, R < 60 км (Полевской, Ревда, Дегтярск);
  • III пояс: зона слабого влияния, R > 60 км (Невьянск, Нижние Серьги) [6].

Первую группу составляют города, находящиеся в непосредственной близости к городу-центру. Зачастую они исполняют роль спальных районов или дополнительных промышленных площадок. У населения есть возможность быстрого доступа в город-центр, что позволяет полноценно пользоваться предоставляемым спектром социально-бытовых услуг. При этом экологические преимущества незначительны или отсутствуют.

Города, находящиеся в границах радиуса шестидесяти километров от центра агломерации, подвержены его среднему влиянию. Данная группа городов имеет в системе наиболее оптимальное местоположение: при сохранении возможности ежедневных миграций с трудовыми и учебными целями население рассматриваемого типа городов имеет более благоприятные с экологической точки зрения условия для жизни. Также положительными качествами являются близость природного окружения и невысокая плотность заселения территории.

Города, располагающиеся на расстоянии более шестидесяти километров, находятся в самых благоприятных экологических условиях, но, при этом, доступ к центру агломерации требует значительных временных затрат. Ограничен выбор возможностей для личностного и профессионального роста. Образ жизни приближен к сельскому.

В настоящее время основные усилия и капиталовложения направлены на развитие крупных и крупнейших городов, центров агломераций. Собственные интересы малых и средних городов не учитываются. Зачастую они используются мегаполисом лишь в качестве дополнительных площадок для получения прибыли. Если таковых ресурсов не находится, должного внимания городам не уделяется.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.