Чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

2017-07-01 206
Чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), является Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Дополняют его Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 22 июня 2004 г. № 303 дсп "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", от 3 августа 1996 г. № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и др.

 

Права и обязанности граждан

В области защиты от ЧС

Граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;

 

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС;

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

 

Задачи РСЧС

Основными задачами РСЧС являются:

—разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

-обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защит населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Структура РСЧС

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" структура, состав сил и средств РСЧС и порядок выполнения задач определяются постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации.

В соответствии с этими нормативными документами РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС.

Исключение составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы; постоянно действующие органы управления; органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующими органами РСЧС на федеральном уровне являются Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайны ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти.

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти органами государственной власти субъектов РФ, с органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от ЧС осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Координирующие органы РСЧС на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, — КЧС органов исполнительной власти субъектов РФ; на местном, охватывающем территорию района, города (района в городе), — КЧС органов местного само управления; на объектовом — комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организаций.

 

Задачи КЧС

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются:

разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

координация деятельности органов управления и сил единой системы;

обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС.

Иные задачи могут быть возложены на соответствующие ко миссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления

Исходя из опыта деятельности комиссий, общими задачами мо гут быть:

— для комиссий по ЧС и ПБ федеральных органов исполнитель ной власти: руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от ЧС;

организация работ по созданию локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах;

организация работ по созданию страхового фонда технической документации для потенциально опасных объектов;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, координация и руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, подведомственных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, включая эвакуацию персонала объектов;

 

Органы управления РСЧС

Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС):

на федеральном уровне — МЧС России;

на региональном — региональные центры;

на территориальном — органы управления ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;

на местном — органы управления ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;

на объектовом — отделы (секторы, специально назначенные лица) ГОЧС.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

центры управления в кризисных ситуациях органов управления

ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размещение органов управления единой системы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижны пунктах управления, оснащённых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддер живаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

 

Силы и средства РСЧС

Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют:

силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;

силы и средства органов местного самоуправления;

силы и средства организаций и общественных объединений, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения ликвидации ЧС.

Все эти силы подразделяются:

на силы и средства наблюдения и контроля;

силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля состоят:

из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориям анализа воздействия вредных факторов на здоровье населения;

формирований Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

служб (учреждений) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

геофизической службы РАН, оперативных групп постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии;

учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:

из военизированных и невоенизированных противопожарныепоисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

формирований ГО территориального, местного и объектового уровней;

специально подготовленных сил и средств Войск гражданской обороны, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;

служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;

аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

 

ТЕМА 4.

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

На территории России наблюдается более 30 видов опасных при родных явлений. Они могут вызывать катастрофические ситуации характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей, животных и растений.

Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, наводнения, массовые лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури, ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения.

Только в 2004 году возникло почти 230 ЧС природного характера, в которых пострадали свыше 100 тыс. и погибли около 10 тыс. человек

Чрезвычайные ситуации можно классифицировать следующим образом:

— геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов);

— геологические (оползни, сели, обвалы, лавины и т.п.);

— метеорологические (ураганы, бури, смерчи, шквалы, засухазаморозки и т.п.);

— гидрологические (цунами, наводнения, заторы, зажоры, ветровые нагоны);

— природные пожары (лесные, торфяные);

— инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных и растений.

 

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Это подземные удары (толчки) и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.

По данным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв.

Проекция центра очага землетрясения на поверхности земли называется эпицентром. Очаги возникают на лубинах, большей частью в 20—30 км от поверхности. По своей интенсивности подразделяются на 12 градаций — баллов.

Когда землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны — цунами. Их высота может достигает 60 м (16-этажный дом), вызывая огромные разрушения на суше.

Точно предсказать начало землетрясения практически невозможно. Прогноз оправдывается на 80% и носит ориентировочный характер.

Пятая часть территории России подвержена землетрясениям силой более 7 баллов. К чрезвычайно опасным зонам относятся Северный Кавказ, Якутия, Прибайкалье, Сахалин, Камчатка, Курильские острова.

Как следует действовать при землетрясении? Если первые толчки вас застали дома (на первом этаже), надо немедленно выбежать на улицу. В вашем распоряжении не более 15—20 сек. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, встать в дверных и балконных проёмах, распахнув двери. Чтобы не пораниться кусками осыпающейся штукатурки, разбивающихся стекла, посуды, картин, светильников, спрячьтесь под стол, кровать, в платяной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колонн, т.к. эти места наиболее прочны. Ни в коем случае не прыгать из окон и с балконов.

Если первые толчки застали вас на улице, немедленно отойдите дальше от зданий, сооружений, заборов и столбов — они могут упасть и придавить вас.

После первого могут последовать повторные толчки, поэтому нужно быть готовым к этому в течение нескольких часов, а иногда и суток.

Лучше не приближаться к объектам, имеющим воспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества. Не следует стоять на мостах, прикасаться к проводам — они могут оказаться под током.

В момент разрушения опасность представляют также разлетающиеся кирпичи, стёкла, карнизы, украшения, осветительная арматура, вывески, дорожные знаки, столбы.

Почти всегда землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа или замыканием электрических проводов.

СЕЛЕВЫЕ ПОТОКИ И ОПОЛЗНИ

Сель — это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твёрдых материалов. Причина его возникновения — интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снега или ледников.

В отличие от обычных потоков сель движется, как правило, отдельными волнами, а не непрерывным потоком. Одновременно выносится огромное количество вязкой массы. Размеры отдельных валунов и обломков достигают 3-4 м в поперечнике. При встрече с препятствиями сель переходит через них, продолжая наращивать своэнергию.

Возникают селевые потоки на Северном Кавказе, в некоторых районах Урала и Восточной Сибири.

Обладая большой массой и высокой скоростью передвижения (до 15 км/ч), сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводят из строя линии связи, электропередачи, приводят к гибели людей и животных. Все это продолжается очень недолго — 1—3 часа. Время от начала возникновения селя в горах и до момента выхода его в равнинную часть исчисляется 20—30 минутами.

В профилактических целях для снижения потерь закрепляют поверхность земли посадками, расширяют растительный покров на горных склонах, устраивают противоселевые плотины, дамбы и другие защитные сооружения.

Для своевременного принятия мер, организации надёжной защиты населения первостепенное значение имеет чёткая система оповещения и предупреждения. Времени в таких случаях очень мало, население о грозящей опасности может узнать всего за десятки минут, реже за 1-2 часа и более. Главное — немедленно уйти из вероятной селевой зоны на более возвышенные места.

Оползень —• скользящее смещение земляных масс под действие собственного веса. Происходит чаще всего по берегам рек и водоёмов на горных склонах. Основная причина их возникновения — избы точное насыщение подземными водами глинистых пород.

Можно ли предсказать начало оползня? Он никогда не бывает внезапным. Вначале появляются трещины в грунте, разрывы дорог и береговых укреплений, смещаются здания, сооружения, деревья, телеграфные столбы, разрушаются подземные коммуникации. Очень важно заметить эти первые признаки. Движется оползень с максимальной скоростью только в начальный период, далее она постепенно снижается. Чаще всего оползневые явления происходят осенью и весной, когда больше всего дождей.

При возникновении оползня главное — предупредить население, затем, если потребует обстановка, организовать эвакуацию людей, вывод животных и вывоз имущества в безопасные районы.

В случае разрушения зданий и сооружений проводятся спасательные и другие неотложные работы.

ЛАВИНЫ

Не случайно их называют "белой смертью". Сход лавин в горах — частое явление. Оно может быть вызвано сильным снегопадом, резким изменением температуры, сильным ветром, громкими звуками, вибрацией. Наиболее лавиноопасны склоны с крутизной 15°. Снег, сходящий с гор, в зависимости от его влажности, движется с большей или меньшей скоростью и сметает всё на своём пути.

Предупредить такие явления сложно, поэтому лучше держаться подальше от опасных склонов. Если же вы оказались в горах и подвержены сходу снежных лавин, лучше всего спрятаться в безопасном месте — в скалах, пещерах.

УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ

Ураган — это чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение масс воздуха. Скорость его может достигать 30 м/сек и более. Он является одной из мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию может сравниться с землетрясением.

Ураганный ветер разрушает прочные и сносит лёгкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий электропередачи и связи, ломает и выворачивает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные магистрали.

Бури — разновидность ураганов и штормов.

В России ураганы, бури и штормы чаще всего бывают в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке и Курильских островах. Не редки бури и ураганы в средней полосе РФ

К ветрам огромной разрушительной силы следует отнести смерчи — восходящие вихри быстро вращающегося воздуха, имеющие вид тёмного столба диаметром от нескольких десятков до сотен метров с вертикальной, иногда и загнутой осью вращения. Скорость вращения может достигать 100 м/сек. Смерч как бы свешивается из облака к земле в виде гигантской воронки. Внутри него давлений всегда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы.

Смерчи наблюдаются в Поволжье, Сибири, на Урале и средней полосе России.

Гидрометслужба за несколько часов, как правило, подаёт штормовое предупреждение. Укрываться лучше в заглублённом помещении. Следует закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна. Стёкла заклеить полосками бумаги или ткани. С балконов, лоджий, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы людям. Выключить газ, потушить огонь в печах. Подготовить аварийное освещение — фонари, свечи. Создать запас воды и продуктов на 2-3 суток. Положить на безопасное и видное место медикаменты и перевязочные материалы. Радиоприёмники и телевизоры держать постоянно включёнными: могут передаваться различные сообщения и распоряжения.

Из лёгких построек людей необходимо перевести в прочные здания. Нужно держаться подальше от стёкол и других бьющихся предметов.

Если вы оказались на открытой местности, лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выемке: лечь на дно и плотно прижаться к земле.

НАВОДНЕНИЯ

Это временные затопления значительной части суши водой в ре­зультате действий сил природы. Происходят при подъёме уровня воды во время обильных осадков, половодья или паводка, при заторе, зажоре, вследствие нагона в устье реки, при прорыве гидротехнических сооружений.

При подводных землетрясениях возникают гигантские волны — цунами. Скорость их распространения достигает 400—800 км/час. Они с колоссальной силой обрушиваются на побережье, смывая всё на своём пути.

При угрозе наводнения проводят предупредительные мероприятия, позволяющие снизить ущерб и создать условия для эффективных спасательных работ. В первую очередь надо информировать население о возникновении угрозы, усилить наблюдение за уровнем воды, привести в готовность силы и средства. Проверяется состояние дамб, плотин, мостов, шлюзов, устраняются выявленные недостатки. Возводятся дополнительные насыпи, дамбы, роются водоотводные канавы, готовятся другие гидротехнические сооружения.

Если угроза наводнения будет нарастать, то в предполагаемой зоне затопления работа предприятий, организаций, школ и дошкольных учреждений прекращается. Детей отправляют по домам или пе­реводят в безопасные места. Продовольствие, ценные вещи, одежду, обувь переносят на верхние этажи зданий, на чердаки, а по мере подъёма воды и на крыши. Скот перегоняют на возвышенные места.

Может быть принято решение об эвакуации из опасной зоны, тогда в первую очередь вывозят детей, а также всех, находящихся в детских учреждениях и больницах. Эвакуация — один из способов сохранения жизни людей. Для этого используются все имеющиеся плавсредства: боты, баржи, катера, лодки, плоты, машины-амфибии. Если плавсредства отсутствуют, надо воспользоваться тем, что имеется поблизости под рукой — бочками, бревнами, деревянными щитами и дверями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способными удерживать человека на воде. В зонах затопления, как правило, работают спасательные службы. До их прибытия необходимо обеспечить себе минимум продовольствия и тёплых вещей.

ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ

Ежегодно в России регистрируются десятки тысяч возгораний, площади выжженной территории измеряются сотнями тысяч гектаров.

До 80% пожаров возникает из-за нарушения населением мер пожарной безопасности при обращении с огнём в местах труда и отдыха, а также в результате использования в лесу неисправной техники. Причиной пожара может быть молния во время грозы.

По характеру пожары подразделяются на низовые, подземные и верховые. Чаще всего происходят низовые пожары — до 90% от общего количества. В этом случае огонь распространяется только по почвенному покрову, охватывая нижние части деревьев, траву и выступающие корни.

При верховом беглом пожаре, который начинается только при сильном ветре, огонь продвигается обычно по кронам деревьев "скачками". Ветер разносит искры, горящие ветки и хвою, которые создают новые очаги за несколько десятков, а то и сотни метров. Пламя движется со скоростью 15—20 км/час.

При возникновении слабого или среднего пожара самый простой и вместе с тем достаточно эффективный способ его тушения — захлёстывание кромки пожара. Для этого используют пучки ветвей длиной 1-2 м или небольшие деревья, преимущественно лиственных пород- Группа из 3—5 человек за 40—50 мин. может погасить захлёстыванием кромку пожара протяжённостью до 1000 м.

В тех случаях, когда захлёстывание огня не даёт должного эффекта, можно забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом, либо лопатами, либо с помощью техники.

Для того чтобы огонь не распространялся, на пути его движения устраивают земляные полосы и широкие канавы.

Если огонь приближается к населённому пункту, расположенному в лесу, необходимо эвакуировать основную часть населения, особенно детей, женщин и стариков. Вывод или вывоз людей производят в направлении, перпендикулярном распространению огня. Двигаться следует не только по дорогам, а также вдоль рек и ручьёв, а порой и по самой воде. Рот и нос желательно прикрыть мокрой ват-но-марлевой повязкой, платком, полотенцем.

Подземные пожары — торфяные — издалека можно не сразу заметить. Так как их выдаёт не столько огонь, сколько дым, идущий из-под горячей земли. Кромку такого пожара трудно определить, поэтому велика вероятность провалиться в горящий торф. Идти по такой местности нужно с использованием специального шеста.

Бактериального заражения

Поскольку главным источником инфекции является больной человек или бактерионоситель, необходимо раннее выявление, немедленная их изоляция и госпитализация. При лёгком течении заболевания люди, как правило, поздно обращаются к врачу или совсем этого не делают. Помочь в скорейшем выявлении таких больных могут поквартирные (подворные) обходы.

Помещение, где находится больной, надо регулярно проветривать.Оно должно быть отдельным или отгорожено ширмой. Обслуживающему персоналу необходимо носить защитные марлевые маски.

Важное значение для предупреждения развития инфекционных заболеваний имеет экстренная и специфическая профилактика.

Экстренная профилактика проводится при возникновении опасности массовых заболеваний, но когда вид возбудителя ещё точно не определён. Она заключается в приёме населением антибиотиков сульфаниламидных и других лекарственных препаратов. Средства экстренной профилактики при своевременном их использовании по предусмотренным заранее схемам позволяют в значительной степени предупредить инфекционные заболевания, а в случае их возникновения — облегчить их течение.

Специфическая профилактика — создание искусственного иммунитета (невосприимчивости) путём предохранительных прививок (вакцинации)— проводится против некоторых болезней (натуральная оспа, дифтерия, туберкулёз, полиомиелит и др.) постоянно, против других — только при появлении опасности их возникновения и распространения.

Повысить устойчивость населения к возбудителям инфекции возможно путём массовой иммунизации предохранительными вакцинами, введением специальных сывороток или гамма-глобулинов. Вакцины состоят из убитых или специальными методами ослабленных болезнетворных микробов, при введении которых в организм здоровых людей у них вырабатывается состояние невосприимчивости к заболеванию. Вводятся они разными способами: подкожно, накожно, внутрикожно, внутримышечно, через рот (в пищеварительный тракт), путём вдыхания.

 

ТЕМА 3.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Основополагающим документом, регламентирующим и определяющим общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), является Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Дополняют его Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 22 июня 2004 г. № 303 дсп "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы", от 3 августа 1996 г. № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и др.

 

Права и обязанности граждан

В области защиты от ЧС

Граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС;

 

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах ЧС;

на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Россий<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.