Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста

2017-07-01 963
Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ориентация национального образования на личность ребенка предопределяет новую стратегию воспитания на основе гуманистических принципов, предусматривающий признание личности ребенка высшей общественной ценностью.

Согласовать педагогический процесс с современными общественными требованиями к ребенку, которые стремительно меняются, поможет, по мнению ученых (Л. Артемова, И. Бех, Н. Гавриш, А. Кононко, И. Пинчук, Н. Побирченко, В. Тарасун, М. Шеремет и др.), обновление дидактических основ образования путем внедрения стратегии субъект-субъектного воспитания, осуществления личностно-ориентированного подхода.

Основой реализации личностно ориентированного подхода в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста является педагогическое диагностирование. Поскольку, начиная с раннего детства, необходимо формировать личность, способную побеждать трудности, ориентироваться в новых ситуациях, то диагностирование развития детей раннего возраста призвано помогать педагогам и родителям правильно строить педагогический процесс.

Поэтому особенно важно внимательно изучить все стороны развития ребенка в раннем возрасте, потому что, как утверждает Масару Ибука (Япония) - "после трех - уже поздно". В связи с этим диагностирования детей раннего возраста нужно рассматривать как общий подход к организации личностно ориентированного процесса воспитания, направленного на обеспечение полноценного индивидуального развития каждого ребенка с рождения.

Кроме этого, необходимо различать диагностику как общий подход и диагностирования - как составляющую процесса практической педагогической деятельности.

Диагностика - это обоснование всех аспектов дидактического процесса, направленное на определение его результатов.

Диагностирование является своевременным выявлением, оценка и анализ течения как учебно-воспитательного процесса, так и индивидуального развития ребенка. В обследовании детей раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами - пирамидками, кубиками и др.

Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Итак, диагностика развития ребенка раннего возраста - это целенаправленное, доброжелательное наблюдения за детьми в различных видах деятельности, применения разнообразных индивидуальных заданий. Применение в педагогическом процессе диагностических методик по изучению уровня формирования ведущей деятельности ребенка призваны обнаружить естественно рожденные новообразование, которые поднимут ребенка с предыдущего уровня возрастного развития на следующий.

Наполняясь в процессе развития новым содержанием, преломляясь через особенности индивидуальности ребенка, они постепенно образуют уникальный ансамбль качеств будущей личности.

Однако, исследования последних лет показали, что формирование личности ребенка, включающее формирование личностного отношения к окружающему предметному и социальному миру, а также к самому себе, начинается с первых месяцев жизни и должно опираться на сбор информации о ребенке, как правило - это данные анамнеза жизни родителей, развития ребенка, выяснены со слов родителей в процессе беседы.

Объективный анамнез является частью обследования, базой для построения плана обследования и выбора методик. Поэтому, специалист, проводящий обследование, должен хорошо ориентироваться в возрастных нормах развития и учитывать индивидуальные условия развития ребенка.

Диагностирование отдельных сторон психического развития и уровня психического развития занимает особо важное место в современной педагогической практике, так как дети до трех лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирования является составляющей педагогического процесса.

Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности, управляемой изнутри, как особы активной, самостоятельной и творческой, способной принимать решения относительно собственной жизни.

Поэтому диагностирование нужно рассматривать как:

- обязательный процесс в семейном и общественном воспитании детей;

- средство осуществления личностно ориентированного подхода в воспитании;

- основу создания условий для индивидуального и личностного развития и самореализации каждого ребенка;

- ведущее условие предупреждения возникновения интеллектуальных, речевых и социальных нарушений, проблем адаптации личности ребенка в современном быстро меняющемся обществе;

- способ проверки целесообразности и результативности педагогического воздействия семьи, дошкольного учреждения и социальных институтов на ребенка.

Вышеупомянутое делает диагностирование составляющей практической

Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте.

Данные дифференциально-диагностических методик имеют личностно ориентированную направленность и предполагают проведение социально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка. При обследовании проблемных детей необходимо выявить структуру и степень первичных нарушений, а также вторичные отклонения в развитии. Специалисты должны учитывать, что при различных первичных нарушениях вторичные отклонения имеют схожий характер.

Вместе с тем, различные виды нарушений влияют на развитие ребенка, определяя его специфические особенности. На современном этапе необходимо отметить важный аспект диагностической деятельности - это консультирование, которое осуществляет, в основном, консультативно-диагностическая служба (ПМПК).

Работа должна быть направлена, прежде всего, на активную пропаганду психологических знаний среди воспитателей, медицинских работников и бать ков, на разработку рекомендаций по организации корректирующие-педагогической работы с детьми и вопросам профилактики отклонений в развитии. Работа с родителями осуществляется в двух формах - индивидуальной и групповой.

Продолжительность индивидуальной консультации от 1 часа до 1,5 часа, однако, из них 20-30 мин. занимает непосредственное обследование ребенка, а дальше - беседа с родителями и наблюдения за любыми играми ребенка.

Обследование ребенка проводится в присутствии родителей и с их согласия. Такая форма целесообразна и обусловлена, прежде всего, психологическими особенностями возраста ребенка: ребенок раннего возраста психологически неотрывная от матери или особы, которая ее воспитывает. Увеличение продолжительности обследования допустимо за счет изменения видов деятельности ребенка и отбора и использования методических приемов сохранения интереса к процессу. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы корректирующее - воспитательной работы с ней.

При групповой форме даются психолого- педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия с ней родителей.

Основной целью психолого-педагогического консультирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. На эти цели выделяются конкретные задачи психолого- педагогического обследования детей:

- раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

- выявление причин и характера первичных нарушений в развитии обследуемого ребенка, определение степени тяжести такого нарушения; - выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

- определение условий воспитания ребенка;

- обоснование педагогического прогноза; - разработка индивидуальной программы коректировочной работы;

- организация коректировочной работы с родителями и детьми.

Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе явлений детского развития. Это изучение социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребѐнка.

Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их с точки зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом.

. Согласно изменению возрастных этапов развития, у ребенка на первом этапе формируются совместные действия со взрослыми, на втором – подражание, наследование. Впоследствии они уступают место самостоятельной деятельности и приобретают характер творчества.

Поэтому при консультировании перед родителями раскрываются те или иные особенности ребенка, отражающие конкретную систему ее взаимоотношений со взрослыми: сначала общения ребенка со взрослым, формой проявления которого становится "комплекс оживления". В дальнейшем оно изменяется наглядно-действенным, а затем и языковым/речевым общением. Психическое развитие ребенка и становление его личности теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. Известно, что формирование представлений о окружающую происходит двумя путями: стихийно- практическим взаимодействием ребенка с окружающим миром и со сверстниками и целенаправленным обучением, организованым взрослым. Оба пути - каждый по-своему - вносят свой вклад в организацию психики ребенка. Возникает необходимость анализа всех ее представлений об окружающей действительности, способов организации активности ребенка взрослым и форм организации самостоятельной деятельности и общения ребенка.

Таким образом, стратегическая линия диагностирования заключается в осуществлении контроля за ходом, содержанием и условиями психического развития ребенка и оказании помощи по организации оптимальных форм ее деятельности и общения.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.