Вопрос 12 Сознание как вербализация ощущений, восприятий, понимание речи. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Вопрос 12 Сознание как вербализация ощущений, восприятий, понимание речи.

2017-07-01 416
Вопрос 12 Сознание как вербализация ощущений, восприятий, понимание речи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

сознание является интегральным понятием, отражающим одну очень важную сторону всех психических процессов – это четкое субъективное представление о конечных результатах этих процессов, т.е. знание о конечных результатах происходящего. Оно является конечным результатом отдельных психических процессов, в основе которых лежат физиологические процессы

Подходы к определению понятия «сознание». В «Словаре физиологических терминов» (1987) дается такое определение: «Сознание – специфически человеческая форма отражения действительности, оперирование знанием, которое с помощью второй сигнальной системы (слов, математических символов, образов художественных произведений) может быть передано другим людям, в том числе и другим поколениям в виде памятников культуры. Передавая свои знания другому, наделенному сознанием человеку, человек тем самым отделяет себя от этого другого и от мира, знание о котором он передает. Коммуникативное происхождение сознания обуславливает способность мысленного диалога с самим собой, т.е. ведет к появлению самосознания. Внутреннее «Я», судящее о собственных поступках, есть ничто иное как интерноризированный «другой» человек.

становление сознания мо­жет быть осуществлено только на основании словесно-знакового мышления.

концепция коммуникативной природы сознания, П. В. Симонова 1981 год. сознание представляет собой знание, которое в абстрактной форме может быть передано другим людям. Оно возникло в процессе эволюции на базе потребности к общению, передачи знаний и объединения усилий высокоорганизо­ванных членов сообщества, какими являлись наши предки. Однако поскольку внутренний мир человека скрыт от внешнего наблюдате­ля, передача сведений от одного человека к другому может происхо­дить лишь путем абстракции, т. е. в виде знаков. Такой знаковой фор­мой общения является речь, формирующаяся в процессе общения. На основе общения возникает и сознание как высшая форма психи­ческого, свойственная только людям. Концепция, однако, не исключает, что помимо речи, существуют еще другие формы проявления сознания, реализация которых, однако, связана только с деятельностью префронтальной коры. На этой основе возникает и спо­собность к прогнозу и планированию, что также представляет собой одно из свойств сознания.

А.М. Иваницкий отмечает, что термином «сознание» обозначаются два по­нятия, которые различны по смыслу. В более элементарном значе­нии сознание есть просто бодрствование с возможностью контакта с внеш­ним миром и адекватной реакцией на происходящие события. В этом же значении слово «сознание» иногда применяется и к животным. Вторая трактовка слова «сознание» означает высшее проявление психики, связанное с абстракцией, от­делением себя от окружающей среды и с социальными контактами с другими людьми. В этом значении термин «сознание» применяется обычно только к человеку

Х. Дельгадо, указывал, что сознание это организованная группа процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапси­хические (вызванные внешними причинами) процессы.

В физиологической и психологической литературе часто понятие «сознание» отождествляют с понятием «сознательное мышление».

С нашей точки зрения, определение «Сознание – это вербализация ощущений, восприятий, способность понимать речь и способность го­ворить» наиболее точно отражает это сложное понятие, хотя и оно не лишено недостатков.

Онтогенетические аспекты сознания. Можно ут­верждать, что новорожденный ребенок сознанием не обладает, так как у него еще нет знаний. Их он приобретает постепенно, в процессе воспитания, в том числе по мере становления речи, т.е. по мере приобщения к общечеловеческим знаниям. Первыми признаками появляющегося сознания, по мнению Дж. Экклса, является способность ребенка узнавать себя в зеркале – то есть способность выделять себя из окружающей среды (животные, за исключением отдельных видов высших обезьян, таким свойством не обладают). Дальнейший этап формирования сознания зак­лючается в приобретении ребенком способности употреблять местои­мение «Я». Уровень приобщения индивидуума к человеческому знанию определяет и уровень его сознания, поэтому сознание всегда много­этажно и флюктуабельно.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.