Категория вида глагола. Общая характеристика — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Категория вида глагола. Общая характеристика

2017-07-01 1113
Категория вида глагола. Общая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Цель занятия: ввести студентов в одну из важнейших морфологических тем «Глагол», познакомив с общей характеристикой глагольных слов, объёмом глагольной лексемы, классами и спряжением глагола, двумя глагольными основами.

 

Содержание

1. Общая характеристика глагола как части речи: а) специфика частеречного значения глагольного слова; б) набор и иерархия глагольных грамматических категорий, полевая структура глагольных форм – спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы; в) синтаксическая специфика глагольных форм.

2. Объём глагольной лексемы.

3. Две основы глагола.

4. Классы глаголов.

5. Два спряжения глагола. Разноспрягаемые глаголы. Архаическое спряжение (особое).

 

Знания, умения, навыки: Уметь определять отношение глагольной словоформы к ядру или периферии глагола, выделять две основы глагола и знать, какие формы от каждой из них образуются; указать отношение глагола к одному из пяти продуктивных или непродуктивному классам; а также определять тип спряжения глагола.

Задания

А. 1. Определите отличие глаголов от однокоренных имен существительных и имен прилагательных. Выполните полный морфологический разбор выделенных слов.

1) Завязался спор, поднялись крики (И. Тургенев).

2) Но вскоре понемногу Подъемлют общую тревогу. Никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат (А. Пушкин).

3) Побледневшее небо стало опять синеть – но это уже была синева ночи (И. Тургенев).

4) Воздух чист и свеж, солнце ярко, небо сине (М. Лермонтов).

5) Синея, блешут небеса (А. Пушкин).

6) Темно-синие вершины гор … рисовались на бледном небосклоне (М. Лермонтов).

2. Выпишите из текста все глагольные формы, укажите их грамматические значения и синтаксическую роль в предложении. Какие из указанных вами грамматических категории являются «широкими», а какие относятся к собственно глагольным? Какие грамматические категории называются общеглагольными, а какие категориями спрягаемых форм? Почему?

Я набрал большой букет разных цветов и шёл домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашливают, а когда он скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок (Л. Толстой).

3. Заполните таблицу 1 «Соотношение глагольных форм и грамматических категорий».

Таблица 1

Формы глаголов Вид Залог и переходность Наклонение Время Лицо Число Род Падеж
Спрягаемые                
Неспрягаемые: инфинитив                
Причастие                
Деепричастие                

 

4. Сравните объёмы глагольных лексем: укреплять, соежать, смеркаться.

5. Определите, от какой основы образованы глагольные формы: любимый, сварив, отрежьте, прыгая, ходила, верил бы, решена, пишущий.

6. Определите класс глагола, заполнив таблицу 2. Знать, краснеющий, советовал, дарим, шагавший, шагнув, ищут, был, капать, строящему, берите, откусил бы, играй.

Таблица 2

Глагольные формы Основа инфинитива Основа наст.- буд. времени Чередование звуков в основах Класс
Сгибают   Построив   Глядел Сгиба-(ть)   Построи-(ть)   Гляде-(ть) Сгибай-(ут)   Построй-(ат)   Гляд-(ат) а / ай   и / й (ат)   е / - 1 продуктивный   продуктивный   непродуктивный  

 

7. Определите класс и спряжение данных ниже глаголов.

Горевать, увидеть, пригнать, махнуть, зиждиться, засохнуть, побежать, спать, заговорить, брезжить, послушать, читать, поесть, захотеть, почернеть, постелить, упаковать, лить, вылететь, шить.

Образец:

Петь – это глагол с ударным личным окончанием, по которому можно определять спряжение: поёшь, поют. I спряжение.

Задержать – это глагол с безударным личным окончанием: задержат, задержите. Следовательно, спряжение определяется по последнему гласному в основе словообразовательного исходного инфинитива: держать. Глагол входит в число одиннадцати глаголов-исключений(на - ать, -еть), относится ко II спряжению.

Издать – это глагол, в личных окончаниях которого в формах единственного числа нет гласной буквы: издам, издашь, издаёт, а в формах множественного числа проявляются окончания и II (издадим, издадите), и I спряжения (дадут). Глагол дать и все его приставочные образования так же, как и глагол есть, относится к особому спряжения (иногда это спряжение называют архаическим).

 

Б. 1. Распределите глаголы с учётом лексической семантики между разными лексико-семантическими группами (бытия, состояния, действия, движения, свойства, изменения признака, отношения). Выполните морфологический анализ подчёркнутых слов.

1) Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняками, поднялся в гору и въехал в лес (И. Тургенев). 2) Край неба алеет… Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля (И. Тургенев). 3) Ермолай принадлежал одному из моих соседей, помещику старинного покроя (И. Тургенев). 4) Прихожу: шофёр лежит на земле, спит (А.Адамович, Д. Гранин). 5) Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит и ненавидит то же, что и ты (М. Горький). 6) Он славно пишет, переводит … (А. Грибоедов). 7) На свете счастья нет, но есть покой и воля (А. Пушкин). 8) Недели три спустя стал я замечать, что Азамат бледнеет и сохнет (М. Лермонтов). 9) Внутри у меня жжет … вроде изжоги (М. Горький). 10) Крапива жжется. 11) На улице темнело (ср.: На улице темно).

2. Какое отличие глагольных и именных форм отражено в стихотворении М. Цветаевой (см.: Семантические типы предикатов. М., Наука, 1982. С. 13).

Дачи пустующие. Как мать

Старую, так же чту их.

Это ведь действие «пустовать».

Полое не пустует.

3. Почему у словоформ: читали, умолкнувший, сожжена, вынесите, ведомый, выгреб, гуляя, отрежь можно выделить две основы? Выделите их.

4. Графически обозначьте морфемный состав следующих слов: подстричь, вылез, дам, ешьте, прыгая, подаст, отдайте, замёрз, замёрзла, горящий, брось, битый.

5. Сопоставьте парадигмы глаголов. Отметьте среди них те, которые имеют неполную или вариантную парадигму. Какие глаголы называются изобилующими? В чём причина возникновения таких глаголов? Махать, блистать, сбегаться, сыпать, победить, тыкать, темнеть, нездоровиться, нестись, пылесосить.

6. Образуйте по 3 спрягаемые и неспрягаемые формы от следующих глаголов: жить, кусать, стучать, грустить, указать, подать. Определите, от каких основ они образуются.

Контрольные вопросы

1. *Как вы думаете, почему В.В. Виноградов назвал глагол «самой сложной и самой емкой грамматической категорией слов», Д.Н. Шмелёв – «конденсированным выражением целой ситуации», а С.Д. Кациельсон – «каркасом будущей фразы»?

2. В чём отличие определения глагола в школьном учебнике и в Русской грамматике-80?

3. Почему глагол относят к признаковым словам? Что общего между глаголом и прилагательным?

4. Определите состав морфологических категорий глагола по школьному учебнику в академической грамматике. В чём разница?

5. Сравните объем глагольной лексемы с позиции Русской грамматики-80 и учебника по современному русскому языку Н.М. Шанского и А.Н. Тихонова. Какой точки зрения, по вашему мнению, придерживается школьный учебник?

6. Почему причастие и деепричастие называются неспрягаемыми гибридными формами глагола? Что в этом плане можно сказать об инфинитиве?

7. Почему существует мнение, что морфему – ть(-ти) в неопределённой форме глагола можно считать не столько окончанием, сколько суффиксом?

8. Почему инфинитив, так же, как и имя существительное, может выполнять роль любого члена предложения? Приведите примеры.

9. В роли каких членов предложения могут выступать различные формы глагола? Какая синтаксическая роль является специфической для глагола?

10. Чем обусловлено возможное различие в выделении основы (её границ) в одной и той же словоформе глагола?

Мытый, пела, решена.

11. Зачем изучать материал о классах глагола?

12. Является ли спряжение грамматической категорией глагола? Почему?

Литература

Основная

1. Шанский Н.М.., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: В 3 ч. М., 1987. Ч.2.

2. Русская грамматика. Т. 1. М., 1980, 1980. § 1384 – 1548.

3. Виноградов В.в. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1986. (Глагол. Состав глагольного слова и его границы. Система глагольного образования и морфологические классы глаголов).

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. (Глагол).

5. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967. (Введение).

6. Русский язык: Учебник для 5 кл. средн. Школы. М., 1990.

7. Русский язык: Учебник для 6 кл. средн. Школы. М., 1992.

8. Русский язык: Учебник для 7 кл. средн. Школы. М., 1989.

Дополнительная

1. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителя. М., 1979.

2. Ипполитова Н.А. Глагол в системе частей речи // Русская речь. 1975. № 6.

3. Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Морфология II. Братислава, 1960.

4. Кациельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л., 1972.

5. Мещанинов и.И. Члены предложения и части речи. Л., 1975.

6. Панов М.В. О частях речи в русском языке // Филол. науки. 1960. № 4.

7. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.

8. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике.М., 1958. Т. I – II.

9. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М., 1969.

10. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 1988.

11. Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991.

12. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. М., 1980.

13. Шмелёв Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке. М., 1985.

14. Якобсон Р.О. О структуре русского глагола // Якобсон Р.О. Избр. работы. М., 1985.

 

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Содержание

1. Становление категории вида русском языке. Исторические и современные связи категории вида и категории времени.

2. Вопрос о видовой семантике.

3. Способы образования видов (перфективация и имперфективация).

4. Видовая пара. Средства образования видов форм.

5. Одновидовые и двувидовые глаголы.

 

Занятия, умения, навыки: уметь определять вид глагола и способ его выражения, отделять парные по виду глаголы от непарных, выделять чистовидовые и словообразовательные приставки, знать различия составе форм глаголов СВ и НСВ, не смешивать парные по виду глаголы двувидовые.

 

Задания

А. 1. Определите вид глаголов, обозначьте видовую семантику графически (СВ: ---Ι; Ι---; Ι---Ι;.; НВС: ---; - - -). Сформулируйте общее значение СВ и НСВ глагола, объединяющее частные значения. Выполните морфологический анализ подчеркнутых слов.

Тихонов постоял в раздумье у окна, потом осторожно спустился и пошёл в дворцовый парк.

Спать не хотелось…

В аллеях застыл зеленоватый полусвет. Поблескивали золоченые статуи. Фонтаны ночью молчали, не было слышно их быстрого шороха. Стукнула отдельная капля воды, затем другая, и плеск их разносился очень далеко … (По К. Паустовскому).

2. Образуйте возможные формы времени глаголов, а также формы причастий деепричастий. Отметьте, в чем выражается различие между глаголами СВ и НСВ.

Встречать – встретиться, колоть – кольнуть, строить – построить, бледнеть – побледнеть, находить – найти.

3.Укажите, с глаголом какого вида могут сочетаться фазовые глаголы.

1) Пробиваясь сквозь мглу малиновым шаром, стал (подняться, поднимался) вдали большой месяц… (И. Бунин). 2) Я прочел один раз и начал (прочесть, читать) во второй (Н. Решетовская). 3) Теперь я вижу, что интерес к искусству помешал мне серьёзно подготовиться к математическому факультету. И продолжает (помешать, мешать) (В. Каверин).

4. В данных предложениях вставьте соответствующий смыслу высказывания глаголов СВ или НСВ. Какую роль играют здесь значения обстоятельственных слов? Какие семантические особенности видов проявляются в их различной сочетаемости? Какие еще контекстные средства оказывают влияние на выбор той или другой формы?

1) Проехали пыльной улицей, потом свернули в проулок. И вдруг (открыться, открыться) обширная площадь перед белой громадой церкви и бурлящая масса народа на ней. (Л. Конорев). 2) Редко судьба (столкнуть, сталкивать) его с женщиною до такой степени, чтоб он мог вспыхнуть на несколько дней и почесть себя влюбленным (И. Гончаров). 3) Вольно всё… и … (смотреть, посмотреть) на эти маленькие суда (В. Конецкий). 4) Иногда он (выписывать, выписать) из книжек что-то на отдельную бумажку и тоже (прятать, спрятать) (М. Горький). 5) В сквере, напротив театра, она неожиданно для себя (видеть, увидеть) Сергея (С. Жестов). 6) Простой воспитанник природы, так я, бывало, (воспеть, воспевать) мечту прекрасную свободы (А. Пушкин). 7) По временам с высокой скалы (открыться, открываться) вид на далекое море (В. Лидин). 8) Он вытер нос мокрым рукавом шинели и долго (мигать, мигнуть) воспаленными от ветра глазами (К. Паустовсккий).

5. Подберите, где это возможно, видовую пару, не меняя наклонения и лица глагола. Укажите способ и средства образования видовой пары.

1) Забыл очки, и пришлось возвращаться. 2) В зале никого не осталось. 3) Все остановились и устремили глаза на новую пару. 4) Санин ничего не отвечал и подумал, что ему поневоле придется остаться во Франкфурте… (И. Тургенев).

 

 

6. Найдите одновидовые глаголы:

Бежать из дома – выбежать из дома, мстить за друга – отомстить за друга, бросить камень – отбросить камень, летать к солнцу – взлетать к солнцу, молчать от смущения – помолчать от смущения, гасить свет – погасить свет, плыть к берегу, смешать краски, группировать факты – сгруппировать факты, катить коляску – скатить коляску.

7. Определить вид подчеркнутых глаголов, укажите их отношение к видовой паре. В чем специфика этих глаголов? Какие средства помогают определить вид глагола в данных предложениях? Дайте полную характеристику вида выделенного глагола.

1) На другой день, однако ж, турки атаковали этеристов (А. Пушкин). 2) По вечерам здесь нас атаковали владельцы маленьких катеров, уговаривая посетить замок Иф (В. Никулин). 3) В твою комнату я велю переселить Андрея с его скрипкой (А. Чехов). 4) Полковник Сербиченко сразу же велел вызвать следователя (Э. Казакевич). 5 ) [Павел Петрович] вызывает нашего героя на дуэль. Базаров стреляется с ним, ранит его в ногу, потом сам перевязывает ему рану (Д. Писарев). 6 ) Когда его в Мадриде ранило в грудь, он тоже молчал до тех пор, пока не свалился с ног (К. Симонов). 7) Он перешел дорогу, миновал две-три избы и очутился перед садом (К. Федин). 8) Мы все дальше углубляемся в лес. Поезд минует стацией, город за городом (Р. Титова).

8. Определите класс, спряжение и охарактеризуйте категории вида глагола (по образцу).

1 ) Вчера из Москвы прилетел брат. 2) Я копаю грядку для редиски. 3) Сладкой песней меня оглушили, Взяли душу мою соловьи (А. Блок). 4 ) Клочок бледно-голубого неба смутно выступает сквозь редеющий, словно задымившийся пар (И. Тургенев).

Б. 1. Образуйте (если возможно) от данных ниже глаголов видовую пару, определите способ словообразования видовых форм.

Поймать, запирать, венчать, вышивать, строить, сказать, лысеть, летать, вести, возить, спать, кричать, умолкнуть, побегать, сесть, обнаружить.

2. Ограничьте словообразовательную приставку от чистовидовой.

Наперчить, приехать, посвистывать, написать, срисовать, сделать, изранить, побелеть, полететь, поумнеть, разрезать, разнюхать, рассердиться.

3. Подберите видовую пару (если возможно) к следующим глаголам: рубить дрова, рубить дерево, рубить правду; зарядить пушку, зарядил надолго дождь; жать руку, жать рожь, жать штангу, жать под мышками.

В чем особенность видовых характеристик многозначного слова?

4. Найдите среди предложенных глаголов двувидовые. Объясните их специфику. Составьте с ними предложения.

- Ликовать, перековать, атаковать, критиковать.

- Звонить, женить, пленить, хранить.

- Велеть, белеть, владеть, болеть.

5. Определите видовое значение глаголов и выпишите их в следующем порядке: а) глаголы, образующие видовые пары (укажите формообразующие средства); Б) одновидовые глаголы: в) двувидовые глаголы (докажите на примерах).

Прибыть, учредить, стабилизировать, изобиловать, нагрянуть, ловить, отморозить, окапываться, вянуть, трогать, сдвигать, миловать, посылать, корректировать, отозвать, подмигивать, поизноситься приоткрыть, покатить, говаривать, наплакаться, прыгнуть, отвоеваться, грянуть, рассвирепеть.

6. Образуйте глаголы НСВ, проверьте правильность ударения по словарям.

Уполномочить, обусловить, удостоить, сосредоточить, приурочить, усвоить, оспорить, отсрочить.

7. Выпишите однокоренные глаголы, определите их вид, объясните правописание. Составьте предложения с другими глагола, подобного типа.

1) Кирюша ждет и смотрит под ноги. И не потому, что боится споткнуться или оступиться. Внимательно, как отец, осматривает он каждую шпалу-ступеньку (Ю. Яковлев). 2) Шофер, видно, тоже торопился (Ю. Яковлев). 3) Надо поторапливаться, а то бетон на морозе быстрее ”схватывается”, застывает (Ю. Яковлев). 4) Дед скосил лужок за два дня, а в молодости он скашивал его за день (А. Хлебникова, Е. Плотникова). 5) На сколько же это опоздал поезд? (А. Чехов). 6) Обычно Валя опаздывала на свои лекции, поэтому приходилось бежать сломя голову (В. Некрасов). 7) Каждый день выходил он в своей легкой шинельке хлопотать по своим делам, просить и вымаливать себе где-нибудь места (Ф. Достоевский). 8) Свободу печати никогда еще не выпрашивали и не вымаливали, а только – брали (В. Стасов).

8) Выполните упр. № 1 раздела ”Глагол” из учебного пособия Е. В. Скворецкой “Культура речи (упражнения и рекомендации)” (Новосибирск, 1991). Как освещается эта тема в школьном учебнике?

9. В следующих примерах установите, с какой целью автор включает в высказывания контрастное употребление видов.

1) О, будьте уверены, что Колумб был счастлив не тогда, когда открыл Америку, а когда открывал её; будьте уверены, что самый высокий момент его счастья был, может быть, ровно за три дня до открытия Нового Света (Ф. Достоевский). 2) – Я рад, - сказал он просто, как говорил все и всегда (Ю. Герман). 3) Уж доставал-доставал из-за пазухи, наконец насилу достал скомканное письмо на имя Ильи Иваныча Обломова (И. Гончаров). 4) Вот тебе и муж предоставлен. Убивали, да не убили (А.Н. Толстой). 5) – Кто так чистит? Словно карандаш точишь. В ссылку попадешь – тебя засмеют. – А зачем мне в ссылку попадать? (К. Федин). 6) – А ты справил ли себе что из одежки? – спросил он… - Не справлял, Натан Максимович, - потупя глаза, ответил Алексей (П. Мельников-Печерский).

Контрольные вопросы

1. К какому типу грамматических категорий относятся ГК вида?

2. Существует ли общий семантический признак, лежащий в основе грамматической категории вида? Какие позиции по отношению к этой проблеме существуют в современной лингвистике?

3. Как определяет семантику СВ и НСВ В.В. Виноградов, Ю.С. Маслов, А.В. Бондарко, Русская грамматика-80?

4. Проанализируйте школьный учебник. Представлена ли в нем характеристика видового значения? Какой семантический признак лежит в основе видового противопоставления в предлагаемых им упражнения?

5. Чем различается состав глагольных форм СВ м НСВ? Какова роль фазовых глаголов в различении видов?

6. Что такое перфективация и имперфективация?

7. Какие подходы к понятию “видовая пара” вы знаете?

8. Разъясняется ли понятие “видовая пара” в школьном учебнике?

9. Какие глаголы называются одновидовыми, а какие двувидовыми?

10. * К каким глаголам – парным по виду или к одновидовым – близки двувидовые глаголы? Почему?

 

 

ЗАНЯТИЕ 3

 

Содержание

1. Вид и способы действия.

2. Понятие функционально – семантического поля аспектуальности.

3. Функционирования видов глагола. Типа аспектуальных контекстов.

4. Понятия “видовая конкуренция” и “видовая нейтрализация”.

Знания, умения, навыки: уметь определять СД глагола (начинательный, ограничительный, смягчительный, многократный, перехода в состояния, интентенсивно – результативный, суммарный, распределительный, общерезультативный, одноактный, многоактный, СД состояния и отношения), знать видовую специфику глаголов движения, узнавать разные типы аспектуального контекста, уметь характеризовать функционирование глаголов в различных типах текста.

 

Задание

А. 1. Охарактеризуйте вид, определите спряжение и класс глаголов. Выполните полный анализ выделенных слов.

1) Он сидел на корточках и растапливал остывшую печку (Ю. Казаков). 2) Много я часов Бежал, и наконец, устав, Прилег среди высоких трав (М. Лермонтов). 3) Ведь правда, Кирилл не думал о ней! Он казнит её своим бесчувствием, не слышит её боли!(К. Федин)

2. Является ли видовыми парами следующие глаголы? Укажите их СД.

1) Плыть – плавать, одеть – одевать, дать – давать, решить – решать, идти – ходить, ходить – приходить, печь – испечь, класть – положить, кричать – крикнуть, белеть – побелеть, дежурить – отдежурить, бежать- бегать, бегать – побегать, бежать – побежать, бежать – прибежать.

2) Курить – покурить, маяться – намаяться, нести – носить, носить – подносить, нести – принести, зеленеть – позеленеть, открыть – приоткрыть, цвести – отцвести, отцвести – отцветать, тащить – притащить, глупеть – поглупеть.

3. Проанализируйте следующие предложения. В какой функции выступают в них глаголы НСВ (конкретно – процессной, неограниченно – кратной, обобщенно – фактической) и СВ (конкретно – фактической, наглядно –примерной, суммарной)? Укажите различные средства аспектуальности, способствующие реализации указанных функций.

1) Сердце моё еще болело, он слушал, как медленно утихает боль (Д. Гранин). 2) Астреин молча надел пальто, взял шапку и ушёл (А. Куприн). 3) Зимой гостила иногда в усадьбе странница Машенька (И. Бунин). 4) Дым разъедал глаза, дважды каждый из нас обжег руки (В. Солоухин). 5) Вот так всегда с Крыловым: перевернёт всё вверх ногами, расставит по-своему, раздразнит и пошла схватка (Д. Гранин). 6) Так как верный привычке не посещать лекций я остался дома, то… не раз слыхивал, как Татьяна Андреевна громким шепотом читала старинные романы (А. Фет). 7) Мы никакой телеграммы не получали (М. Булгаков). 8) Леленька, иди домой, а то совсем застынешь (В. Шефнер). 9) Отступали долго, беспорядочно, но без паники (В. Ляленков).

4. Сравните предложения, данные в задании. В каком случае можно говорить о видовой конкуренции?

5. Какое морфологическое явление нашло отражение в следующем отрывке из повести Ф. Достоевского “Кроткая”?

Представьте себе мужа, у которого лежит на столе жена, самоубийца, несколько часов перед тем выбросившаяся из окна… Вот он и говорит сам с собою, рассказывает дело, уясняет себе его. Он и оправдывает себя, и обвиняет её, и пускается в посторонние разъяснения: тут и грубость мысли и сердца, тут и глубокое чувство. Мало – помалу он действительно уясняет себе дело и собирает “мысли в точку”. Ряд разных им воспоминаний неотразимо возвышает его ум и сердце.<…> я все хочу и хочу себе уяснить это. Вот уже шесть часов, как я хочу уяснить, и все не соберу в точку мыслей. Дело в том, что я все хожу, хожу, хожу… Это вот как было… И далее следует рассказ героя о том, что предшествовало этому его состоянию.

6. Охарактеризуйте вид глагола в знаменитой фразе Ю.Цезаря: “Пришел, увидел, победил ”.

Б. 1. Определите грамматическую форму глагола: спрягаемую, неспрягаемую (инфинитив, причастие, деепричастие). Охарактеризуйте ГК вида. Выполните морфологический анализ подчеркнутых слов.

1) Опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетная, поднимается могучее светило (И. Тургенев) 2) Любовь он призирал – на словах … а внутренно чувствовал сам, что трудно и хлопотно заставить полюбить себя (И. Тургенев).

2. Охарактеризуйте специфику ГК, проявляющуюся в словах рыбу,рыбы, охарактеризуйте ГК вида подчеркнутых глаголов.

- Главное, ловить рыбу, а поймать совсем не обязательно. С самого детства помню- наловил рыбы видимо-невидимо, больше невидимо, чем видимо …(И. Гофф).

3. Определите СД следующих глаголов, заполнив таблицу 3.

Заволноваться, накормить, размечтаться, побегать, висеть, продремать, привирать, принадлежать, отбомбиться, капать, заиграться, накупить, лететь, переругаться, дряхлеть, говаривать, бросить, побаливать, везти, напевать, зависеть, пританцовывать, побелить, мигнуть, грустить, летать, хрустеть, водить.

Таблица № 3

Глагол Тип СД Название СД
Характеризованные Непоследовательно характеризованные Нехарактеризованные
временные количественные результативные
Капнуть   Поплавал     Стоять     +     +   + Одноактный   Ограничительный   Состояния

 

4. В следующих предложениях определите типы аспектуального контекста: цепь, предшествование – следование, длительный ряд, длительность – одновременная ей длительность, длительность – наступление факта. Какие аспектуальные средства участвуют в передаче этих значений?

1) Короткой чередой перемигнулись огоньки у винтовок, с сухим треском разорвался воздух. И слепой свинец, свистя, метнулся к реке (С. Сартаков). 2) Едва я вступил на макушку леса, как сразу наткнулся на кабанов (В.Арсеньев). 3) В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь; непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой тек ручей и росли вербы, лениво посвистывали молодые соловьи (А. Чехов). 4) Грибы по-настоящему начинают расти в то время, когда рожь выметывает колос (В. Тендряков). 5) Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его (М. Лермонтов).

5. Определите все аспектуальные средства текста. Какую роль они играют в создании динамического пейзажа?

… утро начиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелилось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно кругом. Бледно-серое небо светлело, холодало, синело, звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёй (И. Тургенев).

6. Отметьте, какие аспектуальные средства используются в стихотворении С. Есенина. Какого эффекта, по вашему мнению, добивается поэт, используя их?

Проплясал, проплакал дождь весенний,

Замерла гроза.

Скучно мне с тобой, Сергей Есенин,

Подымать глаза …

Кто-то сядет, кто-то выгнет плечи,

Вытянет персты,

Близок твой кому-то красный вечер,

Да не нужен ты,

Всколыхнёт он Брюсова и Блока,

Встормошит других.

Но всё так же день взойдёт с востока,

Так же вспыхнет миг.

 

Контрольные вопросы

1. *Какая семантика, видовая или способа глагольного действия, имеет более отвлечённый характер?

2. Почему общерезультативные глаголы (типа шить – сшить) и глаголы перехода в состояние (типа полнеть - пополнеть) находятся в центре категории вида?

3. *Каково соотношение ГК вида и ЛШР СД глагола? Какие ещё элементы включаются в ФСП аспектуальности?

4. * Какой критерий лежит в основе деления СД на характеризованные и нехарактеризованные? Все ли ученые выделяют СД состояния и отношения? Почему? Какие подходы к способам действия вы знаете?

5. В чем заключается аспектуальная специфика глаголов движения?

6. Какие типовые функции глаголов СВ и НСВ вы знаете?

7. Что понимается под видовой конкуренцией, нейтрализацией?

8. *Что понимается под видовой синонимией и антонимией? Приведите примеры.

Литература

Основная

1. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология // Современный русский язык: в 3 ч. М., 1987. Ч.II.

2. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1989. (Категория вида).

3. Русская грамматика. М., 1980. Т. I. § 1386 – 1454.

4. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967. С. 30 – 58.

5. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном литературном языке. М., 1971. С. 96 – 129.

6. Русский язык: Учебник для 5 класса средней школы. М., 1990.

 

Дополнительная

1. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М.. 1976.

2. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола (значение и употребление). М., 1971.

3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.

4. Вопросы глагольного вида / Под ред. Ю.С. Маслова. М., 1962.

5. Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М., 1962.

6. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. (Аспектология. Вид).

7. Ломов А.М. Очерк по русской аспектологии. Воронеж, 1977.

8. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. М., 1964.

9. Прокопович Е.Н. Глагол в предложении: Семантика и стилистика видо-временных форм. М., 1982.

10. Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке. М., 1982.

11. Телин Н. Вид и способ действия в русском языке // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. Современная зарубежная русистика. М., 1985.

12. Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Л., 1987.

13. Цейтлин С.Н. Категория вида русского глагола в онтогенезе // Функциональный анализ грамматических форм и конструкций. Л., 1988.

14. Шелякин М.А. Категория вида и способы действия русского глагола (теоретические основы). Таллинн, 1983.

 

ЗАНЯТИЕ 4

 

ЗАЛОГИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель занятия: усвоить лексико-грамматические особенности переходных глаголов, установить связь переходности и залога, познакомиться с разными подходами к грамматической категории залога, рассмотреть семантику и структуру действительного и страдательного залогов, выявить причины выделения / невыделения возвратно-среднего залога как самостоятельной граммемы.

 

Содержание

1. Разные подходы к грамматической категории залога русского глагола. Достоинства и недостатки каждой концепции.

2. Переходные и непереходные глаголы. Переходность у многозначного глагола.

3. Залог как грамматическая категория: семантика, способы выражения, специфика активной и пассивной конструкции (по разным концепциям».

4. ЛГР возвратных глаголов. Вопрос о возвратно-среднем залоге.

Знания, умения, навыки: уметь отличать переходные глаголы от непереходных; определять отношение к залогу как отдельных глаголов, так и глагольных словоформ в высказывании; уметь разграничивать структурные группы возвратных глаголов, образованных от переходных и непереходных глаголов, а также не употребляющихся без постфикса –ся.

 

Задания

А. 1. Определите отношение глагольных словоформ к категории вида; выполните морфологический анализ выделенных слов по школьным схемам.

Мы кричали все сразу, нонам отвечали только волки. Тогда один из нас ушёл с компасом в мшары, - туда, где исчез Гайдар (К. Паустовский).

2. Определите, какие глаголы являются переходными, а какие – непереходными. Обоснуйте свою точку зрения.

1) Пилить, переходить, петь, угрожать, рисовать, бежать, мешать, резать, знать, заботиться, загибать, сесть, думать, зарыдать, достигнуть, драпироваться, управлять.

2)


Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал,

И кланялся непринуждённо…

Латынь из моды вышла нынче:

Так, если правду вам сказать,

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать о Ювенале,

В конце письма поставить «vale»

Да помнил, хоть не без греха,

Из «Энеиды» два стиха …

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы не бились, отличить…

(А. Пушкин)

 

Как переходность / непереходность связана с отнесением дополнений к прямым и косвенным?

3. Определите переходность / непереходность глаголов. Поставьте пропущенные буквы и сформулируйте орфографическое правило.

1) Вы замуч…ли, обезлич…ли мать (А. Чехов). 2) Сперва мы с жадностью набросились на рыбу, но вскоре она приелась и опротив…ла (В. Арсентьев). 3) Сосед мой, ткач, продал полторы десятины за 480 целковых, сына обездол…л (М. Горький).4) Смейтесь надо мною, я не сержусь, я этогозаслуж…ваю (Н. Островский). 5) Ты зат…ваешь что-то необычное. 6) Село было громадное, дворов в пятьсот, но в страду оно обезлюд…ло (Д. Мамин-Сибиряк). 7) Твои же сабельки нашу Украину обезлюд…ли (С. Бородин). 8) Переходя над горами, они (тучи) отяжелели и обессил…ли (В. Корленко).

4. Найдите глаголы действительного и страдательного залогов, определите семантику и способ выражения залога. Пассивные конструкции трансформируйте в активные.

1) Чины людьми даются, а люди могут обмануться (А. Грибоедов). 2) Встреча наша долгое время откладывалось (Г. Горишин). 3) Рассыпаются цветы прахом, и никакими средствами остановить это не возможно (М. Горький). 4) Ровным, бесцветным голосом он скучно рассказывал историю и несколько оживлялся только тогда, когда оправдывал жестокость царей (М. Горький). 5) В глаза не хвали, за глаза не кори (посл.) 6) Зима не даром злится: прошла её пора, весна в окно стучится и гонит со двора (Ф. Тютчев). 7) Дорожный чайник без ручки очень жегся (М. Пришвин) 8) Нами ты была любима и для милого хранима …(А. Пушкин). 9) Пес поднялся на задние лапы, а передние опустил на плечи своего хозяина, так что едва не повалил на пол, лизнул его в щеку (М. Булгаков).

5. Определите, к какой из структурных групп (собственно-возвратные, взаимно-возвратные, общевозвратные, косвенно-возвратные, безвозвратно-возвратные) относятся данные глаголы. Какие из них могут участвовать в выражении залоговых отношений? Составьте с ними предложения.

Строиться, обниматься, кусаться, высаживаться, улыбнуться, ринуться, броситься, заливаться, мыться, мяться, смеркаться.

Б. 1. Составьте предложения с данными глаголами. Определите зависимость видообразования от употребления глаголов в переходном и непереходном значениях.

Говорить, стряпать, рисовать, шить, петь, думать, вышивать, танцевать, пить, читать, переводить.

2. Охарактеризуйте отношение подчеркнутых глагольных словоформ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.