Преемственность культурных традиций — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Преемственность культурных традиций



Преемственность культурных традиций

План:

1. Периоды культурного развития.

2. Государство и общество в древнем Китае.

3. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм, легизм.

4. Триединство искусств.

5. Научные достижения Древнего Китая.

6. Мировое значение китайской культуры.

Терминология:Яншао, Джаньго, Янцзы, династия, деспотия, мандаринат, даосизм, буддизм, моизм, конфуцианство, «недеяние».

Персоналии: Лю Бан, Цинь Шихуанди, Конфуций, Лао Цзы, Мо Цзы, Шан Ян, Сыма Цянь, Пу И.

Периоды культурного развития

Китай, или Срединное Царство, как в древности называли свою страну китайцы, расположен в Восточной и Центральной Азии. Около 5 тыс. лет назад здесь зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех народов, населявших страны Даль­него Востока. Слово «китай» пришло из языка среднеазиатских наро­дов, которые дали стране это наименование по имени народа (китаев) монгольского происхождения, проживавшего в X-XII вв. н. э. на севе­ре страны. Культура Китая отличалась не только многообразием, но и большой жизнестойкостью. Международные войны, крестьянские восстания и разрушительные набеги завоевателей не помешали куль­туре этой страны сохранить преемственность традиций, впитать и пре­образовать все внешние культурные влияния.

Вся история Китая связана с правлением династий императоров. Одни династии правили сотни лет, другие — десятки. Основателями новых династий чаще всего становились потомки древнейших арис­тократических родов, но были в истории Китая случаи, когда импера­торами провозглашали себя простолюдины, возглавившие крестьянские восстания.

Периоды культурного развития представляют собой этапы правле­ния династий, переживающих подъем, период стабильности и спад, Можно говорить об особой «культурной династической цикличности» в истории Китая. Среди династий, которые оставили наибольший след в развитии китайской культуры, следует выделить Шан, Чжоу, Цинь, Тан, Цин.

Выделяются следующие периоды культурного развития.

1. Культура Яншао (5-3 тыс. до н. э.).

2. Культура эпохи династии Шан (XVI-XI вв. до н. э.).

3. Культурное развитие в период Чжоу и Чжаньго (XI—III вв. до н. э.),

4. Культура Цинь и Хань (III в. до н. э.- Ш в. н. э.).

5. «Золотой век» правления династий Тан и Сун (VII—XIII вв.).

6. Культура Мин и Цин (XIV-XVII вв. - 1911 г.)

Культура Яншао

Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших ре Китая в 5-3 тыс. до н. э., создавали поселения из небольших, углубленных в землю, глинобитных хижин. Они возделывали поля, разводили домашних животных, знали многие ремесла. Эта культура получил свое название по месту первых раскопок, где были найдены керамические сосуды из бледно-желтой и красновато-бурой обоженной глины. Керамические сосуды служили для хозяйственных нужд: в ни хранили вино, масло, в них готовили пищу. Большие сосуды служил погребальными урнами. Глиняные изделия отличались необычайно правильностью форм и сложностью геометрического узора. Обжиг этих изделий происходил при температуре около 1500 °С.



Культура эпохи династии Шан

Во 2 тыс. до н. э. образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех областях жизни Китая произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическая письменность, зародились основы градостроительства. Столица государства — город Шан, расположенный недалеко от современного города Аньян, - в отличие от древних поселений, имела отчетливый план. В Шан обрабатывали нефрит, создавая из этого твердого материала прекрасные вещи. Есть много свидетельств тому, что в Шан употребляли алкогольные напитки, приготавливали с нимии использовали их в церемониях. Полагают, что чрезмерное увлечение вином негативно влияло на способность управлять государством.

Культура Цинь и Хань

В III в. до н. э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объе­динились в единую могущественную империю, во главе которой стала династия Цинь, а затем Хань. Цинский правитель — ван принял но­вый титул «хуанди» (император) и стал первым императором Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н. э.), завершив объединение Китая. Он правил недолго, но сумел укрепить централизованную власть. Цинь Шихуанди уничтожил границы самостоятельных царств, разделил страну на 36 провинций, в каждую из которых назначил чиновника. По его повелению были построены благоустроенные дороги, прорыты каналы, введена единая письменность (упразднены региональные ва­рианты и уменьшено на 25% число иероглифов, используемых на тер­ритории Китая), проведена стандартизация системы мер и весов. По приказу императора на севере страны из остатков оборонительных сооружений отдельных царств было создано самое мощное крепост­ное сооружение того времени с сигнальными огнями на башнях, ис­пользующимися во время опасности — Великая Китайская стена. Она протянулась на 750 км и защищала Китай от кочевников (ее высота — 10 м, ширина — 5-8 м). Не менее грандиозным было сооружение мав­золея Цинь Шихуанди, который строили около 36 лет (не закончив его строительства) 700 тыс. человек. Великим чудом света можно на­звать терракотовую армию из этого мавзолея в 6 тыс. солдат.



После падения династии Цинь, в результате ожесточенной борьбы за власть в 202 г. до н. э. крестьянин Лю Бан провозгласил себя импе­ратором новой династии Хань. За 400 лет правления династии Хань сопутствовали достижения: расцвет художеств, ремесел и музыки, ис­следования в области географии и философии, технический рост и экономический прогресс. Но в то же время это период не только граж­данского мира, но и кровопролитных крестьянских восстаний, един­ства и раздробленности, процветания и бездействий. В пору расцвета империя Хань не уступала в силе и славе Римской империи, процве­тавшей в ту пору на далеком Западе. Ханьская империя вела торговлю по Великому шелковому пути с Римом. На Запад доставлялись китайские шелка, на Восток везли изделия из золота и стекла. Великий шелковый путь проходил от Чаньань (центр Китая), через Дунькуань (пустыню Гоби), огибая пустыню Такла-Макан («пойдешь, не вернешься») с двух сторон, через Самарканд, Багдад в Антиохию (на побережье Средиземного моря), по Средиземному морю в Рим. В этот период зародилась историческая наука. Основоположник китайской историографии Сыма Цянь создал 5-томный трактат истории Китая. Важным открытием стало изобретение в I в. н. э. бумаги. В эпоху Хань зародились традиции китайского искусства, которые во многом определили его дальнейшие пути. Значительными находка­ми археологов были рельефы гробниц аристократов в провинции Сычуань. В III в. н. э. Ханьская империя была сметена народным восста­нем «желтых повязок».

«Золотой век» Культура Тан и Сун

После крушения Ханьской империи страна оказалась раздробленной и легко доступной для кочевых северных племен. Китайцы в большинстве своем бежали на юг за Янцзы. Этот период вошел в историю как период Северных и Южных династий. Его характерной особенностью является то, что политическая ситуация отразилась на духовной культуре эпохи и ее бурном развитии. Возникает религиозный даосизм и чань-буддизм (буддизм пришел в Китай в 65 г. н. э.). В VI в. буддизм приобретает статус государственной религии. Наряду с буддизмом развивается даосизм, который был тесно связан с мистическими сектами, возглавлявшимися священниками из простолюдинов.

Период правления династии Тан (VII-X вв.) и династии Сун (X-II вв.) был эпохой истинного расцвета Китая — «золотым веком» ее культуры. Об этом говорит и тот факт, что, например, чиновники этой эпохи были одновременно поэтами, художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами. Многие из них являлись членами императорской Академии живописи, открывшейся в X в.

Период Тан и Сун - время расцвета архитектуры и скульптуры. Дворцы, усадьбы и храмы возводили из дерева по единому принципу. Крыши с загнутыми углами придавали архитектурным сооружениям торжественность. Буддийские пагоды строили из кирпича с нечетным (счастливым) количеством этажей (3, 5, 7...). Статуи храмов были необычайно красивы, примером может служить 17-метровая статуя Будды — Вайрочаны (Владыки Космического света) VII в. в провинции Луньмэнь.

На период Тан и Сун приходится расцвет всех жанров китайской живописи и декоративно-прикладного искусства: вышивка, ткани, эмаль, фарфор. Философская идея «великое в малом» выражалась в жанрах живописи: хуа-няо («цветы-птицы»), шань-шуй («горы-воды»).

Культура Мин и Цин

В XIII в. Сунская империя прекратила свое существование, страна была завоевана монголами. В результате долгой борьбы в середине XIV в. монгольское владычество было свергнуто и установлено прав­ление китайской династии Мин. С этого периода начинается новый подъем культуры. Быстро росли и развивались города, где процветали ремесла и торговля. Сооружались дворцовые и храмовые ансамбли, достраивалась Великая Китайская стена (достигшая 3 тыс. км). В быту возрождались традиции домонгольской эпохи, а принесенные монго­лами обычаи искоренялись правительством. Возрождая имперские традиции, минские правители вынуждены были обратиться к конфу­цианству, которое заняло господствующее положение. Прослежива­лось стремление ограничить даосизм и буддизм. Получили разреше­ние на прибытие в Китай итальянские иезуиты, а позже в страну были допущены другие католические миссионеры. Императорская власть приняла деспотический характер.

В XVII в. страну захватили маньчжуры, установившие династию Цин, и правили вплоть до 1911 г., до установления республики. В се­редине XVIII в. цинские правители отгородили Китай от всего мира, ограничив его контакты с другими странами, а в середине XIX в. раз­дираемая внутренними противоречиями страна стала ареной борьбы западных держав, завершившейся поражением цинского Китая в «опи­умной войне». После свержения императорской власти в стране нача­лись либеральные и демократические реформы.

Конфуцианство

Конфуцианство стало государственной религией Китая, а сам основа­тель причислен к лику святых. Конфуций был философом, педагогом, государственным и политическим деятелем. Он происходил из знат­ной, но разорившейся семьи. В возрасте 50 лет получил пост министра в своем родном царстве Лу. Результатом его деятельности на посту министра было потрясающее снижение уровня преступности. Говори­ли, что если потеряешь на улице кошелек, то он будет днями лежать нетронутый.

«Аналекты Конфуция», посмертный сборник высказываний фило­софа, дает представление об учении Конфуция. В работе прослежива­ется система этических норм, политические вопросы и проблемы поведения личности, принципы, следуя которым можно принести пользу обществу и каждому человеку в отдельности. Главные принципы учения Конфуция.

1. Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не же­лаешь себе, того не делай другим».

2. Принцип «ли» - почтительность, ритуал. «Воспитанный чело­век предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

3. Принцип «чжен мин» (исправление имен), гласивший, что в об­ществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему званию и долж­ности. В учении об обществе Конфуций на первое место ставил этот принцип. Он сравнивал государство с семьей, а правителя с отцом: «Государь есть государь, отец есть отец, император - отец народа, а народ - его дети».

4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. «образ благородного мужа». Все люди одинаково способны быть высоконравственными, но это, преж­де всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельнос­тью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристокра­тическую элиту во главе с императором.

5. Принцип «ди» — повиновения старшим по возрасту и должности.

6. Принцип «чжун» — нравственного авторитета правительства: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

7. Принцип «вэнь» - образованность и просвещенность, духов­ность в сочетании с любовью к учению.

Конфуцианство с течением времени превращается из господствую­щей идеологии в государственную религию. В III в. до н. э. Конфуций был канонизирован, в честь него строятся храмы, Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император. Основными хранителями конфуцианских заповедей явля­лись чиновники, поскольку знание конфуцианской литературы было главным условием при отборе их на службу. Как видим, учение Кон­фуция пользуется признанием, а имя почитанием. Его учение изложе­но учениками (поскольку сам он ничего не писал) в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга состоит из вопросов учеников и отве­тов учителя (Конфуция) и представляет собой сборник мудрых мыс­лей и наставлений.

Конфуцианство оставалось главной политической доктриной в те­чение 25 веков. Оно предполагало, что основываясь на разумных нравственных принципах поведения, можно усовершенствовать жизнь как отдельного человека, так и целого общества. Именно в качестве рационалистической утопии оно и получило распространение. Но конфуцианская модель культурного развития человека отнюдь не была единственной.

Даосизм

Даосизм, моизм и чань-буддизм (китайский вариант учения Будды) резко отличались от конфуцианства. Конфуций и Лао Цзы были современниками. Учение Лао Цзы как и Конфуция было изложено после смерти в сборнике изречений «Дао-дэ-цзин». Центральной идеей философии Лао Цзы была теория Дао. Китайское слово «дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и закон человеческого поведения; обычно его переводят как путь. В отличие от Конфуция Лао Цзы не интересовался политикой, целью его учения было достижение личного бессмертия. Путь достижения - это самоуглубление, духовное очищение. Условием его является овладение телесностью, т. е. особый режим питания, физические ражнения и дыхательная гимнастика, особая психотехника.

Мир в представлении даосов состоит из мельчайших частиц и находится в постоянном изменении: «Неполное становится полным... ветхое новым». Таким образом, в мире все переходит в свою противоположность. Переход явлений в свою противоположность делает все качества относительными. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный ход вещей, должен предоставить возможность развиваться им самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Удел человека - созерцание естественного хода событий и постижение Дао. Теория недеяния - основной принцип даосизма. Центральной проблемой доктрины даосизма является учение о бессмертии. Даосы создали учение о бессмертии, исходя веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.

На базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составляло понятие абсолютного Дао. Центральная идея: жизнь - это иллюзия, а смерть - это возращение к Дао — истинному бытию бессмертной души. В Китае были созданы монастыри, в которых жили даоские монахи. Они занимались магией, хиромантией, предсказаниями, физиогномикой (угадыванием черт характера по чертам лица), геомантикой (изучением полезных и вредных «токов» земли), они были врачами, собирателями трав.

Буддизм

Буддизм в форме махаяны появился в Китае в V в. н. э., укоренился там и, фактически, занял положение третьей религиозной системы. Буд­дистские обряды исполняют почти все верующие китайцы. В стране за многие века сформировалось несколько оригинальных школ собствен­но китайского буддизма. Самая примечательная — школа чань-буддизма(термин «чань» означает «медитация»). По преданию основополож­ником чань-буддизма стал индийский проповедник Бодхидрахма. Цель чань-буддизма: медитация и самораскрытие человека. Китай­ской целью медитации было достижение особого состояния «просвет­ления».

В XI в. рождается народная религия из сплава культа предков, жер­твоприношения духам, веры в призраков и демонов, гаданий, буддист­ских понятий о карме и перевоплощении, даоской иерархии богов. Все боги этой религии - обожествленные духи умерших людей. Во главе иерархии богов - Нефритовый государь (верховное божество даосистского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его небесное царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками. Почитание Нефритового императора приобрело общенациональный характер при императорах династии Сун. Они разделяли идеалы даосизма и признанием этой фигуры стремились уравновесить всеобщее почитание Конфуция).

 

Легизм

Основоположник легизма ШанЯн (390-338 гг. до н. э.) разработал теорию деспотического государства и сформировал основные концеп­ции легизма об управлении обществом и государством. Шан Ян был советником правителя в царстве Цинь, провел там ряд реформ, ввел частную собственность на пахотные земли. После смерти правителя Шан Ян был казнен по настоянию аристократии. Выступая против конфуцианства, он утверждал что человеколюбие — причина всех про­ступков, что политика не совместима с нравственностью, что вместо убеждения необходимо применить систему принуждения. Программа легистов (законников) была реализована в империи Цинь Шихуанди.

Здесь была предпринята попытка такого правления, когда уничтожа­лись культурные традиции.

Триединство искусств

Своеобразием китайского искусства является то, что в нем поэзия, живопись и каллиграфия не имеют четких границ, разъединяющих их. Эти три вида искусства вдохновляются и определяются природой иероглифического выражения. В Китае стихи и каллиграфия составляют неотъемлемую часть произведения живописи. Произведения китайской традиционной живописи основывались на соединении живописных и графических приемов, с вовлечением в композицию картины каллиграфической поэтической подписи. С помощью кисти картины создавались на шелке или особой бумаге тушью или водяными красками. При этом использовались строго ограниченный набор и сочетание цветов. Линия, пятно и фон - основные средства выразительности. На китайскую картину не смотрят, а вглядываются, каждый раз постигая новые смыслы. Их не принято вывешивать, отсюда и форма картины — горизонтальный или вертикальный свиток.

Необходимость «расшифровывать» письменные знаки формировала способность китайцев мыслить образами и символами. Входившая в круг занятий образованных людей живопись высоко ценилась средневековом Китае. Талантливые художники, среди которых были даже императоры, пользовались заслуженной славой. Скульпторы, как правило, считались ремесленниками и оставались обычно неизвестными.

преемственность культурных традиций

План:

1. Периоды культурного развития.

2. Государство и общество в древнем Китае.

3. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм, легизм.

4. Триединство искусств.

5. Научные достижения Древнего Китая.

6. Мировое значение китайской культуры.

Терминология:Яншао, Джаньго, Янцзы, династия, деспотия, мандаринат, даосизм, буддизм, моизм, конфуцианство, «недеяние».

Персоналии: Лю Бан, Цинь Шихуанди, Конфуций, Лао Цзы, Мо Цзы, Шан Ян, Сыма Цянь, Пу И.






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.014 с.