Классификация методов воспитания и обучения в адаптивной физической культуре — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Классификация методов воспитания и обучения в адаптивной физической культуре

2017-07-01 1495
Классификация методов воспитания и обучения в адаптивной физической культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения:

- метод наглядной демонстрации;

- словесный метод;

- практический метод обучения, который реализуется в двух основных направлениях;

- метод строго регламентированных упражнений.

Учебные занятия проводятся по общепринятой схеме, включающей 3 периода: подготовительный, основной и переходный.

Занятия начинаются с подготовительного периода. Он продолжается 3-4 месяца, в зависимости от общего состояния ребёнка. В его задачу входит подготовка занимающегося в общефизическом плане к предстоящим нагрузкам. В этом случае 50% уделяется общефизической подготовке, 20% времени отводится занятиям ЛФК 30% технической подготовке (элементы видов спорта).

Основной период: 30% уходит на ЛФК и 60% на специальную подготовку и 10% на занятия ЛФК с полным медицинским обследованием.

Завершаем годичный цикл переходный период. Его задача - постепенное снижение нагрузок, совершенствование технических приёмов. В это время 30% времени уходит на ОФП, 40% на специальную и 30% на ЛФК. На данном этапе следует привлечь ребёнка к спортивным мероприятиям.

По преимущественному проявлению двигательных качеств, следует применять:

1) упражнения силового характера

2) упражнения скоростного характера

3) упражнения для развития общей и специальной выносливости

4) упражнения для развития гибкости

5) упражнения для развития ловкости

Сюда входят: гимнастические упражнения, плавание, спортивные и подвижные игры, экскурсии, элементы тяжёлой атлетики, лёгкой атлетики, элементы лыжного спорта, велоспорта, иппотерапии, упражнения и игры на инвалидных колясках. Любые другие упражнения, к которым проявит интерес ребёнок. И обязательно упражнения на мелкую моторику, т.к. руки являются основой жизнедеятельности данной категории людей, независимо от класса спортивно-медицинской классификации.

 

13. Обучение двигательным действиям лиц с ограниченными воз­можностями.

 

Обучение двигательным действиям является одним из важнейших вопросов двигательной адаптации инвалидов к бытовой и производственной деятельности. Следовательно, программа физического воспитания инвалидов должна включать принципиальные вопросы обучения двигательным действиям. В свете современных теоретических и практических представлений о формировании двигательных действий процесс обучения необходимо рассматривать как целостную педагогическую систему, состоящую из 3 подсистем, которые отражают структуру и содержание реализации системы педагогических факторов.

1. Этап начального изучения двигательного действия, в процессе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям инвалидов:

а) сформировать у инвалидов общее "представление о закономерностях изучаемого двигательного действия;

б) научить частям техники изучаемого двигательного действия;

в) сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия;

г) устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения:

метод наглядной демонстрации;

словесный метод;

практический метод обучения, который реализуется в двух основных направлениях;

метод строго регламентированных упражнений, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененно-конструктивным способом и целостным способом; метод частично регламентированного упражнения - использование разнообразных форм игровой и соревновательной двигательной деятельности инвалидов. При решении ведущих задач указанного этапа применяются методы расчлененно-конструктивного упражнения и наглядной демонстрации при сохранении доминирующего значения словесных методов.

2. Этап углубленного изучения двигательных действий:

а) углубить понимание инвалидами биомеханических закономерностей изучаемых двигательных действий;

б) уточнить технику двигательных действий, изучаемых инвалидами, по пространственным, временным, пространственно-временным и динамическим характеристикам;

в) усовершенствовать общий ритм изучаемого двигательного действия;

г) сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого двигательного действия.

3. Этап совершенствования (закрепления навыка выполнения

двигательного действия):

а) закрепить навык техники изучаемого двигательного действия;

б) реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;

в) расширить диапазон вариативного проявления техники изучаемого двигательного действия;

г) сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения при преимущественном значении практических методов обучения. Система обучения новым двигательным действиям инвалидов включает подсистему контроля за качественным уровнем их техники, включающую в себя:

степень автоматизации двигательного действия;

устойчивость двигательного навыка в условиях эмоциональных сдвигов;

диапазон вариативности проявления техники изучаемых двигательных действий;

устойчивость техники изучения двигательных действий в условиях утомления с сохранением высокого результата;

результат, достигнутый в условиях соревновательной деятельности инвалидов.

 

 

14. Основные принципы и закономерности развития физических
способностей лиц с ограниченными возможностями.

 

Принципы являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, объективно отражающие сущность, фундаментальные закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношение общества к процессу, меру взаимодействия педагога и занимающихся. Принципы служат ориентиром для конструирования практики, профессионального выстраивания технологий в соответствии с целями АФК.

1. Социальные принципы отражают педагогические детерминанты культурного и духовного развития личности и общества в целом, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, а также существующие противоречия.

· Принцип гуманистической направленности;

· Принцип непрерывности физкультурного образования;

· Принцип социализации;

· Принцип интеграции;

· Принцип приоритетной роли социума.

2. Общеметодические принципы. Процесс неспециального физкультурного образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидов подчинен общим дидактическим закономерностям, которые одинаково важны для решения задач, воспитания, обучения, развития личности. Успех педагогической деятельности определяется ни только нравственными, правовыми, этическими категориями, но главное – профессиональной компетентностью, научной обоснованностью учебных программ, особенно авторских, которые часто используются в практике АФК.

· Принцип научности;

· Принцип сознательности и активности;

· Принцип наглядности;

· Принцип систематичности и последовательности;

· Принцип прочности.

3. Специально-методические принципы – это принципы АФК на основе интеграции принципов смежных дисциплин и законов онтогенетического развития. Доминирующим является теоретические концепции специалистов и ученых в области специальной психологии, специальной педагогики и ее разделов: тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогики, логопедии.

· Принцип диагностирования;

· Принцип дифференциации и индивидуализации;

· Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического процесса;

· Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;

· Принцип учета возрастных особенностей;

· Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий.

 

15. Общая характеристика задач и средств адаптивной физической культуры, применяемых в работе с инвалидами и лицами с наруше­ниями в развитии.

 

Основные виды и наиболее общие задачи АФК:

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидро-вибро-массажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

Иппотерапия, как частная методика АФК включает в себя все основные аспекты адаптивной физической культуры:

Иппотерапия, как адаптивное физическое воспитание. Содержание адаптивной верховой езды (при должной организации учебного процесса) и адаптивного физического воспитания тождественны. Так же они, безусловно, имеют общие задачи. Кроме того, адаптивная верховая езда как частная методика адаптивной физической культуры имеет и свои узкоспециальные задачи, связанные с особенностями учебного процесса.

Иппотерапия, как адаптивный спорт. В мировой практике инвалидный конный спорт рассматривается как высшая форма лечебной верховой езды. Это - «мощное средство социальной реабилитации для людей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, неиссякаемый источник радости, гордости, удовлетворения своими достижениями, никогда ранее не испытанными, это появление веры в возможность преодолевать страх, совершенствовать свои умения, побеждать, двигаться вперед»

Взаимосвязь между иппотерапевтическими методиками позволяет подобрать необходимую индивидуальную программу, стиль и метод работы для каждого клиента. Также, в зависимости от возможностей, клиент может пробовать свои силы в разных областях иппотерапии, под руководством опытного специалиста, определяя (меняя) цели и задачи использования конкретных методик.

Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.
Программный материал по физической культуре включает следующие разделы: ритмика и ритмическая гимнастика, гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры, плавание. Каждый их этих разделов включает многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.
Одни и те же упражнения могут использоваться на уроках физического воспитания и лечебной физической культуры, на рекреационных и спортивных занятиях. В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в следующие группы.
Упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве:

ходьба, прыжки, ползание, плавание, передвижение на лыжах.

Общеразвивающие упражнения:
а) без предметов;
б) с предметами (флажками, лентами, гимнастическими палками, обручами, малыми и большими мячами и др.);
в) на снарядах (гимнастической стенке, кольцах, гимнастической скамейке, лестнице, тренажерах).

 

16. Организация и формы адаптивного физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

 

Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны. Они могут быть систематическими (занятия физической культурой, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, катание на санках), индивидуальными (с разными специалистами), коллективными (досуги, праздники, развлечения), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в ДУ и семье). Формы занятий организовываются педагогами, специалистами, родителями, общественными организациями и т.д. Цель занятий всех форм – расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности и творчества, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

В зависимости от целей, задач, программного содержания, направленности занятия подразделяются на типы:

· занятия образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

· занятия коррекционно-развивающей направленности – для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений;

· занятия оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, дыхательной системы;

· занятия лечебной направленности – для лечения, восстановления и компенсации утраченных функций (ежедневные занятия ЛФК);

· занятия спортивной направленности – для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

· занятия рекреационной направленности – для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Такое деление носит условный характер. Фактически каждое занятие содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики. Таким образом, наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные занятия.

В зависимости от состояния здоровья детей необходимо использовать различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную физкультуру (ЛФК).

 

17. Организация и формы адаптивного физического воспитания в
общеобразовательных школах.

 

Формы организации занятий адаптивными физическими упражнениями воспитания в общеобразовательных школах.чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, рыбалка), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в летнем оздоровительном лагере).

Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК, другие - общественными и государственными организациями, третьи — родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно, самими инвалидами. Цель всех форм организации — расширение двигательной активности за счет систематических занятий физическими упражнениями, приобщения к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развития собственной активности и творчества, формирования здорового образа жизни.

Основной формой занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя.

В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

1) уроки образовательной направленности, предназначенные для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

2) уроки коррекционно-развивающей направленности, предназначен-ные для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

3) уроки оздоровительной направленности, предназначенные для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

4) уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п. (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);

5) уроки спортивной направленности, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

6) уроки рекреационной направленности, предназначенные для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Такое деление носит условный характер, отражая лишь преимущественную направленность урока. Фактически каждый урок содержит элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики, т. е. наиболее типичными для инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки.

Неурочные формы могут быть не регламентированы временем, местом проведения занятий, количеством участников, их возрастом. Занятия могут включать лиц с разными двигательными нарушениями и проводиться отдельно или совместно со здоровыми детьми, родителями, добровольными помощниками. Их главная цель - удовлетворение потребности детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации.

I. Адаптивное физическое воспитание - самый организованный и регламентированный вид АФК - является обязательной дисциплиной во всех 8 видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Физическое воспитание осуществляется в следующих формах:

-уроки физической культуры; -уроки ритмики (в младших классах);

- физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления).

II. Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.

В режиме дня они представлены в виде: -утренней гимнастики (до уроков);

- организованных игр на переменах; -спортивного часа (после уроков). Внеклассные занятий имеют следующие формы: -рекреативно-оздоровительные занятия в школе (в группах общей

физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и др. формах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся;

-физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»;

- интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;

- прогулки и экскурсии; -дни здоровья.

Во внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы:

- занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;

- занятия и игры в семье;

- занятия в реабилитационных центрах;

- занятия в семейно-оздоровительных клубах.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.