ЛЕКЦИЯ 6. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

ЛЕКЦИЯ 6. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ



 

Контрольные вопросы

 

1. Какие виды контроля Вы знаете.

2. Раскройте цели и задачи контроля.

3. Содержание педагогического контроля.

4. Задачи врачебного контроля.

5. Задачи психологического контроля.

6. Что в себя включает самоконтроль спортсмена.

7. Биохимический контроль функционального состояния организм

Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

 

На современном этапе развития спорта повышение мастерства связывают в основном с совершенствованием учебно-тренировочного процесса, в соответствии учетом биологических закономерностей протекания адаптационных процессов спортсмена. Организация и проведение тренировочного процесса должно осуществляется только при условии объективной оценки уровня общей и специальной подготовленности. Результаты управления спортивной тренировкой находятся в прямой зависимости от объективности, точности и быстроты получения информации.

И здесь, в первую очередь, наиболее важна характеристика состояния спортсмена, на основании которой тренер планирует тренировочную нагрузку. Кроме того, адекватная оценка состояния спортсмена позволяет наиболее полно реализовать принцип индивидуального подхода в ходе спортивной подготовки. И если благодаря этой оценке тренер сможет предложить спортсмену максимально допустимую для него нагрузку, значит, возможности этого спортсмена будут использованы полностью, и он тем самым сможет реализовать свой потенциал в достижении спортивного результата, а ведь как раз в этом и заключается конечная цель контроля и всего тренировочного процесса.

Достижение высоких спортивных результатов в современном спорте требует использования комплексного контроля за различными сторонами подготовленности спортсменов – педагогический, медицинский, психологический, биохимический, а также контроля за тренировочной и соревновательной нагрузкой, что позволяет осуществлять этапные, текущие и оперативные наблюдения за организмом спортсмена в годичном цикле тренировки.

В настоящее время различают пять видов комплексного педагогического контроля за состоянием спортсмена.

Этапный контроль спортсмены проходят в начале каждого этапа подготовки или после длительного тренировочного периода (мезоцикла, макроцикла). В него входит комплексное обследование, что позволяет определить основные направления тренировочного процесса, содержание и нормы тренировочных нагрузок на последующий этап подготовки.



Текущий контроль – проводится после одного или нескольких занятий микроцикла, по показателям текущего контроля индивидуально конкретизируется величина различных тренировочных нагрузок и фиксируется реакция организма спортсменов на данные нагрузки.

Оперативный контроль – экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент. Осуществляется после выполнения отдельных упражнений, а также одной тренировки. По его показателям учитываются срочные реакции организма на нагрузку. Результаты данного контроля используют при построении программ тренировочных занятий – планирование продолжительности и характера упражнений, интенсивности их выполнения, продолжительности и характера интервалов отдыха.

Углубленный комплексный контроль – перед ответственными соревнованиями для определения достигнутого уровня подготовленности и отбора спортсменов в команду.

Соревновательной деятельности – это контроль и оценка подготовленности (состояния) спортсменов непосредственно в экстремальных условиях ответственных соревнований. Этот контроль применяется к спортсменам, входящим в состав сборных команд республик или страны.

Педагогический контроль

 

Педагогический контроль осуществляется в течение всего тренировочного и соревновательного периодов, поэтому он включает в себя оперативный, текущий и этапный контроли. В содержание педагогического контроля входят:

- оценка тренировочных нагрузок, состояние здоровья, техника выполнения движений, а также спортивные результаты и поведение на соревнованиях;

- определение эффективности методик, установление качественных и количественных показателей тренировочного процесса, объема и интенсивности выполняемых тренировочных и соревновательных нагрузок, контроль за уровнем развития основных двигательных способностей и технического мастерства спортсменов.



Врачебный контроль

Актуальность и практическая значимость врачебного контроля спортсменов обусловлена значительными физическими и психическими воздействиями на спортсмена, которые в спорте высших достижений граничат с предельными возможностями человека. Наряду с этим выявляется значительная группа спортсменов, имеющих функциональные отклонения, диагностируемые как пред- и патологические состояния.

Задачи врачебного контроля:

оценка состояния основных систем жизнеобеспечения организма (сердечно-сосудистой, респираторной, мышечной, энергообеспечения, вегетативной регуляции);

определение уровня адаптации организма к физической нагрузке;

оценка состояния физического и биологического развития;

формирование рекомендаций по коррекции функционального состояния и индивидуализации тренировочного процесса;

экспертиза перспективности юных спортсменов;

отбор спортсменов (в команду) на всех этапах подготовки;

прогнозирование функционального состояния к соревновательной деятельности;

разработка моделей функциональной подготовленности спортсменов и др.

Врачебный контроль предусматривает оценку приводимых далее показателей.

1. Сердечно-сосудистая система оценивается по параметрам центральной гемодинамики (систолическому, диастолическому, пульсовому артериальному давлению, параметрам сердечного выброса, периферическому сосудистому сопротивлению, типу гемодинамики, показателям адаптивности системы кровообращения и толерантности к физической нагрузке), регистрация электрокардиограммы – ЭКГ. Это один из доступных и объективных способов контроля за функциональным состоянием спортсмена. Известен и применяется оперативный метод определения утомления по ЭКГ А.И. Завьялова, который позволяет следить за повышением утомления во время тренировок и завершать тренировку с высшим тренировочным эффектом без переутомления.

2. Система нервной вегетативной регуляции, характеризующая текущее функциональное состояние организма (переутомление, растренированность и т.п.), уровень адаптации к физической нагрузке.

3. Состояние скелетной мускулатуры тела оценивается по данным тонуса мышц и параметрам электромиографии.

4. Системы аэробного и анаэробного (гликолитического и креатинфосфатного) энергообеспечения мышечной деятельности.

5. Оценка состояния физического и биологического развития.

6. Оценка уровня физической работоспособности (тест на велоэргометре).

7. Данные антропометрических наблюдений.

По результатам функционального обследования даются рекомендации по оптимизации функционального состояния, возможные средства реабилитации и предложения по коррекции учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю:

1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

2. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

3. Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов.

4. Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики.

5. Медико-санитарное обеспечение соревнований.

6. Профилактика спортивного травматизма.

7. Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований.

8. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

9. Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом.

10. Агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.

Содержание обследования. Основная цель врачебных обследований – определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.

При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.

Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физического воспитания. Контроль за состоянием обследуемого учитывать влияние занятий физическими упражнениями.

Дополнительные обследования после заболеваний и травм помогает проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д.

В результате обследования составляется заключение о состоянии здоровья, включающее указания о допустимой нагрузке и прочие сведения.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.007 с.