Особенности подростков 14-15 лет, имеющих в анамнезе диагноз «задержка психического развития конституционального происхождения» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности подростков 14-15 лет, имеющих в анамнезе диагноз «задержка психического развития конституционального происхождения»

2017-07-01 4927
Особенности подростков 14-15 лет, имеющих в анамнезе диагноз «задержка психического развития конституционального происхождения» 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Задержка психического развития – это особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка. Определяет детей с минимальными органическими повреждениями или недостаточной деятельностью центральной нервной системы. Кроме того, детей, находящихся в условиях социальной депривации.

Задержка психического развития вызывается различными причинами: минимальным органическим поражением головного мозга, хроническими соматическими заболеваниями, конституциональными факторами, длительными неблагоприятными условиями воспитания, а также сочетанием нескольких факторов.

Особенности развития детей разного возраста с задержкой психического развития описаны в трудах М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Г.Е. Сухаревой, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенковой.

М.С. Певзнер говорит о факторах возникновения задержки психического развития «Основным механизмом задержки психического развития являются нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящиеся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий, которые обеспечивают осуществление сознательных актов поведения и деятельности человека» (1966 г.)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, гипоксия плода, резус –конфликт и др.), внутриутробные инфекции, недоношенность, внутричерепные травмы, фетальный алкогольный синдром, ядерная желтуха новорожденных и т.д., которые могут вызывать так называемую перинатальную энцефалопатию. Задержка психического развития в постнатальном периоде, в раннем детском возрасте может быть вызвана тяжелыми соматическими заболеваниями ребенка (грипп, гипотрофия, рахит, нейроинфекции), эпилептическая энцефалопатия, эпилепсия, черепно-мозговые травмы и и др. Задержка психического развития может иметь в том числе наследственную природу. В некоторых семьях диагноз ЗПР ставится у нескольких поколений.

Задержка психического развития также может возникнуть под влиянием факторов среды (социальных факторов), при этом не исключается наличие первоначальной органической основы нарушения. В большинстве выявленных случаев дети с задержкой психического развития воспитываются в семьях, где стилями воспитания являются гипоопека (безнадзорность) или гиперопека, авторитарный характер воспитания, социальная депривация, дефицит общения со сверстниками и взрослыми.

У детей с ЗПР часто наблюдается психическая и физическая задержка развития. Поэтому у них часты случаи нарушения социальной адаптации. Их поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Дети с ЗПР характеризуются замедленным физическим развитием. Это является причиной того, что их рост ниже. Дети с этим диагнозом выглядят на 2 года младше здоровых одногодок.

Дети с задержкой психического развития имеют полноценные жесты и живую мимику. Их движения характеризуются порывистостью и быстротой. Когда такие дети играют, они долго не устают. Когда такие дети получают практические задания, связанные с необходимостью концентрации внимания, у них быстро заканчиваются силы. Если интеллект у них сохранен и развит на нормальном уровне, то эти дети любят счет, чтение и письмо.

У детей с ЗПР слабые способности к умственному напряжению. Они характеризуются повышенной внушаемостью, подражанием тем, кого видят. К возрасту 6 лет происходит появление регуляции собственного поведения в зависимости от жизненных задач (сделать уроки, поиграть во дворе и пр.). Дети ЗПР характеризуются инфантилизмом. У них отсутствует самостоятельность, способность критично оценивать собственные поступки. На уроках им трудно быть вовлеченными в ход занятия, трудно быть «здесь и сейчас» на уроке, трудно сосредотачивать внимание. По этой причине они не выполняют задания учителя.

Дети с такой особенностью могут расплакаться из-за мелочей, при этом успокаиваются довольно быстро, если переключить их внимание на что-то приятное, включить их в приятную для них деятельность. Дети с ЗПР склонны к фантазиям. Часто они заменяют неприятности, которые были в реальной жизни, фантазиями.

Т.Б. Епифанцева в своей работе «Настольная книга педагога-дефектолога» [11] говорит о том, что К.С. Лебединская в 1980 г. была предложена своя классификация ЗПР. В основу её классификации легла этиопатогенетическая систематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:

§ конституционального характера;

§ соматогенного характера;

§ психогенного характера;

§ церебрально-органического характера.

Каждый из этих типов имеет свои особенности. Отличительной чертой данных типов является их эмоциональной незрелость и нарушение познавательной деятельности. Кроме того, К.С. Лебединская говорит о том, что при этом диагнозе нередки случаи возникновения осложнений в соматической и неврологической сферах, но их основное отличие — в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.

Епифанцева Т.Б. говорит о том, что при задержке психического развития конституционального характера эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического становления. У таких детей преобладает игровая мотивация поведения, поверхностность представлений, они легко внушаемы. Даже при обучении в общеобразовательной школе у них сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально-волевой сфере. Ученые считают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, он может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в коррекционной специальной школе.

Тем не менее, часто родители детей с таким диагнозом не обращаются к специалистам своевременно, даже если на обследование их направляет комиссия ПМПК. Часты случаи, когда родители зная диагноз ребенка, тем не менее оставляют его учиться в общеобразовательном учреждении по общей программе. Несмотря на введение инклюзивного образования, случаи написания родителями заявления на обучение ребенка с диагнозом ЗПР по специальной программе, достаточно редки.

В подростковом возрасте на фоне незрелости психики в результате задержки ее развития на ранних этапах онтогенеза может развиться дисгармонический психический инфантилизм. Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы. Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание.

Проблемы у детей, которым в младшем школьном возрасте ставили диагноз ЗПР, сохраняются и в подростковом возрасте. Подростки с диагнозом в анамнезе ЗПР конституционального характера, отличаются такими особенностями, как высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру, быстрая утомляемость, неспособность длительное время концентрировать внимание, небольшой объем памяти, недостаточное развитие навыков и умений, неповоротливость и медлительность, довольно развитый интеллект, эрудиция на высоком уровне, невнимательность, упускают мелочи, не могут сконцентрировать внимание, болезненно воспринимают критику, легко обижаются, комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок. Именно таким подросткам чаще всего труднее учиться в школе, у них снижается успеваемость, появляется большое количество пропущенных учебных занятий, появляется грубость и безразличие в отношениях с учителями, резкое колебание настроения и физического самочувствия. Возможно, по этой причине многие из них стремятся найти ложный выход в спиртном и наркотиках. В связи с этим такие подростки чаще вступают в молодежные группы, целью деятельности которой является добывание и совместное употребление психоактивных веществ. Психоактивные вещества для таких подростков является основой всех развлечений и необходимое условие для проведения досуга. Они считаются средством приобщения к притягательному миру взрослых. Опьянение таким подросткам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека. Именно поэтому, необходимо проведение профилактических мероприятий, направленных на формирование стойкого отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, выработку собственной позиции по различным жизненным вопросам, выработку умения отстаивать собственное мнение конструктивными способами.

 

 

Выводы по главе 1

В первой главе нами были проанализированы теоретические аспекты проблемы изучения задержки психического развития у обучающихся старшего подросткового возраста. Нами были рассмотрены особенности теоретические положения проблемы старшего подросткового возраста и особенности подростков 14-15 лет, имеющих в анамнезе диагноз «задержка психического развития конституционального происхождения». В ходе анализа литературы нами сделаны выводы о том, что подростковый возраст является кризисным периодом. Подростки стремятся к самостоятельности, получению признания. Ведущей деятельностью является общение.

Ученики с ЗПР конституционального типа в анамнезе в подростковом возрасте характеризуются наличием поведенческих расстройств, нарушением обучения. Для них характерны латентные признаки низкого уровня когнитивных возможностей, поэтому подростки с анамнезом ЗПР часто не справляются с кризисной ситуацией возраста. У подростков с анамнезом ЗПР снижены когнитивные возможности, а также наблюдается гармонический инфантилизм. Сочетание данных особенностей дает высокую внушаемость, предрасположенность к аддиктивному поведению. Если потребности в общении и признании у подростков не удовлетворяются, высока вероятность попадания в «плохие компании». Учитывая повышенную внушаемость подростков с ЗПР, то, что они не могут отказаться от употребления психоактивных веществ, в первую очередь, они попадают в группу риска по девиантному поведению, в том числе по употреблению психоактивных веществ. Таким образом, проблема профилактики злоупотребления психоактивных веществ у подростков с ЗПР конституционального характера в анамнезе является важной проблемой для изучения.

 

Глава 2.

Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в подростковом возрасте в рамках средней общеобразовательной организации.

2.1. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в среднем общеобразовательном учреждении

В современной России обучение в школе является не столько процессом получения знаний, сколько процессом воспитания человека с активной жизненной позицией в жизни. Важными задачами психологического сопровождения в основной школе являются, помимо прочих, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения [47].

А.Р. Лурия говорил о том, что «для понимания сущности высших психических процессов человека необходимо выйти за пределы организма и искать корни этих сложных процессов в общественных условиях жизни, в общении ребенка со взрослым, …» [20]. Опыт и установки ребенок перенимает от взрослых. Поэтому именно взрослые могут повлиять на употребление или отказ от употребления подростками психоактивных веществ.

Интересно описание работы с девиантными подростками Антона Семёновича Макаренко в «Педагогической поэме»:

«Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, - они были ещё и месяцами поисков истины. Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года. …

У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие» [29, с.39].

Этот пример показывает мысли и переживания педагога, который занимается профилактикой девиантного поведения. Мы, как и Антон Семёнович, не отступили, и решили пойти до конца, основательно изучив систему профилактики девиантного поведения подростков, в том числе профилактику употребления психоактивных веществ.

Для обоснования необходимости заниматься профилактикой девиантного поведения, в том числе употребления психоактивных веществ, мы вспомним особенности подросткового возраста, которые рассматривались в первой главе. Подростки достаточно критически к себе относятся, т.к. развивается способность к саморефлексии, осознанию своих личностных качеств и внутреннего мира. Они испытывают потребность в общении со сверстниками и социальной значимости, стремятся, во что бы то ни стало, получить признание в среде сверстников. Мнению сверстников доверяют больше. Сильно выражено желание быть взрослым. Часто, попадая в дурную компанию, подростки для самоутверждения и реализации чувства взрослости, стремлении занять достойное место в коллективе сверстников, начинают курить, употреблять алкоголь и психоактивные вещества. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что, во имя признания товарищей, подросток готов на многое. Он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многочисленные нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет, свою честь и достоинство – самая большая трагедия. Поэтому подростки бурно реагируют на нетактичные замечания, которые делает ему учитель в присутствии товарищей. Замечания рассматриваются ими как унижение своей личности (аналогичные явления наблюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростками и учителем, и они становятся «трудными». Могут возникать различные девиации, такие как агрессия, преступность, сексуальные девиации, алкоголизм, наркомания, «антиобщественное поведение», суицид.

Основными видами причин подростковой девиантности являются:

1. Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.

2. Причины социального и психологического характера.

3. Причины, связанные с возрастными кризисами.

Важной задачей психолога становится проведение работы, направленной на определение причин девиантного поведения подростка. Решением этой задачи является проведение психодиагностических мероприятий. Психодиагностика должна быть адекватной поставленным целям. Т.е. она должна определять, измерять именно те особенности личности, которые детерминируют девиантное поведение.

В настоящее время существует достаточно большое количество психодиагностического материала. Применяемые методики разнообразны. Это анкеты, опросники, которые основаны на самооценке, а также проективные методики. В рамках школы применение проективных методик сведено к минимуму. Это обусловлено тем, что интерпретация данных при всём старании психолога, остается субъективной. Поэтому отдается предпочтение методикам, которые основаны на самооценке испытуемых. Т.к. употреблению психоактивных веществ наиболее подвержены педагогически запущенные обучающиеся, а также обучающиеся, испытывающие проблемы в адаптации в образовательном учреждении, то для выявления группы риска используются следующие методики:

1. Методики для определения адаптации в школе, например, программа диагностики социально-психологического климата в классах «Социометрия: мониторинг».

2. Методики, определяющие склонность отклоняющему (Методики «СПД» или «СОП»)

3. Методики, определяющие уровень общей самооценки с помощью процедуры тестирования (Опросник Г.Н.Казанцевой для среднего школьного возраста)

4. Методики определяющие уровень уверенности в себе (Опросник «Уверенность в себе» Рейзаса).

5. Методики, определяющие локус контроля (Опросник «Уровень субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажина Е.А.Голынкина, А.М.Эткинд).

Комплекс проводимых методик позволяет составить картину внутреннего мира ребенка – насколько он адаптирован, уверен в себе, зависим от других, склонен к употреблению психоактивных веществ.

Главной целью профилактики употребления психоактивных веществ является формирование собственной позиции по отношению к употреблению психоактивных веществ. В этом нам помогают два больших направления – такие как коррекционно-развивающая деятельность и просветительское направление.

В рамках коррекционно-развивающей деятельности очевидно необходимым направлением профилактической работы является формирование активной жизненной позиции, повышение уверенности в себе, умении иметь собственную позицию, мнение, умении её отстаивать и доказывать, умение отличать «хорошие» компании от «плохих» компаний. Это направление реализуется в виде индивидуальных и групповых форм работы педагога-психолога с обучающимися.

Работа в рамках коррекционно-развивающего направления реализуется путём проведения коррекционных и/или развивающих мероприятий. Т.е. мероприятий, направленных на выработку новых способов действия в определенных жизненных ситуациях. В рамках общеобразовательных учреждений проводятся развивающие занятия с элементами тренинга. Их главной целью является формирование собственной позиции по отношению к употреблению психоактивных веществ.

Слово «тренинг» в настоящее время имеет широкое распространение. Тренинг является формой специально организованного общения, которая позволяет каждому человеку самореализоваться в ней. Тренинг это наиболее эффективная форма получения качественно нового опыта. В ходе тренингов формируются навыки общения с людьми.

Развивающие занятия с элементами тренинга наиболее эффективны для подростков, т.к. самореализация и общение для подростков имеют важный смысл. В тренингах не происходит мгновенных изменений личности, даже если перед нами только формирующийся подросток. Модели поведения, черты и установки характера подростка формировались в течение 14-15 лет, с момента его рождения. Изменения происходят постепенно, они являются кропотливой, поэтапной работой.

Тренинг эффективен для подростка, т.к. занятия позволяют делать самостоятельные открытия, доходить до смысла самим, делать свои ошибки и выводы.

Чтобы подросток захотел меняться, необходимо создание в тренинге положительной, эмоционально энергичной и интересной обстановки.

Тренинговая группа, как правило, является моделью общества в миниатюре, раскрывает скрытые факторы общения. В группе происходит моделирование системы взаимоотношений и взаимосвязей, характерной для реальной жизни. Благодаря этому подростки могут увидеть и провести анализ психологических закономерностей общения и поведения других подростков и самих себя, не очевидных в житейских ситуациях, в психологически безопасных условиях.

Таким образом, в тренинговых занятиях подросток удовлетворяет потребность в общении в группе, где акцентируются положительные примеры, развитие и конструктивное общение. Опыт проигрывания ситуаций способствует решению межличностных и внутриличностных проблем, меняется отношение к ситуациям, которые казались трудными. Он обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие могут испытывать сходные чувства. Подросток учится постановке проблем и их конструктивному решению. Важным достижением развивающих занятий с элементами тренинга является личностный рост подростка и формирование успешного, уверенного поведения подростка в специально организованных условиях и атмосфере общения со сверстниками. Общение с подростками выстраивается на равных, им дается возможность раскрыться и максимально использовать свои возможности [44]. Возникает обстановка доверия, в которой ребята наиболее сензитивны к восприятию новой информации, в том числе, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ.

В случае проведения развивающих занятий подростковый возраст становится не проблемой, а ресурсом для развития личности.

Вторым большим направлением профилактической работы является просвещение обучающихся. В рамках средних общеобразовательных учреждений должны проводиться мероприятия, посвященные расширению знаний о вреде психоактивных веществ. При этом обязательно присутствие родителей на данных мероприятиях. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, дети родителей, употребляющих психоактивные вещества (ПАВ), в том числе алкоголь, в большей степени предрасположены к употреблению ПАВ. Когда ребенок видит в семье употребление алкоголя или других веществ, ребенку кажется это нормальным. Он перенимает образ жизни своих родителей. Это наблюдается не всегда, но достаточно часто. Во-вторых, многие родители сами толерантно относятся к психоактивным веществам, даже если не употребляют их. Возможно, это связано с тем, что родители не всегда понимают те последствия, к которым может привести употребление ПАВ. Соответственно, они лояльно относятся к тому, что их дети могут пробовать ПАВ.

Для обучающихся и их родителей обязательно участие в таких школьных мероприятиях как Дни Профилактики. Они, как правило, посвящены профилактике употребления ПАВ, профилактике табакокурения, заболеваний ВИЧ (акция «СТОП СПИД»), обструктивной болезни лёгких. Также необходимо привлечение контингента обучающихся и их родителей к участию в мероприятиях, посвященных популяризации спорта и здорового образа жизни: Дни Здорового Образа Жизни, спортивные соревнования, спортивные эстафеты. При этом желательно активное привлечение участников образовательного процесса к участию в вышеперечисленных мероприятиях. Профилактические мероприятия обязательно должны включать в себя презентации с нужной информацией, просмотр фильмов, привлечение специалистов: врачи-психиатры, врачи-наркологи, врачи-венерологи, медицинские психологи из реабилитационных центров, сотрудники полиции, комиссии по делам несовершеннолетних, отдела по работе с несовершеннолетними, известные популярные люди, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Как правило, обучающимся крайне интересно присутствовать на таких мероприятиях. Информация о вреде употребления ПАВ подтверждается сторонними специалистами, которые к тому же могут рассказать реальные жизненные истории таких же ребят, как обучающиеся школы. Когда информация поступает не в виде нравоучений, а в виде полезной информации, и в том числе интересных рассказов, наблюдается меньше психологического сопротивления (к навязыванию мнения о ПАВ взрослыми). С другой стороны, истории представляются ярче и, соответственно, лучше запоминаются, и имеют большее влияние на подростка.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.