Проблемы, стоящие перед развитием инноваций в России — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Проблемы, стоящие перед развитием инноваций в России

2017-07-01 245
Проблемы, стоящие перед развитием инноваций в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для оценки проблем, которые стоят на пути реализации программы Национальной технологической инициативы были изучены аналитические отчеты социологов, ключевым из которых является Второй ежегодный национальный отчет по инновациям за 2016 год. В нём исследователи отмечают, что наблюдается недостаточное развитие инноваций в России, что крупные государственные компании-монополии слабо заинтересованы в поддержке инноваций и венчурном инвестировании, из-за этого теряют свою конкурентоспособность на международном рынке. Также, в отчете указано, что начинающие предприниматели в России не видят потенциала в затратах на инновации, отмечают недостаток потребительского спроса в инновационных продуктах на внутреннем рынке и слабую поддержку со стороны государства. В то же время, Российская венчурная компания отмечает высокий потенциал российских разработок за рубежом, в результате чего многие специалисты в развивающихся инновационных сферах, получив образование на родине, уезжают работать за границу.

Подтверждает данную информацию статистика Росстата, согласно которой меньше десяти процентов населения вовлечены в инновационную деятельность в России. При этом треть населения не знакома с понятием «инновация» [16]. Всё это приводит к тому, что государство, в лице Правительства Российской Федерации, с помощью подведомственных структур, таких как Министерство промышленности и торговли Российской федерации, заинтересованных в росте отечественного бизнеса в инновационных сферах, вынуждено в сжатые сроки составлять и реализовывать программы, направленные на поддержку инновационных и высокотехнологичных проектов. Главной программой в данном направлении служит Национальная технологическая инициатива. В настоящее время разработаны различные подходы по созданию и развитию инновационной деятельности в различных уголках мира, в том числе в России. Большое количество теоретиков имеют противоположные точки зрения относительно того, каким путём стоит развивать инновационную деятельность и базирующуюся на развитии инноваций экономику в нашей стране. В настоящих реалиях под гнётом санкций Россия испытывает острую нехватку бюджета и стагнацию в экономике, поэтому важно предпринять скорые шаги по модернизации экономики и роста доли инновационного производства, в целях захвата мирового рынка в инновационных и перспективных отраслях. Для этого крупнейшие правительственные институты разрабатывают дорожные карты, составляют аналитические отчеты, такие как отчет Российской венчурной компании о Национальный инновационной деятельности за 2016 год.

Дмитрий Песков, руководитель проекта Национальной технологической инициативы Агентства стратегических инициатив отмечает: «Мы сделали много ошибок в управлении инновациями. Часть этих ошибок была неизбежна – у нас не было опыта в построении подобных моделей управления. 2035 год – это горизонт планирования, то есть крайняя точка, до которой мы распространяем прогнозы и проекты».

Поэтому, для развития российской экономики сегодня требуется: во-первых, поставить цели фундаментальных и прикладных исследований; во-вторых, провести реформы образования в области опережающей подготовки кадров; в-третьих, сместить приоритеты инвестиций в новые отрасли со стороны государственных компаний; в-четвертых, реализовать совместные проекты общества и бизнеса, не требующие участия государства; в-пятых, перейти к практике всеобъемлющей международной технологической кооперации.

 

1.2. «Национальная технологическая инициатива» ‑ история развития, понятие и сущность

Национальная технологическая инициатива – это, прежде всего, проект, включающий в себя государственную субсидиарную поддержку компаний, работающих над созданием и реализацией инновационных продуктов на перспективных, технологических рынках, размер каждого из которых к 2035 году составит больше 100 миллиардов долларов. Свою предысторию программа берет с научных исследований и технологических платформ Евросоюза, с которых и возникла идея о Национальной технологической инициативы. С 2011 года в России ведется деятельность, направленная на создание 27 технологических платформ [12], часть из которых с самого старта программы не функционировала; затем, в 2014 году, данная программа была преобразована в проект Национальной технологической инициативы. Первоначально, при разработке программы по развитию высокотехнологических отраслей в перечень тематических направлений Министерства промышленности и торговли в 2014 году вошли следующие технологии: аддитивные технологии, технологии проектирования конструкций и материалов, технологии цифрового производства, технологии в области средств автоматизации и роботизации; технологии отечественного программного обеспечения в сфере сопровождения жизненного цикла создания промышленных продуктов. Затем, опираясь на выделенные Министерством промышленности и торговли направления, Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года обозначил Национальную технологическую инициативу одним из приоритетов государственной политики:

«Однако мы обязаны думать и о том, как будем решать перспективные проблемы. В этой связи предлагаю реализовать национальную технологическую инициативу. На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами столкнётся Россия через 10–15 лет, какие передовые решения потребуются для того, чтобы обеспечить национальную безопасность, высокое качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада.» [26]

Следующим шагом стала разработка программы Национальной технологической инициативы. Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», наряду с другими известными российскими организациями – Российской академией наук, Российской венчурной компанией и Министерством промышленности и торговли выступила в качестве разработчика данной программы. У Российской академии наук был взгляд, кардинально отличающийся от точки зрения Агентства стратегических инициатив. Со стороны Российской академии наук, видение которой представил академик В. В. Иванов, цель Национальной технологической инициативы заключатся в обеспечении глобального технологического паритета России и стран-технологических лидеров. Для её достижения Российская академия наук предложила в течение 5-7 лет решить проблемы импортозамещения, а в более долгосрочной перспективе, на протяжении 20-30 лет, осуществить переход к новой технологической структуре отечественной экономики. Для решения указанных проблем предполагалось разработать государственные программы «Импортозамещение-2020» и «Технологический паритет-2030» [19].

Со стороны Агентства стратегических инициатив цель Национальной технологической инициативы была сформулирована совсем иначе. Так, целью было обозначено - вырастить национальные компании на принципиально новых отраслевых рынках, которых сегодня не существует. Цель была выбрана с заведомым предположением о том, что у российских компаний есть все шансы занять достойное место только на ещё не сформированных рынках. При этом учитывалось, что через двадцать лет объём каждого из будущих рынков должен превышать в мировом масштабе 100 миллиардов долларов США. Эту точку зрения в своё время поддержала Российская венчурная компания. По мнению экс-генерального директора Российской венчурной компании И. Р. Агамирзяна, «наращивание экспортного потенциала важнее импортозамещения»; и что поддерживая импортозамещение товарами и продуктами, неконкурентоспособными на глобальном рынке, России не удастся найти выгодное место в мировой экономике.

В конечном счёте в ходе дискуссий победила именно точка зрения Агентства стратегических инициатив. 9 июня 2015 года в городе Иннополис в Республике Татарстан прошло заседание президиума Совета по модернизации и инновационному развитию экономики, где и было принято решение, что системообразующими документами НТИ станут «дорожные карты», нацеленные на формирование перспективных технологических рынков, которые предполагается развивать более интенсивно по сравнению с остальными рынками. Согласно принятому решению, дорожные карты должны включать обоснование выбора таких рынков, перечень целевых показателей к 2035 году и необходимые ресурсов для достижения показателей. Отвечает за разработку дорожных карт с того момента Агентство стратегических инициатив, функции проектного офиса была закреплены за Российской венчурной компанией.

В июне 2015 года, во время Петербургского международного экономического форума прошел брифинг, посвящённый Национальной технологической инициативе, и спустя месяц, в июле 2015 года состоялся первый доклад Президенту Российской Федерации о ходе работы над Национальной технологической инициативой. Позже Агентство стратегических инициатив и Российская венчурная компания провели экспертизу «дорожных карт» по рынкам AeroNet, AutoNet и NeuroNet, согласовали их с федеральными органами исполнительной власти. Это были первые дорожные карты, принятые в качестве стратегии по реализации Национальной технологической инициативы Правительством Российской Федерации. Позднее были утверждены дорожные карты по направлениям MariNet и EnergyNet. И уже в проект федерального бюджета на 2016 год было заложено на реализацию Национальной технологической инициативы почти 10 миллиардов рублей, часть из которых впоследствии не была израсходована и, соответственно, перенесена на 2017 год. Затем, 18 апреля 2016 года были утверждены правила разработки и реализации «дорожных карт» (планов мероприятий) Национальной технологической инициативы Правительством Российской Федерации. В адрес Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов поступило требование: подготовить за пол года план развития Национальной технологической инициативы на долгосрочный период и предложения по контролю за его соблюдением. Агентство сформировало план по развитию Национальной технологической инициативы в виде дорожных карт по ключевым направлениям. В 2016 году были приняты первые дорожные карты по направлениям MariNet и EnergyNet, а также было заложено в бюджет более 8,5 миллиардов рублей на реализацию программы Национальной технологической инициативы в 2017 году.

В настоящее время под определением Национальной технологической инициативы понимается комплексная долгосрочная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. Согласно озвученной в июне 2015 года и актуальной по сей день информации, выбранный для развития в рамках Национальной технологической инициативы отраслевой технологический рынок должен отвечать следующим характеристикам: во-первых, объём рынка в глобальном масштабе к 2035 году должен быть больше ста миллиардов долларов США; во-вторых, на текущий момент на рынке не должно иметься общепринятых технологических стандартов; в-третьих, должен присутствовать приоритет рынка Business to Customer (B2C) над Business to Business (B2B); в-четвертых, рынок должен представлять собой компьютерную сеть, в которой посредники-люди вытесняются управляющим программным обеспечением; в-пятых, рынок важен для России с точки зрения безопасности и конкурентоспособности качества жизни; в-шестых, в Российской Федерации имеются базовые компетенции по данному направлению; в-седьмых, имеются отечественные технологические предприниматели с амбициями по созданию компаний-глобальных лидеров.

Для достижения поставленных целей и реализации Национальной технологической инициативы в систему дорожных карт были включены мероприятия: во-первых, по созданию, развитию и продвижению передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках; во-вторых, по поэтапному совершенствованию нормативной правовой базы с целью устранения барьеров для использования передовых технологических решений и создания системы стимулов для их внедрения; в-третьих, по совершенствованию системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков; в-четвертых, по их ежегодной актуализации с использованием методологии форсайта.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.