Отечественная школа и педагогика в 20-40 г.г. XX столетия — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Отечественная школа и педагогика в 20-40 г.г. XX столетия

2017-06-29 283
Отечественная школа и педагогика в 20-40 г.г. XX столетия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преобразование системы просвещения в первые десятилетия советской власти. Основные вопросы, связанные с реформой школы, и отражение их в документах о школе: «Основные принципы единой трудовой школы», «Декларация о единой трудовой школе», «Положение о единой и трудовой школе» (1918г.). Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919г.). Учебный план советской школы (1920г.). Программа ГУСа (1923-1925гг.). Опытно-показательные учреждения. Система школьного образования в 20-е годы: общеобразовательная школа, школы фабрично-заводского ученичества, школы крестьянской молодежи, школы фабрично-заводские. Использование в массовой школе зарубежного опыта обучения. Задачи и принципы коммунистического воспитания. Идейно-политическое воспитание школьников. Концепция трудовой школы и самоуправления (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий). Коллективистское воспитание (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.П.Пинкевич и др.). Программа изучения ребенка (Е.А.Аркин, А.Б.Залкинд, С.С.Моложавый, А.С.Залужный и др.).

Советское образование в 30-е – начале 40-х годов XX столетия. Изменения в области образования и ключевые задачи: ликвидация неграмотности, детское всеобщее обучение, подготовка кадров, содержание образования и пути его реализации. Постановления ЦИК (Центральный Исполнительный Комитет) и Совнаркома (Совет Народных Комиссаров) «О всеобщем обязательном начальном обучении» (1930г.). Постановления ЦК ВКП(б) «О начальной средней школе» (1931г.) и «Об учебных программах и режиме начальной и средней школы» (1932г.), «Об учебниках начальной и средней школы» (1934г.), «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936г.), «Об упразднении опытно-показательных учреждениях» (1937г.). Развитие педагогической теории в 30-е годы. Работы Н.К.Крупской, посвященные вопросам воспитательной работы школы. М.М.Пистрак – один из активнейших деятелей просвещения данного периода. Исследование психологических проблем развития личности школьника (П.П,Блонский и др.). Вопросы организации урока и методов обучения (Б.П.Есипов, М.А.Данилов, М.Н.Скаткин). Социализирующие факторы личности С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко). Первые отечественные учебники по педагогике, истории педагогики, педагогические журналы.

Образование педагогической мысли в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.). Документы, рассматривающие школьное образование с точки зрения сроков обучения, типов школ, системы оценок успеваемости и поведения, об установлении выпускных и переводных экзаменов, о награждении золотыми и серебряными медалями за успешное окончание школы. Учебно-воспитательная работа. Военно-физическая подготовка общественно полезная работа. Связь с жизнью и армией. Роль комсомольской и пионерской организаций. Педагогическая мысль в годы войны. Общее руководство педагогическими исследованиями АПН РСФСР (1943г.): вопросы всеобуча, планирование и прогнозирование развития школ. Основные вопросы содержания образования по правовому, физическому, нравственному, эстетическому воспитанию. Изучение опыта военного времени. Организация научно-практических конференций по вопросам воспитания. Обобщение опыта работы с детьми-сиротами.

25. Воспитание и образование в Царскосельском лицее

Лицей – закрытое дворянское высшее учебное заведение. Лицейская система воспитания и образования(1811- 1817 гг.). Цели воспитания и обучения. Содержание воспитания и обучения, пути его достижения. Общее образование как фундамент к государственной и военной службе. Основные образовательные направления: гимназический и университетский курсы. Процесс воспитания гражданской зрелости – путь политического взросления, определения жизненной стратегии. Условия, способствующие развитию поэтических и художественных наклонностей. Воспитание свободной и талантливой личности. Развитие разносторонних интересов лицеистов.

 

Практические задания:

· Охарактеризуйте связь между целями и приоритетами образовательной политики и социальным (общественным) заказом образованию.

· Раскройте сущностные характеристики личности современного учителя и обоснуйте их соответствие представлениям участников образовательных отношений.

· Перечислите нормативно- правовые основы, регулирующие деятельность системы образования в современной России.

· Интерпретируйте сущность понимания необходимости модернизации образования для современной России.

· Определите практические меры реализации целей и задач развития воспитания подрастающего поколения в контексте реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025.

· Определите роль и место педагогики в системе гуманитарных наук и практических социально-гуманитарных сферах.

· Обоснуйте применение ведущих принципов обучения для того, чтобы выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей обучаемых.

· Установите взаимосвязь учебного предмета и учебника как дидактических носителей содержания образования.

· Сформулируйте дидактическое представление о современном уроке в контексте требований новых ФГОС.

· Опишите специфику и назначение современных образовательных технологий в построении и анализе образовательного процесса.

· Охарактеризуйте разновидности методов обучения, используемые в построении образовательной практики и учитывающей особенности современной социокультурной ситуации в образовании.

· Опишите ведущие группы методов обучения в дидактической науке.

· Опишите основные методы обучения, которые позволяют выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей обучаемых.

· Сформулируйте доказательное суждение, что необходимо обновление

содержания воспитательной работы в современной школе в связи с модернизационными процессами в современном образовании.

· Опишите основные методы воспитания, которые позволяют выстраивать воспитательные ситуации, благоприятные для развития личности обучаемых.

· Назовите метапринципы воспитания и докажите их социокультурную значимость для развития личности обучаемых.

· Обоснуйте применение ведущих принципов воспитания в контексте социального заказа образованию.

· Сформулируйте обоснованное представление оборганизации методического сопровождения молодого учителя в контексте современных требований.

 

 

Содержание основных положений и проблем теоретических курсов (блок «Психология»:

 

1. Предмет, задачи и методы психологии. Психология как наука. Предмет психологии. Основной объект психологии. Основные задачи психологии. Классификация методов психологии. Характеристика основных методов психологии (наблюдение, психологическая диагностика, эксперимент, моделирование).

 

2. Деятельностный подход в психологии. Понятие деятельности. Структура деятельности.Теория деятельности или деятельностный подход - школа советской психологии, основанная А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном. Характеристика деятельности (предметность, субъектность, целесообразность, опосредованный характер, социальная природа). Психологический анализ структуры деятельности (мотивы, способы и приемы деятельности, цель, предмет, средства осуществления, результат). Основные виды деятельности в психологии (общение, труд, игра, учение).

 

3. Культурно-историческая концепция развития психики человека (Л.С. Выготский). Основные свойства высших психических функций. Общая характеристика трех составных частей в концепции Л.С. Выготского («Человек и природа», «Человек и его собственная психика», «Генетические аспекты»). Основные свойства высших психических функций (системность, социальность, опосредованность, произвольность).

 

4. Проблема личности в психологии. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Теории личности. Предмет психологии личности. Принципы психологии личности (принцип системности, активности, развития, субъектности, детерминизма, единства методологии, теории и эксперимента). Основные проблемы психологии личности (проблема структуры личности; проблема мотивации поведения; проблема развития личности; проблема психического здоровья и психопатологии). Соотношение понятий "человек", "индивид", "индивидуальность" с понятием "личность".

 

5. Потребности, мотивы и мотивация. Классификация мотивов. Иерархия и взаимовлияние мотивов. Потребности. Основные классификации потребностей. Мотивы. Мотивация. Теории мотивации. Основные типы мотивов. Потребности и мотивы. Теории мотивации. Мотивационная структура личности.

 

6. Понятие «темперамент». Психологическая характеристика разных типов темперамента. Проблема темперамента в психологии. История изу­чения и современные представления о психологической природе темперамента. Современные концепции темперамента. Ти­пология темпераментов. Психологическая характеристика темперамента, про­явление его основных свойств: активности, темпа, про­дуктивности, возбудимости, тормозимости, переключае­мости применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.

 

7. Понятие «характер». Типологии и формирование характера.Характер как система устойчивых черт личности. Струк­тура характера. Понятие акцентуации и патологии характера. Типологии характеров (Э. Кречмер, А.Е. Личко, К. Леонгард). Влияние особенностей характера педагога на стиль его профессиональной деятельности.

 

8. Понятие, виды способностей. Задатки и способности. Развитие способностей. Общее представление о способностях. Задатки и спо­собности. Количественная и качественная характеристи­ки способностей. Структура способностей. Общие и спе­циальные способности. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Профессиональные способности педагога (академические, дидактические организаторские).

 

9. Общая характеристика, виды и формы мышления. Сущность мышления. Отли­чие мышления от восприятия и других психических процессов. Мышление как обобщение и опосредствован­ное отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. Мышление как процесс активного, творческого позна­ния и преобразования действительности. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды: понятийное, об­разное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Ло­гические операции мышления: сравнение, анализ, син­тез, абстракция, обобщение, конкретизация. Основные процессы: мышления: суждение, умозаключение. Определение понятий. Индукция и дедукция. Особенности творческого мышления. Относитель­ность разделения видов мышления на образное и поня­тийное (конкретное и абстрактное). Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности. Факторы, способствующие и препятствующие творче­скому мышлению человека. Развитие мышления. Разные подходы к развитию мышления. Концепция детского интеллекта и этапов его становления по Ж. Пиаже. Стадии сенсомоторного ин­теллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Стадии развития понятий по Л.С. Выготскому.

 

10. Язык и речь. Значение и смысл слова. Функции, виды и основные этапы формирования речи. Пси­хологическая характеристика речевой деятельности. Функции речи. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Виды речи, их значение. Внутренняя, внешняя и эгоцентрическая речь. Устная и письменная речь. Значение и смысл. Слово как понятие. Сокращенная и развернутая речь, их психологические особенности. Восприятие и понимание речи. Речь и саморегуля­ция человека. Речь человека в различных условиях жизне­деятельности. Профессиональная речь педагога.

 

11. Память в системе познавательных процессов. Классификация видов памяти. Развитие памяти. Память в системе психического отражения. Функции памяти. Виды памяти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую. Классификация видов памяти по органам чувств и использованию мнемонических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, механическая и логическая, непосредственная и опосредованная. Особенности кратковременной памяти, ее объем, механизмы, связь с сознанием. Связь кратковременной памяти с долговременной, их относительная независимость. Связь долговременной памяти с речью и мышлением, в частности с внутренней речью. Смысловая организация материала в долговременной памяти.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами.

Овладение процессами памяти. Развитие памяти. Условия и приемы эффективного запоминания. Влияние различных условий жиз­недеятельности на мнемические процессы человека. Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Профессио­нальная память педагога.

 

12. Внимание, его основные функции, виды и свойства. Развитие внимания. Общее представление о внимании. Место внимания в структуре познавательной деятельности. Функции внимания: активизация, обеспечение избира­тельности познавательных процессов. Виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непо­средственное и опосредованное внимание, непроизволь­ное и произвольное внимание, чувственное и интеллек­туальное внимание. Основные свойства внимания: устойчивость, сосредо­точенность, переключаемость, распределение и объем. Способы их оценки. Внимание как функция внутреннего контроля. Формирование и развитие внимания. Методы активизации внимания. Роль внимания в различных ви­дах жизнедеятельности. Внимание и профессиональная наблюдательность педагога. Роль внимания в воспри­ятии, памяти, мышлении, осуществлении, различных видов деятельности и общения человека. Развитие внимания у школьников.

 

13. Понятие, функции, виды и механизмы воображения. Воображение и творчество. Развитие воображения.

Психологическая сущ­ность воображения. Отличие воображения от образов памяти и восприятия. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произволь­ная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программиро­вание поведения, управление физиологическими состоя­ниями.

Виды воображения: активное, пассивное, продуктив­ное, репродуктивное и их особенности. Сновидения, гал­люцинации и грезы как виды воображения. Мечты и фантазии. Место воображения в системе познавательной деятельности человека. Роль воображения в жизни человека. Роль во­ображения в практической деятельности педагога.

Воображение и творчество. Связь процесса творчест­ва с воображением. Два вида творческой фантазии: кон­кретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого по­лушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния.

 

14. Общая характеристика периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.

Периодизация психического развития в детском возрасте Д.Б. Эльконина. Критерии психологического возраста по Д.Б. Эльконину. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Психологические новообразования. Основные типы ведущих деятельностей: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учебная деятельность, общение, учебно-профессиональная деятельность. Деятельности в системе «ребенок – общественный взрослый» и «ребенок – общественный предмет». Закон периодичности разных типов деятельности в детском возрасте. Эпохи и периоды детского развития по Д.Б. Эльконину.

 

15. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущий тип деятельности, кризис.

Факторы развития психики. Понятие возраста. Возраст психический и физический. Предпосылки, условия и движущие силы возрастного развития. Понятия социальной ситуации развития и психического новообразования возраста. Их характеристики. Понятие сензитивного периода. Основные сензитивные периоды в онтогенезе, их характеристика, и роль в жизни человека. Ведущая деятельность. Кризисы возрастного развития. Основные кризисы в онтогенезе.

16. Возрастные кризисы развития.

Понятие возрастной кризис. Кризисы возрастного развития (новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет, 30 лет, 40 лет, кризис ухода на пенсию). Отличия критических периодов развития от стабильных периодов. Основные критерии развития (темп возрастного развития; длительность периода; наличие кульминационной точки; особенности поведения ребенка; направленность развития; особенности возрастных новообразований). Фазы кризиса (предкритическая, фаза собственно кризиса, посткритическая). Общая характеристика основных кризисов в онтогенезе.

 

17. Психология младшего школьника.

Младший школьный возраст, его динамика и структура. Изменение социальной ситуации развития с приходом ребенка в школу. Роль личности учителя в обучении и воспитании младшего школьника. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте (В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин). Развитие познавательной деятельности младших школьников. Формирование теоретического мышления, приемов и способов умственной деятельности. Развитие внимания и внимательности, восприятия и наблюдательности, памяти и формирование приемов запоминания. Развитие воображения. Развитие устной, письменной и внутренней речи в младшем школьном возрасте. Особенности познавательных интересов младших школьников.

Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников. Формирование произвольности поведения.

Развитие личности в младшем школьном возрасте. Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми. Характеристика межличностных отношений в ученическом коллективе в младшем школьном возрасте.

Проблема готовности младших школьников к обучению и воспитанию в средней школе.

 

18. Психологические особенности подростка.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Изменение системы отношений подростка к окружающей действительности; отношения со сверстниками, учителями, родителями и значение этих отношений в определении позиции подростка. Анатомо-физиологические особенности подростка и их влияние на его психологию.

Кризис подросткового возраста, его симптоматика. Подростковый кризис - станов­ление субъекта социальных отношений. Варианты разрешения кризиса подросткового возраста. Основные новообразования подросткового возраста.

Общение подростков со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте (Д.Б.Эльконин). Потребность в самоутверждении. Формы самоутверждения в группе сверстников. «Кодекс товарищества» у подростков. Ведущая роль коллектива, референтной группы, взаимоотношений с людьми в формировании личности подростка. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Общение со взрослыми – родителями и учителями.

Самосознание подростков. Возникновение «личного сознания». «Чувство взрослости». Проявления «чувства взрослости» у подростков. Развитие самооценки, уровня притязаний подростков. Интересы и идеалы подростка. Направленность личности. Развитие общественной направленности подростка. Стремление к самовоспитанию в подростковом возрасте.

Половое созревание и психосексуальное развитие в подростковом возрасте.

Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, его причины. Виды отклоняющегося поведения. Особенности аддиктивного и деликвентного поведения в подростковом возрасте.

 

19. Учебная деятельность и познавательное развитие в подростковом возрасте.

Зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.

Качественные изменения в познавательной сфере подростков. Произвольный характер восприятия, памяти, фантазии. Теоретическое мышление. Дедуктивный характер мыслительной деятельности. Учебная деятельность подростков. Индивидуально-психологические особенности (темперамент, развитость интеллекта, уровень общей культуры, способности, черты характера) и их влияние на проявление общих закономерностей развития психики и поведения в подростковом возрасте.

20. Психология ранней юности.

Общая характеристика ранней юности (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психологические новообразования). Познавательное развитие в юности. Овладение системой научных понятий и рациональных методов усвоения содержания учебной и внеучебной деятельности. Формирование индивидуального стиля умственной деятельности. Психологические особенности формирования профессиональных интересов, склонностей и способностей в юношеском возрасте.

Общество сверстников и юношеская субкультура. Потребность в аффилиации и уединении. Взаимоотношения между юношами и девушками. Дружба и любовь в ранней юности. Взаимоотношения со взрослыми.

 

21. Развитие самосознания и самоопределения в юношеском возрасте.

Общая характеристика ранней юности. Формирование мировоззрения, ценностных ориентаций в юности. Проблема юношеского самоопределения. Личностное и профессиональное самоопределение в юности. Проблема «смысла жизни». Жизненные планы и выбор профессии.

Особенности самосознания в юности. Открытие «Я» (И.С.Кон). Осознание себя как личности и индивидуальности. Временная перспектива в юности.

 

22. Психологическая сущность и структура процесса учения. Мотивы учения.

Учебная деятельность и ее структура. Потребности. Классификация, уровни и формы познавательной потребности. Мотивы учебной деятельности. Мотивация. Условия, положительно влияющие на формирование мотивации ученика, и причины снижения мотивации учения.

 

23. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина). Закономерности усвоения знаний учащимися. Характеристика основных этапов формирования умственных действий. Управление познавательной деятельностью школьника.

24. Семья как институт социализации. Типы неправильного семейного воспитания и их роль в формировании личности.

Семья как важнейший институт социализации личности. Классификация типов семейных отношений (диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество). Классификация стилей семейного воспитания (демократический, авторитарный, попустительский). Типы неправильного семейного воспитания (гиперпротекция, гипопротекция). Роль типов неправильного семейного воспитания в формировании личности.

 

 

25. Психология педагогической деятельности и личности учителя. Педагогические способности.

Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности. Психологические основы организации педагогической деятельности. Психология педагогического воздействия. Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Профес­сиональные задачи деятельности педагога. Профессио­нальная компетентность и этапы ее формирования. Профессио­нальная мотивация и стиль педагогической деятельно­сти. Психология педагогического коллектива. Приемы и техника управления учащимися на уроке.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.