Конституционно-правовые признаки современной федерации. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Конституционно-правовые признаки современной федерации.

2017-06-29 388
Конституционно-правовые признаки современной федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федерализм понимается и как форма государственного устройства, и как принцип разделения государственной власти "по вертикали", и как принцип организации и деятельности негосударственных объединений. Эти проявления федерализма взаимосвязаны. При этом конституционное право понимает федерализм как главным образом определенную форму государственного устройства.

Федерация - это сложное государство, которое характеризуется четырьмя признаками.

Первый - это множественность источников публичной власти внутри государства: есть федеральная публичная власть, есть власть субъектов федерации. Источником федеральной власти является российский народ. Источником власти субъекта федерации может быть народ субъекта. Однако в России многие субъекты федерации созданы на территориальной основе, поэтому нет народа московского, народа ярославского. В итоге возникает вопрос об источнике власти в этих субъектах РФ. По всей вероятности, таковым во всех краях, областях, городах федерального значения является русский народ в целом, что исключает какие-либо различия в источниках государственной власти данных субъектов.

Множественность источников публичной власти в федеративном государстве имеет своим следствием значительно более сложную, по сравнению с унитарным государством, организацию государственной власти: федеральные законодательные, исполнительные, а нередко и судебные органы делят власть с государственными органами субъектов РФ. В этих условиях теоретически и практически весьма сложной является проблема разграничения компетенции между уровнями власти и государственными органами.

Второй признак федерации - наличие относительно самостоятельных территорий внутри государства. В унитарном государстве территория не делится на самостоятельные части, могут быть только административно-территориальные единицы, которые находятся в административном подчинении по отношению к центру. В федеративном государстве территория либо вся, либо в значительной мере делится на части, которые обладают большой самостоятельностью. Эти части называются субъектами федерации. В России имеются 89 относительно самостоятельных территорий - 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, 6 краев, 21 республика, 2 города федерального значения, которые являются субъектами РФ, а их совокупная территория есть территория РФ.

Третий признак - сочетание федеральных и региональных налогов.

Четвертый признак - сочетание федеральной правовой системы и правовых систем субъектов федерации.

Весьма спорным для России является ответ на вопрос о наличии или отсутствии государственного суверенитета у субъектов федерации. Зарубежный опыт сводится к отрицанию нескольких государственных суверенитетов в одном государстве, вследствие чего штаты США, земли ФРГ не считаются носителями государственного суверенитета. В СССР и России законодательство и теория длительное время признавали наличие государственного суверенитета у субъектов социалистической федерации. Рецидивы такого подхода весьма чувствительны в конституционном праве России. Многие республики в составе РФ считают себя суверенными государствами, поэтому в них господствуют представления о необходимости республиканского суверенитета. Однако Конституция РФ предусматривает только суверенитет РФ, отказывая в таковом субъектам РФ.

Федерация принципиальным образом отличается от конфедерации и иных международно-правовых объединений государств. Конфедерация это не государство, а союз суверенных государств, которые принимают акты, обязательные для членов конфедерации после их согласия, а последние имеют право нулификации союзного акта. Как только мы даем субъекту некоего государства право решать вопрос: распространять или не распространять действие акта центральной власти на своей территории, так федерация прекращает свое существование. Когда разрушался Союз ССР, союзные республики захватывали себе право решать вопрос о том, вводить у себя акты СССР или не вводить, признавать союзные налоги или не признавать.

Союз независимых государств (СНГ), провозглашенный в декабре 1991 г., также не является государством. Это международно-правовое объединение 12 государств. В настоящее время между РФ и Республикой Беларусь заключен Союз и объявлено о стремлении создать новый Союз с единым гражданством, таможенным и валютным пространством.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.