Закон и его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Закон и его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов.

2017-06-29 836
Закон и его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЗАКОН И ЕГО ВЕРХОВЕНСТВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ. ВИДЫ ЗАКОНОВ.

Закон - правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Главный источник права в современном мире - закон.

Признаки:

1. Содержит нормы права.

2. Принимается высшим органом государственной власти.

3. Регулирует наиболее значимые общественные отношения.

4. Обладает высшей юридической силой –

а) невозможность признания его утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который его принял;

б) содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Является фундаментальным юридическим документом - служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование).

МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования:

обеспечение упорядочения общественных отношений, гарантирование справедливого удовлетворения интересов субъектов.

Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Этот формальный признак свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Правовая система и механизм правового регулирования соотносятся как целое (правовая система) и часть (механизм правового регулирования), ибо правовая система - более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией "механизм правового регулирования" и другие категории: "право", "юридическая практика", "господствующая правовая идеология".

Основные элементы механизма правового регулирования:

норма права;

юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);

правоотношение;

акты реализации прав и обязанностей;

охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

 

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ. ЮРИДИЧЕСКИЙ СОСТАВ.

Юр.факты -конкретные жизненные обстоятельства с кот.НП связывают возникновение,изменение и прекращение правоотношений.

Признаки юр.фактов:всегда имеют прямое или косв.отношение к прав.нормам, обязательно представляются как значимые условия для возникновения правоотношений,закрепляются в гипотезе НП. По волевому критерию делятся на события(не зависят от воли людей) и действия(правомерные/неправ). Правомерн.делятся на юр.акты и юр.поступки (единовременные и длящиеся).

Неправомерн.делятся на уг,админ,гражд,дисциплинарные,процессуальные.

Виды юр.фактов в зависимости от правообразующих последствий: правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие.

Юр. состав-обязат. совокупность юр.фактов,необходимых для возникновения общ. отношений

 

 

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Право — это обусловленная природой человека и обще­ства и выражающая свободу личности система регулиро­вания общественных отношений, которой присущи норма­тивность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государствен­ного принуждения. Сущность — главное, основное в рассматриваемом объек­те, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика.

Право возникает на базе нравствен­ности как отличный от нее метод регулирования;

государ­ство придает ему официальность, гарантированность, силу;

экономика — основной предмет регулирования, первопри­чина возникновения права, ибо это та сфера, где нравствен­ность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без ис­ключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Правовая культура

Правовая культура общества - это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.

Понятие правовой культуры многопланово. Правовая культура предполагает:

- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

- надлежащую степень знания населением законов;

- высокий уровень уважения норм права, их авторитета;

- качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;

- специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);

- результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.).

Виды правовой культуры

В зависимости от субъектов-носителей правовой культуры выделяют

- правовую культуру личности,

- правовую культуру общества.

 

Принципы правотворчества

Демократизм. Данный принцип предполагает выявление и выражение в нормах права воли народа. А это означает, что нормы права должны создаваться в результате учета общественного мнения, предварительного обсуждения соответствующих проектов правовых актов.

Законность. Этот принцип означает, что правотворческая деятельность осуществляется по определенной соответствующей нормам права процедуре.

Профессионализм подразумевает, что процесс правотворчества осуществляют, в подавляющем большинстве случаев, профессионалы. Это связано с тем, что нормы права распространяются на большие группы населения (а многие законы, например уголовный, — на всех без исключения), и поэтому их качество должно соответствовать самому высокому уровню. На подготовительном этапе важную роль играют ученые-правоведы и специалисты в определенной сфере, которые, будучи в составе рабочих групп, непосредственно составляют тексты соответствующих правовых актов. В дальнейшем решающее значение имеют лица, наделенные полномочиями принимать правовой акт. Важно, чтобы они обладали соответствующими знаниями.

Планомерность означает, что процесс творчества осуществляется на плановой основе. Например, в Государственной Думе на каждую сессию утверждается график рассмотрения законопроектов.

Своевременность — правильное определение времени подготовки и принятия актов.

Исполнимость — учет финансовых, кадровых, юридических и прочих условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

Виды правотворчества

Правотворчество — богатое по содержанию явление, сверхсложная деятельность по формулированию общих правил поведения.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

§ правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

§ правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

§ правотворчество органов местного самоуправления;

§ локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

§ правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1. законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой);

2. делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа);

3. подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам — президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

 

ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА.

Система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений.

Характерные черты системы:

1)её первичный элемент – нормы права,кот.объединяются в более крупые образования-институты,отрасли.

2. элементы не противоречивы- придаёт системе целостность и единство.

3.объективный характер системы, т е. её зависимость от объективно существующих обстоятельств и общественных отношений.

4.имеет способность к дифферентации(делению).

5.имеет способность к развитию. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система»т.к.они соотносятся как целое и частное.Правовая система шире по своему объему и вкл.в себя помимо системы права,юр.практику и правовую идеологию.

 

ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы,

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических),

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

1) институционального (наставнического);

2) пандектного (свободного, совокупного).

Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят о

 

ЗАКОН И ЕГО ВЕРХОВЕНСТВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ. ВИДЫ ЗАКОНОВ.

Закон - правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Главный источник права в современном мире - закон.

Признаки:

1. Содержит нормы права.

2. Принимается высшим органом государственной власти.

3. Регулирует наиболее значимые общественные отношения.

4. Обладает высшей юридической силой –

а) невозможность признания его утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который его принял;

б) содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Является фундаментальным юридическим документом - служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.