Апостол Иаков и гибель Иерусалима. Последствия разрушения Иерусалима для христианской Церкви. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Апостол Иаков и гибель Иерусалима. Последствия разрушения Иерусалима для христианской Церкви.

2017-06-29 1691
Апостол Иаков и гибель Иерусалима. Последствия разрушения Иерусалима для христианской Церкви. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Св. ап. ИАКОВ, брат Господень (сын Алфея и Марии, сестры Богоматери), предстоятель Церкви Иерусалимской. После Апостольского собора не покидал Иерусалима. Пострадал в 62 г. при первосвященнике Анании.

В 66 г. началась бедственная война иудеев с римлянами. Причиной этой войны были, с одной стороны, частые возмущения самих иудеев, тяготившихся римским рабством, а с другой — корыстолюбие и жестокость римских прокураторов. Среди иудеев образовалась партия зилотов, или ревнителей, считающих борьбу с римлянами задачей жизни. Римские прокураторы жестоко притесняли иудеев налогами. Преемник Пилата Гессий Флор ограбил даже Иерусалимский храм. Иудеи были убеждены, что мессия мгновенно явится в храме на помощь своему избранному народу.

Задумав восстание против римлян, евреи окружили крепость, где находился римский гарнизон, и всех римлян перерезали. Римский проконсул Сирии КЕСТИЙ ГАЛЛ двинулся с войском в Палестину, чтобы подавить восстание. Но иудеи напали на римлян и принудили их к отступлению, истребив большую часть римской армии.

Христиане, помня повеление Господа, при виде мерзости запустения в храме (Мф, 24-20), воспользовавшись свободою выхода из города, удалились большею частью в заиорданский город Пеллу.

Император Нерон, узнав о сопротивлении иудеев Кестию, послал в Палестину лучшего своего полководца ВЕСПАСИАНА с многочисленным войском. Веспасиан быстро покорил Галилею и подступил к Иерусалиму. В это время Нерон умер. Тогда Веспасиан поспешил в Рим, поручив дальнейшее ведение осады своему сыну Титу.

В 70 г. Тит осадил Иерусалим и, чтобы пресечь осажденным все выходы, велел вокруг города насыпать вал с тридцатью укреплениями. В Иерусалиме же, по случаю праздника Пасхи, собралось чрезвычайно много евреев (около двух миллионов). В городе, поэтому, вскоре исчерпались съестные припасы, начался голод, болезни.

Более 150 тысяч трупов было выброшено за стены города. Многие евреи бежали в руки неприятеля, и их распинали на крестах. Так исполнилось заклятие евреев: “кровь Его на нас и на чадах наших” (Мф. 27, 25).

Осада длилась полгода. 10 августа римляне ворвались в город. Тит велел щадить храм, считавшийся чудом искусства. Но от нечаянно брошенной головни здание сгорело. Иерусалим был разрушен. В продолжение всей осады погибло до миллиона иудеев, до 100 тысяч взято в плен. Одни погибли на потешных играх в Риме, другие отправлены в разные страны в рабство. От города осталась только часть западной стены и три башни.

Тит, считая себя орудием гнева Божия, не принял обычных поздравлений по случаю победы.

Через 65 лет иудеи опять восстали против римлян под начальством фанатика Вар-Кохеба («сын звезды») и снова были усмирены римлянами. Тогда император Адриан велел совершенно разрушить Иерусалим и пройти плугом по его улицам в знак совершенного уничтожения города. На развалинах Иерусалима основана была римская колония под названием «Элия Капитолина», и иудеям под страхом смертной казни запрещено было приближаться к ней. Только в один день (именно 10 августа – день сожжения первого храма Навуходоносором и второго – римлянами) дозволялось им за известную плату издали посмотреть на свою бывшую столицу, на воротах которой было поставлено изображение ненавистного им животного.
   Раввины иудейские не вразумились страшною казнию, постигшею иудеев. Причину небесного гнева они указывали в том, что евреи якобы мало заботились об исполнении обрядового Моисеева закона. В Тивериаде, куда по разрушении Иерусалима удалились более значительные из евреев, образовалась школа, в которой эта привязанность к мертвой букве, к обряду, без разумения его значения, достигла крайнего развития и нашла свое выражение в Талмуде. Это направление иудейского раввинизма еще более отдалило евреев от духа веры Христовой.

В 135 г. иудеи вновь подняли восстание в Иерусалиме, но оно также окончилось печально. Император АДРИАН, разрушив город, велел плугом пройти по улицам Иерусалима и назвать его ЭЛИЕЙ-КАПИТОЛИНОЙ.

Так исполнилось пророчество Христа, когда Он в последний раз приближался к Иерусалиму

 

Первохристианская Церковь: христианская и богослужебная жизнь, организация и богословие.

 

 

Отношение государства к Церкви в доникейский период. Причины гонений на христиан. Периодизация гонений. Первый период гонений – гонения при императорах Нероне, Домициане. Второй период гонений – гонения при императорах Траяне, Адриане, Антонине и Марке Аврелии. Третий период – гонения при императорах Декие. Валериане, Диоклетиане. Вопрос о падших.

 

После гонений на Церковь со стороны иудеев начинаются страшные гонения на христиан со стороны язычников, продолжавшиеся два с половиной века. Главная и более общая причина гонений — это совершеннейшая противоположность христианского учения нравам, обычаям и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по-прежнему.

Христианская вера изменила образ жизни. Вместо роскоши, христианство требовало воздержания, вместо гордости проповедовало любовь, христианство искоренило многоженство, в семейной жизни жен и рабынь считало равными созданиями, христиане не поклонялись идолам, царей не называли богами, не приносили жертв идолам, не посещали языческих храмов.

Язычники, поэтому, обвиняли христиан в отступничестве от отечественной религии и в безбожии. Язычники вообще не были знакомы с учением христиан, но знали, что они отвергают всех богов, а поэтому и называли их безбожниками, противникам царской власти и бунтовщиками.

Прежде всего обратили внимание на христиан жрецы, лично заинтересованные в существовании языческой религии. Образованные язычники, отрицая возможность богопознания, называли веру христиан в Христа и будущую жизнь грубым суеверием и тоже признавали их вредными для общества.

Отчуждение христиан от языческого общества, их молитвен-ные собрания вызывали подозрения. Простой народ обвинял их в гнусных преступлениях, о христианах говорилось, что на своих собраниях они предаются разврату, умерщвляют младенцев и питаются их телом и кровью. Мнимая преступность христиан послужила для язычников причиною к гонению на христиан.

В первое время появления христианства римское правительство не отличало христиан от иудеев. По крайней мере не видно, чтобы императоры Тиверий (14-37 гг.), в последние годы царствования которого ярилось христианство, Кай Калигула (37—41) и Клавдий (41-54) имели понятие о христианах как составляющих особое, отдельное от иудеев религиозное общество. Когда же с течением времени, с увеличением числа христиан выяснилось, что христиане и иудеи — не одно и то же, римское правительство отнеслось к христианам враждебно.

Римские законы различали два рода религий: дозволенные, к каковым, кроме национальной, принадлежали все древние религии покоренных народов, и недозволенные. Христианство как религия новая, не принадлежащая никакому отдельному народу, являлась недозволенной. Ввиду этого правительство и считало своей обязанностью преследовать христианство.

История гонений разделяется на три периода:

1. Правительство в течение всего I века не обращает внимания на христианство, и если оно и преследуется, то вследствие личных побуждений императоров, а не в видах правительственных.

2. С начала II в. воздвигаются на христиан гонения в видах правительственных, но они имеют характер случайный и зависят от воззрения государей.

3. С половины III в. до начала IV в. христианство ожесточенно преследуется с целью совершенного искоренения его.

В этот период гонения со стороны язычников имеют, главным образом, стихийный характер, в виде народных погромов в отдельных местах государства. Проповедь христианства шла очень успешно. Оно проникло в среду римской аристократии и даже в императорскую фамилию. Тем не менее, римское правительство слабо отличало христиан от иудеев. Об этом говорит факт отказа проконсула Галлиона разбирать дело св. ап. Павла: проконсул считал это дело религиозным спором между иудеями (Деян. 18 гл.).

При имп. КЛАВДИИ (41-54) по римским синагогам велись горячие споры, доходившие до возмущений, Клавдий, не вникая в суть дела, запретил евреям религиозные собрания и изгнал их из Рима. Под этот запрет подпали и христиане, т.к. в римской христианской общине находилось много христиан из иудеев.

Первое страшное кровавое крещение христиане получили при имп. НЕРОНЕ (54-68). Гонение началось по следующему поводу. Деспот-император, губивший для своего удовольствия жизнь и благосостояние своих подданных, в 64 г. сжег более половины Рима. Общественное мнение в этом пожаре обвиняло Нерона. Чтобы отвратить народный гнев от себя, император свалил вину на христиан, о которых он знал не более, чем знал грубый невежественный народ, что это секта безбожников, развратников, человеконенавистников. Народ подхватил это и в своей ярости доводил преследования христиан до чудовищного массового уничтожения. Христиан уличали не столько в поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому. Христиан распинали на крестах, обливали смолой и сжигали по ночам вместо факелов. В это время пострадали в Риме и свв. Петр и Павел. Гонение едва ли ограничилось только Римом. В 68 г. Нерон окончил жизнь самоубийством и этим положил конец кровопролитию.

После Нерона христиане оставались в покое, но при ДОМИЦИАНЕ (81-96) их положение изменилось к худшему. Этот император отличался крайней подозрительностью. Христиан он считал опасными для своей власти на том основании, что они ожидала наступления царства Христова. Одних из христиан он предавал смерти, других ссылал в заточение. Он не ограничивался преследованием римских христиан. Он приказал разыскать потомков царя Давида.

Такими оказались родственники ап. Иуды, брата Господня. Но увидев бедных людей и узнав, что они ожидают небесного царства, отпустил их.

В 96 г. Домициан был убит своими придворными. На престоле воцарился Кокцей НЕРВА (96-98), бывший сенатор. Это был очень добрый государь, он возвратил из ссылки всех сосланных по делам веры. В числе возвращенных из ссылки был и св. Иоанн Богослов. Нерва не любил доносов, которые были в ходу при Домициане. Вследствие этого христиане в его правление не были тревожимы даже и доносчиками, но христианство все-таки и при нем оставалось религией недозволенной. В 98 г. Нерва умер, и ему наследовал усыновленный им военачальник ТРАЯН.

Подозрительность Домициана, а также так называемый “иудейский фиск”, т.е. перенесение налога, который платили иудеи на Иерусалимский храм, на налог в пользу Юпитера, способствовали документальному ознакомлению правительства с христианством.

Перед Римом встал новый самостоятельный религиозный факт, требующий для себя определенного положения в империи. Это случилось в начале II в. и послужило началом второй эпохи гонений, в которой христианство рассматривалось римским правительством совершенно отдельно от иудейства.

Второй период истории гонений на христианство обнимает собою время от имп. ТРАЯНА (98-117) до ДЕКИЯ ТРАЯНА (249-251), т.е. почти 150 лет.

Этот период гонений характеризуется тем, что христианство объявляется религией недозволенной. За самое имя “христианин”, доказанное на суде, выносится определенный приговор — смерть.

Инициативу в преследовании христиан государство еще не берет в свои руки, но считает христианство религией недозволенной и вредной. Это характерная черта второго периода гонений.

Со вступлением на престол имп. Траяна положение христиан в империи изменилась к худшему. Этот государь считается лучшим правителем империи, тем не менее он был гонителем христиан, т.к. смотрел на них со своей языческой точки зрения. Заботясь о спокойствии в империи, Траян в 99 г. указом возобновил закон, запрещавший тайные общества. Это и послужило поводом к гонению на христиан, т.к. они не прекращали своих тайных собраний, где они совершали богослужение. Этот закон прежде всего и касался христиан, т.к. о них в языческом мире составилось уже мнение как о людях, принадлежащих к тайному обществу. Кроме того, богослужебные собрания христиан, происходившие по большей части в ночное время и в местах ни для кого не доступных, по мнению римской администрации, составляли прямое нарушение упомянутого закона. Поэтому, наблюдая за точным выполнением закона, правители областей считали своей обязанностью преследовать христиан как нарушителей этого закона.

Закон Траяна относительно христиан действовал и при его преемнике Адриане. Поэтому гонение на христиан продолжалось и в правление этого императора, с той только разницею, что Адриан старался ограничить самоуправство язычников по отношению к гонимым. Пользуясь тем, что Адриан своим посвящением в эллинские мистерии заявил себя ревностным почитателем языческой религии, языческая толпа, подстрекаемая жрецами, стала часто требовать, особенно во время больших праздников, немедленной казни христиан без суда. Это дало повод к изданию нового закона относительно христиан. Эдиктом Адриана повелевалось принимать на христиан только формальные доносы, а на крики толпы не обращать внимания, и если после судебного разбирательства обвинения подтвердятся, наказывать христиан, если же нет, то подвергать наказанию обвинителя как клеветника.

Причиной издания такого, отчасти благодетельного для христиан, закона послужили в некоторой степени апологии КОДРАТА, христианского писателя, и АРИСТИДА, христианского философа. Апологии эти были представлены императору с целью оправдания христианства.

Преемник Адриана — АНТОНИН ПИЙ (138-161) держался той же политики относительно христиан, что и его предшественник. В его время Римскую империю постигли разные общественные бедствия: голод, наводнения Тибра в Италии, землетрясение в Греции и Малой Азии, пожары в разных городах и т.п.

Народные массы, видя в этих бедствиях выражение гнева богов за нечестие и безбожие христиан, волновались и производили на них нападения, по этому поводу Антонина издал эдикт, которым запрещал предпринимать что-либо новое против христиан, оставляя, таким образом, в силе действовавшие до него законы.

При преемнике Антонина Пия — Марке Аврелии произошла существенная перемена в отношении правительства к христианству. Император, замечая увеличение христианских обществ, стал опасаться за целость империи и старался всеми мерами поддерживать в народе отечественное служение богам. На христиан он смотрел как на заблуждающихся упрямых фанатиков, ненавидел их “суеверное учение”, веру в загробную жизнь и их святое одушевление при встрече со смертью. Он поставил своей целью разубедить христиан, сообщить правильные убеждения, чтобы сделать их достойными членами государства. М. Аврелий не только не останавливал, подобно прежним императорам, возмущения языческой толпы против христиан, но даже издал новый эдикт.

Теперь повелевалось разыскивать христиан, убеждать их отказываться от своих заблуждений и, если они останутся непреклонными, предавать пыткам. Началось жестокое преследование.

Преемником Марка Аврелия был сын его КОММОД. Это был государь слабый, не занимавшийся делами правления. С его правления начинается упадок Римской империй. Коммод отличался большой физической силой, выступал даже на борьбу со львом. Этот император не старался поддерживать распоряжений своего отца относительно христиан, тем более, что он лично был благосклонен к ним, по влиянию на него одной женщины, вероятно, тайной христианки, Марции. Положение христиан, поэтому, при нем было довольно спокойное, хотя он не издавал никаких законов в защиту христиан и не отменял прежних. Но случаи преследования христиан все-таки были. Так, в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший христианство в сенате, обвиненный своим рабом в принадлежности к христианству. За этот донос, впрочем, был казнен и раб его по закону Нервы.

После междоусобной войны за императорский престол занял его СЕПТИМИЙ СЕВЕР. В начале правления он благосклонно относился к христианам, т.к. один раб, христианин ПРОКУЛ, исцелил его от болезни. Однако после иудейской войны он стал подозревать христиан в политических замыслах.

Не отменяя прежних законов, в 202 г. он издал новый закон, которым под страхом смерти запрещалось принятие вновь иудейства и христианства. Руководствуясь законами, изданными предшествующими императорами относительно христиан, областные правители опять начали преследовать христиан.

С половины III века, именно со времени царствования имп. ДЕКИЯ ТРАЯНА (249-251), Римское государство вступает в третий и последний фазис историй гонений на христиан.

Римское правительство теперь само берет на себя инициативу в преследовании христиан и ведет преследование своими средствами. Гонения теперь принимают характер систематичности и всеобщности, объявляются повсеместно, т.е. преследуются все христиане без различия пола, возраста, общественного положения и на пространстве всей империи. Это была последняя борьба Римского государства с христианством.

Четвертой особенностью гонения было то обстоятельство, что власти, получив распоряжение применять пытки, начали приговаривать к смерти. Пытками надеялись вынудить отречение. Отсюда, в это гонение было много исповедников, но многие, не выдержав пыток, отрекались. Высшие сановники отрекались добровольно, иные по трусости, иные же после пыток.

Пятою особенностью гонения было бегство христиан от преследования в пустыни. Св. Григорий Неокисарийский удалился в недоступные места со своей паствой. Св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский также удалились в пустыни и оттуда руководили своей паствой. Имущество бежавших конфисковывалось.

Гонение христиан при Декии превосходило все предшествующие. Полиция по всем уголкам разыскивала христиан и приводила их к комиссии. К счастью хритистиан, гонение продолжалось только два года — Господь хранил свою Церковь. В конце 251 года Декий был убит во время войны с готами, и гонение на короткое время стихло.

Император ВАЛЕРИАН (253-260) вначале был благосклонен к христианам. Но впоследствии, под влиянием язычников, начал преследовать христиан. Он издал эдикт, которым приказывал ссылать в заточение епископов, пресвитеров и диаконов, с запрещением остальным христианам составлять собрания. Однако христиане продолжали собираться для богослужения. Поэтому вскоре последовал второй эдикт, которым повелевалось епископов, пресвитеров, диаконов, а также христиан-сенаторов казнить. Знатных женщин-христианок лишать имущества и ссылать в заточение, находящихся на службе при дворе лишать прав и в оковах отправлять на работы.

О низших классах общества в эдикте даже не упоминалось, т.к. с ними всегда поступали жестоко. После такого распоряжения началось страшное избиение христиан. В это время пострадало много епископов.

Последнее страшное гонение произошло при имп. ДИОКЛЕТИАНЕ, которого история считает одним из лучших императоров. Диоклетиан поставил своей задачей восстановить блеск Римской империи, но этому, с его точки зрения, мешала христианская религия. Диоклетиан задумал гигантское предприятие — совершенно подавать христианство, искоренить самое имя христианства.

Сознавая трудность управления обширным государством, Диоклетиан западную часть империй отдал в управление Максимиану Геркулу с титулом августа, а вскоре избрал в помощники еще двух кесарей: Констанция Хлора и Галерия — своего зятя. Последний, заклятый враг христианства, имел сильное влияние на Диоклетиана.

Первые 20 лет своего правления Диоклетиан был занят государственными делами и не преследовал христиан. Галерий же, будучи подчиненным кесарем, не мог произвести всеобщего и открытого гонения на христиан и ограничивался частными преследованиями. Но наконец Галерий достиг своей цели. Он склонил старого своего тестя к преследованию христиан.

С 303 по 305 годы последовали один за другим четыре эдикта относительно христиан, один другого страшнее. Приказывалось: разрушать все христианские храмы, книги Св. Писания должны быть отбираемы и сжигаемы (особенность гонения), христиан лишать всех гражданских прав, широко применять пытки и не принимать со стороны христиан никаких жалоб, всех духовных лиц заключать в темницы, при помощи пыток требовать отречения от христианства, наконец, четвертым эдиктом, самым страшным, предписывалось всех христиан поголовно осуждать на пытки и мучения с целью отречения. Удар был страшным и неожиданным. Перед этим Церковь находилась почти 40 лет в покое. Христианство быстро распространилось вплоть до императорской фамилии (жена и дочь Диоклетиана, по преданию, были христианками). Ни одно гонение не отличалось такой беспощадной жестокостью и суровостью, как это.

 

Во время гонения на христианскую Церковь были частые случаи падения, т.е. отречения верующих от христианства. Церковь стремилась исправить таких людей, если они раскаивались, и после исправления опять принимала их в число своих членов. Совокупность всех мер к исправлению и к пресечению падения составляет так называемую церковную дисциплину,

Эти меры узаконены Самим Спасителем (Мф. 18, 15-17). Первая мера — это нравственное увещание наедине; вторая — обличение при нескольких свидетелях; третья — это обличение публичное. Последней мерой, самой строгой, являлось отлучение от Церкви (1 Кор. 5, 1-6). В практике апостолов мы видим, что даже после отлучения Церковь принимала обратно раскаявшихся (2 Кор. 2, 5-10).

В III в. в связи с этой практикой Церкви появилось две раскола — Новата и Новациана — в Карфагене и в Риме. Новат возглавлял карфагенский раскол. Будучи пресвитером, он выступил против действий карфагенского епископа Киприана, когда тот, прежде принятия падших (во время гонения Декия) в Церковь, проверял и разбирал степень их виновности. Новат и его партия (Фелициссим и др.) требовали, чтобы отпадшие принимались в Церковь без всякого рассматривания их виновности и даже без покаяния, а только по ходатайству исповедников. Этим, конечно, нарушалась церковная дисциплина и проявлялось прямое непротивление злу.

Собор африканских епископов во главе с Киприаном, при поддержке Римской Церкви, осудил Новата и его единомышленников.

В IV в. этот раскол уже не существовал.

Почти одновременно с карфагенским расколом Новата образовался раскол в Риме. Здесь его возглавил пресвитер Новациан.

Будучи образованным, Новациан в 252 г. высказал свое недовольство по поводу действий Римского епископа Корнилия. Новациан был до фанатизма строго-подвижнической жизни и не одобрил очень благосклонного отношения Корнилия в падшим. Новациан учил, что Церковь есть общество святых, а поэтому все падшие и соделавшие смертные грехи после крещения должны быть извергаемы из нее и принимать их обратно ни в коем случае нельзя. Прощать тяжких грешников может один только Бог, если же Церковь их прощает и принимает обратно к себе, то она перестает быть святою.

Римская Церковь, при поддержке Церкви Карфагенской и Александрийской, осудила Новациана и его учение как несогласное с общецерковным духом. Однако Новациан нашел поддержку в лице Антиохийского епископа, который уважал Новациана за строгость его личной жизни и строгие требования в отношении к другим. Хотя, таким образом, Новациан и был осужден, но общества новацианские и после этого распространялись в Карфагене, Александрии, Сирии, М. Азии, Галлии и Испании и существовали до VII в.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.