Формы землевладения и категории населения — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Формы землевладения и категории населения



В XV первой половине XVI вв. в Российском государстве сельское хозяйство оставалось основным занятием.

Существовал трехпольный севооборот.

В городах быстро восстанавливались старые ремесленные профессии, утраченные в период татаро-монгольского нашествия, и возникали новые.

Ø Феодальную знатьРусского государство составляли:

· служилые (бывшие удельные) князья;

· бояре; слуги вольные – средние и мелкие феодалы-землевладельцы, находившиеся в услужении у крупных феодалов;

· дети боярские (средние и мелкие феодалы, несшие службу великому князю).

· Крупным феодалом остается церковь, владения которой расширяются за счет захвата неосвоенных и даже черносошных (принадлежащих государству) земель, и за счет пожертвований бояр и местных князей. Великие князья все больше начинают искать опору в целиком от них зависящем дворянстве, формировавшемся прежде всего из «слуг под дворским».

Ø Крестьянство делилось на:

· черносошных – зависимое от государства сельское население, несшее натуральную и денежную повинности в пользу государства;

· частновладельческих – жившее на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.

Ø По пра­ву собственности господину принадлежалихолопы(на уровне ра­бов):

· Верхушку холопства составляли т.н. большие холопы— кня­жеские и боярские слуги.

· Холопы, посаженные на землю, а так­же получавшие от землевладельца рабочий скот, инвентарь, семе­на и обязанные работать на господина именовались страдники.

· Кабальные люди— одна из разновидностей холопов, возникшая в России с середины XV в. в связи с получением займа под обяза­тельство отработать проценты в хозяйстве кредитора, что созда­вало временную (до уплаты долга) холопскую зависимость долж­ника (кабала— форма личной зависимости, связанная с займом).

В конце XV в. появились бобыли— обедневшие люди (городские и сельские), не несшие государственного тягла, получавшие у фео­далов, церкви или даже у крестьянской общины жилище.

В XV в. появляется особое сословие — казачество, защищающие наравне с регулярной армией пограничные регионы.

Ø Городское население России делилось на:

· собственно город (огороженная стеной крепость-детинец). Соответственно в крепо­сти в мирные годы жила свободная от налогов и государственных повинностей часть населения — представители феодальной зна­ти и их слуги, а также гарнизон.

· примыкающий к город­ским стенам торгово-ремесленный посад, которыйнаселяли от­носившиеся к тяглому «черному» люду ремесленники и торговцы.



· Свободными от городского тягла были и жители расположенных в городе дворов, принадлежавших отдельным феодалам; они несли повинности только в пользу сво­его господина (тягло— совокупность государственных налогов, повинностей и владельческой ренты (в виде оброка и барщины)).

· Купечество обладало большими привилегиями и по своему статусу приближалось к боярству.

Культура Руси XII-XV вв.

Хранительницей русской культуры, духовности, языка, различ­ных памятников стала православная церковь и особенно монасты­ри. В середине XIVв.был основан Троице-Сергиев монастырь, его основатель и игумен Сергий Радонежский (около 1321-1391).

Мо­нах псковского Елизарова монастыря Филофей считается автором государственной идеологии нарождавшегося Московского госу­дарства, которая в конце XV в. нашла выражение в формуле «Мо­скватретий Рим, второй Царъград». (Идея о Москве как Третьем Риме была сформулирована Филофеем в посланиях к Василию III. Филофей писал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима во «Второй Рим» - Константинополь, а затем в Москву. Византия изменила христианству, пойдя на унию с католиками, что и привело к её гибели. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром истинного христианства, Третьим Римом. В теории «Москва- Третий Рим» воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.)

 

Ø Литература и распространение грамотности:

· Семейные и родовые княжескиелетописи,Киево-Печерский патерик (сборник, содержащий жития и нравоучения монахов), «Слово о полку Игореве» (1187 г.).

· «Слово Даниила Заточника» (XII в.),«Моление («Послание») Дании­ла Заточника» (XIII).

· Исторические песни (с XIV в.).

· Воинские повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»).

· Жития Сергия Радонежского, митрополита Петра, Стефана Перм­ского.

· «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, тверского купца (XV в.).

· Летописание [Общерусский летописный свод (1408 г.), «Хроно­граф»]

 

Ø Зодчество:

· В архитектурепостепенно вырабатывался самобытный мо­сковский стиль. В XV в. при Иване III в Кремле были выстроены стены и баш­ни из красного камня, сооружен ряд дворцов и соборов (Благове­щенский, Архангельский др.). Для работы в России был пригла­шен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти,построивший Успенский соборв Москве (1475-1479).



· Успенский (1185-1189 гг.) и Дмитриевский (1194- 1197 гг.) соборы во Владимире.

· Церковь Покрова на Нерли (1165 г.).

· Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234-1236 гг.).

· Упадок каменного зодчества, затем возрождение строительства кре­постей и храмов.

· Белокаменный Кремль в Москве(1366-1367 гг.).

· Благовещенский (1484-1489 гг.; псковские мастера) и Успенский (1475-1479 гг.; итальянский архитектор Аристотель Фиоравйнти) соборы Московского Кремля.

· Грановитая палата (1487-1491 гг.; итальянские архитекторы Мар­ко Руффо, Пьетро Антонио Солари)

 

Ø Живопись:

Окончательно сложились иконописные школы от­дельных земель (Х1У-ХУ вв.).

· Феофан Грек(приехал на Русь из Византии, участвовал в росписи старого Благовещенского собора Московского Кремля. До Москвы много ра­ботал в Новгороде)

· Андрей Рублёв[вершина творчества — «Трои­ца», написанная для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1408-1425 гг.)]

· Дионисий(иконы «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Распятие», росписи собора Ферапонтова монастыря)

 

Ø Ремесленное производство:

Упадок (из-за монгольского нашествия), последующее возрождение: железоделательные и ювелирные специальности; искусство резьбы по кости и дереву; литейное дело.


 






Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.