Наблюдение (определение и значение). — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наблюдение (определение и значение).

2017-06-29 276
Наблюдение (определение и значение). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Н. – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Занимает важное место среди методов экологического воспитания дошкольников. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов через различные формы восприятия: зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и др. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы складывается из следующих моментов: выделение самих объектов и частей, из которых они состоят. Определение свойств и характеристик объектов и их частей цвета, размера, формы, особенностей поверхности и тд.

Значение н.:этот метод в экологическом образовании детей дошкольного возраста является основным. Необходимость его использования связаны с характером знаний, доступных детям.

К организации наблюдений предъявляются следующие требования:

Первое требование связано с пространственной организацией наблюдений. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его) запах. Хорошо, если ребенок может потрогать объект.

Хорошо помогает в организации наблюдений раздаточный материал: овощи, фрукты, ветки, перья, семена, шишки и пр. Дети могут брать их в руки и обследовать в индивидуальном порядке.

Второе требование связано со временем: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. Наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Такая деятельность трудна для дошкольников. Поэтому наблюдение должно продолжаться от 3 до 10 минут.

Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое наблюдение должно иметь начало, основную часть и конец. В начале наблюдения необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Вторая часть наблюдения является основной. Задача воспитателя - использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Педагог предлагает посмотреть внимательно на объект и начинает задавать вопросы. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. Именно в конце наблюдения воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки - и все это по поводу наблюдения.

Четвертое требование касается поведения живых существ. Ведь животные не всегда ведут себя так, как того хочет воспитатель. Поэтому нужна специальная подготовка и организация наблюдения. Например, чтобы дети могли увидеть, как рыба поедает корм, она должна быть голодной (т.е. ее не следует кормить заранее).

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность -это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.

 

Виды наблюдений.

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы. Выделяют следующие виды наблюдений:

В процессе ознакомления дошкольников с природой исполь-уются следующие виды наблюдений:

I. По характеру познавательных задач:

1. Распознающие /анализирующие/ (используются во всех возрастных группах; в ходе этого наблюдения отмечается, что представляет собой объект непосредственно в момент наблюдения).

2. За развитием и изменением (средний, старший возраст, например, наблюдения за посадкой лука, редиса).

3. Воссоздающие (старший, дошкольный возраст, в ходе этого наблюдения надо по части воссоздать целое, например, по листу узнать дерево).

II. По цели:

1. Первичное

во всех возрастных группах

2.Вторичное

3. Итоговое - в старшем возрасте.

III. По длительности:

1. Эпизодические - преимущественно в младшем возрасте.

2. Длительные - средний, старший, дошкольный возраст.

IV. По степени самостоятельности:

1. Под руководством воспитателя (во всех возрастных груп-пах).

2. Самостоятельные (старший, дошкольный возраст).

V. По организации детей:

1. Индивидуальные.

2. Групповые.

3. Фронтальные.

VI. По планированию:

1. Плановые.

2. По инициативе детей.

VII. По объектам наблюдения:

1. За объектами и явлениями природы.

2. За трудом взрослых и детей в природе.

Фронтальными называются такие наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках детей. Наблюдения этого типа компенсируют недостатки демонстрационных наблюдений.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.