Раздел I. Что такое философия? — КиберПедия


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Раздел I. Что такое философия?



Содержание тем по разделам курса.

Раздел I. Что такое философия?

1. Философия и мировоззрение.

Сущность мировоззрения, его структура и исторические типы. У истоков философии: мифология и религия. Философия как мировоззрение. Философская, научная и религиозная картины мира.

2. Культурное измерение философии.

Философия как «логос» культуры. Типология культуры и рациональности. Западный и восточный типы рациональности. Мудрость и любовь к мудрости среди ценностей культуры (свобода и ответственность, дружба и состязание, знание и вера и т.д.). Истина, добро, красота как составляющие мудрости и философского опыта. Философия и наука. Этические и эстетические грани культуры и философии. Русская культура и её философское осмысление.

3. Структура философского знания.

Понятие философии. Предметное и проблемное поле философии. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология; натурфилософия, философия культуры; социальная философия, философская антропология; «отраслевая» философия (науки, техники, политики, права, хозяйства). Многообразие философских направлений, течений и школ.

Раздел III. Философская онтология.

1. Проблема бытия.

Исходные категории философской онтологии: «сущее» и «бытие». Бытие в его соотнесённости с небытием и инобытием. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия. Конкретизация бытия в понятие «субстанция». Материальное и идеальное. Материя как материальная субстанция. Атрибуты материи. Философские концепции пространства и времени. Движение как форма существования материи.

2. Проблема развития бытия.

Диалектика и метафизика как конкурирующие концепции осмысления сущего. Бытие в его противоречиях: пребывание и становление, движение и покой. Теория и практика развития. Детерминизм и индетерминизм. Закон и его разновидности. Динамические и статистические закономерности. Законы диалектики.

Раздел VI. Философская гносеология и эпистемология.

1. Познавательные возможности и способности человека.

Сознание и подсознание, мышление и язык; их роль в познавательном процессе. Слциально-историческая природа познания. Познание как активное отражение действительности. Диалектика познавательного процесса: чувственное и рациональное, интуитивное и дискурсивное. Знание и вера. Знание и практика. Творчество. Субъект-объектная парадигма познавательного процесса. Объяснение и понимание.

2. Мир знания.



Знание как результат познавательного процесса. Многообразие форм и типов знания. Знание и истина. Критерии истины. Научное знание: его специфика и общая структура. Критерии научности. Развитие научного знания. Понятие рациональности. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.

Раздел V. Социальная философия.

1. Общество в природной среде и техносфере.

Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия. Географическая среда и народонаселение как условие социального бытия. Материально-производственная сфера и ее роли в жизни общества. Техника и технология в их социальном измерении.

2. Общество в его историческом развитии.

Философское осмысление исторического процесса. Современное состояние и перспективы человечества. Общество традиционное и современное, их структура и функции. Социальная справедливость. Общество и государство: проблемы взаимоотношения. Насилие и ненасилие.

3. Общество и человек.

Формирование человека, индивидуальности, личности в процессе социализации. Человек как существо природное, социальное и духовное. Человек и мир ценностей. Этическая и эстетическая проекции жизни. Смысл жизни. Жизнь – смерть – бессмертие.

Философия

(14 часов)

Лекций – 8 часа, семинаров – 6 часа

Семинары:

Занятие 1. Древняя философия 2 часа

Занятие 2. Средневековая философия 1 час.

Занятие 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 1 час.

Занятие 4. Западная философия 18-19 веков. 2 часа.

Примерная тематика лекционного курса.

1. Философия и мировоззрение. Культурное измерение философии. Структура философского знания. 2 часа.

2. Проблема бытия. Проблема развития бытия. 2 часа.

3. Познавательные возможности и способности человека. Мир знания. 2 часа.

4. Общество в природной среде и техносфере. Общество в его историческом развитии. Общество человек. 2 часа.

УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. Изд. 2-е М.: Гардарики, 2006.

2. Введение в философию: учебное пособие для вузов. / Фролов И.Т., Араб-Аглы Э.А., Борзенков В.Г. и др. изд. 3-е М.: Республика, 2005.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник. 5 изд. М.: Логос, 2004.

4. Блинников Л.В. Краткий словарь философов.- М.: Наука, 1994.



5. Миронов В.В. Философия: учебник / МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Проспект, 2005.

6. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 1. Философия древности и средневековья / Под ред. Н.В. Моторшиловой.- изд.3-е. М.: «Греко-латинский кабинет», 2000.

7. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 4. Философия XX века / Под ред. Н.В. Моторшиловой.- изд.2-е. М.: «Греко-латинский кабинет», 2000.

8. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 3. Философия XIX-XX вв. / Под ред. Н.В. Моторшиловой.- М.: «Греко-латинский кабинет», 1999.

9. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 2. Философия XV-XIX вв. / Под ред. Н.В. Моторшиловой.- М.: «Греко-латинский кабинет», 1996.

10. Мир Философии: Хрестоматия. – М.: Политиздат, 1991. Ч.1.

11. Мир Философии: Хрестоматия. – М.: Политиздат, 1991. Ч.2.

12. Хрестоматия по философии: Учебн. пособ. Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 1998.

13. Социальная философия: Хрестоматия. – М.: Высш. шк., 1994. Ч.1.

14. Социальная философия: Хрестоматия. – М.: Высш. шк., 1994. Ч.2.

15. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М.: Наука. 1995.

16. Рассел Б. Мудрость Запада. – М.: Республика, 1998.

17. Философия: история и современность. Хрестоматия / Под ред. А.М. Бекарева. – Н.Новгород: НГТУ, 1996.

18. Двенадцать лекций по философии / Отв. Ред. И.Я. Лойман – Екатеринбург, 1996.

19. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. Пособие для вузов. В 3 ч. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1997.

20. Макарычев С.П. И др. Антропологические взгляды русских религиозных философов : учебн. Пособие – Н.Новгород: Изд-во нижегородского университета, 2001.

21. Всемирная энциклопедия: философия. / Сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ и др. 2001.

22. Жюлиа Дидье. Философский словарь. Пер. с фр. М.: Международные отношения, 2000.

23. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Справ. Студента – М.: Философск. О-во «Слово» АСТ, 2002.

24. Краткий философский словарь. Сост. Алексеев А.П., Васиьев Г.Г. и др. 2-е изд. М.: Проспект, 2005.

25. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. РАН: Ин-т философии. М.: Мысль, 2000.

26. Новейший философский словарь. Сост. А.А. Грицанов. Изд. 3, Минск: книжный дом, 2003.

27. Русская философия: словарь. Сост. А.А. Апрышко. М.: ТЕРРА – Кн. Клуб: Изд-во «Республика», 1999.

28. Соловьев В.С. Философский словарь. Сост. Г.В. Беляев. Ростов-н/Д.: Феникс,2000.

29. Основы современной философии. СПб.: Изд-во «Лань»,1997.

30. Современная западная философия: словарь. /Сост. Малахов В.С., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991.

31. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. РАН: Ин-т философии. М.: Мысль, 2000.

32. Алексеев В.П., Панн А.В. Философия. М.: Проспект, 2005.

33. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М.: Интерпракс, 1995.

34. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. – М.: Наука, 1994.

35. Современная философия науки: Хрестоматия. – Наука, 1994.

36.Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия наук и техники. – М.: Контакт – Альфа, 1995.

Методические рекомендации для самостоятельной работы по темам..

Некоторые пояснения.

Мир един и целостен. В основе объяснения мира так же лежит целостность его восприятия. Это главная посылка этого занятия. Но, не смотря на эту целостность, восприятие мира зависит от познающего субъекта. Поэтому рождаются разные картины мира, разные формы мировоззрения. Философия как бы «с высоты птичьего полета» охватывает всех их, предельно обобщая. Предметом философской рефлексии здесь выступает мировоззрение «вообще». Последнее имеет свою структуру, уровни, тенденции развития. Эти тенденции реализуются в исторических типах мировоззрения.

Культура проводит границы. Первая её грань отделяет общество от природы. Культура объединяет людей. Существуют универсалии культуры (общие для всех народов правила и ценности), через них культура становится единой. Но культура и разъединяет людей, ибо она проводит границы внутри собственного содержания. Культура едина и многообразна.

Философия предстает как «квинтэссенция» культуры, то есть она изучает наиболее значимые ценности и идеалы той или иной культурной системы. Многообразие культур предполагает многообразие философских систем.

Философская теория базируется на законах. Таковы, в частности, законы диалектики, практики и познания. Специфика философии как науки заключается в двух особенностях:

1) философия изучает не мир, оставляя за скобками человека, а отношение человека к миру; не только отражает, но и творит мир (мир, который должен быть);

2) язык философии состоит из категорий, т.е. понятий с предельным уровнем общности (самые широкие по объему и самые бедные по содержанию).

Указывая на мировоззренческий характер философии, следует определить, что такое мировоззрение, каковы его типы и почему «человек без мировоззрения» - невозможное существо. Философия – сложная наука. Общая философия, как и общая физика или общая биология, делится на ряд философских наук, каждая из которых изучает особое отношение человека к миру. Например, гносеология изучает отношение познающего человека к миру, который познается.

Особенность предмета философии (отношение человека к миру), мировоззренческий характер философии реализовались в разнообразных философских направлениях. Каждое из них раскрывает сложное содержание философии по-своему, исходя из своего мировоззрения и своего отношения к миру. Но, не смотря на эту пестроту, можно найти некие общие основания для классификации философских направлений. Основной вопрос философии – это наиболее абстрактный критерий классификации философских направлений, но есть и другие – более конкретные (временной, национальный и др.).

 

Дополнительная литература по теме.

1. Василенко И.А. Политическая философия: Учебн пособие для студентов ВУЗов. М.: Гардарики, 2004.

2. Вундт Вильгельм. Введение в философию. М.: «ЧеРо», «Добросвет», 1998.

3. Гаджиев К.С. Введение в политическую философию: учебп. Пособие. М.: Логос. 2004.

4. Гарин И.И. Что такое философия? Запад и Восток. Что такое истина? М.: ТЕРРА – Кн. Клуб. 2001.

5. Делез Жиль, Гваттари Феликс. Что такое философия? Пер. с фр. М. – СПб.: Инст-т эксперимент. Социологии, 1998.

6. Джеймс Уильям. Введение в философию. Пер. с англ. М.: Республика, 2000.

7. Джентиле Джованни. Введение в философию. Пер. с итал. СПб.: Алетейя, 2000.

8. Дьюи Джон. Реконструкция в философии. Пер. с англ. М.: Логос, 2001.

9. Нагель Томас. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. Пер. с англ. М.: Идея – Пресс, 2001.

10. Никифоров А.Л. Природа философии: основы философии. М.: Идея – Пресс, 2001.

11. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.

12. Каган М.С. Философия как мировоззрение. / Вопросы философии. 1997, №9.

13. Прохоров М.М. В поисках нового мировоззрения. Н.Новгород, 1992, гл.1ю

14. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцание и умозрение. Введение. М.,1994.

15. Кравченко И.И. Политическая мифология / Вопросы философии, 1999, №1.

16. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М.,1990.

17. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. / Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.,1990.

18. Бэкон Ф. О мудрости древних. / Бэкон Ф. Соч. в 2-х тт. М. 1972. Т.2.

19. Гудинг Д.Л.Д. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире. Учебное пособие. Пер. с англ. Ярославль: Диа-пресс, 2000.

20. Мир человека: Теория и история мировоззрений. (Сб. научн. Трудов. Вып.21) Редкол.: Прохоров М.М., Зеленов Л.А., Кутырев В.А. и др. Н.Новгород. Изд-во ННГУ, 1997.

21. Прохоров М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека: Монография. Н.Новгород, ВГИПИ, 1998.

22. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. С.101-202.

23. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Наука.1995.

24. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С.425-504.

25. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М, 1989.

26. Соловьев Вл. Первый шаг к положительной эстетике. / Соловьев В.С. Соч. в 2-х тт. М.,1988. Т.2.

27. Хоцей А.С. Основная ошибка философии. Детерминизм и свобода воли. Замечания по поводу взглядов Томаса Куна. Казань: Дом печати. 2003.

28. Картунов С. Альтернативы. (Аксиоматические аспекты христианства, марксизма и философии жизни). М,1992.

29. Выжлецов Г.П. Аксиологии культуры. СПб. 1997.

30. Бенедиктов Н.А. Русские святыни. М.: Алгоритм, 2003.

31. Зеленов Л.А. Система философии. Н.Новгород: ННГУ. 1991.

32. Щуров В.А, Новый технократизм: Феномен техники в контексте духовного производства. Монография. Н.Новгород: Изд-во ННГУ. 1995.

33. Касьян А.А. Контекст образования: наука и мировоззрение. Монография. Н.Новгород: Изд-во ННГУ. 1996.

34. Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Под Ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. СПб.: «Алетейя», 2001.

35. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия наук и техники. Учебное Пособие. М.: Гардарика. 1996.

36. Уайтед А.Н. избранные работы по философии. М.: Прогресс. 1990.

37. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл.2 / Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 21; Диалектика природы / заметки и фрагменты. Воззрение древних на природу. / Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т.20.

38. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-и тт. М. 1956. т.2

39. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. наука логики. Введение. М. 1974.

40. Булгаков С.Н. Трагедия Философии. Очерк первый. Типы философских построений. / Булгаков С.Н. Соч. в 2-х ТТ. М. 1993. Т.1.

 

Некоторые пояснения.

Бытие – одна из главных категорий философии. Отражает постоянное стремление представить всеобщий процесс, включающий человеческое бытие в мире, выразить единство и на многообразие различных форм мироздания. Бытие противоречиво: оно ориентировано на предельно общие характеристики сущего, но постигается через его конкретные характеристики, структуры и воспроизводимость. Бытие рассматривается в трех аспектах: как единство и многообразие (проблема субстанции), как соотношение устойчивости и изменчивости (проблема становления бытия), как диалектика прерывного и непрерывного.

Особое место в трактовке бытия занимает проблема сопоставления бытия и сознания. Диалектико-материалистическая философия выдвигает тезис о том, что сознание есть отражение бытия. М. Хайдеггер дает онтологическую трактовку сознания, о присутствии сознания в процессе бытия. Философия экзистенциализма акцентирует внимание на соотнесение человеческого существования с бытием. Русский космизм, христианский эволюционизм П. Тейра де Шардена выявляют возможности взаимодействия человека с космической и биологической эволюцией. Современная философия тяготеет к рассмотрению бытия как сложного, многогранного процесса, включающего в себя человеческое существование.

Проблема развития бытия – одна из древнейших проблем философии. Решение ее зависит от того, как определяется «бытие». Поэтому, так же как существует несколько вариантов решения проблемы бытия, есть и несколько вариантов решения проблемы его развития. Диалектический метод мышления обсуждался и исследовался еще философами античного мира, в особенности Гераклитом, Платоном. Аристотелем, но только в мифологии Гегеля Ему отведено подобающее место. Именно Гегель впервые сознательно использовал этот метод при создании грандиозной системы. Диалектику Гегель считал единственным адекватным методом истинной философии. В то же время Гегель критиковал метафизический метод мышления, хотя и не отрицал его значения в определенных границах. Диалектика Гегеля была критически переработана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Определенный вклад в развитие диалектики внес В.И. Ленин.

Диалектический метод предполагает учет всего многообразия связей действительности, рассмотрение любого явления в развитии, учет конкретной обстановки. Суть диалектики в ее законах и категориях. Основные законы диалектики отражают определенные стороны процесса развития.

Диалектическому методу противостоят другие методы: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм. Данные методы преувеличивают отдельные стороны, аспекты реальности: софистика апеллирует аналогиями, гибкостью понятий, догматизм абсолютизирует момент постоянства, устойчивости, релятивизм – изменчивость и относительность.

В целом диалектика рассматривает бытие в динамике и считает его детерминистически обусловленным. Метафизика представляет бытие в статике и в этом случае речь о детерминизме идти не может, так как бытие здесь уникальное (неповторимое), единичное, раз и на всегда данное и единственное (экзистенция, единое, бог, дух и пр.).

Дополнительная литература по теме

1. Фромм Эрих. Душа человека. Пер. с англ. М.: АСТ: Транзит-книга, 2004.

2. Гартман Н. К основоположению онтологии. Пер. с нем. СПб.: Наука, 2003.

3. Губин В.Д. Онтология. Проблемы бытия в современной европейской философии. М.1998.

4. Сартр Жан Поль. Бытие и ничто: Опыт Феноменологической онтологии. Пер. с фр. М.: Терра-Книжный клуб; Республика, 2002.

5. Ярков А.Н. Человек в поисках единства (Анализ оснований мировоззренческого выбора и введение в экзистенциональные основания религии). Н.Новгород. Вектор ТиС. 2004.

6. Кучевский В.Б. Философское учение о бытие и субстанции. Уч.пособ. М., 1993.

7. Хасанов И.А. Время: природа и равномерность измерению. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

8. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.

9. Уитроу Дж. Естественная философия времени. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1964.

10. Пространство и время / М.А. Парнюк и др. Киев: Наук. Думка, 1984.

11. Лисин А. И. Идеальность. Ч.1. реальность идеальности. М.: Информация, РеСК, 1999.

12. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.

13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Вместо введения, гл.3, пар.1,5, гл.5, пар.1,2,3,8, гл.4, пар.2 / Полн. Собр. Соч. М.,1968. Т.18.

14. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Примечания к «Анти-Дюрингу». О механическом понимании природы. Отдел 1, гл.4,5,6. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.20; Диалектика природы. Заметки и фрагменты. Формы движения материи. Классификация наук. / Там же.

15. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. 1991.

16. Кедров Б.М. Беседы о диалектике: шестидневные философские диалоги во время путешествия. 2-е изд. М.: Мол. Гвардия, 1989.

17. Материалистическая диалектика в 5-и тт. под ред. Ф.В. Константинова, В.Г. Марахова. М.: Мысль, 1981.

18. Мировоззренческая парадигма в философии: категориальный анализ. Монография / Прохоров М.М., Булычев И.И., Антаков С.М. и др. Н.Новгород: Волж. Гос.инженернопед. акад. 2005.

19. Некрасова Е.Н. Живая истина: метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.: Мартис. 1997.

20. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003.

21. Материалистическая диалектика как общая теория развития. М. 1982.

22. Суворов Л.Н. Материалистическая диалектика. М. 1980.

23. Идеалистическая диалектика XX столетия. М. 1987.

24. Усмов А.И. Системный подход и общая теория систем. М. 1978.

25. Синергетика. М. 1980.

26. Современный детерминизм, законы природы. М. 1973. Статья Кедрова Б.М.

27. Князева Е.Н., Курганов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М. 1994.

 

Некоторые пояснения

Проблема субъекта и объекта познания, по сути, заключается в том, как познается мир, кто его познает, и что узнает этот «некто». Иногда «некто» - субъект познания -рассматривается очень широко. Например, гегелевская абсолютная идея, познающая сама себя. Здесь субъект и объект познания находятся в единстве.

В большинстве философских концепций по этим «некто» понимается человек или человечество, а более конкретно, человек и его сознание. Поэтому главной отправной точкой для любого решения проблемы субъекта и объекта познания является ответ на вопрос о сущности и происхождении сознания.

Сознание относится к числу наиболее важных категорий философии. Над проблемой происхождения и сущности сознания размышляли многие поколения философов. Идеалисты постулируют существование духовной субстанции. Материалисты рассматривают сознание как свойство высокоорганизованной материи. С их тоски зрения оно отдельно от материи существовать не может.

Следующая проблема - это проблема соответствия наших знаний об объекте с самим объектом. Она может быть решена положительно, тогда можно говорить о научном познании, практике, знании, творчестве, объективной деятельности и т.п. Если вопрос решается отрицательно, тогда все выше перечисленное лишается смысла и мы говорим о вере, о мышлении самом о себе и для себя.

Гносеология - это один из важнейших разделов философии, который рассматривает проблемы человеческого познания, ставит вопросы и дает ответы о возможностях и границах человеческого знания, о путях и средствах достижения истинного знания.

Существенный вклад в развитие современной гносеологии внесли такие философские направления как неопозитивизм, логико-рационалистические направления, диалектический материализм, неокантианство, представители герменевтического направления.

Философская теория познания рассматривает как формы научного познания, так и вненаучного познания, ставит проблему о соотношении рационального и творческого компонентов познавательного процесса. Философия ХХ века сделала акцент на социальной природе познания, на роли личного познания (М. Полани), в фокус исследовательского интереса попало обыденное познание.

Важнейшей проблемой современной гносеологии является её отношение к науке, философия постоянно испытывает на себе влияние стандартов и эталонов научного знания.

 

Дополнительная литература по теме

1. Шелер М. Формы знания и образования // Избр. Произв. М., 1994.

2. Холтон Дж. Тематический анализ науки М., 1990.

3. Знания за пределами науки М., 1990.

4. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.

5. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990.

6. Гадамер X. Истина и метод. М., 1988.

7. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-техническом
мышлении. М.:РОССПЭН, 1997

8. Кутырев В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма) М.: ЧеРо,1999

9. Причинность и телеономизм в современной естественнонаучной парадигме. Отв. ред. Е.А. Мамчур, Ю.В.Сачков М.: Наука, 2002.

10. Сачков Ю.В. Вероятностная революция в науке. (Вероятность, случайность, независимость, иерархия) М.: Научный мир, 1999.

11. Мудрагей Н.С. Очерки истории западноевропейского иррационализма. М.: Наука, 2002.

12. Теория познания в 4-х т.т. под ред В.А. Лекторского, Т.И.Ойзермана. М.: Мысль, 1991.

13. Синергетическая парадигма: Когнитивно-коммуникативное строение современного научного познания. Отвред. Л.П. Кнященко. М.: Прогресс- Традиция, 2004.

14.Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. Пер. с англ. М.: ТЕРРА - Кн.клуб: Республика, 2000.

Некоторые пояснения

Сущность взаимодействия человека и природы заключается в практической деятельности людей. Деятельность позволила человеку выделить себя из всей остальной природы, так как она направлена на преобразование этой природы соответственно человеческим потребностям.

Благодаря развитию своих деятельных сил, человек осознает своё господство над природой. И хотя власть его над природой является безусловным благом для человека, она влечет за собой негативные процессы в природе. Особенно это проявилось в современную эпоху, когда достижения научно-технического прогресса позволили многократно увеличить производственные мощности общества, интенсифицировать с помощью производства обмен веществ человека и природы. Это привело к тому, что постепенно истощаются природные ресурсы, снижаются компенсаторные возможности биосферы. Человек, будучи частью природы, на своем организме ощущает результаты собственного разрушительного воздействия на неё.

Деятельность человеческого общества в материальной сфере организована как материальное производство, которое базируется на определенных технологиях, видах техники. Эти феномены изучаются социальной философией, разными философскими направлениями. Материальное производство и техника рассматривается ими не только как сферы созданного человеком, но и как сферы диктующие обществу правила жизни, как искусственная природа, которая так же становится внешней и отчужденной от общества, как и природа естественная.

Впроцессе становления человека, индивидуальности, личности определяющую роль играет общество. Оно формирует личность в процессе общественной деятельности. Это другая сторона деятельности — обработка людей людьми. Ряд исследователей видят развитие человека как сущность и цель общественного прогресса. Речь идет о гуманизации общественной жизни - ориентации общественной деятельности на человека и его развитие как самоцель. Социализация - это более широкое понятие - это деятельность по передаче и усвоению социального опыта человечества индивидом как представителем общества. Высшая цель социализации - формирование в человеке личности. Сформировавшаяся личность противоположна обществу своей персонализацией. Но, одновременно, она находится в единстве с обществом посредством деятельности. Совокупная деятельность детерминирует события. То есть, исторические события есть результат совокупной воли людей, их сознательных действий. Это и есть историческое творчество масс. Свобода личности основывается на способности человека принимать решения, совершать поступки и действия в соответствии со своими интересами, целями, оценками, идеалами, мотивами. Но, в то же время, она ограничена деятельностью общества и другими, независящими от личности факторами. То есть, проблема отношения личности и общества рассматривается через призму свободы и ответственности личности. Государство, социальные институты, социальные классы реализуют и регулируют эти отношения посредствам структурирования и организации общественной деятельности.

Философия истории - раздел философского знания, посвященный осмыслению исторического процесса. Предметное поле философии истории включает три относительно самостоятельных раздела: теорию исторического процесса (онтологический аспект), теорию исторического познания (гносеологический аспект), анализ форм и методов исторического исследования.

Основное назначение философии истории в том, чтобы способствовать осознанию современной эпохи. Наибольший интерес для изучения данный темы представляют интерес линейные концепции исторического процесса (Маркс, Гегель, Гердер, Ростоу, Д. Белл, А. Тоффлер), концепция "осевого времени" К.Ясперса, циклические концепции О. Шпенглера, Н.Я. Данилевского, А. Тойнби. Заслуживает внимания критика идеи целостности и единства истории К. Поппером.

Современный цивилизационный подход претендует на разрешение дилеммы единства- многообразия исторического процесса.

Аксиология - это способ ценностного освоения мира человеком. Задача этого раздела философского знания показать сопряженность индивидуального человеческого существования с судьбой человечества. Многообразие трактовой в решении проблемы соотношения личности и общества порождают богатую палитру ответов на вопрос о смысле и судьбе отдельного человека. Можно выделить четыре основных подхода к пониманию личности: экзисенциальный, социологизаторский, натуралистический и религиозно-философский.

В решении вопроса о будущем человечества сталкивается технократизм и гуманизм, оптимизм и пессимизм. Стоит напомнить мысль русского философа С.Л. Франка, что смысла нет ни в жизни, ни в истории только до тех пор, пока мы его не ищем, а найденный смысл является путеводной нитью человеческого существования.

В новом веке, в новом тысячелетии существуют настоятельная потребность в аксиологии, интегрирующий практический и познавательный опыт человечества. Уникальная предметность аксиологии обусловлена её основными проблемами: представлением о желанном будущем, вопросами, откуда мы и куда мы идем, ради чего жили, живут и будут жить следующие поколения людей. Аксиология характеризуется особым способом проникновения в будущее и безусловной практической значимостью.

Дополнительная литература по теме

1. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку (философское эссе). М: «Лабиринт», 1994.

2. Курашов В.И. Философия: познание мира и феномены технологии. Казань: КГТУ, 2001.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М. 1988.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л. 1989.

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1991.

6. Печчеи А. Человеческие качества. М.1990

7. Белл Д. Постиндустриальное общество. М.1990

8. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М. 1993

9. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий / Вебер М. Избранное. Образ
общества. М. 1994

10. Макс К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения т. 13

11. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск. 1998.

12. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Кн.1-2. М., 1991-1995.

13. Зеленов Л.А. Становление личности. Н.Новгород., 1989.

14. Краева О.Л. Диалектика потенциала человека. Монография. М., Н.Новгород. 1999.

15. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.

16. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л. 1990.

17. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

18. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека / Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

19. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997.

20. Семенов Ю.И. Сжатое введение в философию истории. М., 1996.

21. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3.

22. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1998.

23. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

24. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

25. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

26. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии, 1992. № 8.

27. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М., 1994.

28. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

29. Гирин Л. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории
человечества (опыт философско-социального анализа всемирно-исторического
процесса). В 3-х ч.ч. Волгоград. 1996.

30. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989.№ 2.

31. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

32. Вечные философские проблемы. Новосибирск, 1991.

33. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

34. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

35. Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

36. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

37. Швейцер А. Благоговение перед жизнью М., 1992.

38. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.-Харьков: АСТ-ФОЛИО. 2000.

39. Событие и смысл, (синергетический опыт языка) ред. Л.П. Кнященко, П.Д.Тищенко. М.,1999.

40. Курашов В.И. Философия: человек и смысл его жизни. Казань: КГТУ, 2001.

41. Бурдье Пьер. Практический смысл – Пер. с фр. СПб.-М.: Алетейя, Ин-т экспериментальной социологии, 2001.

42. Берлин Исейя. Философия свободы. Европа – М.: Новое лит. Обозрение, 2001.

43. Мартынов В.Ф. Философия красоты – Минск: Тетра Системс, 1999.

Семинары

Учебно-вспомогательная литература

1. Табачкова Е.В. Философы. Крат. Биогр. Словарь. М.: Рипол классик, 2002.

2. Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. М.: АСТ, 1999.

3. Аблеев С.И. История мировой философии. М.: АСТ, 2002.

4. Алексеев П.В. История философии: Учебн. /МГУ им. М.В. Ломоносова, Филос. Фак. М.: Проспект, 2005.

5. Артемова В.Г. и др. Философская мысль: от истоков до наших дней. Вып.1.: Древний мир и средневековье. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1999.

6. История философии: Запад – Россия – Восток. Учебн для Вузов. Кн.1. Философия древности и средневековья. Изд. 3-е под ред. Н.В. Моторшиловой, М.: Греко-Латинский кабинет, 2000. Кн.2 Философия XV-XIX вв. Н.В Моторшилова и др. М.: Греко-Латинский кабинет, 1996. Кн.3. Философия XIX-XX вв., изд. 3-е, под ред. Н.В. Моторшиловой, М.: Греко-Латинский кабинет,2000.

7. Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: Учеб. Пособ. М.: Логос, 2003.

8. Хрестоматия по истории философии. Учеб. Пособ. В 3-х частях. Отв. Ред. Микешина Л.А.. – М.: Владос: 1997.

9. Антология мировой философии в 4-х тт. М., 1969-1972.

10. Антология мировой философии. Античность. Минск-М.: Харвест – АСТ, 2001.

11. Антология мировой философии. Древний восток. Минск-М.: Харвест – АСТ, 2001.

12. Антология мировой философии. Возрождение. Минск-М.: Харвест – АСТ, 2001.

13. Рассел Бертран. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. В 3-х Кн. М.: 2004.

14. Стронгина Р.П. Философия в лицах: от истоков до наших дней (философские таблицы). Учебн. Пособ. Н.Новгород: изд-во ННГУ, 1999.

15. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1-3. СПб,1993.

16. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М. 1991.

 

Литература

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. С.150-181.

2. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М.: Политиздат, 1989. С.9-80.; История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль. 1989.; античная философия истории. – СПб.: Алетейя.2000.

3. Платон. Диалоги.- М.: Мысль, 1986. С.404-414ю

4. Реале Дж.. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994.

5. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности (начало древнегреческой философии) Учеб. Пособие – Интерпракс. 1996.

6. Рассел Б. Мудрость Запада – М.: Республика, 1997.

7. Великие мысли великих людей: Антология афоризма. В 3-х тт. Т.1 Древний мир. Сост. Кондрашев А. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998.

8. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и её эвристическая значимость. Учеб. Пособ. для ВУЗов. М:-СПб.: Амфора, 2001.

9. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. Сб. ст. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., и др. Пер. с англ. СПб.: Амфора, 2001.

10. История восточной философии: Учеб. Пособ. Сост. Степанянц М.Т. РАН Ин-т философии. М.1998.

11. Древнерусская космология. Григорьев А.В. и др. СПб.: Алетейя,2004.

12. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высш. шк. 2003.

13. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. Учеб. Пособ. М.: Высш.шк.,2003.

14.Лукьянов А.С. Становление философии на востоке. Древний Китай и Индия. М.:1989.

Литература

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье – СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1994.

2. История средневековой философии. Хрестоматия в 2х чч. Ч.1. Патристика. Сост. Г.Я. Миненков. Минск: ЕГЦ. 2002.

3. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья. В 2х тт. СПб.: РХГИ, 2001. сост. С.С. Неретина и др.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2,3. СПб. 1995.

5. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПб ун-та. 1995.

6.Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: 1991. В 2х тт. 4х чч.

Литература

 

1. История философии в кратком изложении.- М.: Мысль, 1990. С.320-323, 346-404, 427-454.

2. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика. 1997.

3. История западноевропейской философии. Учеб. Пособ. Сост. Мотрошилова Н.В. РАН ин-т Философии. М.:






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.