МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕОБУЧЕНИЕ, — КиберПедия


Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕОБУЧЕНИЕ,



КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ

Предлагаемые десять заданий рассчитаны на обследование детей

2 – 3 –летнего возраста.

Таблица № 1

№ п/п Наименование задания Возраст детей
2-2.5 года 2.5-3 года
Поймай шарик + +
Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки + +
Разбери и сложи матрешку: двусоставную трехсоставную + +
Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец + +
Найди парные картинки: две четыре + +
Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый) с четырьмя (красный, желтый, зеленый, синий) + +
Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей + +
Построй из палочек: молоточек из двух палочек домик из трех палочек + +
Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка + +
Нарисуй: дорожку домик + +

 

Для проведения обследования необходимо иметь:

§ два детских столика;

§ два стульчика.

1. Желобок с шариком.

2. Три коробочки четырехугольной формы одного цвета, разные по

величине, с соответствующими крышками;

три разных по величине шара одного цвета.

3. Две матрешки (трехсоставные).

4. Две пирамидки:

§ из трех колец одного цвета;

§ четырех колец одного цвета.

5. Две пары предметных картинок.

6. Восемь цветных кубиков:

§ два красных,

§ два синих,

§ два желтых,

§ два зеленых.

7. Разрезные картинки:

§ первая пара — одна из предметных картинок разрезана на две части;

§ вторая пара — одна из картинок разрезана на три части.

8. Пять плоских палочек одного цвета.

9. Тележка с кольцом, через которое продета тесемка.

10. Карандаш, бумага.

Номера пунктов соответствуют номерам заданий.

 

При анализе результатов обследования основное внимание надо уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Многие дети раннего возраста с отклонениями в умственном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания имеют невербальную форму выполнения.

Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности от наиболее легких к более сложным.

Отдельные задания дублируются, т. е. дается несколько заданий аналогичной трудности. Это делается для того, чтобы исключить некоторые привнесенные факторы, например необходимость проявления определенного мышечного усилия, которое для некоторых детей могло стать непреодолимым препятствием (разбор и складывание матрешки)



Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету.

Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. При этом надо учитывать, что сенсорные нарушения всегда влияют на психическое развитие ребенка, поэтому при необходимости надо провести обследование слуха и зрения.

ПОЙМАЙ ШАРИК.

Задание направлено:

§ на установление контакта и сотрудничества ребенка с взрослым;

§ на выявление понимания ребенком словесной инструкции;

§ на умения следить за двигающимся предметом,

§ на определение уровня развития ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования:

психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.

Оценка действий ребенка:

§ принятие задания;

§ понимание речевой инструкции;

§ желание сотрудничать (играть) с взрослым;

§ отношение к игре;

§ результат;

§ отношение к результату.

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок не начинает сотрудничать даже после обучения, ведет

себя неадекватно (бросает шарик, берет шарик в рот и т. д.);

 

2 ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить

ловить шарик, но это не всегда удается;

 

3 ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать

шарик не всегда удается из-за моторных трудностей;

после обучения результат положительный;

 

4 ребенок сразу начинает сотрудничать с взрослым; успешно ловит и катит

шарик.

 

СПРЯЧЬ ШАРИКИ.

Задание направлено:

§ на выявление практического ориентирования на величину;

§ наличия соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной

формы одного цвета с соответствующими крышками;

два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

 

 

Проведение обследования:



перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать.

Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

§ принятие задания;

§ понимание речевой инструкции;

§ способы выполнения - ориентировка на величину;

§ обучаемость;

§ наличие соотносящих действий;

§ отношение к своей деятельности;

§ результат.

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1ребенок не понимает задание; не стремится к цели;

после обучения задания не понял.

 

2 ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению

цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату

безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

 

3ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении

соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой);

ребенок заинтересован в результате своей деятельности;

после обучения задание выполняет.

 

4 ребенок сразу понимает задание, выполняет его, применяет соотносящие

действия, заинтересован в конечном результате.

 

РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.

Задание направлено:

§ на выявление уровня развития практического ориентирования на

§ величину предметов;

§ наличия соотносящих действий;

§ понимания указательного жеста;

§ умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение обследования:

психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.

Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка

спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

§ принятие задания;

§ способы выполнения;

§ обучаемость;

§ отношение к результату;

§ понимание указательного жеста;

§ наличие соотносящих действий;

§ результат.

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок не научился складывать матрешку, после обучения самостоятельно

не действует, ведет себя неадекватно (берет матрешку в рот, кидает,

стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).

2 ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.

3 ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи

взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); и

понимает, что конечный результат достигнут; после обучения

самостоятельно складывает матрешку.

4 ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его

самостоятельно, отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован

в конечном результате.

 

РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ.

Задание направлено:

§ на выявление уровня развития практического ориентирования

§ на величину;

§ на наличие соотносящих действий;

§ на определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук;

§ целенаправленности действий.

Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.

Проведение обследования:

психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.

Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

§ принятие задания;

§ учет величины колечек;

§ обучаемость;

§ отношение к деятельности;

§ результат.

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1ребенок действует неадекватно, даже после обучения: пытается надеть

колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает

их в pуке и т. д.

2 ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек;

после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не

учитывает, не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих

рук; к конечному результату своих действий безразличен.

 

3ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на

стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет

безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук

не выражена; адекватно оценивает результат.

 

4ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом

размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность

действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

 

НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ.

Задание направлено:

§ на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных

картинок;

§ понимание жестовой инструкции.

Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 1—8.

Проведение обследования:

перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.

Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.

Оценка действий ребенка:

§ принятие задания;

§ осуществление выбора;

§ понимание жестовой инструкции;

§ обучаемость;

§ результат;

§ отношение к своей деятельности.

Результаты проведенного обследования (в баллах):

1 ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно

(переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять

картинку у взрослого т. д.).

2 ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе

обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности

безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3ребенок сразу понимает условия задания, допускает одну ошибку; после

обучении действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

 

4 ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки;

заинтересован в конечном результате.






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.