Вопрос № 2. Назначение полиции. Место полиции в системе органов внутренних дел. — КиберПедия


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вопрос № 2. Назначение полиции. Место полиции в системе органов внутренних дел.



Принятый 7 февраля 2011 года Федеральный закон № 3–ФЗ «О полиции» - без преувеличения эпохальное событие в развитии не только полицейского законодательства, но и всей правовой системы России. Он имеет основополагающее значение для организации практической работы по защите прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности в стране, отвечая на вопрос, кто это будет делать, на каких принципах, какими методами и при каких условиях. С принятием Закона о полиции завершилась эпоха милицейского законодательства, основанного на тотальном контроле за обществом, сформировавшемся еще в советский период.

Закон о полиции создает предпосылки для укрепления законности и правопорядка в обществе, повышения эффективности борьбы с противоправными посягательствами. Он восполняет имеющиеся пробелы в правовом регулировании сферы внутренних дел, содержит более надежные гарантии прав человека и гражданина, вовлекаемого в орбиту полицейской деятельности, устанавливает более жесткие требования к работе органов внутренних дел.

В Законе о полиции воплощены последние достижения теории права, и в первую очередь административно-правовой науки. В то же время он, несомненно, послужит источником и катализатором дальнейшего развития российского законодательства, пересмотра сложившихся воззрений на социальную роль и содержание не только полицейской деятельности, но и правоохраны в целом, на ее цели, принципы и организацию.

Закон о полиции принят в рамках реформы МВД России, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. N 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Основная задача реформы - вывести систему МВД России на новый качественный рубеж развития. Функционально и организационно она должна обеспечивать удовлетворение потребностей общества в надежной защите прав и свобод граждан, эффективно противодействовать преступности, обеспечивать порядок на улицах и в других общественных местах.

В этих целях реализуется комплекс мер по оптимизации структуры управления, реорганизации системы ведомственного образования, кадрового, тылового и материально-технического обеспечения.

Особое внимание уделяется повышению научно-технической вооруженности органов внутренних дел, внедрению новейших достижений науки и техники, в том числе электронных систем и технологий.



Реформа призвана также решить наиболее острые социальные проблемы органов внутренних дел, в том числе существенно увеличить уровень заработной платы и пенсий сотрудников. Таким образом закладывается необходимая основа для формирования стабильных, психологически и нравственно устойчивых, высокопрофессиональных полицейских коллективов.

В Статье 1 ФЗ «О Полиции» в отличие от ранее действовавшего Закона «О милиции» раскрытие сущности полиции начинается не с констатации ее организационно-правовых признаков, а с юридического закрепления социального назначения полиции в современной России. В связи с этим данная статья содержит ряд новелл, раскрывающих юридическое содержание концептуальной идеи о преобразовании милиции в полицию как логически обусловленном шаге в направлении формирования в Российской Федерации современных органов правопорядка. Юридическая конструкция назначения полиции раскрывается в трех частях указанной статьи.

Назначение полиции:

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

В части 1 рассматриваемой статьи в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации назначение полиции в современной России законодатель связывает в первую очередь с защитой жизни, здоровья, прав и свобод граждан. Принципиально важными в этой части являются три момента.



Во-первых, учитывая, что право на жизнь в Конституции Российской Федерации провозглашается первым в числе личных прав и свобод (статья 20) и его обеспечение служит необходимым условием всех остальных прав, а защита здоровья (статья 41) выступает одним из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами, законодатель, выстраивая приоритеты социального назначения полиции, специально выделил защиту жизни и здоровья граждан из всей системы защиты прав и свобод человека и гражданина, провозглашаемых и гарантируемых Конституцией.

Во-вторых, речь идет о защите жизни, здоровья, прав и свобод как граждан Российской Федерации, так и иностранных гражданах и лиц без гражданства. Иными словами, законодательная конструкция социального назначения российской полиции приведена в соответствие с духом и буквой Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что человек, его права и свободы есть высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (статья 2), а также то, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации (часть 3 статьи 62).

В-третьих, положение о социальном предназначении полиции определяет смысл всей ее деятельности: противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности.

Во второй части статьи закреплено, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция чаще, чем какие-либо другие органы, оказывается в ситуациях, когда кому-либо требуется помощь, не терпящая отлагательства, и получить ее, кроме как от полиции, неоткуда по причине отсутствия соответствующих служб или их представителей (их нет вообще либо обращение к ним ограничено или невозможно). Во-вторых, из всех публичных служб полиция находится ближе всех к населению вследствие круглосуточного характера работы, постоянного "уличного" присутствия и "пешеходной доступности". В-третьих, полиция в отличие от многих других органов имеет более или менее широкие возможности централизованной передачи и получения информации, связи, транспортные возможности.

Законодательное предписание о том, что полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, как норма-принцип отражает качественно меняющиеся формы, методы и механизмы государственного управления в целом и в сфере обеспечения правопорядка в частности, акцентируя внимание должностных лиц полиции на необходимости реализации государственных функций максимально полно, оперативно и эффективно. Применительно к деятельности полиции это означает, что она нацелена на социальное служение гражданам, в силу различных обстоятельств нуждающимся в помощи, теми правовыми и организационными средствами, которыми располагает полиция.

В третьей части рассматриваемой статьи зафиксирован еще один сущностный компонент предназначения полиции - оказание ею содействия федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от формы собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав. Несколько упрощая, можно отметить, что если вторая часть статьи касается отношений полиции с индивидуальными субъектами права, то третья часть - с коллективными субъектами. Если в первом случае речь идет о системе социальных взаимодействий полиции с гражданами, то во втором - с государственными и общественными институтами, их руководящими органами, должностными лицами.

Термин "содействие" означает помощь, поддержку в каком-нибудь деле, в какой-нибудь деятельности; деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-нибудь деятельности. Применительно к полиции, ее "деятельное участие в чьих-либо делах" ограничивается, во-первых, пределами полицейских полномочий, предусмотренных действующим законодательством, во-вторых, защитой прав субъектов, перечисленных в данной норме.

Виды и формы контроля и надзора, осуществляемого за деятельностью полиции закреплены в главе 10 Федерального закона № 3–ФЗ «О полиции».

Указанная глава Закона состоит из пяти статей. В рамках контроля и надзора оценивается уровень соблюдения полицейскими законов и иных нормативных актов, принимаются меры по недопущению отклонений от установленных законодательством норм и правил, а также устранению имеющихся в работе полиции недостатков. Тем самым обеспечивается режим законности в ее работе.

Контроль и надзор за законностью работы полиции - это деятельность уполномоченных субъектов по наблюдению и оценке соответствия работы подразделений, служб и организаций полиции, поведения ее сотрудников должным требованиям и правилам.






Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.