СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ — КиберПедия


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ



Главное, – заложить в глубину сердца ребенка,

что он – хороший и у него поэтому все получится.

Дмитрий Соколов

 

Ребенок, появившись на свет, первые три-четыре года своей жизни занят исключительно познанием окружающего его мира. Именно в эти годы закладывается все то, что потом будет помогать или, наоборот, мешать ему реализовать себя, удачно адаптироваться в такой сложной и переменчивой современной жизни.

Дошкольный период важен не только для физического и интеллектуального развития ребенка, но и, прежде всего, - психологического. Установки или «сценарии» (по Эрику Берну), сложившиеся в раннем детстве определяют стратегии поведения человека на всю оставшуюся жизнь. Мы уже говорили о том, что, теоретически, изменить сложившиеся сценарии поведения можно, но это требует от человека большой внутренней работы и наличия рядом мудрого и опытного наставника.

Великий древнегреческий философ Платон считал, что ребенок рождается подобно «чистой доске» на которой воля воспитателя может написать все, что угодно. Наблюдая за своей маленькой дочкой, я невольно засомневалась в этой теории – она еще не умела толком сидеть и ползать, но характер был уже однозначно сформирован. Однако опыт работы с детьми в школе и со студентами в институте убеждает меня в следующем: Платон был прав как минимум в одном – все негативное, что появляется в характере ребенка, является результатом воспитательных и не-воспитательных воздействий со стороны окружающих его людей.

Любой ребенок рождается с огромными запасами оптимизма, легкого и непосредственного отношения к событиям, происходящим в жизни, потрясающей способностью к адаптации – все это помогает ему выживать в тех условиях, в которых он, волею судьбы и окружающих людей, оказался. С возрастом пропадает и неиссякаемый оптимизм и неутолимое любопытство и фантастическая способность приспосабливаться ко всему. Куда? По каким причинам? Трудно ответить однозначно, но, несомненно, наше участие в этом тоже есть. Поэтому девизом взрослых, имеющих дело с детьми, особенно – с детьми младшего школьного возраста, должен быть призыв Гиппократа, обращенный к настоящему врачу «Не навреди!» Навредить маленькому человечку очень легко – он податлив любому влиянию, а исправлять вред потом придется усилиями возможно не одного психотерапевта, очень и очень долгое время.

В дошкольный период происходит формирование личности человека, «отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность» (О.Хухлаева), поэтому и отношение со стороны взрослых должно быть очень бережным, трепетным.



Ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра – именно в игре и через игру ребенок осваивает основные нормы поведения взрослого человека. Основой мировоззрения является сказка – уверенность в том, что мир хорош, что в нем не может произойти ничего непоправимо плохого и что, благодаря родителям, все всегда закончится хорошо[8].

Главной целью родителей должно быть стремление максимально долго сохранить у ребенка это позитивное восприятие мира. Конечно, мы не можем, да и не должны постоянно оберегать своих детей от всех жизненных трудностей, но веру в чудо, веру в людей [9], веру в собственные силы можно, и нужно, и должно воспитывать и сохранять в ребенке. Это – то немногое и то все, что мы можем сделать для того, чтобы впоследствии он с честью и наименьшими потерями выходил из сложных ситуаций, которые, несомненно, будут в его жизни.

Поскольку сказка в этом возрасте близка и понятна ребенку, то многие сложные для его понимания вещи, многие психологические проблемы (например: страх темноты, одиночества, смерти, разлуки и т.п.) можно и нужно разрешать с помощью сказок – придуманных или прочитанных в книжках и адаптированных под вашего ребенка и вашу ситуацию.

Сказку можно использовать в качестве средства диагностики проблем[10] и в качестве средства воздействия на ребенка.

При использовании сказки в качестве средства воздействия желательно соблюдать следующие несложные правила.

Прежде всего, никогда не стоит забывать, что рассказать или прочитать ребенку сказку – это не только элемент терапии, но и возможность пообщаться с ребенком, которую не стоит упускать. Возможно, регулярно рассказывая ребенку сказки на ночь или читая и обсуждая с ним сказки и детские книжки, вы вообще избежите необходимости использовать сказку в качестве лекарства.

Далее, какую бы сказку вы ни сочиняли или читали, никогда не забывайте, что маленький ребенок всегда ассоциирует себя со сказочными персонажами, что он не просто слушает, он «живет» сказку. Поэтому сказка не должна быть слишком страшной, а степень выразительности рассказчика должна соответствовать ситуации. Если вы читаете или рассказываете сказку на ночь, то и сама сказка и ваша манера чтения не должны быть слишком эмоционально насыщенными, иначе вы рискуете достичь обратного эффекта – вместо того, чтобы успокоить ребенка, перевозбудить его.



Рассказывая ребенку сказки, не забывайте простого правила дидактики «от простого к сложному» - начинать всегда следует с простых сказок, имеющих одну сюжетную линию, небольшое количество персонажей, не очень длинных и не перенасыщенных незнакомыми для ребенка понятиями.

Чуть выше мы уже говорили о том, что маленькому ребенку необходимы ритуалы, традиции. Поэтому вы можете придумать определенный ритуал, предшествующий собственно сказке и повторять его изо дня в день. Например, если речь идет о Сказке перед сном, то тогда можно использовать сказку и как стимул для выполнения вечерних процедур: пьем молоко, чистим зубы и умываемся, складываем игрушки, переодеваемся на ночь, ложимся, даем маме (или папе) ладошку и слушаем сказку. После сказки – закрываем глазки и сладко спим до утра.

Не забывайте и о том, что мышление у маленького ребенка – образное. Поэтому, по мере возможности, иллюстрируйте сказки – выбирайте книжки с качественными картинками, рассказывайте с выражением, в лицах.

Помните, что в сказке ребенок – не только пассивный слушатель, но и активный участник. Гораздо более активный, чем даже главный герой – ведь ребенок проживает сказку за каждого из персонажей. Поэтому давайте малышу возможность быть активным слушателем, а со временем – и рассказчиком и сказителем (сочинителем собственных сказок). Если какую-то сказку вы читали вместе уже много раз и ребенок знает ее практически наизусть, то попросите его исполнить роль одного из персонажей. Здесь тоже не забывайте принципа «от простого к сложному»: начните с очень коротких, но достаточно выразительных ролей, например, роль охотника, который убивает Волка в «Красной Шапочке», а затем уже давайте ребенку возможность исполнять более сложные роли.

Сказку можно и нужно обсуждать, пересказывать и инсценировать. Все это поможет не только решить существующие психологические проблемы и создать атмосферу взаимного доверия между ребенком и родителем, но и является хорошим методом развития навыков свободной речи малыша, развивает его фантазию, воображение. Активизируя воображение ребенка и развивая навыки свободной речи, можно для начала использовать прием неожиданных ролей и попросить исполнить роль, например, корзиночки, в которой Красная Шапочка несла угощение для своей бабушки. Пусть ребенок попытается представить себе

как тяжело было корзинке нести полный груз,

как ей было больно, когда Красная Шапочка, весело напевая, махала ей из стороны в сторону и задевала деревья,

какими горячими были пирожки и каким холодным было масло в кувшинчике,

как старалась корзиночка, чтобы по дороге ничего из нее не выпало, пирожки не помялись, масло не растаяло и все угощение в целости и сохранности попало на стол к бабушке.

Опишите ребенку роль, которую ему придется исполнять. Используйте для этого не только рассказ, но и наводящие вопросы (например, «как ты думаешь, что чувствовала корзиночка, когда Красная Шапочка нечаянно стукала ею об дерево или камень?). Затем дайте ему какое-то время на то, чтобы он мог сконцентрироваться и «войти в роль» и начинайте читать сказку. По мере чтения делайте иногда паузы, давая малышу возможность вставить реплики своего персонажа. Затем задание можно усложнить: например, попросить придумать для сказки альтернативный конец, ответить на вопрос «А что было после того, как охотник спас бабушку и ее внучку?», постепенно переходя к сочинению ребенком собственных сказок.

И еще один совет. Если вы хотите использовать сказкотерапию для того, чтобы поговорить с ребенком о какой-то тяжелой ситуации или событии, произошедшем в его жизни (смерть близкого человека, обида, развод и т.п.), то не забывайте золотого правила «Время - лучший лекарь». Прежде чем касаться сложной темы, дайте возможность чувствам ребенка немного «отстояться», пусть самые острые переживания и эмоции утихнут, сам ребенок – отдохнет и выспится. Разговор о трудной теме начинайте, когда он хорошо чувствует себя не только физически, но и психологически (конечно, при наличии такой возможности).

Итак, мы попытались дать вам несколько советов, которые смогут пригодиться вам при выборе, чтении и обсуждении сказки с вашим малышом. Далее нам хотелось бы привести несколько примеров сказок, сочиненных замечательными педагогами, психологами и сказкотерапевтами для своих маленьких пациентов.

СКАЗКИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

В этом разделе вы найдете примеры «адресных» сказок, то есть сказок, которые можно рассказывать ребенку по тому или иному случаю (например, для того, чтобы поговорить с ним о проблеме страха темноты, подготовить к маминому отъезду и т.п.). Естественно, что в рамках небольшой по объему книжки невозможно рассмотреть все проблемные ситуации, которые могут возникнуть в жизни маленького человечка и его родителей, поэтому приведены сказки, интерпретирующие наиболее стандартные и распространенные ситуации. Возможно, что та или иная сказка не подойдет вам, тогда вы можете сочинить свою, используя имеющиеся в качестве примера.

Чтобы было проще разобраться, каждой ситуации дано название. Пояснения к сказкам напечатаны обычным шрифтом, сами сказки – курсивом. Сказки, приведенные в качестве примеров, ни в коем случае не могут считаться образцом, это просто своего рода иллюстрации, показывающие каким образом можно в сказочной форме интерпретировать ту или иную проблему. Почему-то я уверена, что когда у вас дело дойдет до практики и возникнет необходимость сочинить конкретную сказку для конкретной ситуации, то ваши сказки получатся гораздо лучше и гораздо интереснее. Не забывайте только самого главного – ведь никто на свете не любит вашего ребенка больше, чем вы, никто не переживает за него больше, чем вы. И если ваше чудо будет знать это, будет уверено в вашей любви и принятии его, то вместе вам будут не страшны никакие бури и ненастья и вы не просто сказку сможете сочинить, вы сможете эту сказку прожить. Вместе с вашим ребенком. Любимым и дорогим ребенком.

 






Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.